Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:18, курс лекций
ГЛАВА 1. Качество продукции.
1.1. Что такое качество.
1.1.1. Основные понятия.
В рамках стадии планирования качества удается практически преодолевать
противоречие между качеством и количеством производства в его
существенных формах.
И новая стадия возникает при проявлении новой формы этого противоречия.
Например, требования потребителя, чтобы не только продукция, но и
производственный процесс были экологичными, т.е. не наносили бы ущерб
окружающей среде. В настоящее время эта стадия только формируется и ее
концепция
окончательно не сформировалась.
[pic]
3. Современная
философия качества.
В основе современной философии качества лежит программа менеджмента
качества, предложенная Демингом в 1950 году. Программа базируется на 3-х
основных
положениях :
1. Любая деятельность может рассматриваться как технологический
процесс и потому может быть улучшена..
2. Производство должно рассматриваться как система , находящаяся в
стабильном или нестабильном состоянии. При этом статистический
анализ производства для управляющего очень высок.
3. Изменить или улучшить производственный процесс могут только
систематические меры, применяемые руководством , а не стихийная
инциатива
отдельных работников.
В соответствии
с философией качества Деминга необходимо
:
1. Иметь постоянной целью стремление к непрерывному
совершенствованию качества продукции и услуг.
2. Применять новую философию качества, изменить стиль управления
совершенствования качества продукции и услуг.
3. Устранить необходимость в массовом контроле, как способа
достижения качества. Требовать от изготовителей и потребителей
статистических доказательств того, что качество заложено в
продукт.
4. Прекратить заключать контракты, руководствуясь только низкой
ценой.
5. Совершенствовать систему планирования производства и
обслуживания, чтобы повышать качество и снижать затраты.
6. Создать систему подготовки кадров на рабочих местах. При этом
вводить современные методы обучения и переподготовки, исходя из
принципа “ничто не заменит знания”. Важной частью этого обучения
должны стать статистические методы регулирования
технологического процесса.
7. Утверждать систему эффективного руководства.
8. Ликвидировать атмосферу страха.
9. Уничтожать разобщенность подразделений.
10. Отбросить лозунги и призывы, призывающие к нулевому браку и
достижению
новых уровней
11. Исключить количественные нормы для рабочих и количественные
показатели для администрации.
12. Устранить
все препятствия, лишающие
гордиться своей работой.
13. Поощрять
образование и
14. Четко
устанавливать обязанности
улучшению
качества.
Кроме вышеизложенных 14 пунктов в программу менеджмента качества
входят следующие разделы : “Семь смертельных болезней”,”Трудности и
фальш-старты”,”Цепная реакция по Демингу”,”Принципы постоянного
улучшения”.
Деминг отмечает “Семь смертельных болезней”, которыми страдает
американская
администрация и которые
1. Ежегодные оценки деловых качеств.
2. Частая
смена руководства высшего
3. Ориентация фирм исключительно на количественные показатели.
4. Потеря постоянства целей.
5. Акцент на краткосрочные прибыли.
6. Сверхвысокие социальные затраты.
7. Сверхвысокие
затраты из-за возврата
В разделе “Цепная реакция по Демингу” показывается взаимосвязь между
качеством труда, эффективностью производства и стабильностью положения
работников
предприятия, которая представлена
в виде простой схемы :
В разделе “Принципы постоянного улучшения” (цикл Деминга)
демонстрируется, как должен действовать руководитель, который
использует принцип постоянного улучшения качества при решении любых
задач.
Деятельность руководителя по улучшению качества включает 4 этапа :
1. Наблюдение (руководитель собирает информацию о деятельности своего
подразделения, определяет , какие изменения в этой деятельности
необходимы).
2. Разработка мероприятий (руководитель решает, какие
организационные меры он должен принять, как вовлечь в эту
работу подчиненных, какие меры по их мотивации он должен
использовать).
3. Внедрение (руководитель наблюдает за ходом внедрения,
контролирует действия подчиненных, собирает информацию для
выполнения следующего этапа).
4. Анализ (руководитель анализирует результаты внедрения,
накапливает
опыт для следующего этапа наблюдений).
1. Концепция улучшения качества.
1.2.1.
Типы улучшения качества.
Улучшение может быть двух типов :
. крупные (нововведения);
. серия мелких постоянных (непрерывное улучшение);
Крупные улучшения могут быть достигнуты двумя способами : западным и
японским. Идея западного способа основана на использовании новых
технологий, разработке новых типов продукциизначительном повышении
качества исполнителя.
Нововведения по японскому способу происходят в результате творческой
деятельности небольшого числа сотрудников. Они предполагают
единовременную
координальную реорганизацию
инвестиций. Улучшения такого рода японцы называют KAIRVO.
Основными показателями нововведений являются технологические разработки,
перспективные виденья новой продукции, коренное преврвщение
организационной структуры.
Непрерывнре улучшение отражает типичный японский стиль мышления, т.е.
шаг за шагом посредством никогда не кончающихся малых приращений
улучшать существующее положение дел, стремясь к совершенству. Улучшения
достигаются за счет усилий множества сотрудников. При этом не требуются
финансовых инвестиций. Вместо них используется существующие “богатства”
квалификации
и опыта, существующие в компании,
но еще невостребованные.
2. Трилогия
Джурана. Цикл Деминга.
Затраты на качество связаны прежде всего с затратами на исправление
брака. Согласно классической схеме, разработанной Джураном, затраты,
связанные с плохим качеством могут быть разделены на затраты, связанные
с хроническим уровнем брака и затраты, связанные с эпизодическим
случайным
браком.
[pic]
Джуран рассматривает хронические проблемы, как результат допущений,
сделанных в течение предшествующей процессу планирования фазы. В данном
периоде определенный уровень дефектности считался приемлемым,
соответствующим состоянию технологии и практике управления. В последних
периодах совместное влияние развитой техники и конкуренции делают данный
уровень
дефектности более
В качестве отдельных шагов решение проблем улучшения качества Джуран
выделяет следующие этапы :
1. Определение и организация проекта.
2. Диагностика.
3. Поиск решения.
4. Получение результата.
Каждый из которых состоит из последовательных определенных операционных
шагов.
Первый этап заключает в формулировке проекта улучшения. Основные шаги
представляют собой составления перечня проблем, определение их
приоритетности для компаний, определение многофункциональной рабочей
группы, которая формально уполномочена проанализировать каждую из
проблем и выработать решение.
Второй
этап выполняется группой в
медицинской диагностики : анализ симптомов, формулирование гипотез и
выявление основных причин. При этом все шаги должны быть выполнены в
правильной последовательности и полностью.
Третий этап – поиск решени: анализ альтернативных решений, нахождение
оптимальных решений, разработка мероприятий, преодоление сопротивления
изменениям, внедрение решений.
Самым критичным шагом является преодоление сопротивления изменениям.
Четвертый этап – удержание достигнутых результатов: проверка