Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:18, курс лекций
ГЛАВА 1. Качество продукции.
1.1. Что такое качество.
1.1.1. Основные понятия.
на всех стадиях жизненного цикла продукции, от маркетинговых исследований
до принятия решения о снятии с производства. Квалиметрия качества позволяет
определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены,
сделать анализ качества процессов производства, определить пути
совершенствования продукции и сокращения затрат. При этом распространение
квалиметрических методов и подходов на качество процессов, проектов и
решений создает действенный аппарат выбора лучших вариантов
многокритериальных
решений во всех сферах управления
качеством.
2. Система
понятий и определений
Систему понятий квалиметрии в основном составляют требования,
представленные в ГОСТ15467-79 “Управление качеством продукции. Основные
понятия, термины и определения”, а так же в ИСО 8402.
Для раскрытия сущности категории качества, используемой в квалиметрии,
необходимо рассмотреть ее во взаимосвязи с такими системными понятиями, как
свойство, структурность, динамичность и др.
Свойство.
Для раскрытия понятия
. Атрибутивную.
. Функционально – кибернетическую.
Атрибутивная отражает взаимодействие в системе отношений субъект – объект.
В ней свойства выступают как результат познания опрееленного признака,
принадлежащего данному объекту. Синонимы свойства, в данной концепции –
атрибут, особенность, черта и т.д. Само качество выступает, как сложное
свойство.
Функционально – кибернетическая концепция определяет свойства через
взаимодействие в системе объект – объект или объект – среда. Синонимами
свойства являются : способность, возможность, функция и т.д. Здесь свойство
оказывается
связанным через
этом аспекте физические, механические, информационные и др. типы свойств
одновременно несут информацию об особенностях взаимодействиях объекта и
формах движения, в которые данный объект вовлечен. Свойства в этой
концепции представляют, как динамический элемент качества, как “функцию
времени”. Деление взаимодействий на внутренние и внешние, по отношению к
объекту, как к целому, обуславливает деление свойств на внешние и
внутренние.
Внутренние – это появления новых свойств у целого, т.е. целостных
элементарных свойств.
Внешние – это источник изменения свойств во времени, динамичности качества.
К ним
относятся : проектная, произвоственная
и экспериментальная среды.
Структура . Взаимодействие внутренних свойств качества частей объекта
характеризует внутреннюю структуру качества, а множество внешних
взаимодействий характеризует внешюю структуру качества. Структура качества
во внешнем и внутреннем плане раскрывается в двух возможных проекциях : в
терминах свойств (функций) и в терминах качеств частей. Первая проекция
определяет функциональную структурность качества, в соответствии с которой
качество предстает, как структурно – расчлененная совокупность свойств
(функций), а вторая определяет морфологическую структурность.
Структурность качества – это основа принципа функционально –
кибернетической эквивалентности качества. Этот принцип утверждает, что
качество по определенным свойствам и в рамках определенных условий,
несмотря на различие в структурах, может рассматриваться, как эквивалентное
и носит многоуровневый характер. Чем больше свойств и уровней качества
включено в отношения, тем уже мнежество, на которое оно реализуется.
Количество. Взаимосвязи качества и количества уделен раздел 1.3.
Особенность понимания этого взаимодействия состоит в более
дифференцированном раскрытии понятия качества, связанном с его делением не
экстенсивное и интенсивное.
Интенсивное количество – позволяющее глубже осмыслить его взаимодействие с
качеством.
Экстенсивное количество предстает, как внешнее количество качества, как
количество однородных в определенном смысле свойств и качеств.
Интенсивное количество предстает как внутреннее количество качества,
характеризующее развитость и интенсивность свойств.
Внешнее и внутреннее количество качества образует единство, раскрывая еще
одну грань принципа внешне – внутренней обусловленности качества и
соответственно его моментов.
Динамичность. Понятие динамичности качества раскрывается, как изменение
интенсивности свойства и соответственного интенсивного количества во
времени. Развертыванеи принципа динамизма качества приводит к двум
взаимосвязанным принципам : отражение и жизненный цикл.
Принцип отражение фиксирует отражение (перенос) качества процесса на
качество результата, формирующегося на выходе этого процесса и имеет смысл
системного исследования : качество процесса продукцирует качество
результата, или, что то же самое, качество результата наследует качество
процесса.
Жизненный цикл объекта образует цикл его качества. Он состоит из основных
этапов :
. Проектирование;
. Изготовление;
. Эксплуатация.
Каждый этап представляет собой комплексные процессы производства, поэтому
по отношению к жизненному циклу принцип отражения раскрывается, как цепочка
отражений
качеств процессов в качествах
соответствующих результатов.
Qпр
( Qu ( Qз
(
( (
Qпр
Qu ( Qз
Таким
образом, в жизненном цикле происходит
отражение
< Qпр
, Qu , Qэ >-< Qпр , Qu , Qэ >
Cодержание вышеизложенных взаимосвязей категории качества с другими
понятиями позволяют сделать следующие выводы :
Качество – сложная многоуровневая категория, раскрывающаяся через систему
внешних и внутренних моментов. Она не может быть однозначно определена
одной какой-либо дефиницией (показателем), поэтому категория качества
определяется через систему суждений определителей.
Категория
качества есть система единства ее частных
суждений определителя
Ка+ (Q) =
< А,Б,В,Г,Д,Е,Ж > (2.1)
А – качество есть совокупность свойств (аспект свойств).
Б – качество структурно представляет собой иерархическую систему свойств
или качеств частей объекта (аспект структурности).
В – качество динамично, оно есть динамическая система свойств (аспект
динамичности).
Г – качество – это существенная определенность объекта, внутренний момент,
выражающийся в законченной связи составляющих частей элементов и
конституирующий условия развития объекта (аспект определенности).
Д – качество – это основа существования объекта, оно имеет двоякую
обусловленность, раскрываемую через систему моментов качества : cвойства,
структуры, системы, границ, целостности, определенности, количества.
Е – качество обуславливает единичность объекта, его специфичность,
целостность, упорядоченность, определенность, устойчивость (аспект
сертификации).
Ж – качество создаваемых человеком (обществом) объектов и процессов ценно
(аспект ценности).
По отклонению к качеству создаваемых объектов и процессов, ценностный
аспект конкретизируется через понятия полезности, приспособленности,
потребности, цели, назначения, потребительской стоимости и стоимость.
Ключевыми понятиями квалиметрии являются измерение и оценивание качества.
Введем ряд важных определений, раскрывающих эти понятия :
Мера качества - это есть отображение качества Q или его подмножеств,
отдельных свойств или их групп на множество вещественных чисел.
Если обозначим меру качества ( , а отображение “(”, то в символической
записи
мера качества будет иметь вид :
( = Q ( Re
, либо ( : {qi} ( Re (множество вещественных
чисел) (2.2)
Иными словами, мера качества рассматривается, как отображение измерения,
приписывающее качеству, свойству или группе свойств число.
Синонимом меры качества является показатель качества ( ( ( P) – это
означает, что пространство мер качества (() может трактоваться, как
пространство показателей качества (Р). В отображении формулы (2.2) вместо
множества Re можно использовать множество семантических смысловых единиц
(Se), типа отличной, хорошей, пригодной, не пригодной и пр. Такая мера
называется
семантической мерой.
(S) => S
: Q ( Se или
S : {qi} ( Se