Анализ и совершенствование управления здравоохранением в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание

Цель дипломного проекта: Разработка рекомендации по совершенствованию организации управления здравоохранением в муниципальном учреждении.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
Изучены теоретические аспекты управления здравоохранением в муниципальном учреждении;
Представлена общая характеристика организации управления здравоохранением в МБУЗ Городская поликлиника №14 г.Красноярска.;
Проведён анализ деятельности МБУЗ Городская поликлиника №14 г.Красноярска.;
Дана оценка эффективности деятельности МБУЗ Городская поликлиника №14 г.Красноярска.;
Предложены рекомендации по совершенствованию организации управления здравоохранением в МБУЗ городская поликлиника №14 г.Красноярска.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
1. Теоретические основы здравоохранения………………………..……………7
1.1. Понятие и сущность здравоохранения……………………………….7
1.2. Характеристика современной модели здравоохранения..................14
1.3. Особенности и проблемы здравоохранения в
муниципальных образованиях районного типа…………..............................…29
2. Анализ здравоохранения Мотыгинского района…………………………...36
2.1. Организация управления здравоохранения
в Мотыгинском районе………………………………………………………….36
2.2. Анализ деятельности Мотыгинской ЦРБ…………………………...42
3. Пути совершенствования в управлении здравоохранения
на примере центральной районной больницы Мотыгинского района……….56
3.1. Оценка эффективности деятельности Мотыгинской ЦРБ………...56
3.2. Общие направления совершенствования…………………………...59
Заключение……………………………………………………………………….70
Список использованных источников литературы……………………………..72
Приложения……………………………………………………………………...76

Работа состоит из  14 файлов

3.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

 

 

3. Пути совершенствования в управлении здравоохранения на примере центральной районной больницы Мотыгинского района

 

 

3.1 Оценка эффективности деятельности Мотыгинской ЦРБ

 

В здравоохранении района трудятся 45 врачей и 163 средних медицинских работника. Среди врачей имеют высшую квалификационную категорию 16 человек (35%); первую квалификационную категорию 10 человек (22%). Среди средних медицинских работников  у 72 высшая квалификационная категория (44%). Имеют первую квалификационную категорию 39 человек (23%), 10 человек (6%) имеют вторую квалификационную категорию.

 Обеспеченность в  расчете на 10 тыс. населения составляет  врачами 39,9%, средними медработниками 82.7%, что гораздо ниже среднекраевых показателей.

На конец декабря 2012 года в центральной районной больнице были вакантны места врача-отоларинголога,  врача ультразвуковой диагностики, функциональной диагностики, профпатолога, физиотерапевта, патологоанатома, онколога, анестезиолога-реаниматолога, педиатра, заведующего педиатрическим отделением и тд.

В связи с острой нехваткой  квалифицированных специалистов качество медицинского обслуживания не всегда удовлетворяет население.

В  последние годы в  районе возросла первичная заболеваемость, увеличилась и общая за счёт старения населения.  Лидируют заболевания системы кровообращения, второе место занимают новообразования, третье – травмы. Заболевания сердечно - сосудистой системы и онкологические заболевания – главная причина смертности  населения.

Не достаточное внимание придается комплексу лечебно – оздоровительных мероприятий, снижению первичного  выхода на инвалидность, временной нетрудоспособности, пропаганде здорового образа  жизни. На не достаточно высоком уровне работают лечебно – вспомогательные службы. Из-за неудокомплектованности кадрами, на одного жителя приходится 5,7 посещений, а врачебная нагрузка составляет около четырёх тысяч больных.

На уровень медицинского обслуживания негативное влияние оказывает  слабость материально-технической  базы. Медикаментами и инструментарием обеспечены не в полной мере. В ЦРБ не хватает твердого и мягкого инвентаря.

Особенностью состояния  материально-технической базы учреждений здравоохранения района является чрезвычайная изношенность зданий и сооружений, несоответствие их требованиям санитарного  и противопожарного законодательства. Требуют капитального ремонта 73% больниц.

Отметим также, что горячее водоснабжение отсутствует во всех структурных подразделениях ЦРБ – 100%, используются водонагревательные приборы.  Холодное водоснабжение отсутствует в 45,5% учреждений. Канализация во всех подразделениях – 100% – выгребные ямы, вентиляция имеется только в Новоангарской участковой больнице, детском отделении поликлиники Мотыгинской ЦРБ, в остальных структурных подразделениях отсутствует, кондиционирования нет. В 9 (81,8%) учреждениях отсутствует автономное энергоснабжение.

Помимо вышеуказанного имеются такие проблемы как отсутствие телефонной связи с Партизанской, Орджоникидзевской, Новоангарской, Кулаковской участковыми больницами, Кирсантьевским, Южно-енисейскими ФАПами. Из - за географического расположения с выше указанными больницами  нет  круглогодичного транспортного сообщения.

 

Учитывая существующую в настоящее время в стране экономическую и демографическую ситуацию изменения, происходящие в системе здравоохранения у нас в крае, принципиально не отличаются от изменений, происходящих в стране:

  • Продолжается ликвидация государственных предприятий и соответственно, сокращение рабочих мест (леспромхозов, сельскохозяйственных, в системе просвещения и здравоохранения и т. д.), соответственно – происходит массовый отток молодого населения, сокращение общей численности и, «старение» остающегося.
  • Параллельно, из-за невостребованности, идет сокращение квалифицированных кадров.
  • «Революционные» изменения в системе здравоохранения на уровне муниципальных образований – переход в ближайшем будущем на новую систему финансирования, ограничение финансовых поступлений в муниципальные образования, автоматически предусматривают ликвидацию большинства ФАП (фельдшерско-акушерских пунктов), участковых больниц, родильных домов, значительного сокращение коечного фонда и, соответственно медицинского персонала всех уровней квалификации и специализации.  Особенно это касается врачей узкой специализации, как-то: онколог, уролог, травматолог, эндокринолог, фтизиатр, нарколог и т. д.

 Мотивация такого  грядущего радикализма – создание  крупных межрегиональных центров,  где будут сосредоточены все  специалисты. Отдаленность таких центров за несколько десяток и сотен километров как от района и тем более его населенных пунктов, похоже, не занимают умы авторов перемен.

Все вышеизложенное не позволяет  своевременно и в полном объеме проводить  профилактические и лечебные мероприятия, что непосредственно отражается на уровне смертности и продолжительности  жизни в Мотыгинском районе.

3.2 Общие направления совершенствования

 

Сегодня перед районом, как и перед краем в целом,  стоит целый ряд актуальных вызовов предстоящего периода.

 С одной стороны,  они связаны с известными медико-демографическими  проблемами, развивающимися в русле общероссийских тенденций.  Демографическая ситуация усугубляется за счет сверх смертности трудоспособного населения. Неотъемлемой составной частью современной демографической ситуации является реструктуризация патологии: нарастание уровня и удельного веса ресурсоемких, с позиции потребления медицинской помощи, болезней и причин смерти. С другой стороны, до сих пор имеют место диспропорции между ростом потребностей населения в объемах и качестве лечебно-профилактической помощи и степенью удовлетворения этих потребностей.

В этой ситуации районное здравоохранение призвано внести более  заметный вклад в улучшение общественного  здоровья, обеспечивая необходимое  качество человеческого капитала.

Главной целью государственной  социальной политики является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг и прежде всего качественной медицинской помощи. Для достижения указанной цели необходимы системные изменения в организации медицинской помощи.

Необходимо проводить  мероприятия по снижению смертности населения, а также заболеваемости и смертности от социально значимых болезней. Улучшение демографической ситуации должно быть обеспечено за счет сокращения смертности населения от болезней сердечно-сосудистой системы, автодорожного травматизма, сахарного диабета, новообразований; снижения уровня инфекционной заболеваемости и смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза. Достигается это путем совершенствования программ профилактики перечисленных заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий диагностики и лечения.

Решение задачи ускоренной модернизации отрасли диктует необходимость  в качественной реорганизации и  оптимизации механизмов принятия современных  и адекватных управленческих и клинических решений, реализации задач по социально-экономическому планированию и прогнозированию, обеспечении реализации государственной политики в области информатизации здравоохранения, повышении эффективности и рациональном использовании финансовых средств и кадровых ресурсов. Необходимо решить задачу по обеспечению органов учреждений здравоохранения района профессиональными автоматизированными комплексами электронной обработки данных, позволяющих производить оперативный обмен информацией на расстоянии.

Основной целью является сохранение и укрепление общественного здоровья, дальнейшее снижение инвалидизации и смертности населения на основе устойчивого развития системы здравоохранения района.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • снижение смертности населения от предотвратимых причин;
  • предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера;
  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление здоровья детского населения;
  • создание единого информационного пространства здравоохранения.

Для устранения этих негативных явлений необходимы в первую очередь  совершенствование организации  здравоохранения и управления им, разработка правовой регламентации  этого процесса, дальнейшее углубление и развитие демократических начал и повышения качества и эффективности работы органов и учреждений здравоохранения.

Решение вышеназванных  вопросов возможно в следующих направлениях:

  • целевая подготовка специалистов для района в Красноярской государственной медицинской академии;
  • увеличение бюджетного финансирования на приобретение оборудования и инвентаря;
  • усиление работы по профилактике заболеваний и пропаганда формирование здорового образа жизни.

В последние годы в Мотыгинком районе, как и в ряде регионов Российской Федерации наблюдается отток медицинских кадров из системы здравоохранения. Эта тенденция связана с целым комплексом причин: несоответствием заработной платы затрачиваемому труду и условиям проживания в сельской местности, социальной незащищенностью медицинских работников, отменой системы распределения, снижением престижа профессии, повышением требований к качеству медицинской помощи на фоне увеличения объема работы и нагрузки.

Выходом из сложившейся  ситуации может быть проведение ряда предложений по привлечению кадров в район:

  1.   Заключение договоров на обязательную  работу  врачей  в течение трех лет после окончания интернатуры по месту направления;
  2.   Перед  направлением врачей  на обучение заключать с ними договора о  возвращении  по  месту   работы;
  3.   Предоставления выпускникам  социальных гарантий,  особенно  обучающихся  по  направлению  территориальных органов управления здравоохранением;
  4.   Прохождение студентами производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях района, с которым заключен договор;
  5.   Повышение престижности работы в сельской местности,  решение социально - бытовых проблем, таких как предоставление жилья или частичной его оплаты,
  6.   Предоставление гарантированных льгот медицинским работникам:
    • льготы на оплату коммунальных платежей или полное их погашение;
    • льготы на проезд транспорта, как местного, так и междугороднего.
  1. Увеличение заработной платы.

 

Как упоминалось ранее основным направлением для решения задачи по обеспечению населения качественной медицинской помощью является укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение медицинским оборудованием.

Для  модернизации материально-технической базы необходимо:

1.Приведение в соответствие с требованиями санитарного и пожарного законодательства структурных подразделений МУЗ Мотыгинская ЦРБ.

2. Проведение  капитального ремонта зданий отделений Мотыгинской ЦРБ. На проведение данных работ имеется проектно-сметная документация.

3. Заменить 5 автомобилей скорой медицинской помощи класса В (в Мотыгинской ЦРБ, Раздолинской, Машуковской, Орджоникидзевской, Первомайской участковых больницах). Требуется замена 86 единиц медицинского оборудования.

Еще одной проблемой  здравоохранения района является получение лицензий на медицинскую деятельность участковыми больницами и фельдшерско-акушерскими пунктами.

Для этого необходимо привести в соответствие материально-техническую базу учреждений (проведение капитальных ремонтов и реконструкций зданий, обеспечение горячим и холодным водоснабжением, канализацией, установка пожарно-охранных сигнализаций, устройство пожарных водоемов, обеспечение медицинским оборудованием, мягким и твердым инвентарем, устройство пищеблоков и обеспечение их технологическим оборудованием).

Необходимо должным  образом отнестись к проблеме дальнейшего снижения материнской и младенческой смертности и укрепления здоровья детей и подростков, что обусловливается необходимостью ее решения путем реализации комплекса мероприятий, связанных с повышением доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и  новорожденным; дальнейшим развитием современных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов; проведением профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья; совершенствованием системы оказания реабилитационной помощи и восстановительной медицины.

Так, в 2010 году была принята районная целевая программа «Охрана здоровья матери и ребенка в Мотыгинском районе» на 2010-2012 годы. Разработчиком программы является муниципальное учреждение здравоохранения Мотыгинская центральная районная больница.

Основные цели и задачи программы:

  • Предупреждение случаев материнской смертности и инвалидности от акушерских осложнений.
  • Предупреждение случаев младенческой смертности, мертворождаемости.
  • Улучшение здоровья беременных женщин, рожениц, снижение уровня послеродовой заболеваемости.
  • Увеличение процента своевременного взятия беременных на учет в  ранние сроки (до 12 недель беременности).
  • Снижение уровня заболеваемости новорожденных детей и детей первого года жизни.
  • Стимулирование рождаемости.
  • Планирование семьи, снижение уровня абортов.
  • Улучшение доступности и качества медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам, новорожденным и детям первого года жизни.

Введение.doc

— 41.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 30.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Литература.doc

— 49.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Приложение 1.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Приложения.docx

— 14.54 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

содержание.doc

— 39.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

содержание11111.docx

— 11.33 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Титульный.docx

— 14.85 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Анализ и совершенствование управления здравоохранением в муниципальном образовании