Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия подведомственности, анализ теоретических и практических вопросов, касающихся разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, характеристика отдельных видов судебных споров
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия подведомственности а также критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции общих судов;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции хозяйственных судов.
При анализе подведомственности суду споров, подлежащих рассмотрению в исковом порядке, наряду с характером спорного правоотношения необходимо проанализировать и другие критерии подведомственности, такие, как спор о праве, субъектный состав спорящих сторон, наличие или отсутствие исключений из общих правил подведомственности, установленных актами законодательства.
Спор о жилищном праве в качестве критерия подведомственности позволяет разграничить компетенцию суда и несудебных органов. Так, например, при отсутствии спора о размере квартирной платы и платы за коммунальные услуги, соответствующая задолженность нанимателя взыскивается в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса (п. 5.1. Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 646) [83].
Итак, при решении вопросов подведомственности судам жилищных дел необходимо исходить из права на судебную защиту, гарантированного ст. 60 Конституции Республики Беларусь, и руководствоваться правилами подведомственности для определения процессуальных форм такой защиты [39].
Таким образом, суды общей юрисдикции рассматривают дела в порядке искового, особого и приказного производства. При этом исковое производство является основным видом судопроизводства по рассмотрению гражданских дел судом, поскольку большинство требований заинтересованных лиц вытекает из споров о праве.
В основу общих правил подведомственности дел искового производства положены следующие критерии: спор о праве, субъектный состав спорящих сторон, характер спорного правоотношения, наличие или отсутствие исключения из общих правил, установленного актами законодательства.
Глава 3. Основание отнесения дел к компетенции хозяйственных судов
Хозяйственные суды в Республике Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Подведомственность - отнесение споров о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Применительно к хозяйственному процессу, подведомственность дел хозяйственному суду - отнесение экономических споров и иных дел к ведению хозяйственных судов.
Значительно изменился институт подведомственности дел хозяйственному суду с принятием Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. В результате этого существенно расширен круг споров, отнесенных законом к компетенции хозяйственного суда. Анализ норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь 1998 года дает основание говорить о том, что это расширение произведено путем:
увеличения и четкого определения субъектного состава участников хозяйственных процессуальных отношений
отнесения к ведению хозяйственного суда новых категорий дел
уточнения критериев подведомственности дел хозяйственному суд [7, с.46].
Впервые на уровне закона дается (статья 27) перечень хозяйственных (экономических) споров.
Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам: 1) между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, также организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами; 2) между Республикой Беларусь и административно-
Хозяйственный суд рассматривает также дела: 1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; 2) по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении [102].
Употребляемый в настоящем параграфе термин «хозяйственный (экономический) спор» носит условный характер, его содержание не раскрывается в законодательстве. С учетом задач хозяйственного судопроизводства, закрепленных в ст.1, 2 ХПК, хозяйственный (экономический) спор можно определить как спор, возникающий из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Гражданско-правовые споры имущественного характера, возникающие между юридическими лицами, в том числе такими, которые не являются субъектами хозяйствования (например общественные, религиозные организации, политические партии), подведомственны хозяйственному суду, если иное не предусмотрено специальным законом.
К хозяйственным (экономическим) спорам, рассматриваемым хозяйственным судом, в частности, относятся следующие споры:
Преддоговорные споры (споры о понуждении к заключению договора либо разногласия по условиям договора) могут быть переданы на рассмотрение хозяйственного суда в двух случаях: если в соответствии с законодательством для одной из сторон заключение договора является обязательным либо имеется соглашение сторон о передаче разногласий по договору (часть четвертая ст. 415 ГК Республики Беларусь) [46, с.62].
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.11.1993 «О поставках товаров для государственных нужд» хозяйственному суду подведомственны споры о понуждении заключить госконтракт (договор) в случае необоснованного уклонения от его заключения:поставщика-
Заключение договора является обязательным для организатора или победителя торгов, если предметом торгов было только право на заключение договора; коммерческая организация не вправе уклоняться от заключения публичного договора (часть пятая ст. 418, ст. 396 ГК) [46, с.62].
Обязательный характер носит и предварительный договор (ст. 399 ГК). Разновидностью предварительного договора является договор выкупа арендуемого имущества, который оформляется либо самостоятельным документом, либо разделом в составе договора на аренду имущества [81].
Участник может потребовать от закрытого акционерного общества приобретения в судебном порядке его акций либо части акций по цене балансовой стоимости имущества, приходящегося на его акции (часть акций) (ст. 41 Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»).
В тех случаях, когда заключение договора не является в силу закона обязательным, преддоговорной спор может быть передан на разрешение хозяйственного суда по соглашению сторон, которое может быть достигнуто путем обмена письмами, телеграммами и пр. Соглашение считается достигнутым, если условие о передаче разногласий на разрешение хозяйственного суда включено одной из сторон в проект договора, а вторая сторона (контрагент) в протоколе разногласий не высказывает замечаний по соответствующему условию проекта.
Если истец в исковом заявлении указал, что с ответчиком достигнуто устное соглашение о передаче разногласий по договору в хозяйственный суд, судья принимает заявление к производству. Однако при непредставлении в судебное заседание письменного соглашения дело подлежит прекращению (п. 1 ст. 94 ХПК) [102].
Споры о заключении договоров поставки между субъектами хозяйствования стран - участниц Соглашения об общих условиях поставки товаров, между организациями государств - участников СНГ (г. Киев, 20.06.1992) подведомственны хозяйственным судам при наличии письменного согласия сторон о передаче спора на рассмотрение хозяйственного суда (п. 7, 14 Соглашения).
Хозяйственному суду подведомственны споры, связанные с изменением условий или расторжением договора вне зависимости от вида договора (договор купли-продажи, поставки и др.), а также вне зависимости от того, в добровольном или принудительном порядке заключен договор.
Хозяйственный суд рассматривает споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств независимо от их вида (поставка, купля-продажа, аренда и пр.) и основания возникновения (договорные и внедоговорные - из причинения вреда, неосновательного обогащения, действия в чужом интересе, публичного конкурса, публичного обещания награды) [101, с.155].
Споры о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанные с лишением владения, рассматриваются хозяйственным судом по негаторным искам. Согласно ст. 285 Гражданского кодекса, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, а в силу ст. 286 Гражданского кодекса это же право принадлежит и законному владельцу.
Возмещение убытков закреплено в ст. 11 Гражданского кодекса в качестве способа защиты гражданских прав. Если такое требование обусловлено неисполнением договорных обязательств, убытки выступают в качестве основного вида ответственности за неисполнение обязательств. При рассмотрении такого требования хозяйственный суд должен исходить из правил, предусмотренных ст. 14, 364, 365 Гражданского кодекса Республики Беларусь [18].
Признание недействительным ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству и нарушающего права и законные интересы граждан, юридических лиц, как способ защиты гражданских прав, закреплен в ст. 11 Гражданского кодекса, а также в Законах Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь» (ст. 64), «О предприятиях в Республике Беларусь» (ст. 91) [68], «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (ст.9) [67].
Предметом оспаривания в хозяйственном суде (путем признания недействительными) могут быть акты индивидуального характера, т.е. решения, которые содержат обязательные предписания, влекущие юридические последствия (устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц).
Субъекты хозяйствования вправе оспаривать в хозяйственном суде ненормативные акты государственных и иных органов, затрагивающие любую сферу их деятельности, не только имущественную (ст. 91 Закона «О предприятиях в Республике Беларусь» [68], ст. 9 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» [67]).
В практике хозяйственных судов широко распространены случаи оспаривания субъектами хозяйствования инкассовых распоряжений о денежных взысканиях в государственный бюджет, выдаваемых различными органами взыскания (налоговыми, финансовыми, Комитета государственного контроля и др.), наделенными правом их бесспорного взыскания.
По своей природе инкассовое распоряжение - форма платежного документа, по которому списание средств со счета плательщика производится в безакцептном порядке (без согласия должника) и, следовательно, не соответствует требованиям, предъявляемым к акту как объекту оспаривания в хозяйственном суде [66].
Неподведомственны хозяйственному суду дела о признании актов, рассмотрение которых отнесено к компетенции других органов, в частности жалобы на постановления следователя и иные акты, принимаемые в процессе предварительного следствия по уголовным делам, хотя такие акты могут затрагивать права и законные интересы субъектов хозяйствования, например, приостанавливать операции по счету при проведении следственных действий по экономическим преступлениям (ст. 1601 УК Республики Беларусь). Не подлежат обжалованию в хозяйственном суде акты процессуального реагирования, принятые прокурором в порядке общего надзора (предписание, официальное предупреждение). В соответствии со ст. 38, 39 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» такие акты обжалуются вышестоящему прокурору [70]. Однако предупреждение, вынесенное регистрирующим органом или прокурором в адрес средства массовой информации, может быть обжаловано в хозяйственный суд (ст. 17 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации») [58].
Законом Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» из компетенции хозяйственных судов изъяты дела о признании недействительными актов государственных или иных органов, носящих нормативный характер. В настоящее время хозяйственный суд лишь вправе инициировать перед Конституционным Судом вопрос о конституционности нормативного акта (п. 4 ст. 12 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь») [76].
В случае обращения субъектов хозяйствования в хозяйственные суды с исками о признании недействительными актов государственных органов, имеющих нормативный характер и не связанных с рассмотрением конкретного экономического спора, хозяйственные суды обязаны разъяснить, что указанные субъекты хозяйствования могут обращаться в государственные органы и к должностным лицам, включая и Высший Хозяйственный Суд, имеющим в соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь право на внесение предложений о проверке конституционности нормативного акта в Конституционный Суд (разъяснение Высшего Хозяйственного Суда от 17.09.1997 № 03-17/1059) [62].
Защита деловой репутации юридических лиц и граждан-предпринимателей осуществляется хозяйственным судом по правилам, установленным ст. 153 Гражданского кодекса для защиты чести и достоинства гражданина. Индивидуальный предприниматель, о хозяйственной (экономической) деятельности которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе наряду с требованием об опровержении таких сведений потребовать возмещения убытков и морального вреда (п. 10 постановления Пленума ВХС от 20 июля 1999 г. № 7 «О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации») [69].