Местное самоуправление за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание

Целями исследования является анализ имеющихся теоретических и практических результатов изучения функционирования мировых моделей местного управления и местного самоуправления и определение возможностей адаптации отдельных аспектов организации местных органов в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..……2
I. История развития местного самоуправления за рубежом…….....…4
II.Основные модели организации местного самоуправления……..…7
1.Англосаксонская……………………………………………………..…7
2.Континентальная…………………………………………….…....……9
3.Смешанная………………………………………………………….….10
4.Советская……………………………………………………..…….….11
III. Правовые основы местного самоуправления за рубежом………13
IV.Организация местного самоуправления на примере
европейских стран…………………………………………………...……17
1.Франция…………………………………………………………….….17
2.Великобритания…………………………………………………….…25
3.Германия………………………………………………………….……33
Заключение……………………………………………………………..….41
Список литературы………………………………………………….……43
Приложения………………………………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 2007.docx

— 78.03 Кб (Скачать документ)

      Содержание:

      Введение…………………………………………………………….…..……2

      I. История развития местного самоуправления за рубежом…….....…4

      II.Основные модели организации местного самоуправления……..…7

           1.Англосаксонская……………………………………………………..…7

           2.Континентальная…………………………………………….…....……9

           3.Смешанная………………………………………………………….….10

           4.Советская……………………………………………………..…….….11

      III. Правовые основы местного самоуправления за рубежом………13

      IV.Организация местного самоуправления на примере

      европейских стран…………………………………………………...……17

           1.Франция…………………………………………………………….….17

           2.Великобритания…………………………………………………….…25

           3.Германия………………………………………………………….……33

      Заключение……………………………………………………………..….41

      Список  литературы………………………………………………….……43

      Приложения………………………………………………………………..45 

 

      Введение

      Актуальность  темы курсовой работы.  
      В числе проводимых в современной России реформ одно из первых по важности и объему мест занимает реформа местного самоуправления. Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и эффективного функционирования многие десятилетия являются предметом исследования не только научных, но и практических работников всего мира. Россия активно ведет поиск оптимальных форм и методов соединения интересов государства и местных сообществ. Проводится реформирование, введение инноваций и новых технологий. Большое значение придается сотрудничеству с другими странами. Однако до настоящего времени не найдены механизмы, которые бы удовлетворяли потребностям и интересам центральной, региональной и местной властей, а также населения административно-территориальных образований. Для наших муниципальных служащих, освоение зарубежного опыта организации и функционирования местного самоуправления является серьезной и притом очень актуальной задачей.  
      Проблемы функционирования местного самоуправления являются предметом многочисленных научных исследований. Значительный интерес к их разработке проявляют представители различных наук: истории, политологии, философии, экономики, социологии. Безусловно, их исследования обогатили научное знание о самоуправлении как одной из форм народовластия. Вместе с тем надо признать, что еще нет достаточно целостной теоретической основы для решения принципиальных вопросов государственного и местного управления. В меньшей степени исследуется зарубежный опыт в отечественном правоведении.  
      Объектом исследования настоящей работы являются зарубежная правовая система как на современном этапе развития, так и на этапе ее формирования; совокупность норм, регулирующих правовой статус местных органов. Исследованию подвергаются непосредственно теоретические основы и практическая деятельность органов местного управления и местного самоуправления в зарубежных странах.  
      Целями исследования является анализ имеющихся теоретических и практических результатов изучения функционирования мировых моделей местного управления и местного самоуправления и определение возможностей адаптации отдельных аспектов организации местных органов в современной России.

      Поставленные  цели предопределили следующие задачи исследования:  
      - изучение правового регулирования организации и деятельности местных органов в зарубежных странах, а именно Германии, Франции и Великобритании;  
      - Выявление роли государства в работе местного самоуправления на основе сравнительного анализа организации местных органов в зарубежных странах;  
      - изучение истории и природы местного самоуправления как самостоятельного института и важнейшего элемента государственно-правовой структуры;  
      - исследование действующих в зарубежных государствах систем местного самоуправления.  
      Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РФ, ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституции зарубежных государств (Великобритании, Франции, Германии),  законы о местном управлении и самоуправлении зарубежных государств.

      Изучая зарубежный опыт организации власти на местах, особый интерес у нас вызвала  тема местного самоуправления в ряде европейских стран, а именно Германии, Великобритании и Франции. Мотивированно  это было возможностью расширения профессиональных знаний, научится работать с литературой  и анализировать материал. 
       
       
       
       
       

        I. История развития местного самоуправления за рубежом.

      Идея местного самоуправления в зарубежных государствах, зародившись и развиваясь теоретически, практически смогла воплотиться  лишь в период буржуазных революций. На западе современная идея местного самоуправления связывается с событиями Великой французской революции и фактическим становлением самостоятельности общины по отношению к государству.

      Иными словами, становление местного самоуправления было связано с процессами перехода от феодальной организации к современному индустриальному обществу. Оплотом  нарождавшейся буржуазии стали  города, требовавшие самостоятельности в управлении местными делами, свободы общинного управления от надзора и вмешательства со стороны центральных властей. С середины XIX в. подобного рода управление на местах стало именоваться местным самоуправлением, что отражало определенные особенности того времени.

      В современном  обществе местное самоуправление служит непременным атрибутом любого демократического государства. Зарубежная практика отражает большое количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

      «Точка  отсчета»: община или  государство?

      В целом  в Европе отношение к местному самоуправлению поляризуется по оси  «север» - «юг». Скандинавские страны отличаются высокой степенью автономии местного самоуправления, страны Южной Европы – низкой.

      Адольф Гессер в своей книге «Свобода муниципальных  образований как спасение Европы»* связывает уровень развития местного самоуправления с историей развития общественных свобод и государственности, выделяя:

      __________________________________________________________________________________

      * - цит. по Неф Р. «Да здравствует нонцентрализм!»;М.-2002г.

    • «исконно-свободные» страны с традиционно высокой степенью гражданских свобод, выработавшие иммунитет против монархически-бюрократической централизации (Великобритания, государства Северной Европы, Нидерланды, Швейцария, вне Европы – США) и
    • «либерализованные государства верховной власти», основанные на общем подчинении бюрократическому аппарату и оставляющие мало места для реального «управления по свою ответственность» на местном уровне  (Испания, Франция, Италия и Германия).

      Для первой группы стран в его классификации «точкой отсчета» является местная община, для второй – государство. Например, еще в XIX веке законодатели Бельгии отстаивали тезис: община старше государства, закон её находит, а не создает. Для Франции справедливо обратное, а именно – верховенство государства, там закон может создать общину.

      Первенство  общины проявляется в том, какое  внимание в странах первой группы уделяют влиянию и контролю граждан  за местным самоуправлением.

      В Финляндии  принципы осуществления демократических  прав граждан гарантированы законом  о местном самоуправлении, который  состоит из105 статей, из них  6 – о правах непосредственного участия граждан в местном самоуправлении  и 13 статей – о праве граждан не согласиться с решением муниципалитета или подать жалобу на него. В законе есть положения, обязывающие муниципалитет информировать граждан о своей деятельности. Граждане могут в индивидуальном порядке выступить с инициативой по любому вопросу местного значения. При этом закон предписывает обязательное рассмотрение органами местного самоуправления гражданских инициатив. В странах Скандинавии и Дании изучение всевозможных жалоб граждан по решениям муниципалитетов – важная часть административной работы. Такие жалобы отделяются от обычных судебных исков и рассматриваются в специальных административных судах – быстро, дешево, обоснованно.

      В странах  второй группы также считают, что активные граждане – благо для муниципалитета, однако больше внимания уделяют государственному контролю. В Германии начальник окружного управления — руководитель района в земле, осуществляет общий или правовой надзор за общинами районного подчинения, администрация округа осуществляет правовой надзор за городами нерайонного подчинения, одновременно она является вышестоящим органом надзора за общинами районного подчинения. Министерство внутренних дел федеральной земли осуществляет надзор за районами и городами нерайонного подчинения. Особые нормы действуют в отношении государственного финансового надзора. Бюджет каждого муниципалитета до его вступления в силу подвергается тщательному государственному контролю, в частности, на предмет сбалансированности доходов и расходов и подлежит утверждению в рамках специальных согласительных бюджетных процедур. 
       

 

      II.Основные модели организации местного самоуправления

      Наличие эффективного местного самоуправления необходимо для  нормального функционирования любого демократического государства. При  этом надо иметь в виду, что понятие "местное самоуправление" в  зарубежных странах включает в себя два вида органов управления: местный  представительный орган, избираемый населением соответствующей административно-территориальной  единицы и принимающий решения  по наиболее важным местным вопросам, и исполнительный орган, руководимый  мэром (бургомистром), исполняющий решения  представительного органа и осуществляющий оперативное управление и даже некоторые  государственные функции.

      В настоящее  время к этих странах функционируют  три модели местного управления: англосаксонская (английская), континентальная (французская) и "смешанная". Различия данных моделей  зависят, прежде всего, от взаимоотношений местных органов между собой и с государственной властью: 

      1.Англосаксонская  модель.

      Англосаксонская модель распространена в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий, без прямого подчинения вышестоящим органам. Для этой модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами в этих странах, особенно в США, непосредственно населением избираются и некоторые должностные лица администрации. Большими полномочиями здесь наделяются комиссии (или комитеты) местных представительных органов, играющие значительную роль в подготовке и принятии отдельных решений. 

      Контроль  над деятельностью местных органов  управления в этих странах осуществляется через центральные министерства и через суд. По месту и роли местных органов в политической системе этих стран можно сделать вывод, что они фактически являются составной частью государственного механизма. Термин же "местное управление" служит для обозначения организации и деятельности местных органов и обычно указывает лишь на один из критериев их отличия от других государственных органов - на их местный (локальный) характер.

      Основные  черты данной модели:

      1) Высокая  степень автономии  местного самоуправления, выборность, контроль, прежде всего со стороны населения; отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;

      2) Отсутствие  местных администраций (органов  государственной власти местного  уровня).

      Основной  принцип здесь «действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий» (в Великобритании полномочия предоставляются  парламентом страны, т.е. из «центра»,  в США – штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляется  в форме судебного контроля.  Средство влияния – государственные дотации. Рассматривая англосаксонскую модель местного самоуправления, необходимо учитывать, что в своем классическом виде она встречается сейчас крайне редко.

      2. Континентальная  модель.

       В странах континентальной Европы, франкоязычной Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке получила распространение так называемая континентальная (или французская) модель управления. Ее отличия от англосаксонской базируются на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Эта модель зародилась во Франции.

      Континентальная модель является иерархической структурой, где происходит сверху передача различных  директив, а снизу поступает информация, и где на государственные органы работают представители на местах. Данная модель характеризуется также  некоторой подчиненностью нижестоящих  местных органов самоуправления вышестоящим по структуре. Основные принципы организации самоуправления во Франции, заложенные еще в конце XVIII — начале XIX веков, существенно отличались от начал, лежащих в основе Организации местного самоуправления в Великобритании. Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление за рубежом