Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:29, дипломная работа
Цель дипломного проекта: Разработка рекомендации по совершенствованию организации управления здравоохранением в муниципальном учреждении.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
Изучены теоретические аспекты управления здравоохранением в муниципальном учреждении;
Представлена общая характеристика организации управления здравоохранением в МБУЗ Городская поликлиника №14 г.Красноярска.;
Проведён анализ деятельности МБУЗ Городская поликлиника №14 г.Красноярска.;
Дана оценка эффективности деятельности МБУЗ Городская поликлиника №14 г.Красноярска.;
Предложены рекомендации по совершенствованию организации управления здравоохранением в МБУЗ городская поликлиника №14 г.Красноярска.
Введение………………………………………………………………...…………3
1. Теоретические основы здравоохранения………………………..……………7
1.1. Понятие и сущность здравоохранения……………………………….7
1.2. Характеристика современной модели здравоохранения..................14
1.3. Особенности и проблемы здравоохранения в
муниципальных образованиях районного типа…………..............................…29
2. Анализ здравоохранения Мотыгинского района…………………………...36
2.1. Организация управления здравоохранения
в Мотыгинском районе………………………………………………………….36
2.2. Анализ деятельности Мотыгинской ЦРБ…………………………...42
3. Пути совершенствования в управлении здравоохранения
на примере центральной районной больницы Мотыгинского района……….56
3.1. Оценка эффективности деятельности Мотыгинской ЦРБ………...56
3.2. Общие направления совершенствования…………………………...59
Заключение……………………………………………………………………….70
Список использованных источников литературы……………………………..72
Приложения……………………………………………………………………...76
1.3 Особенности
и проблемы управления
Процессы, проходящие в российском здравоохранении последние 15 лет, привели к формированию в Российской Федерации децентрализованной системы здравоохранения. Однако процесс повышения самостоятельности на местах обгонял наполнение местных бюджетов и формирование необходимой нормативно-правовой базы. Образовалась своеобразная пропасть между федеральными и региональными органами управления здравоохранения, с одной стороны, и муниципальной системой здравоохранения - с другой. К 2005 г. все это привело здравоохранение, прежде всего муниципальное, к нищете и разрухе. С этого момента в России было предпринято несколько последовательных шагов для исправления сложившейся ситуации. Во-первых, это реализация отдельных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", который, кроме того, что обеспечил повышение материально-технического состояния муниципального здравоохранения, так еще и предоставил регионам и органам местного самоуправления новые технологии управления отраслью:
Все эти шаги, предпринятые с 2005 по 2011 гг., существенно преобразовали управление российским здравоохранением.
Вторым шагом стала реализация в здравоохранении принципа делегирования полномочий. На сегодняшний день субъектам РФ переданы полномочия по лицензированию муниципального и частного здравоохранения, контролю качества, лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан. Этот механизм позволяет при сохранении принципа самостоятельности каждого уровня власти реализовывать единую политику в сфере охраны здоровья граждан, так как передача полномочий сопряжена с трансфертами денежных средств. Эти шаги привели к определенным положительным результатам, поэтому по состоянию на II полугодие 2011 г. управление здравоохранением в России можно охарактеризовать как умеренно децентрализованное.
Однако это всего лишь
малая часть необходимых
Опыт реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" показал, что до сегодняшнего дня сохраняются трудности в его реализации в большей степени на муниципальном уровне. Именно здесь наблюдается наибольшее количество ошибок в учетно-отчетной документации, "хромает" исполнительная дисциплина, отмечается низкая готовность руководителей управлений здравоохранения муниципальных образований и главных врачей к происходящим переменам, что, в свою очередь, препятствует динамичному развитию отрасли.
Одним из шагов, необходимых для выхода из данной ситуации, является уточнение системы управления здравоохранением в муниципальных образованиях.
В связи с этим необходимо ответить на три вопроса:
1) какова рациональная структура управления муниципальным здравоохранением;
2) какова оптимальная модель финансирования муниципального здравоохранения;
3) где проходит граница "независимости" муниципального здравоохранения от региональной и федеральной систем обеспечения граждан медицинской помощью?
Вопросы организации системы управления здравоохранением в муниципальных образованиях в настоящее время регулируются ст. ст. 8 и 13 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 N 5487-1, а также ст. ст. 15 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где определены полномочия местного самоуправления в части организации медицинской помощи. Так, в соответствии со ст. 8 Закона N 5487-1 за органами власти муниципальных районов и городских округов закреплено право на самостоятельное "формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности".
Необходимо отметить, что
данная редакция статьи введена Федеральным
законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные
Таким образом, если в первоначальной редакции ст. 8 ФЗ N 5487-1 регламентировалось лишь создание специального органа управления местным здравоохранением, то в действующей редакции указанная норма претерпела изменение [17, с. 138-139]. В настоящее время орган, на который возложены указанные функции, может быть как специализированным, так и помимо управленческих функций выполнять и иные полномочия, например, непосредственное обеспечение граждан муниципального образования медицинской помощью - центральная районная (городская) больница.
Рассмотрим модель организации системы управления в муниципальном здравоохранении, основанную на формировании специализированного органа - управления здравоохранения.
Одной из проблем и особенности управления здравоохранением в муниципальном образовании районного типа – функции управления здравоохранением и администрацией ЦРБ зачастую происходит дублирование курируемых вопросов:
а) совместно осуществляется анализ эпидемиологической ситуации в муниципальном образовании;
б) контроль за деятельностью самостоятельных учреждений здравоохранения проводится управлением здравоохранения, однако при ЦРБ имеются участковые больницы и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), численность которых составляет от 6 до 17 единиц - контроль за их функционированием возлагается на администрацию ЦРБ;
в) планирование
и прогнозирование потребности
населения в медицинской
Немаловажным
при оценке эффективности функционирования
какой-либо структуры является объем
средств, выделяемых на ее содержание. Финансовые
затраты, связанные с содержанием управленческого
аппарата, берутся из местного бюджета
и ежемесячно направляются существенные
ресурсы, которые могут быть перераспределены
на иные цели.
Существование самостоятельных органов
управления муниципальным здравоохранением
в случае наличия дублирования большинства
управленческих функций с полномочиями
администраций ЦРБ нецелесообразно. При
этом необходимо либо передать организационно-методическую
работу в управления здравоохранением,
либо сократить управления, возложив их
полномочия на главных врачей ЦРБ.
В данном случае мы сталкиваемся с вопросом о критериях, позволяющих нам принять решение о модели управления здравоохранением в муниципальном образовании. На выбор нужных критериев влияет множество политических, экономических и организационных факторов.
К политическим факторам следует отнести сложившийся кадровый рисунок в муниципальном образовании, в котором смена главного врача ЦРБ нецелесообразна. Иной политической причиной является наличие "крепкого хозяйственника" во главе ЦРБ, однако в этом случае лечебные учреждения района функционируют несогласованно. Учитывая эти критерии, глава муниципального образования должен принимать решения, нацеленные на достижение качественных показателей функционирования здравоохранения района. В этом случае руководитель исполнительного органа взвешивает силу положительных и отрицательных сторон каждого сценария развития событий и принимает решение.
К экономическим
факторам относится рентабельность
содержания аппаратов управления при
разных системах их организации. К организационным
факторам можно отнести численность
самостоятельных муниципальных
медицинских учреждений. В этом случае
целесообразно основываться на законах
менеджмента, согласно которым управление
не может быть эффективным, если число
единиц управления превышает 7 - 8.
В этом случае единицей управления следует
считать группы однородных медицинских
специальностей либо функциональных обязанностей,
возложенных на руководителя ЦРБ.
В связи с
этим необходимо отметить, что при
наличии нескольких самостоятельных лечебно-
Еще одним из элементов повышения качества управления муниципальным здравоохранением является организация и проведение департаментом здравоохранения обучающих семинаров с руководителями органов управления, главными врачами и их заместителями. Данные семинары носят тематический характер и проводятся сотрудниками департамента здравоохранения.
Другим важным элементом формирования эффективной системы местного здравоохранения является обеспечение должностных лиц, наделенных полномочиями по формированию и управлению муниципальным здравоохранением, необходимыми методическими рекомендациями. Не секрет, что последнее слово о непосредственном объеме выделяемых на здравоохранение средств, о кадровом обеспечении отрасли принадлежит главе муниципального образования и его заместителю по социальным вопросам. Кроме того, непосредственное участие в этой работе принимают представительные органы муниципальных образований. Очевидно, что указанные ответственные лица не обладают необходимым объемом знаний в области организации здравоохранения, поэтому их решения основываются на мнении консультантов и личном опыте.
Таким образом, в целях эффективного управления муниципальными ресурсами в сфере охраны здоровья граждан необходимо обеспечить глав муниципальных образований и их заместителей, а также руководителей органов муниципального здравоохранения необходимой методической базой и ключевыми оценочными показателями функционирования системы здравоохранения.
Так, с целью оптимизации функционирования муниципального здравоохранения в 2011 году департаментом здравоохранения Краснодарского края была проведена подготовка методических рекомендаций, направленных на оптимизацию управления местным здравоохранением.
В заключение необходимо
отметить, что заложенные на сегодняшний
день федеральным уровнем власти
механизмы управления здравоохранением
должны максимально полно