Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия подведомственности, анализ теоретических и практических вопросов, касающихся разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, характеристика отдельных видов судебных споров
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия подведомственности а также критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции общих судов;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции хозяйственных судов.
В соответствии с п. 15 Временного положения о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений на осуществление отдельных видов деятельности (утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1991г.) субъекты хозяйствования (юридические лица, индивидуальные предприниматели) вправе обжаловать решение соответствующего органа об отказе в выдаче (продлении) лицензии, приостановлении или аннулировании ее действия в хозяйственный суд по месту нахождения органа в течение 30 дней с момента выдачи решения об отказе в ее выдаче, приостановлении или аннулировании лицензии (п. 15 Временного положения). По заявлению заинтересованного лица хозяйственный суд, признав причины пропуска срока уважительными, вправе восстановить пропущенный срок (ст. 113 ХПК) [42]. В хозяйственный суд может быть обжаловано также решение соответствующего органа о назначении экспертизы для решения вопроса о выдаче лицензии (п. 8 Временного положения).
Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении подведомственны хозяйственному суду с учетом статуса субъекта, подающего жалобу.
Кроме указанных в части второй комментируемой статьи в хозяйственный суд могут быть переданы и иные споры, связанные с реализацией юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями различных требований о защите нарушенных либо оспариваемых гражданских прав. Перечень таких способов защиты содержится в ст. 11 ГК Республики Беларусь [42, с.78].
Законодательными актами могут быть отнесены к подведомственности хозяйственного суда и другие дела.
Завершая рассмотрение особенностей отнесения дел к подведомственности хозяйственных судов, следует повторить, что применительно к хозяйственному процессу, подведомственность дел означает - отнесение экономических споров и иных дел к ведению хозяйственных судов.
Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, также организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами, а также между Республикой Беларусь и административно-
Кроме того, хозяйственному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности и дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении [102].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Справедливо, что любой спор, возникающий в обществе, должен находить свое разрешение в суде. Недостаточно четкое разграничение подведомственности дел между общими и хозяйственными судами приводило к ситуации, когда тому или иному лицу, чаще физическому, отказывали в принятии искового заявления и в общем, и в хозяйственном судах.
Новые ГПК и ХПК определили общие правила подведомственности дел судам. Достаточно сказать, что теперь ХПК допускает обращение в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и организаций и граждан, не являющихся таковыми.
Следует отметить, что остается нерешенной в установленном порядке проблема четкого отграничения отнесения в самих актах законодательства некоторых дел к компетенции общих или хозяйственных судов. Некоторые акты законодательства, в первую очередь непроцессуального характера, лишь содержат указание на подведомственность дела общему или хозяйственному суду либо на то, что дело подлежит рассмотрению в судебном порядке или просто в суде.
Принятие руководящих разъяснений и совместных постановлений Высшим хозяйственным судом и Верховным судом не является надлежащим решением данной проблемы. Представляется, что законодателю следует вносить по предложению ВХС РБ и ВС РБ изменения и дополнения в такие нормативные акты, а не решать проблему самостоятельно, как это имело место с принятием совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. № 4/3 "О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами", которым определено, что подведомственность дела определяется с учетом субъектного состава участников спора и характера возникшего спорного правоотношения [72].
Общие правила и подведомственность устанавливают ст. 37 ГПК и ст. 27 УПК. Примерный перечень подведомственных хозяйственным судам дел, по сути, вобрал в себя те экономические споры, разрешаемые хозяйственным судом, которые были перечислены в п. 4 постановления от 23.03.1995 № 2/7 "О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами", которое в последующем было отменено в связи с принятием новых процессуальных кодексов – Гражданского и Хозяйственного [71].
Хозяйственному суду подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных), в сфере, предпринимательской и иной деятельности, в которых сторонами выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы, административно-
В подведомственности споров по заявлениям общественных объединений, политических партий о признании недействительными решений (актов) о вынесении предупреждений в их адрес остается неясность.
Очевидно, что указанные споры даже при огромном желании невозможно отнести к категории экономических, а следовательно, к подведомственности хозяйственных судов. Дела по таким спорам, вместе с вопросами об оспаривании предупреждений, вынесенных в адрес общественных объединений и политических партий, должны быть в ведении общего суда. Таково мнение многих ученых-процессуалистов.
Совместное постановление Пленумов разъяснило, что споры о подведомственности дел не допускаются в силу требований ст. 41 ГПК, в соответствии с которой вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также указанных в постановлении организаций, которые вправе поставить вопрос о его отмене перед вышестоящим судом.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что судебная форма является основной формой защиты нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Право каждого на защиту компетентным, независимым и беспристрастным судом гарантировано ст. 60 Конституции Республики Беларусь. В гражданском судопроизводстве это конституционное право находит выражение в установленном ст. 6 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь праве на обращение за судебной защитой, которое означает возможность всякого заинтересованного лица использовать предусмотренные законом средства для возбуждения гражданского дела в суде первой инстанции, производства по пересмотру постановлений суда, исполнительного производства. При этом не допускается отказ в судебной защите по мотивам отсутствия, неполноты, противоречивости, неясности нормативного акта, регулирующего соответствующие правоотношения. Однако столь широкая возможность обращения за правосудием не означает, что всякое обращение заинтересованного лица в суд с требованием о защите нарушенного права повлечет обязанность суда возбудить гражданское дело, рассмотреть его и вынести решение, поскольку возникновение и развитие процесса происходит по установленным правилам, которыми должны руководствоваться суд и участники гражданского судопроизводства. В частности, одной из предпосылок права на обращение в суд является подведомственность дела суду.
Список использованных источников
1. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. Понятие, основные принципы. -М.: Наука, 1985. -С.32-33
2. Абова Т.Е. Арбитражный суд в судебной системе России // Государство и право. -2000. -№9. -С.5
3. Абрамов С.Н. Советский гражданский процесс. М.: Юридическая литература, 1952
4. Абсалямов А.В., Ярков В.В. Правила подведомственности арбитражному суду споров, возникающих из административно-правовых отношений // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. -2001. -№6. -С.120-138
5. Абсалямов А.В., Ярков В.В. Применение отдельных положений законодательства об исполнительном производстве в арбитражном процессе // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. -2002. -№3. -С.84
6. Аксенова И.О. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере налогообложения // Законодательство. –1998. -№11. –С.57
7. Андреева Т. Вопросы компетенции арбитражных судов в новом Арбитражном процессуальном Кодексе РФ. // Хозяйство и право. –2002. -№9. -С.46
8. Андреева Т. Подведомственность и подсудность дел // Закон. –1995. -№9. –С.37-39
9. Арбитражный процесс. Учебник / под ред. Яркова В.В. -М.: Юристъ, 1998
10. Арбитражный процесс: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. М.К.Треушникова и В.М.Шерстюка. -М.: Инфра-М, 2000. -С.68
11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.: Инфра-М, 1998.
12. Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 25.10.2000г. №441-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2000. -№106. –Ст.2/219
13. Бойков О. Рассмотрение арбитражными судами налоговых споров // Российская юстиция. –1996. -№11. –С.71
14. Болеев Ф.А. Споры граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, но не имеющие статуса предпринимателя, подведомственны судам общей юрисдикции // Законность. –1995. -№9. -С.61
15. Борисова Е.А. Особенности рассмотрения дел о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов // Законодательство. –2000. -№4. –С.21
16. Власов А. Вещественные доказательства в гражданском процессе // Советская юстиция. –1986. -№8. –С.24
17. Гонтарук И., Матюшин Б. Оценка судом достаточности и взаимосвязи доказательств при разрешении гражданских дел // Советская юстиция. –1985. -№18. –С.18
18. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7.12.1998г. №218-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. –1999. -№7-9. –Ст.101
19. Гражданский процесс. Общая часть / под ред. Беловой Т.А., Колядко И.Н., Юркевича Н.Г. -Мн.: Амалфея, 2000
20. Гражданский процесс. Учебник / Под ред Треушникова М.К. –М.: Новый Юрист, 1998
21. Гражданский процесс. Учебник / Под ред. Юдельсона К.С. –М.: Юридическая литература, 1972
22. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.С.Шакаряна. –М.: Юридическая литература, 1993
23. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11.01.1999г. №238-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. -18-19. –С.2/13
24. Гражданское процессуальное законодательство. Комментарий / Под ред. Юкова М.К. –М.: Юридическая литература, 1991
25. Гражданское процессуальное право России: Учебник для вузов / Под ред. Шакаряна М.С. –М.: Юристъ, 2002
26. Громов А. Споры с таможенными органами (подведомственные суду) // Юрист. –2002. -№6(13). –С.61-62
27. Гурвич М.А. Учение об иске. М. Юридическая литература, 1981. -С.16
28. Дружков П.С. Судебная подведомственность споров о праве и иных правовых вопросов, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства: Автореферат диссертации к.ю.н. –Свердловск., 1966
29. Ермошин Г.Т. Подведомственность экономических споров с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и особенности их разрешения. // Адвокат. -1999. -№10. –С.14
30. Жилин Г. Признание нормативных актов недействительными // Российская юстиция. –1998. -№7. –С.21
31. Жилищный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 22.03.1999г. №248-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. -№28. –Ст.2/23
32. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. -М.: Городец, 1997
33. Загребнев С. Подведомственность споров с участием иностранных инвесторов - юридических лиц // Хозяйство и право. –1996. -№8. -С.88
34. Иваненко В. Поговорим о подсудности // Бюллетень нормативно правовой информации. –2002. -№5. –С.19-20
35. Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. -М.: Госюриздат, 1961. -С.26
36. Караткевич В. О регулировании подведомственности и подсудности гражданских дел в случаях определения о возбуждении производства по делу о банкротств должника и определении об открытии конкурсного производства. // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. -2001. -№5. -С.197
37. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Республики Беларусь от 9.07.1999г. №278-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. -№55. –Ст.2/53
38. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Республики Беларусь от 6.12.1984г. №4048 // Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений Совета Министров Белорусской ССР. –1984. -№35. -Ст.505
39. Козловская Н. Подведомственность суду дел, связанных с предоставлением и пользованием гражданами жилыми помещениями государственного жилищного фонда // Юстиция Беларуси. –2002. -№3. -С.63-66
40. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Ф.Яковлева. -М. Инфра-М, 1998. –515с.
41. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А.Зинченко, А.А.Лукъянов. –Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -446с.
42. Комментарий к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь / Под ред. В.С.Каменкова. –Мн.: Амалфея, 1999. –592с. С.76-79
43. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. –1993. -№28. -Ст. 375