Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:18, курс лекций
ГЛАВА 1. Качество продукции.
1.1. Что такое качество.
1.1.1. Основные понятия.
Понятие семантической меры расширяет предмет квалиметрии, включая в его
содержание не только количественную, но и семантическую (качественную)
оценку.
К основным типам мер качества относятся шкалирование и свертывание.
Шкалированием называется мера качества, вводящая упорядочивающие отношения
на измеряемом множестве свойств или мер. Шкалирование на множестве мер
называется производным шкалированием. Его синоним – функциональное
преобразование шкал. Понятию семантической меры соответствует семантическое
шкалирование. Таким образом, к пониманию квалиметрического шкалирования
относятся все типы шкалирования :
. Метрическое (отношений, разности, интервального);
. Порядковое;
. Номинальное;
. Семантическое (вербальное)
и их различные сочетания.
К производным метрологическим шкалам относят :
- Линейные;
- Логарифмические;
- Экспозиционные;
- Параболические ;
- Другие...
Квалиметрической шкалой называется тройка формальных объектов :
1. Исходное
множество измерительных
2. Множество отображений шкалирования;
3. Множество
значений отображений
<(> = < {(}, {(}, {V x} >
<(> = < {(}, {(}, {V *} >
Свертыванием мер качества называется их объединение, осуществляемое по тому
или иному закону. Вводятся понятия операционных и статистических
свертывание качества (ОСК) и (ССК).
ОСК – объединение мер (показателей), построенных на разнородных простых
или сложных свойствах. На основе этого понятия формируется понятие
комплексных, групповых показателей качества продукции.
ССК – объединение мер, построенных на однородных свойствах или
подмножествах качества, их мерах. На основе этого понятия формируется
понятие
обобщенных показателей качества продукции.
Измерение качества есть построение мер качества и получение их значений с
помощью специальных алглритмов.
Качество всегда измеряют в рамках определенной системы соизмерения,
включающую в себя систему сравнения и самоизмерителя.
В качестве базы сравнения в измерении могут выступать :
. Эталоны
метрического измерения
. Квалиметрические единицы;
. Одно
из сравниваемых свойств
. Эталон
качества (аналог, цель, прототип и
т.п.)
Оценивание (оценка) качества – это особый тип функции управления,
направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки, под
которым подразумевается качество, определенное множество свойств или
отдельное свойство.
Из определения оценки следует ее сложная взаимосвязь с понятием измерения
качества.
{O} C {(}
C другой стороны, операция измерения качества является компонентами
процедуры качества.
Уровень качества – это относительная мера качества. Следует различать
формальное и неформальное содержание этого понятия. В формальном смысле
уровень качества является результатом оценивания , всегда носящий
значительный характер.
Система значений мер качества, определяемая на основе соотношения с
базовыми эталонными значениями мер называется сравнительным уровнем
качества.
Таким образом, сравнительный уровень зависит от базы сравнения.
Принципиально при сравнении с базой оценки можно применять любые
квалиметрические шкалы.
Если испытать разностную шкалу, то сравнительный уровень приобретает
содержание отклонения от базы оценки, а если испытать шкалирование
отношений (нормировку по базе сравнения), то мы получаем относительный
уровень качества.
Абсолютный уровень формируется в результате измерения качества объекта
техники и характеризуется абсолютным значением оценочных показателей.
Понятие абсолютного уровня отражает интенсивное количество качества.
Например, точность измерительного прибора, масса, скорость определяет его
абсолютный уровень качества. В зависимости от класса свойства и показателей
качества могут различаться : технический, экономический, экологический,
эргономический
и другие уровни.
3. Концептуальные
положения и задачи
Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие
исходные концептуальные положения современной квалиметрии :
1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого
объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и
качественной формах, пригодной для установления.
2. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую
категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при
изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом
опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств
производства.
3. Основными
методическими принципами
. Принцип
измеримости свойств и
на уровне отдельно взятых свойств, так и на уровне всей
совокупности свойств, образующих качество объекта в целом.
. Принцип сопоставимости качества объекта и качества отдельно
взятого эталонного образца или их совокупности.
. Принцип
сравнимости качества
исполнений объекта одного и того же вида.
. При
достоверности результатов
путем объективных измерений. Сопоставление и сравнение качества
оцениваемого образца и выбранных эталонных образцов.
4. Квалиметрия формируется и развивается в двух взаимосвязанных
областях, в области теоретической квалиметрии формируются общие
принципы, методы и средства оценки качества, которое является единым
для оцениваемых объектов разнообразной природы; в области прикладной
квалиметрии формируется с учетом положений теоретической квалиметрии
рабочий инструментарий для оценки конкретных объектов, при этом
методы и средства оценки качества учитывают природу этих объектов и
реальные условия проявления их качеств.
5. Каждое простое или сложное свойство может быть оценено абсолютным и
(или)
относительным значением
вязкости.
Установление абсолютных значений показателей качества может
производится на основе физических экспериментов ( методами метрологии
), на основе психологических экспериментов, ( методами
экспериментальной психологии ), экспертные измерения эстетических и
эргономических свойств на основе построения аналитических моделей
функционирования объекта ( методами определения эффективности,
разработанными в технических и экономических науках ). Относительное
значение показателя качества определяется сопоставлением значений
показателя, отражающим изменяющуюся во времени уровнем общественной
погрешности. Значение уровня качества может быть представлено как
некоторая функция К=f (Kj, Mj) относительных значений показателя
качества Кj и коэффициента весомости Мj.
Функция f может выражать различные зависимости ( средневзвешенные
величины, полином и т.д. ) Кроме того, К может быть представлен не в
скалярной, а в векторной форме в виде вектора в n – мерном
пространстве.
6. В квалиметрии объектами оценки являются : качество готовой продукции
определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя,
определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и
цены, требования действующего разрабатываемого или обновляемого
стандарта на продукцию данного вида или конкретного исполнения, система
качества, действующая на предприятии – изготовителе данной продукции.
7. С
позиции квалиметрии к
классификации
продукции применительно к
относятся сферы изготовления и реализации этой продукции, способы и
формы ее использования по назначению. Эти факторы определяют выбор
соответствующих каждому виду продукции, состава ее свойств, оценочных
покозателей,
задач и методов оценки качества.
Сфера
изготовления
Сфера
реализации
Способ
использования