Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:13, лекция
1) ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2) ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
3) ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РФ
1)
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ
2)
ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
3) ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Конституция РФ ст3,8,10,12,15,130-133.
Европейская хартия о местном самоуправлении от 15.10.1985 года, ратифицирована РФ 1.02.1996 года и вступившая в силу в РФ с 1.09.1988г.
Собрание законодательства РФ 1998г № 36.
ФЗ от 6 октября 2003 года с последующими изменениями и дополнениями «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»
Учебник Кредов Ю.А Муниципальное право. Издание 3-ее.
Учебное
пособие Астафичев П.А Муниципальное право
России.
1 ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Одной из отраслей правовой системы РФ является муниципальное право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают при организации и осуществлении местного самоуправления.
Термин «муниципальное» производен от латинских слов мунис – тяжесть, бремя и ципио – принимать что либо на себя. Учитывая это, под муниципальным правом понимается право, регулирующее общественные отношения, возникающие в случаях, если население соответствующих территорий принимает на себя тяжесть (бремя) разрешать соответствующие вопросы местного значения. К таким вопросам относятся местные вопросы политического, экономического и социального характера.
Современное местное самоуправление РФ это одна из форм осуществления народовластия. В ч.2ст.3 Конституции записано, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и местного самоуправления. Учитывая это, в ст.1 ФЗ «о общих принципах организации местного самоуправлении РФ» местное самоуправление определяется следующим образом: «местное самоуправление» - форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, ФЗ и в предусмотренных ФЗ случаях – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Территории,
на которых осуществляется местное
самоуправление именуются муниципальными
образованиями. В соответствии со ст.2
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» в качестве муниципальных
образований выступают городские и сельские
поселения, муниципальные районы (городские
районы или административно-
К
городским поселениями относятся также
и наукограды – Обнинск, Зеленоград, Дубна.
В литературе по муниципальному праву
эти муниципальные образования именуют
специальными образованиями, поскольку
они имеют свой специфический статус.
К специальными муниципальным образованиями
помимо наукоградов относятся также муниципальные
образования в приграничных районах, а
также в закрытых административно-
Отдельные
авторы также причисляют Москву и
СПБ к числу специальных
Как уже отмечалось, муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие при организации и осуществлении местного самоуправления. В системе социального управления местное самоуправление является одной из его форм. В настоящее время в РФ выделяются следующие формы социального управления:
1) государственное управление
2) местное управление
3) управление в общественных объединениях
4)
управление в коммерческих
Местное
самоуправление, будучи формой осуществления
социального управления и формой
осуществления народовластия
1)государственное управление представляет собой исполнительную власть, т.е одну из ветвей гос власти. Местное самоуправление не является государственной властью, оно осуществляется в муниципальных образованиях и функционирует под контролем органов гос власти как субъектов РФ, так и РФ.
2) Если исполнительная власть, как ветвь гос власти разрешает, прежде всего, общие задачи в пределах всей РФ, то местное самоуправление разрешает только задачи местного значения, перечень которых содержится в ст.15 ФЗ « Об общих принципах..,»
3)
Исполнительную власть
-
непосредственное
- местное самоуправление может осуществляться также и через органы местного самоуправления, которые образуются населением муниципального образования. К органам местного самоуправления относятся представительные органы местного самоуправления и исполнительные органы местного самоуправления. Представительные органы формируются из числа депутатов (именуются по разному : совет народных депутатов, думы, собрания и т.п). Исполнительные органы образуются либо в составе главы муниципального образования и местной администрации, либо в составе главы местной администрации и местной администрации.
3)
местное самоуправление не
4)
осуществление местного
Для
каждой отрасли права характерным
является наличие предметов и
методов правового
1) муниципальные организационные правоотношения, которые связаны с формированием муниципальных образований, установлением и изменением их границ, принятием уставов муниципальных образований, созданием представительных и исполнительных органов местного самоуправления, с осуществлением контроля и надзора за деятельность представительных и исполнительных органов, а также с ответственностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
2)
муниципальные управленческие
3)
муниципальные правоотношения, которые
возникают при осуществлении
местным самоуправлением
Метод – способы воздействия на регулируемые общественные отношения, применяемые в целях обеспечения развития отношений в нужном направлении. Среди ученых юристов вопрос о системе методов муниципального права является спорным. Обобщение мнения ряда ученых (проф Шульгиной Е.С,Васильева В.И, Кутафина О.Е и .п), а также учитывая соответствующее положение действующего законодательства о местном самоуправлении представляется возможным выделить следующие методы:
1) разрешительный. Выражается в том, что государство разрешает местное самоуправление и гарантирует его осуществление ( ст.3,12,130-133 Конституции РФ).
2) уполномочивающий. Заключается в том, что государство наделяет местное самоуправление соответствующими полномочиями, определяет основную компетенцию представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также уполномочивает муниципальное образование на осуществление отдельных госфункций. Этот метод находит закрепление в ст 14-17, 19 ФЗ « Об общих принципах организации…»
3) диспозитивный. Выражается в возможности выбора соответствующего варианта действий из нескольких дозволенных. Выражается в возможности муниципального образования выбирать соответствующие формы непосредственного осуществление местного самоуправления, а также вправе избирать органы местного самоуправления и быть избранными в эти органы. Находит закрепление в нормах глав 5-6 ФЗ « Об общих принципах..»
4) метод рекомендаций. Закреплен в целом ряде статей ФЗ « Об общих принципах..». В ст2 населению муниципальных образований рекомендуется учитывать исторические и иные местные особенности при осуществлении местного самоуправления. В ст.25 ФЗ населению муниципальных образований, в которых проживает менее 100 человек, пользующихся избирательных правом рекомендуется осуществлять местное самоуправление в ход схода. В таком муниципальном образовании также избирается орган местного самоуправления в лице главы муниципального образования.
5) обязывающий. Выражается в обязанностях органов местного самоуправление, депутатов и должностных лиц, государства осуществлять поддержку муниципальных образований и контроль за их деятельностью (глава 6,10 ФЗ).
6) запрещающий. Выражается в запрете, адресованном органам гос власти субъектов РФ ограничивать полномочия местного самоуправления, изменять без согласия населения муниципального образования границы муниципального образования, подменять органы местного самоуправления и т.п (ст11,12,13 ФЗ).
Под системой понимается внутренне построение соответствующих отраслей права, при котором выделяются часть общая и особенная. Под структурой понимается содержание вышеназванных частей. Нормы общей части муниципального права имеют общее значение для всей организации и всего осуществления местного самоуправления. К ним относятся нормы:
1) закрепляют понятие местного самоуправление в РФ
2) закрепляют права граждан по осуществлению местного самоуправления
3)
определяют правовую основу
4)
устанавливают полномочия
5)
определяют круг вопросов
6) закрепляют принципы местного самоуправления в РФ
Нормы части особенной регулируют отдельные вопросы, связанные с организацией и осуществления местного самоуправления:
1)
закрепляют территориальные
2)
определяют формы
3)
предусматривают
4) регулируют вопросы, связанные с их муниципальной службой
5) закрепляют систему муниципальных правовых актов и определяют порядок их принятия
6)
регулируют вопросы, связанные
с муниципальной