Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия подведомственности, анализ теоретических и практических вопросов, касающихся разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, характеристика отдельных видов судебных споров
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия подведомственности а также критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции общих судов;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции хозяйственных судов.
Исковое производство - основной вид судопроизводства по рассмотрению гражданских дел судом, поскольку большинство требований заинтересованных лиц вытекает из споров о праве.
В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела: 1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин (за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций) (п.1 ч.1 ст. 37 ГПК); 2) по спорам юридических лиц, в случаях установленных ГПК и иными законодательными актами, например, по спорам, отнесенным к компетенции патентной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь (п.2 ч. 1 ст. 37 ГПК); 3) другие дела, отнесенные законодательством к их ведению (ч.2 ст.37 ГПК), например, дела лиц, исключенных из состава коллегии адвокатов (ст. 24 Закона «Об адвокатуре Республики Беларусь») [77].
В основу общих правил подведомственности дел искового производства положены следующие критерии:
а) спор о праве;
б) субъектный состав спорящих сторон;
в) характер спорного правоотношения;
г) наличие или отсутствие исключения из общих правил, установленного актами законодательства.
С помощью такого критерия, как спор о праве, разграничивается подведомственность дел между судами и иными юрисдикционными органами. При наличии спора о праве дело всегда подведомственно суду (общему или хозяйственному в соответствии с их компетенцией). Дела бесспорного характера разрешаются внесудебными юрисдикционными органами. Бесспорный (внесудебный) порядок разрешения дел имеет место в случаях фактического отсутствия спора (разногласий по поводу прав и обязанностей) между участниками правоотношения либо прямого предписания закона, обязывающего государственный орган использовать предоставленные ему властные полномочия для осуществления определенных прав независимо от возражений ответчика, т.е. независимо от наличия спора.
В гражданском судопроизводстве спор о. праве используется в качестве критерия разграничения дел искового и иных видов производств.
Субъектный состав спорящих сторон разграничивает подведомственность между двумя органами судебной власти: судом общей компетенции и хозяйственным судом. Как исключение из общего правила отдельными актами законодательства к ведению общих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами. Обычно это споры, которые не являются хозяйственными (экономическими). Например, о прекращении деятельности общественных объединений.
Характером спорного правоотношения определяется подведомственность споров суду. Однако ряд дел, возникающих из семейных, трудовых, жилищных, иных правоотношений, изъяты из компетенции общих судов и разрешаются иными юрисдикционными органами, чаще всего административными. В соответствии со ст. 10 ГК защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Подведомственность дел, возникающих из брачно-семейных отношений, определяется по общим правилам, установленным ГПК, с учетом изъятий, закрепленных в КоБС. Согласно ст. 6 КоБС защита семейных прав осуществляется судом, органами опеки и попечительства, а также органами записи актов гражданского состояния [37].
К исключительной подведомственности суда отнесены исковые дела о расторжении брака (ст. 36 КоБС), признании брака недействительным (ст. 46 КоБС), лишении родительских прав (ст. 80 КоБС), особого производства об усыновлении (ст. 121 КоБС) и другие дела, если иное не установлено КоБС.
Подведомственность дел, возникающих из жилищных правоотношений, определяется общими правилами с учетом положений Жилищного кодекса Республики Беларусь.
Споры о предоставлении жилых помещений, основанные на гражданско-правовых обязательствах, подведомственны суду как дела искового производства (в связи со сносом дома, проведением капитального ремонта и пр.). Жилищные споры, возникающие в процессе пользования жилыми помещениями (об обмене, разделе жилого помещения, о выселении, о признании утратившим право на жилое помещение), подведомственны судам по общим правилам. Как исключение допускается выселение в административном порядке по постановлению прокурора лишь лиц, проживающих в домах, грозящих обвалом (ст. 38 ЖК) [31].
Споры, возникающие в отношении жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, подведомственны судам как обычные гражданско-правовые споры по поводу защиты права собственности или возникающие из различных видов обязательственных правоотношений. Однако на стадии предоставления жилья ряд вопросов разрешается в административном порядке (ст. 353 ГПК).
Подведомственность дел, возникающих из трудовых отношений, определяется по общим правилам (п.1 ч.1 ст. 37 ГПК) с учетом особенностей, установленных законодательством о труде [23].
В соответствии со ст. 233 ТК индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются: 1) комиссиями по трудовым спорам; 2) судами.
В соответствии со ст. 236 ТК индивидуальные трудовые споры между работником - членом профсоюза и нанимателем, связанные с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений, иных локальных нормативных актов, трудовых договоров разрешаются комиссиями по трудовым спорам, после рассмотрения в которых могут быть переданы на разрешения суда.
Из этого правила установлены, исключения: а) действующим законодательством допускается рассмотрение трудовых споров непосредственно в суде без обращения в КТС (ст. 241 ТК); б) трудовые споры отдельных категорий работников разрешаются в особом порядке.
Трудовые споры отдельных категорий работников рассматриваются в особом порядке. Так, решение квалификационной коллегии судей о наложении дисциплинарного взыскания, а также о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении судьи от занимаемой должности может быть обжаловано соответственно в квалификационную коллегию Верховного Суда Республики Беларусь, если решение было вынесено квалификационными коллегиями судей области и г.Минска и военных судов, или в Пленум Верховного Суда, если решение вынесено квалификационной коллегией Верховного Суда в отношении судей Верховного Суда и судей, входящих в состав квалификационных коллегий областей (г.Минска) и Белорусского военного округа. Решения этих органов являются окончательными (п. 12 Положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента № 626 от 4 декабря 1997 г. [57]).
Статья 37 п.4 относит к ведению судов и дела особого производства. Этот вид судопроизводства отличается от искового отсутствием спора о праве и как следствие этого - отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Возникновение спора, подведомственного суду, если это обнаружится при рассмотрении дела в порядке особого производства, влечет оставление заявления без рассмотрения с разъяснением заинтересованным лицам их права предъявить иск на общих основаниях (ст. 362 ГПК).
В соответствии со ст. 361 ГПК в особом производстве рассматриваются дела: 1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим; 3)о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности; 4) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); 5) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь; 6) о признании наследства выморочным; 7) о восстановлении прав по документам на предъявителя; 8) о принудительной госпитализации и лечении граждан.
Дела об установлении юридических фактов (фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных и имущественных прав граждан) являются наиболее распространенными из дел особого производства. Ст. 364 ГПК содержит примерный перечень юридических фактов, подлежащих установлению в судебном порядке.
Не подлежат рассмотрению судом факты, имеющие юридическое значение, если законодательством предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления, и заявитель имеет другую возможность получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты (ст. 363 ГПК). Так, суды не вправе в порядке особого производства устанавливать факты: принадлежности лицу документов, подтверждающих членство в общественных объединениях, а также паспорта и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, поскольку законодательством для установления таких фактов предусмотрен внесудебный, например, административный порядок. На основании закона решение административного органа об отказе в установлении юридического факта может быть обжаловано в суд по правилам, установленным для обжалования неправомерных действий государственных органов, иных юридических лиц (иных организаций), должностных лиц (ст. 353 ГПК), т.е. в ином судебном производстве.
Подведомственные суду дела бесспорного характера рассматриваются, кроме особого, и в приказном производстве (производстве по выдаче судебного приказа). Приказное производство - это упрощенная процессуальная форма рассмотрения очевидных и бесспорных дел. Оно осуществляется без судебного разбирательства, вызова должника и заявителя, заслушивания их объяснений. Для получения судебного приказа заявителю достаточно направить в суд заявление и подтвердить обязанность должника документами [25, с.145]. Перечень дел, указанный в ст. 394 ГПК, является исчерпывающим.
Устанавливая подведомственность судам гражданских дел, в том числе жилищных, следует исходить из того, что всякое право подлежит судебной защите в силу ст. 60 Конституции Республики Беларусь, а установленные законодательством и разработанные теорией гражданского процесса критерии подведомственности позволяют определить процессуальную форму этой защиты. В частности, такой критерий как характер спорного правоотношения позволяет выяснить, какой вид производства необходимо использовать для защиты жилищных прав граждан.
Не подлежат рассмотрению в судах в рамках искового производства прочие требования граждан о предоставлении жилых помещений, не основанные на гражданско-правовых обязательствах. Так, в соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 3 "О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства" отказ местного исполнительного или распорядительного органа, администрации юридического лица государственной формы собственности в предоставлении жилого помещения в порядке очередности или во внеочередном порядке (ст.ст. 83, 84 ЖК) может быть обжалован в суд [56]. Такие жалобы подлежат рассмотрению судами в порядке производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений.
На основании п. 5 ст. 335 ГПК может быть обжалован также неправомерный отказ жилищных органов в предоставлении нанимателям жилых помещений меньшего размера взамен занимаемых (ст. 58 ЖК). В юридической литературе высказано мнение о том, что такой отказ может быть обжалован нанимателем лишь в порядке подчиненности, а не в судебном порядке, поскольку решить вопрос о том, какое конкретно жилое помещение будет предоставлено, в каком доме, на каком этаже и тому подобное, может только компетентный жилищный орган, а не суд6. Однако с точки зрения конституционного права на судебную защиту такая позиция представляется неверной. Поскольку жилищным законодательством не установлен несудебный порядок обжалования действий жилищных органов в связи с отказом в предоставлении жилого помещения в порядке ст. 58 ЖК, следует руководствоваться общими правилами подведомственности дел суду.
Долгое время в законодательстве и судебной практике к исковому производству относили требования граждан о предоставлении жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилой площади, если законодательством определен срок предоставления жилого помещения и если этот срок нарушен. Подведомственность суду указанных споров была прямо закреплена в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.03.2000г. №3 "О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства Республики Беларусь" [56].
Как уже отмечалось, по действующему законодательству указанные требования подлежат рассмотрению судами в порядке производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, поскольку в подобных ситуациях лицо, требующее предоставления жилого помещения, не состоит в гражданско-правовых отношениях с субъектом, на который возложена обязанность обеспечить гражданина жильем в установленный срок.
В исковом порядке разрешаются требования граждан о понуждении наймодателя к заключению договора найма жилого помещения, полученного по обмену, если имеется решение органа, оформляющего обмен (п. 13 ст. 78 ЖК, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 3 "О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства"), споры о принудительном исполнении соглашения об обмене при отказе от обмена одной из сторон (п. 12 Правил обмена от 2 августа 1999 г. № 1191) [84].
Своеобразие имеет также подведомственность суду споров о переустройстве и перепланировке жилого помещения государственного жилищного фонда, что обусловлено разграничением компетенции суда и наймодателей в сфере жилищных отношений. Часть 2 названной статьи устанавливает, что отказ нанимателя или совершеннолетних членов его семьи на переустройство или перепланировку жилого помещения может быть оспорен в судебном порядке, если имеется разрешение наймодателя на переустройство или перепланировку, поскольку здесь имеется спор о праве. Что касается отказа наймодателя в даче такого разрешения, то в литературе отмечается, что он может быть обжалован лишь в порядке подчиненности, а не в судебном порядке.