Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:18, курс лекций
ГЛАВА 1. Качество продукции.
1.1. Что такое качество.
1.1.1. Основные понятия.
т.е. сам процесс управления программой объектами. Некоторые авторы в
понятие “управление” включают не только целенаправленные управляющие
возействия, но и саму постановку цели, выработку политики, принятие
решения. Другие связывают управление с упорядочением какого-либо
многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля,
руководства,
менеджмента.
1.3.1. Категории
управления менеджмента.
Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта
управления, которое должно быть достигнуто в будующем.
Процесс осознания и формулирования цели управления носит наименование –
целеполагание. Он является одним из первых и важнейших элементов процесса
управления. Методы управления – это способы целенаправленного воздействия
на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках
функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое.
Принципы управления – это основные правила, основные требования,
руководящая идея, которой следуют руководители в осуществлении управления.
Они являются одной из основных форм сознательного использования объективных
законов управления в практике.
Законоуправление – это общие, существующие и необходимые связи, явления,
изучаемые наукой управления. Объективность законов управления по отношению
к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и
искусства управления.
Функции управления – это своего рода “поля” управленческой деятельности,
продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления.
Функциями управления могут быть стандартизация, сертификация продуктов и
систем качества, обеспечения единства измерений, аттестация испытательного
оборудования и т.д.
Всю систему знаний об управлении качеством, которую называют научными
основами управления качеством, можно разделить на 3 части :
1. Методологические основы управления качеством.
2. Конкретные науки об элементах управления качеством.
3. Наука об управлении (теория управления качеством).
Методологические основы управления качеством включают в себя
соответствующие
теоретические и
философия, экономика, наука управления производством, кибернетика и т.д.
Конкретные науки о качестве и об элементах управления можно разделить на :
. Конкретные технические науки (теория надежности, теория
статистического регулирования, стандартизация, сертификация,
квалиметрия, и т.д.);
. Конкретные экономические науки (экономическая теория качества,
планирование качества и т.д.);
. Конкретные
социологические науки (
качеством труда и т.д.);
. Теория информации о качестве.
Научные основы управления качеством – это вся система знаний об управлении
качеством. Следует сказать, что наука об управлении качеством не может
входить в состав конкретных наук об управлении качеством, т.к. должна
охватывать предмет управления в целом. В то же время эта наука не может
ограничиваться только их выводами. Она должна вобрать в себя выводы из
других конкретных наук, входящих в состав научных основ управления, а также
учитывать особенности элементов и уровни управления качеством.
Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и средств
управления производством с целью повышения его эффективности и
прибыльности. Здесь качество выступает, как главная цель управления.
Структуру
системы менеджмента можно
- принципы
системности в проектиовании
при системном - переработки, хранения и пере -
и управлении качеством ;
подходе к решению проблем ка - дачи информации;
- комплекснрсти в несл. разных сторон чества;
- коммуникационные связи;
управления
качнством;
принятие проектных решений - компьютерная и вычислительная
- приоритетности
факторов внешней
качества;
среды в формировании качества ; - мотивации
и воздействия на - средства производства;
- взаимоотношений
управленческого и
исполнителя; - стандарты и регламенты, регла -
исполнительного
персонала в проект-
качественного уровня регламентирование требования
ной деятельности.
продукции;
продукции;
-
контроля
качества.
области
качества;
- сертификаты, как средство под -
тверждения
качества.
1.3.2. Система
оценки качества в задачах
управления.
В условиях рыночной экономики система оценки качества продукции должна
наиболее полно соответствовать особенностям рыночных отношений между
производителями и потребителями. Для этого предполагается решение следующих
задач :
1. Объективной оценки качества продукции на различных этапах
взаимодействия разработчиков, изготовителей и потребителей с учетом
взаимосвязи качества, количества и цены потребления.
2. Достаточно полного выявления свойств и показателей, характеризующих
качество продукции, а так же объективного отражения их в нормативно –
технических документах на продукцию.
3. Оперативного
получения всех необходимых
продукции, ее техническом уровне и конкурентоспособности на любом
этапе жизненного цикла продукции.
При этом управление качеством имеет тесно связанные направления :
стандартизация, сертификация, и квалиметрия, взаимосвязь которых
представлена
на рисунке :
Система
оценки
качества
Стандартизация – деятельность по установлению в НД определенных требований
(норм, правил и характеристик). В соответствии с законом РФ “О
стандартизации”, устанавливыемые требования должны быть направлены на
обеспечение :
1. Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества.
2. Взаимозаменяемости продукции.
3. Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития
науки, техники и технологии.
4. Единства измерений.
5. На
обеспечение экономии всех
Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются :
. Повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их
функциональному назначению;
. Устранение
барьеров в торговле и
экономическому сотрудничеству;
При этом результаты стандартизации по отношению к сертификации первичны,
поскольку прежде, чем подтверждать соответствие продукции установленным
требованиям, необходимо эти требования разработать, обосновать и
установить, а это возможно лишь при непосредственном использовании методов
квалиметрии, при разработке и экспертизе требований стандартов, подготовке
и проведении сертификации продукции на ее соответствующие требования
стандартов.
Сертификация – это деятельность, направленная на установление и фиксацию
соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям,
установленным в КД. Особые требования предъявляются к методическим основам
оценки качества продукции, которые должны наиболее полно обеспечивать :
1. Возможность
выявления комплексного
совокупности потребительских свойств безопасности и экологичности
продукции.
2. Создание на основе проведенной оценки предпосылок для социальной
защиты потребителя от функционально и экологически опасной продукции,
а так же от несоответствия реальной цены на продукцию ее качеству.
Квалиметрия – это научная дисциплина, которая изучает проблематику и
методологию
количественного и
природы. В ее рамках формируется и развивается система методов измерения