Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение понятия подведомственности, анализ теоретических и практических вопросов, касающихся разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, характеристика отдельных видов судебных споров
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия подведомственности а также критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции общих судов;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции хозяйственных судов.

Работа состоит из  1 файл

дипл. Подведомственность РБ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

При анализе подведомственности суду споров, подлежащих рассмотрению в исковом порядке, на­ряду с характером спорного правоотношения не­обходимо проанализировать и другие критерии под­ведомственности, такие, как спор о праве, субъект­ный состав спорящих сторон, наличие или отсут­ствие исключений из общих правил подведомствен­ности, установленных актами законодательства.

Спор о жилищном праве в качестве критерия подведомственности позволяет разграничить ком­петенцию суда и несудебных органов. Так, напри­мер, при отсутствии спора о размере квартирной платы и платы за коммунальные услуги, соответ­ствующая задолженность нанимателя взыскивает­ся в бесспорном порядке на основании исполни­тельной надписи нотариуса (п. 5.1. Перечня доку­ментов, по которым взыскание задолженности про­изводится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утв. постановлением Ка­бинета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 646) [83].

Итак, при решении вопросов подведомственнос­ти судам жилищных дел необходимо исходить из права на судебную защиту, гарантированного ст. 60 Конституции Республики Беларусь, и руко­водствоваться правилами подведомственности для определения процессуальных форм такой защиты [39].

Таким образом, суды общей юрисдикции рассматривают дела в порядке искового, особого и приказного производства. При этом исковое производство является основным видом судопроиз­водства по рассмотрению гражданских дел судом, по­скольку большинство требований заинтересованных лиц вытекает из споров о праве.

В основу общих правил подведомственности дел ис­кового производства положены следующие критерии: спор о праве, субъектный состав спорящих сторон, характер спорного правоотношения, наличие или отсутствие исключения из общих правил, установленного актами законодатель­ства.


Глава 3. Основание отнесения дел к компетенции хозяйственных судов

 

Хозяйственные суды в Республике Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Подведомственность - отнесение споров о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Применительно к хозяйственному процессу, подведомственность дел хозяйственному суду - отнесение экономических споров и иных дел к ведению хозяйственных судов.

Значительно изменился институт подведомственно­сти дел хозяйственному суду с принятием Хозяйствен­ного процессуального кодекса Республики Беларусь. В результате этого существенно расширен круг споров, отнесенных законом к компетенции хозяйственного суда. Анализ норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь 1998 года дает основание гово­рить о том, что это расширение произведено путем:

      увеличения и четкого определения субъектного со­става участников хозяйственных процессуальных от­ношений

      отнесения к ведению хозяйственного суда новых категорий дел

      уточнения критериев подведомственности дел хо­зяйственному суд [7, с.46].

Впервые на уровне закона дается (статья 27) пере­чень хозяйственных (экономических) споров.

Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам: 1) между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, также организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами; 2) между Республикой Беларусь и административ­но-территориальными единицами Республики Бе­ларусь, а также между административно-терри­ториальными единицами Республики Беларусь.

Хозяйственный суд рассматривает также дела: 1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; 2) по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении [102].

Употребляемый в настоящем параграфе термин «хозяйственный (экономический) спор» носит условный характер, его содержание не раскрывается в законодательстве. С учетом задач хозяйственного судо­производства, закрепленных в ст.1, 2 ХПК, хозяйственный (экономичес­кий) спор можно определить как спор, возникающий из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательс­кой и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

              Гражданско-правовые споры имущественного характера, возникающие между юридическими лицами, в том числе такими, которые не являются субъектами хозяйствования (например общественные, религиозные орга­низации, политические партии), подведомственны хозяйственному суду, если иное не предусмотрено специальным законом.

К хозяйственным (экономическим) спорам, рас­сматриваемым хозяйственным судом, в частности, относятся следующие споры:

Преддоговорные споры (споры о понуждении к заключению дого­вора либо разногласия по условиям договора) могут быть переданы на рассмотрение хозяйственного суда в двух случаях: если в соответствии с законодательством для одной из сторон заключение договора является обязательным либо имеется соглашение сторон о передаче разногласий по договору (часть четвертая ст. 415 ГК Республики Беларусь) [46, с.62].

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 24.11.1993 «О по­ставках товаров для государственных нужд» хозяйственному суду подве­домственны споры о понуждении заключить госконтракт (договор) в случае необоснованного уклонения от его заключения:поставщика-монополиста по производству или продаже определенных видов товаров - по иску госзаказчика; поставщика, выигравшего конкурс на поставку товаров для государ­ственных нужд; поставщика, указанного в извещении, выданном госзаказчиком о при­креплении к поставщику потребителей - по иску покупателя (ст. 1, 7, 11 Закона).

Заключение договора является обязательным для организатора или по­бедителя торгов, если предметом торгов было только право на заключение договора; коммерческая организация не вправе уклоняться от заключе­ния публичного договора (часть пятая ст. 418, ст. 396 ГК) [46, с.62].

Обязательный характер носит и предварительный договор (ст. 399 ГК). Разновидностью предварительного договора является договор выкупа арен­дуемого имущества, который оформляется либо самостоятельным докумен­том, либо разделом в составе договора на аренду имущества [81].

Участник может потребовать от закрытого акционерного общества при­обретения в судебном порядке его акций либо части акций по цене балан­совой стоимости имущества, приходящегося на его акции (часть акций) (ст. 41 Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обще­ствах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»).

В тех случаях, когда заключение договора не является в силу закона обязательным, преддоговорной спор может быть передан на разрешение хозяйственного суда по соглашению сторон, которое может быть достиг­нуто путем обмена письмами, телеграммами и пр. Соглашение считается достигнутым, если условие о передаче разногласий на разрешение хозяй­ственного суда включено одной из сторон в проект договора, а вторая сторона (контрагент) в протоколе разногласий не высказывает замечаний по соответствующему условию проекта.

Если истец в исковом заявлении указал, что с ответчиком достигнуто устное соглашение о передаче разногласий по договору в хозяйственный суд, судья принимает заявление к производству. Однако при непредстав­лении в судебное заседание письменного соглашения дело подлежит пре­кращению (п. 1 ст. 94 ХПК) [102].

Споры о заключении договоров поставки между субъектами хозяйство­вания стран - участниц Соглашения об общих условиях поставки товаров, между организациями государств - участников СНГ (г. Киев, 20.06.1992) подведомственны хозяйственным судам при наличии письменного согла­сия сторон о передаче спора на рассмотрение хозяйственного суда (п. 7, 14 Соглашения).

Хозяйственному суду подведомственны споры, связанные с изме­нением условий или расторжением договора вне зависимости от вида дого­вора (договор купли-продажи, поставки и др.), а также вне зависимости от того, в добровольном или принудительном порядке заключен договор.

Хозяйственный суд рассматривает споры о неисполнении или не­надлежащем исполнении обязательств независимо от их вида (поставка, купля-продажа, аренда и пр.) и основания возникновения (договорные и внедоговорные - из причинения вреда, неосновательного обогащения, дей­ствия в чужом интересе, публичного конкурса, публичного обещания на­грады) [101, с.155].

Споры о нарушении прав собственника или иного законного вла­дельца, не связанные с лишением владения, рассматриваются хозяйствен­ным судом по негаторным искам. Согласно ст. 285 Гражданского кодекса, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, а в силу ст. 286 Гражданского кодекса это же право принадлежит и законно­му владельцу.

Возмещение убытков закреплено в ст. 11 Гражданского кодекса в качестве способа защиты гражданских прав. Если такое требование обус­ловлено неисполнением договорных обязательств, убытки выступают в качестве основного вида ответственности за неисполнение обязательств. При рассмотрении такого требования хозяйственный суд должен исхо­дить из правил, предусмотренных ст. 14, 364, 365 Гражданского кодекса Республики Беларусь [18].

Признание недействительным ненормативного акта государствен­ного или иного органа, не соответствующего законодательству и наруша­ющего права и законные интересы граждан, юридических лиц, как способ защиты гражданских прав, закреплен в ст. 11 Гражданского кодекса, а также в Законах Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь» (ст. 64), «О предприятиях в Республике Беларусь» (ст. 91) [68], «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (ст.9) [67].

Предметом оспаривания в хозяйственном суде (путем признания недей­ствительными) могут быть акты индивидуального характера, т.е. реше­ния, которые содержат обязательные предписания, влекущие юридические последствия (устанавливающие, изменяющие или отменяю­щие права и обязанности конкретных лиц).

Субъекты хозяйствования вправе оспаривать в хозяйственном суде не­нормативные акты государственных и иных органов, затрагивающие лю­бую сферу их деятельности, не только имущественную (ст. 91 Закона «О предприятиях в Республике Беларусь» [68], ст. 9 Закона «О предприниматель­стве в Республике Беларусь» [67]).

В практике хозяйственных судов широко распространены случаи оспаривания субъектами хозяйствования инкассовых распоряжений о денеж­ных взысканиях в государственный бюджет, выдаваемых различными органами взыскания (налоговыми, финансовыми, Комитета государствен­ного контроля и др.), наделенными правом их бесспорного взыскания.

По своей природе инкассовое распоряжение - форма платежного документа, по которому списание средств со счета плательщика производится в безакцептном порядке (без согласия должника) и, сле­довательно, не соответствует требованиям, предъявляемым к акту как объекту оспаривания в хозяйственном суде [66].

Неподведомственны хозяйственному суду дела о признании актов, рас­смотрение которых отнесено к компетенции других органов, в частности жалобы на постановления следователя и иные акты, принимаемые в про­цессе предварительного следствия по уголовным делам, хотя такие акты могут затрагивать права и законные интересы субъектов хозяйствования, например, приостанавливать операции по счету при проведении следствен­ных действий по экономическим преступлениям (ст. 1601 УК Республики Беларусь).  Не подлежат обжалованию в хозяйственном суде акты процессуального реагирования, принятые прокурором в порядке общего надзора (предписа­ние, официальное предупреждение). В соответствии со ст. 38, 39 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» такие акты обжалуются вышестоящему прокурору [70]. Однако предупреждение, вынесен­ное регистрирующим органом или прокурором в адрес средства массовой информации, может быть обжаловано в хозяйственный суд (ст. 17 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации») [58].

Законом Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. «О внесении измене­ний и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Бела­русь» из компетенции хозяйственных судов изъяты дела о признании недействительными актов государственных или иных органов, носящих нормативный характер. В настоящее время хозяйственный суд лишь вправе инициировать перед Конституционным Судом вопрос о конститу­ционности нормативного акта (п. 4 ст. 12 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь») [76].

В случае обращения субъектов хозяйствования в хозяйственные суды с исками о признании недействительными актов государственных органов, имеющих нормативный характер и не связанных с рассмотрением конк­ретного экономического спора, хозяйственные суды обязаны разъяснить, что указанные субъекты хозяйствования могут обращаться в государ­ственные органы и к должностным лицам, включая и Высший Хозяй­ственный Суд, имеющим в соответствии со ст. 116 Конституции Республи­ки Беларусь право на внесение предложений о проверке конституционности нормативного акта в Конституционный Суд (разъясне­ние Высшего Хозяйственного Суда от 17.09.1997 № 03-17/1059) [62].

Защита деловой репутации юридических лиц и граждан-пред­принимателей осуществляется хозяйственным судом по правилам, уста­новленным ст. 153 Гражданского кодекса для защиты чести и достоинства гражданина. Индивидуальный предприниматель, о хозяй­ственной (экономической) деятельности которого распространены сведе­ния, порочащие его деловую репутацию, вправе наряду с требованием об опровержении таких сведений потребовать возмещения убытков и мораль­ного вреда (п. 10 постановления Пленума ВХС от 20 июля 1999 г. № 7 «О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации») [69].

Информация о работе Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом