Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:18, курс лекций
ГЛАВА 1. Качество продукции.
1.1. Что такое качество.
1.1.1. Основные понятия.
Среди основных научных проблем, требующих немедленного решения, можно
назвать :
. Совершенствование методов оценки качества продукции с учетом
взаимосвязи, условий ее использования и цены потребителя.
. Систематизация свойств и показателей, характеризующих качество
конкретных групп продукции с учетом современных требований к ее
качеству и цены потребителя.
. Формирование состава актуальных задач оценки качества продукции на
различных стадиях жизненного цикла продукции и соответствие
методического, информационного и программного обеспечения для решения
типовых задач.
. Разработка
методических основ оценки
в нормативно-технической документации на сертифицированную продукцию,
показателей ее безопасности и экологичности методов и средств их
проверки.
Вышеизложенные направления управления качеством наиболее эффективно
решаются с использованием статистических методов. Так, в системе
оценивающие статистические методы применяются для решения следующих задач :
1. Оценки
статистической точности
показателей индексов качества.
2. Построение
моделей статистического
зависимостей общего показателя качества эффективности от частных
показателей с помощью методов регрессионного, факторного,
дисперсионного анализа.
3. Статистической
классификации качеств
4. Статистического
определения коэффициентов
5. Построение прогнозных баз оценки с помощью статистической
экстраполяции, временных рядов, динамики оценочных показателей.
6. Построение эталонно – нормативной базы оценки.
7. Оценки
стабильности качества
3. Основные
тенденции в области
Анализируя уровень зарубежных фирм и компаний, можно выделить следующие
основные тенденции в области управления качеством продукции :
1. Системный подход к управлению качеством. Данный подход означает
охват системы управления качеством продукции на всех стадиях ее
жизненного цикла, охват всех элементов в комплексе, целенаправленная
работа с поставщиками.
2. Руководящую роьл высшего звена в формировании и обеспечении
стратегической политики предприятия в области качества.
3. Обеспечение высокого качества продукции при снижении ее
себестоимости, а так же цены для потребителя.
4. Усиление роли и значения человеческого фактора в управлении
качеством продукции.
5. Тесная
и непосредственная работа с
поставщиками сырья,
комплектующих изделий.
6. Анализ затрат на качество. Сущность данного подхода состоит в том,
что анализ затрат на качество учитывает возможные затраты на
устранения дефектов.
7. Использование материальных и моральных стимулов всех работников
фирмы за высокое качество продукции.
Наиболее характерным для зарубежных систем качества является смещение
контроля качества продукции с конечного ее этапа жизненного цикла на
начальный.
Основная цель - не фиксация дефектов и брака путем контроля, а именно их
предупреждение с помощью различных предприятий, включая профилактическое
обслуживание оборудования, использование статистических методов
регулирования и контроля за технологическими процессами и т.д., не
допускать
появления брака в
Глава 2. Квалиметрия.
2.1. Основные положения квалиметрии.
2.1.1.
Квалитология и квалиметрия.
Квалитология – это наука о качестве. В структуре квалитологии можно
выделить следующие взаимосвязанные и взаимодецствующие друг с другом
составные части :
. Теория качества, предметом которой является исследование природы
качества, изучение экономических, социалистических, информационных
аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения.
. Теория управления качеством – это область науки, занимающаяся
разработкой научных основ и методов обеспечения и управления
качеством.
. Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы
количественной оценки качества.
. Метрология – отрасль науки, изучающая и реализующая методы измерения
качества.
Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий,
различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и
оценивания. К таким теориям относятся :
. Общая квалиметрия.
. Специальная квалиметрия.
. Предметные квалиметрии.
Общая квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы :
системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика
квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в
том числе ранжирование, весомость).
В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки,
точность и достоверность оценок : экспертная квалиметрия, вероятностно –
статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая
таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно – ориентированных
объектов, имеющих обычно иерархическое строение.
Предметная квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и
техники,
квалиметрия труда и
квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса,
квалиметрия информации и др.
Совершенствование
квалиметрии явилось
ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся :
. представление о квалиметрии только как о теории количественных
методов оценки,
. сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания
качества объектов, является продуктами труда или до проблемы
построения
комплексных показателей
. расширение предмета квалиметрии, распространение его на
количественно – неизмеримые объекты,
. акцент в предмете квалиметрия на внеэкономических методах оценивания.
При этом происходит эволюция взглядов на предмет квалиметрия. Появились
такие направления, как социологическое, педагогическое, географическое и
пр.
Структурность, динамичность определенность и целосность квалиметрии
обеспечиваются механизмом взаимодействия : общая квалиметрия трансформирует
специальную квалиметрию с учетом особенностей применяемых методов и моделей
оценки, а последняя находит отражение в предметной квалиметрии. При этом
взаимосвязи общей квалиметрии, специальной квалиметрии и предметной
квалиметрии отражают динамику общего особого и единичного.
У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы :
- экономический;
- технико-экономический;
- общенаучный;
- систематический.
Экономический статус обусловлен политэкономическим содержанием категории
качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и стоимостью. С
позиции экономического статуса квалиметрия включает в себя методы
эконометрии, как теоретического измерения экономических свойств создаваемых
объектов и процессов. Технико – экономический статус квалиметрии отражает
ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств
объектов и процессов, что отображается в результатно – затратных мерах
эффективности,
технико – экономических
уровнях и т.д.
Общенаучный статус определяется философско – методологической и общенаучной
функциями категории качества и подтверждается формированием большого числа
предметных квалиметрий (продукции, техники, труда и т.д.).
Систематический статус квалиметрии определяет ее, как систематическую
теорию. Это связано с тем, что категория качества имеет аспекты
структурности, динамичности, определенности, упорядоченности – все основные
признаки системы. Таким образом, здесь возможен системный подход и к
оценке, и к анализатору, и к управлению.
Количественная оценка качества необходима для принятия обоснованных решений