Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия подведомственности, анализ теоретических и практических вопросов, касающихся разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, характеристика отдельных видов судебных споров
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия подведомственности а также критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции общих судов;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции хозяйственных судов.
Субъектный состав и характер спорного правоотношения - основные критерии, закрепленные в Хозяйственном процессуальном кодексе (ст. 27) и Гражданском процессуальном кодексе (ст. 37), по которым разграничивается подведомственность дел между общими и хозяйственными судами.
Когда законодательные акты не позволяют четко разграничить компетенцию между общими и хозяйственными судами, например, в законодательном акте указано, что дело подлежит рассмотрению в судебном порядке или в суде (без указания конкретного суда), подведомственность дела определяется с учетом субъектного состава и характера возникшего спорного правоотношения (п. 1 совместного Постановления Пленумов Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь и Верховного суда Республики Беларусь от 22 июня 2000г. №4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами»).
Законодательством установлен приоритет общесудебной подведомственности. В соответствии со ст. 38 ГПК при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие иному суду или иному государственному органу или организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Это правило применяется и в случаях «необходимого соучастия», когда в отношении одних соучастников спор подведомствен хозяйственному суду, а в отношении других - общему суду [42, с.76].
Так, отменяя определение суда первой инстанции о прекращении производства по мотивам его неподведомственности общему суду, коллегия по гражданским делам Минского городского суда по конкретному делу правильно отметила, что требование о возврате спорного имущества возникло из права общей собственности, принадлежащей гражданину и юридическому лицу, поэтому в процессе они должны выступать как соучастники. Такое соучастие является обязательным, и хотя каждый соучастник выступает по отношению к другой стороне самостоятельно, раздельное рассмотрение требований каждого истца к каждому ответчику невозможно. Поскольку споры, одной из сторон в которых является гражданин, подведомственны общим судам, прекращение производства по делу неправомерно [92].
Как уже отмечалось выше, разграничение компетенции между общим и хозяйственным судом проводится по двум критериям (правилам), которые закреплены в общих процессуальных законах ХПК и ГПК: 1) субъектному составу участников спора; 2) по характеру спорного правоотношения.
Согласно ст. 37 ГПК общему суду подведомственны дела по спорам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. Субъектами спора, разрешение которого отнесено к подведомственности хозяйственных судов, являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные и иные органы, Республика Беларусь, административно-территориальн
Юридическое лицо и гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель), приобретают правосубъектность в делах, подведомственных хозяйственному суду, с момента их государственной регистрации в Едином государственном регистре (ст. 47 ГК) [18].
Согласно общим правилам подведомственности, если стороной в споре выступает организация, не имеющая статус юридического лица, или гражданин, не зарегистрированный в установленном порядке в качестве предпринимателя, спор разрешается в общем суде. Из этого правила актами законодательства устанавливаются исключения - Хозяйственному суду, в частности, подведомственны дела по спорам с участием граждан, которые не являются предпринимателями:
- в случае отказа регистрирующего органа в регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п.11 ст. 27 ХПК);
- по заявлениям граждан-кредиторов юридического лица или их наследников об экономической несостоятельности (банкротстве) (ст.ст. 9, 23 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)») [86].
По субъектному составу разграничивается подведомственность общему или хозяйственному суду дел, возникающих из административных отношений, дел особого производства (п.3, 4 ст. 37 ГПК, ч.3 ст. 27 ХПК) и приказного производства (ст. 394 ГПК и ст. 116 ХПК).
По характеру спорного правоотношения общему суду подведомственны дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, а также отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды (ч.1 ст. 37 ГПК), а хозяйственному суду - хозяйственные (экономические) споры и иные дела, отнесенные ст. 27 ХПК к его ведению. Содержание термина «хозяйственный (экономический) спор» в законодательстве не раскрывается. Ст. 27 ХПК дает примерный перечень таких споров. С учетом задач хозяйственного судопроизводства, закрепленного в ст. 1, 2 ХПК, хозяйственный (экономический) спор можно определить как спор, возникающий из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных и др.) в сфере предпринимательской или иной хозяйственной (экономической) деятельности. Предпринимательская или иная хозяйственная деятельность является основным признаком понятия «экономический спор».
Оба критерия, по которым проводится разграничение компетенции между общими и хозяйственными судами и определяется подведомственность дел последним (субъектный, состав и характер спора), должны учитываться в совокупности. При отсутствии любого из них спор подлежит разрешению в общем суде. Поэтому, если спор по своему характеру хотя и является экономическим (возник из предпринимательской или иной хозяйственной деятельности), но в нем участвует гражданин, который не зарегистрирован в качестве предпринимателя (отсутствует первый признак), то такой спор разрешается в общих судах, если иное не предусмотрено законодательством.
Спор, который не является экономическим, хотя и возник между юридическими лицами, юридическими лицами и государственными органами, несмотря на субъектный состав, подведомственен общему суду, так как в нем отсутствует второй из указанных выше критериев. Подведомственность таких споров общим судам закреплена в актах законодательства. К ним относятся, в частности, дела о прекращении деятельности общественных объединений, в том числе политических партий, религиозных организаций (ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» [80], ст. 18 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» [74]; ст. 35 Закона «О политических партиях» [60]).
Из общих правил подведомственности, закрепленных в комментируемой статье, законодательными актами могут устанавливаться исключения (специальная подведомственность). Суть этих исключений состоит в следующем:
а) некоторые споры, возникающие между юридическими лицами, отнесены к ведению общих судов (обычно эти споры не затрагивают сферу экономической деятельности субъектов) (п. 2 часть первая ст. 37 ГПК). В общих судах разрешаются, в частности, споры: -по искам общественных объединений потребителей о признании действий продавца, изготовителя (предприятий, осуществляющих их функции), исполнителя, а также органа управления противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий (часть вторая ст. 20 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями); -заявления наймодателей (объединений наймодателей), профсоюза, органа, избранного на общем собрании или конференции нечленов профсоюза, о применении коллективных договоров (соглашений) (Трудовой кодекс Республики Беларусь);
б) некоторые споры с участием граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, и организаций, которые не являются юридическими лицами, могут относиться к ведению хозяйственного суда законодательными актами (п. 2 часть первая ст. 4 ХПК).
В частности, хозяйственному суду подведомственны дела по заявлениям (жалобам) граждан - на решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя либо уклонении от регистрации в установленный срок (п. 11 ст. 27 ХПК, часть седьмая ст. 5 Закона Республики Беларусь от 28.05.1991 «О предпринимательстве в Республике Беларусь») [67];
по заявлениям граждан-кредиторов юридического лица или их наследников об экономической несостоятельности (банкротстве) (ст. 9, 23 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве) [86];
в) споры, которые с позиций общих правил подведомственности должны разрешаться в судебном порядке (общими или хозяйственными судами в соответствии с их компетенцией), отнесены законодательством к ведению несудебных органов (административных, нотариата и др.).
Например, в соответствий с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 646 от 27 ноября 1995 г. взыскание некоторых видов задолженности производится в бесспорном (внесудебном) порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия [83]. В постановлении надзорной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по конкретному делу указано, что наличие исполнительной надписи о принудительном списании с должника в пользу кредитора денежных сумм препятствует обращению кредитора в суд с требованием о взыскании задолженности. Должник, не согласный с бесспорным взысканием, вправе в судебном порядке оспаривать исполнительную надпись, если она выдана с нарушением законодательства.
К компетенции хозяйственных судов отнесено разрешение споров между трудовым коллективом и государственным органом, принявшим решение о реорганизации или ликвидации государственного предприятия, когда спор связан с требованием трудового коллектива о передаче предприятия в аренду или преобразование его в иное предприятие, основанное на негосударственной форме собственности.
Отдельные категории дел подведомственны хозяйственному суду лишь при наступлении указанных в законе условий (условная подведомственность). Так, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из пере-. возки груза, обязательно предъявление ему претензии (ст. 751 ГК); по искам о возмещении вреда, причиненного изданием незаконного акта государственным органом (должностным лицом), обязательно обращение к этому органу с просьбой об отмене акта (п. 6 Положения о порядке возмещении ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденного постановлением Верховным Советом Республики Беларусь от 16 июня 1993 г.); жалобы на решения инспекций ГНК и действия их должностных лиц предварительно подаются в ту налоговую инспекцию, которой они подчинены (ст. 14 Закона Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь»). Несоблюдение этих условий влечет возвращение искового заявления или оставление его без рассмотрения (п. 4 ст. 94, п. 5 ст. 126 ХПК).
При конкурирующей подведомственности конкретное дело может быть разрешено каждым из нескольких указанных в законе юрисдикционных органов. Так, принудительная ликвидация банков, филиалов юридического лица и представительств иностранных банков допускается как в судебном порядке в соответствии с Законом Республики Беларусь «0б экономической несостоятельности (банкротстве)», так и по решению Национального банка (см. Банковский кодекс Республики Беларусь). Ликвидация банков на основании решения Национального банка препятствует рассмотрению такого требования хозяйственным судом. Если решение противоречит законодательству, оно может быть оспорено (признано недействительным) по иску юридического лица, поданному в хозяйственный суд. Однако Национальный банк не вправе принимать решение о ликвидации банка, в отношении которого ведется судебная процедура банкротства, поскольку это является прямым вмешательством в судебный процесс (постановление Пленума ВХС Республики Беларусь по делу № 82-1) [91].
Стороны могут заключить письменное соглашение о передаче подведомственного хозяйственному суду спора на рассмотрение третейского суда (договорная подведомственность).
Подведомственность определяется только законодательными актами. В некоторых случаях (до приведения специального законодательства в соответствие с ХПК) вопросы подведомственности решались на уровне постановлений Пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного судов, однако в будущем они вправе лишь разъяснять закрепленные законодательными актами правила подведомственности.
Таким образом, в завершение данной главы следует повторить, что правовая наука выделяет несколько подходов к определению самого понятия подведомственности. Под подведомственностью в широком смысле слова или предметной компетенцией имеют в виду совокупность полномочий государственного или иного органа на осуществление своих функций по отношению к определенному кругу объектов (дел). Подведомственность в узком смысле слова определяется как круг споров о праве и иных правовых вопросов индивидуального характера, разрешение которых отнесено к ведению государственного или иного органа. В этом смысле подведомственность рассматривают как юрисдикцию, под которой понимают круг вопросов, по отношению к которым соответствующие органы могут применять право.
Под подведомственностью дел общим судам понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу. Соответственно под подведомственностью хозяйственным судам, понимаются хозяйственные дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
В теории гражданского процессуального права и в законодательстве выделяют различные основания классификации видов подведомственности: в зависимости от органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных дел, в зависимости от характера дел, в зависимости от характера норм, регулирующих подведомственность.
Глава 2. Основание отнесения дел к компетенции общих судов
Поскольку в законе невозможно дать исчерпывающие указания о подведомственности каждого спора, в нем закреплены лишь общие правила подведомственности юридических дел и отдельные исключения из них, которые законодатель считает необходимым установить в силу определенных причин.
Общие правила подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции закреплены в ст. 37 ГПК применительно к четырем видам гражданского судопроизводства - исковому; производству, возникающему из административно-правовых отношений; особому; приказному и применяются постольку, поскольку иное не установлено актами законодательства (специальная подведомственность).