Муниципальное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:13, лекция

Описание

1) ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2) ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
3) ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право от 3-1 ю.docx

— 83.20 Кб (Скачать документ)

     СУЩНОСТЬ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА  РФ

     1) ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА  И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

     2) ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА,  ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

     3) ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

     Конституция РФ ст3,8,10,12,15,130-133.

     Европейская хартия о местном самоуправлении от 15.10.1985 года, ратифицирована РФ 1.02.1996 года и вступившая в силу в РФ с 1.09.1988г.

     Собрание  законодательства РФ 1998г № 36.

     ФЗ  от 6 октября 2003 года с последующими изменениями и дополнениями «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»

     Учебник Кредов Ю.А Муниципальное право. Издание 3-ее.

     Учебное пособие Астафичев П.А Муниципальное право России. 

     1 ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО ПРАВА

     Одной из отраслей правовой системы РФ является муниципальное право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают при организации и осуществлении местного самоуправления.

     Термин  «муниципальное» производен от латинских  слов мунис – тяжесть, бремя и ципио – принимать что либо на себя. Учитывая это, под муниципальным правом понимается право, регулирующее общественные отношения, возникающие в случаях, если население соответствующих территорий принимает на себя тяжесть (бремя) разрешать соответствующие вопросы местного значения. К таким вопросам относятся местные вопросы политического, экономического и социального характера.

     Современное местное самоуправление РФ это одна из форм осуществления народовластия. В ч.2ст.3 Конституции записано, что  народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и местного самоуправления. Учитывая это, в ст.1 ФЗ «о общих принципах организации местного самоуправлении РФ» местное самоуправление определяется следующим образом: «местное самоуправление» - форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, ФЗ и в предусмотренных ФЗ случаях – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

     Территории, на которых осуществляется местное  самоуправление именуются муниципальными образованиями. В соответствии со ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в качестве муниципальных образований выступают городские и сельские поселения, муниципальные районы (городские районы или административно-территориальные районы), городские округа, а также внутригородская территория городов федерального значения.

     К городским поселениями относятся также и наукограды – Обнинск, Зеленоград, Дубна. В литературе по муниципальному праву эти муниципальные образования именуют специальными образованиями, поскольку они имеют свой специфический статус. К специальными муниципальным образованиями помимо наукоградов относятся также муниципальные образования в приграничных районах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях. На особом статусе находятся муниципальные образования города Москвы и СПБ. Этот статус определяется тем, что эти города имеют двойное значение: самостоятельные субъекты РФ и представляют собой муниципальное образование.

     Отдельные авторы также причисляют Москву и  СПБ к числу специальных муниципальных  образований.

     Как уже отмечалось, муниципальное право  регулирует общественные отношения, возникающие при организации и осуществлении местного самоуправления. В системе социального управления местное самоуправление является одной из его форм. В настоящее время в РФ выделяются следующие формы социального управления:

     1) государственное управление

     2) местное управление

     3) управление в общественных объединениях

     4) управление в коммерческих структурах

     Местное самоуправление, будучи формой осуществления  социального управления и формой осуществления народовластия имеет  целый ряд отличий от гос управления:

     1)государственное  управление представляет собой  исполнительную власть, т.е одну из ветвей гос власти. Местное самоуправление не является государственной властью, оно осуществляется в муниципальных образованиях и функционирует под контролем органов гос власти как субъектов РФ, так и РФ.

     2) Если исполнительная власть, как  ветвь гос власти разрешает, прежде всего, общие задачи в пределах всей РФ, то местное самоуправление разрешает только задачи местного значения, перечень которых содержится в ст.15 ФЗ « Об общих принципах..,»

     3) Исполнительную власть осуществляют  органы исполнительной власти  РФ и субъектов РФ. Местное  самоуправление осуществляется  населением муниципальных образований  в следующих формах:

     - непосредственное осуществление  населением местного самоуправления  путем проведения местных выборов,  референдумов, сходов и т.п

     - местное самоуправление может осуществляться также и через органы местного самоуправления, которые образуются населением муниципального образования. К органам местного самоуправления относятся представительные органы местного самоуправления и исполнительные органы местного самоуправления. Представительные органы формируются из числа депутатов (именуются по разному : совет народных депутатов, думы, собрания и т.п). Исполнительные органы образуются либо в составе главы муниципального образования и местной администрации, либо в составе главы местной администрации и местной администрации.

     3) местное самоуправление не входит  в  госуправление

     4) осуществление местного самоуправления  регулируется нормами муниципального  права, а осуществление госуправление регулируется нормами административного права.

     Для каждой отрасли права характерным  является наличие предметов и  методов правового регулирования. Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие при организации и осуществлении местного самоуправления. Эти отношения, будучи урегулированы нормами муниципального права именуются муниципальными правоотношениями. Муниципальные правоотношения делятся на 3 группы:

     1) муниципальные организационные  правоотношения, которые связаны с формированием муниципальных образований, установлением и изменением их границ, принятием уставов муниципальных образований, созданием представительных и исполнительных органов местного самоуправления, с осуществлением контроля и надзора за деятельность представительных и исполнительных органов, а также с ответственностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.

     2) муниципальные управленческие правоотношения, которые возникают при осуществлении местного самоуправления. К ним относятся правоотношения, связанные с формированием, распределением и исполнением местных бюджетов, с управлением муниципальной собственностью, образованием, культуры, здравоохранения и т.п

     3) муниципальные правоотношения, которые  возникают при осуществлении  местным самоуправлением отдельных  функций государства. Государство в соответствии с ФЗ вправе передавать муниципальным образованиям свои отдельные функции, которые связаны с обеспечением занятости населения, охраной природы, использованием полезных ископаемых и т.п. Если муниципальное образование не надлежаще исполняет переданные ему государством функции, оно вправе отобрать их назад

     Метод – способы воздействия на регулируемые общественные отношения, применяемые  в целях обеспечения развития отношений в нужном направлении. Среди ученых юристов вопрос о  системе методов муниципального права является спорным. Обобщение  мнения ряда ученых (проф Шульгиной Е.С,Васильева В.И, Кутафина О.Е и .п), а также учитывая соответствующее положение действующего законодательства о местном самоуправлении представляется возможным выделить следующие методы:

     1) разрешительный. Выражается в том, что государство разрешает местное самоуправление и гарантирует его осуществление ( ст.3,12,130-133 Конституции РФ).

     2) уполномочивающий. Заключается в том, что государство наделяет местное самоуправление соответствующими полномочиями, определяет основную компетенцию представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также уполномочивает муниципальное образование на осуществление отдельных госфункций. Этот метод находит закрепление в ст 14-17, 19 ФЗ « Об общих принципах организации…»

     3) диспозитивный. Выражается в возможности выбора соответствующего варианта действий из нескольких дозволенных.  Выражается в возможности муниципального образования выбирать соответствующие формы непосредственного осуществление местного самоуправления, а также вправе избирать органы местного самоуправления и быть избранными в эти органы. Находит закрепление в нормах глав 5-6 ФЗ « Об общих принципах..»

     4) метод рекомендаций. Закреплен в целом ряде статей ФЗ « Об общих принципах..». В ст2 населению муниципальных образований рекомендуется учитывать исторические и иные местные особенности при осуществлении местного самоуправления. В ст.25 ФЗ населению муниципальных образований, в которых проживает менее 100 человек, пользующихся избирательных правом рекомендуется осуществлять местное самоуправление в ход схода. В таком муниципальном образовании также избирается орган местного самоуправления в лице главы муниципального образования.

     5) обязывающий. Выражается в обязанностях органов местного самоуправление, депутатов и должностных лиц, государства осуществлять поддержку муниципальных образований и контроль за их деятельностью (глава 6,10 ФЗ).

     6) запрещающий. Выражается в запрете, адресованном органам гос власти субъектов РФ ограничивать полномочия местного самоуправления, изменять без согласия населения муниципального образования границы муниципального образования, подменять органы местного самоуправления и т.п (ст11,12,13 ФЗ).

     Под системой понимается внутренне построение соответствующих отраслей права, при  котором выделяются часть общая  и особенная. Под структурой понимается содержание вышеназванных частей. Нормы  общей части муниципального права  имеют общее значение для всей организации и всего осуществления местного самоуправления. К ним относятся нормы:

     1) закрепляют понятие местного  самоуправление в РФ

     2) закрепляют права граждан по осуществлению местного самоуправления

     3) определяют правовую основу местного  самоуправления

     4) устанавливают полномочия органов  госвласти РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления

     5) определяют круг вопросов местного  значения

     6) закрепляют принципы местного  самоуправления в РФ

     Нормы части особенной регулируют отдельные  вопросы, связанные с организацией и осуществления местного самоуправления:

     1) закрепляют территориальные основы  местного самоуправления

     2) определяют формы непосредственного  осуществления местного самоуправления населением муниципальных образований

     3) предусматривают соответствующие  органы местного самоуправления, а также их должностных лиц

     4) регулируют вопросы, связанные с их муниципальной службой

     5) закрепляют систему муниципальных правовых актов и определяют порядок их принятия

     6) регулируют вопросы, связанные  с муниципальной собственностью  и муниципальными финансами, т.е местными бюджетами

Информация о работе Муниципальное право РФ