Местное самоуправление за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание

Целями исследования является анализ имеющихся теоретических и практических результатов изучения функционирования мировых моделей местного управления и местного самоуправления и определение возможностей адаптации отдельных аспектов организации местных органов в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..……2
I. История развития местного самоуправления за рубежом…….....…4
II.Основные модели организации местного самоуправления……..…7
1.Англосаксонская……………………………………………………..…7
2.Континентальная…………………………………………….…....……9
3.Смешанная………………………………………………………….….10
4.Советская……………………………………………………..…….….11
III. Правовые основы местного самоуправления за рубежом………13
IV.Организация местного самоуправления на примере
европейских стран…………………………………………………...……17
1.Франция…………………………………………………………….….17
2.Великобритания…………………………………………………….…25
3.Германия………………………………………………………….……33
Заключение……………………………………………………………..….41
Список литературы………………………………………………….……43
Приложения………………………………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 2007.docx

— 78.03 Кб (Скачать документ)

      Класс В выполняет задачу реализации этих установок. В него входит около 40% чиновников. Класс С занят специализированным исполнением и охватывает 32% чиновников. Класс D включает технических работников, которые являются простыми исполнителями.

      Французские администраторы отмечают, что между  двумя последними классами трудно провести какое-либо существенное разграничение.

      Таким образом, наряду с основным статусом чиновника  во Франции существуют еще частные  статусы чиновников перечисленных  выше категорий. Согласно законодательству, лицо не может быть назначено на гражданскую должность: 1) если не имеет французского гражданства; 2) не обладает гражданскими правами и не удовлетворяет требованиям морального поведения. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      2.Великобритания. 

      Являсь центром Содружества политического и экономического объединения стран, входивших ранее в Британскую империю, Великобритания имеет форму унитарного государства, состоящего из исторически сложившихся территорий Соединенного Королевства — Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Административно-территориальное деление каждой из входящих в Соединенное Королевство стран существенно различается. Если в Англии и Уэльсе основными единицами административно-территориального деления являются графства, делящиеся, в свою очередь, на округа, то в Северной Ирландии — округа, а в Шотландии — области. Население графства составляет около 1 млн. человек. В Англии насчитывается 47 графств, 7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов и 3 островных территории. В Уэльсе — 8 графств. В Северной Ирландии насчитывается 26 округов, а в Шотландии 9 областей и 3 островных территории.

      Правовую  основу Великобритании составляют нормы статутного права, конституционные обычаи и нормы общего права, по сути, заменяющие Основной закон этой страны.

      По  форме государственного правления Великобритания является конституционной монархией. Главой государства, наделенной достаточно широкими полномочиями, является королева. Британская королева имеет право назначать премьер-министра и членов правительства, а также ряд других должностных лиц: судей, офицеров армии, дипломатов, церковных служащих и пр. Она открывает сессии парламента, выступаете парламентской речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики государства. Королева также является главнокомандующим вооруженными силами и даже имеет право объявить войну. И все же реально принадлежащие ей полномочия осуществляются членами правительства, которые подписывают акты, издаваемые королевой, и несут за них ответственность.

      Законодательная власть в Великобритании принадлежит  парламенту. Парламент подразделяется на верхнюю (палата лордов) и нижнюю (палата общин) палаты. Верхняя палата не избирается и включает в себя лиц, наделенных соответствующими правами либо по праву их наследования, либо по представлению королевы. Нижняя палата парламента избирается в ходе парламентских выборов на основе мажоритарной системы голосования относительного большинства. К полномочиям британского парламента относятся принятие законов и контроль над их выполнением.

      Формируемое по итогам парламентских выборов  правительство возглавляется премьер-министром  — лидером победившей на выборах  политической партии. В состав правительства  входит кабинет министров, составляющий около четверти членов исполнительного органа власти, который, по сути, и разрабатывает основные направления политики государства. Правительство отчитывается о своей деятельности перед нижней палатой, а в случае вынесения последней вотума недоверия должно подать в отставку.

      Судебную  власть в Англии и Уэльсе представляет Верховный суд, возглавляемый лорд-канцлером, членом палаты лордов. Палата лордов является высшей судебной инстанцией в Соединенном Королевстве, принимающей к рассмотрению апелляции на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также только по гражданским делам — Шотландии. Верховный суд включает в себя три самостоятельных судебных учреждения — Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны.

      К низшим судам  в Англии и Уэльсе относятся суды графств и магистратские суды. В судах графств рассматривается в первой инстанции до 90 % гражданских дел. Границы района, на территории которого действует суд графства, определяются лорд-канцлером. Магистратские суды, рассматривающие в первой инстанции до 98 % уголовных дел, имеют право вынесения наказаний в виде лишения свободы не более чем на шесть месяцев, передавая дела в случае необходимости более сурового наказания в Суд короны. Магистраты, иногда называемые мировыми судьями, могут возглавляться непрофессиональными юристами, которые могут и не иметь юридического образования. Все дела в магистратах рассматриваются в коллегиях по два-три человека.

      Местное управление в Англии и Уэльсе является результатом не децентрализации, а демократизации. Первыми органами местной власти были объединения помощи бедным, появившиеся в XIX в. и трансформированные позднее в городские и сельские окружные советы. Установившаяся тенденция формирования местных советов в британских городах способствовала объективному общественному интересу и воплощению его в режим поддержания общественной стабильности и согласия.

      Институциональную структуру муниципальной власти в Великобритании составляют три звена: графства, районы (borough) и приходы для сельской местности. Каждое из этих территориальных образований располагает собственными представительными органами власти, осуществляющими свою деятельность в режиме самоуправления. Внутри графств выделяются также города (city), располагающие собственными органами управления. Статус городов придается по представлению окружного совета только тем округам, которые получают его по королевской хартии. Каждый орган местного управления наделен правом юридического лица и исполняет функции муниципальной корпорации. Взаимоотношение между этими уровнями рассматривается здесь скорее как партнерское, чем иерархическое.

      В Англии во времена англосаксов каждому  графству принадлежал «бург» (borough), по которому оно получало свое имя. Вебер ссылается на тот факт, что еще в 1313 г. английские города не могли получить привилегий, т. к. они еще не были «юридическими лицами», и только при Эдуарде I города начинают выступать как корпорации. Разрешение на жительство близ рынка рассматривалось в качестве исключительной привилегии, предоставляемой сеньорами своим подданным. Городской суд также контролировался сеньорами. Первичной формой городского союза в Англии выступала торговая гильдия, обладавшая монополией розничной торговли на территории города. Другими формами объединения горожан на территории городов были религиозные объединения, профессиональные союзы, ремесленные цехи.

      Местному  самоуправлению на Британских островах всегда уделялось большое внимание. К примеру, в середине 1980-х гг. почти 30 % всех государственных расходов (ВНП этой страны) проходило через локальные органы власти. Каждый десятый житель страны является служащим местной администрации. Активными субъектами экономической политики страны становятся общественные организации. Население заинтересовано в объединении, которое обеспечивает им возможность решать текущие проблемы их жизнедеятельности. К примеру, при численности населения района Кэмден г. Лондона 180 тыс. человек количество добровольческих и общественных организаций составляет сегодня 2500 единиц. Общее количество членов таких организаций колеблется от 4 до 20 человек. Среди основных видов деятельности этих организаций следует выделить формирование соседских объединений, жилищных ассоциаций, консультационных агентств, адвокатур для меньшинств, поддержку территорий, детей, семей, престарелых, инвалидов и пр. Финансирование этих организаций идет из различных источников — от получения правительственных и неправительственных грантов, муниципальных субсидий до работ по контракту, а также частных пожертвований. Местные власти вынуждены считаться с мнением общественных организаций и вести с ними терпеливый, ни на минуту не прекращающийся диалог.

      Особенностью  экономического статуса муниципалитетов  в Великобритании является тот факт, что доля расходов, поступающих в виде платы за сдаваемую в аренду собственность местных органов власти, платные услуги, оказываемые предприятиями муниципального сектора экономики, а также процентные доходы в сумме приносят почти столько же поступлений в местный бюджет, сколько и налоги — около 30 %.

      Великобритания  имеет сильные традиции самоуправления в рамках унитарной системы административно-государственного управления. В течение всего XIX столетия рост британского правительства на местном уровне также способствовал некоторой децентрализации административной власти в стране.

      Все графства и города Великобритании избирают свои Советы, которые формируют постоянные административные комитеты, ответственные  каждый за свою конкретную сферу управления. Эти Советы управляют полицией, образованием, здравоохранением, занимаются социальными  вопросами. Центральная администрация  имеет право в любой момент вмешиваться в местные дела и  исправлять решения местных властей  по своему усмотрению. Но на практике такое  происходит лишь в чрезвычайных случаях, так как британцы высоко ценят  местную автономию.

      Центральная администрация британского правительства  возглавляется сегодня постоянным секретарем (профессиональный администратор), ему помогают многочисленные помощники, заместители и служащие на более низких уровнях административного управления. Лондонские бюрократы знают, что лояльными они должны быть, прежде всего, по отношению к своему министру, и поэтому преданно осуществляют его политическую линию, редко проявляя собственную инициативу.

      Институт  современной гражданской службы сложился сравнительно недавно —  в 1970-е гг. В этот период в стране были проведены крупные административные реформы. Комитет по реформе гражданской  службы возглавил лорд Фултон.

      Констатировав недостатки гражданской службы в  стране, и назвав ее «антикварной», комитет Фултона предложил принципиально  новую модель гражданской службы — менеджеральную. Идея заключаюсь в том, чтобы перенять методы руководства в бизнесе, рациональные и эффективные. В основу планов реорганизации гражданской службы была положена американская модель административно-государственного управления. В январе 1971 г. началось проведение реформы.

      Первым ее этапом стала отмена системы классов. Вместо этого были созданы три  основные группы чиновников. Группу старших  политических и административных руководителей  составили чиновники административного  класса в ранге помощника заместителя, заместителя постоянного секретаря, постоянного секретаря. Вошедшие в эту группу образуют вершину состава гражданской службы. Они несут личную ответственность непосредственно перед министром за, руководство в своей области административно-государственного управления.

      Вторая группа — административная. Она включает две ступени: ученик администратора и старший исполнитель. Административная группа решает большой круг вопросов — от координации деятельности госаппарата управления и руководства работой министерств до исполнения обычных канцелярских обязанностей.

      Третья группа объединяет научно-профессиональных работников и технических специалистов. В  нее входят архитекторы, ученые, инженеры, занятые проблемами образования  и профессиональной подготовки чиновников. Образована также вспомогательная  группа технических работников. Это  чертежники, делопроизводители, выполняющие  простую исполнительскую работу.

      Менеджеральная  модель государственной службы предполагает вовлеченность административного  аппарата в процесс выработки  и принятия политических решений, касающихся как долгосрочной, так и повседневной политики министерств. В докладе комитета Фултона отмечалось, что «гражданская служба работает под политическим руководством, и на ней лежит обязанность политической подотчетности». Поэтому «гражданские служащие должны иметь живое понимание политического содержания того, что они делают и что они советуют».В соответствии с рекомендациями комитета Фултона организационная структура министерств была перестроена таким образом, чтобы приблизить их к решению политических задач. В министерствах появились отделы по планированию политики. Их задачей стало следить за тем, чтобы повседневные политические решения в министерствах принимались с учетом долгосрочных политических перспектив.

      Появилась должность старшего советника министра по вопросам политики. Этот советник назначался министром из числа лиц, не принадлежащих  к гражданским служащим (т.е. из числа  так называемых аутсайдеров). Кроме  того, министру предоставили право  нанимать на временной основе такое  число экспертов, какое он сам  сочтет необходимым.

      Как видно, модель, предложенная комитетом Фултона, весьма близка к той, которая существует во Франции и в США, где министр приводит с собой политических советников, образующих его кабинет. Члены кабинета, состоящие из государственных служащих, уходят в отставку вместе с министром.

      В то же время  продолжает существовать концепция  «нейтральности» гражданской службы. Известный английский политолог  Д. Гарнер сформулировал эту концепцию  так: «Гражданские служащие обязаны  хранить верность правительству, стоящему у власти, и добросовестно служить  правительствам, придерживающимся различных  политических убеждений»1.

Информация о работе Местное самоуправление за рубежом