Муниципальное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:13, лекция

Описание

1) ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2) ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
3) ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право от 3-1 ю.docx

— 83.20 Кб (Скачать документ)

     Если  в муниципальном образовании  создаются органы местного самоуправления, то под таковыми понимаются представительные органы муниципального образования  и исполнительно-распорядительные органы муниципального образования. ПО общему правилу создание органов  местного самоуправления для большинства  муниципальных образований является обязательным и только для тех  муниципальных образований, в которых  проживают не более 100чел пользующихся избирательным правом органы местного самоуправления заменяет сход граждан. Однако на муниципальных выборах  избирается глава такого муниципального образования

     6) принцип территориальной организации местного самоуправления (ст.132 Конституции). Местное самоуправление осуществляется на соответствующих территориях, которые именуются муниципальными образованиями. Это территории городских поселений, внутригородские территории и городские округа, административные районы, а также поселки, села, деревни, находящиеся на территории административного района.

     7) принцип гласности и учета  общественного мнения (ст.31,32 ФЗ «об  общих принципах организации  местного самоуправления»). Этот принцип выражается в том, что все решения, которые принимаются местным референдумом на местных выборах представительными или распорядительными выборами местного самоуправления подлежат обязательному доведению до населения через средства массовой информации. Учет общественного мнения выражается в таких формах непосредственного осуществления местного самоуправления, как правотворческая инициатива (жители муниц образования, пользующиеся избирательным правом могут вносить свои предложения по вопросам разработки и принятия соответствующих муниципальных нормативно-правовых актов) и обращение граждан (жалобы, заявления, предложения) в органные местного самоуправления.

     8) принцип сотрудничества с политическими  партиями, общественными объединениями  и взаимодействия с органами  государства (ст.20 ФЗ «Об общих  принципах организации местного  самоуправления»).  Сотрудничество с политическими партиями и иными общественными объединениям осуществляется в следующих формах:

     А) политические партии и иные общественные объединения вправе выдвигать своих  кандидатов в выборные органы местного самоуправления или на выборные должности  местного самоуправления

     Б) политические партии и иные общественные объединения принимают участие  в разработке совместных предложений  относительно структуры органов  местного самоуправления

     В) политические партии и иные общественные объединения вправе выделять соответствующие  доли своих денежных средств для  разрешения вопросов местного значения.

     Взаимодействие  местного самоуправления с органами гос власти выражается в:

     А) праве государства передавать органам  местного самоуправления отдельные  государственные полномочия

     Б) наделении органов местного самоуправления правом законодательной инициативе в представительных органах субъектов  федерации

     В) в обязанности органов гос власти субъектов федерации рассматривать обращения органов местного самоуправления, их депутатов и должностных лиц

     Г) в праве органов местного самоуправления передавать государству обратно  отдельные полномочия, которые ранее  были переданы им государством при  условии невозможности их осуществления

     Д) в государственных гарантиях  местного самоуправления на судебную защиту, возмещение дополнительных расходов, связанных с  осуществлением отдельных  гос функций(?), недопустимости изменения границ без согласия населения и т.п

     9) принцип государственной гарантии  местного самоуправления (ст.133 Конституции,  ст60,63 ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления). В качестве таковых выступают дотации со стороны государства, субвенции и судебная защита местного самоуправления. Дотации это денежные средства, которые выделяются муниципальному образованию из фонда поддержки муниципальных образований субъекта РФ в случаях, если собственных денежных средств муниципального образования недостаточно для разрешения вопросов местного значения. Субвенция это денежные средства, которые государство передает муниц образованию для обеспечения исполнения органами местного самоуправления соответствующих гос полномочий, переданных государству муниципальному образованию.  В судебном порядке муниципальные образования могут защищать свои имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением муниц собственности, с местными финансами, с границами муниц образований и т.п. Эти вопросы рассматриваются либо судами общей юрисдикции, либо арбитражными судами. 
 

     ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

     1) МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ  В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ  РОССИИ (ДО ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА)

     2) УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ В СОВЕТСКОЙ  РОССИИ

     3) ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 

     1 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ  В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (ДО ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА)

     Основы  местного самоуправления. Как отмечает проф. Конанов А.И были заложены еще в древней Руси  в11-12 веках и нашли свое выражение в вечевой демократии Новгорода, Пскова и Вятки. Вече- народные собрания, на которых сам народ решал наиболее важные вопросы: войне и мире, приглашении или изгнании князей и т.п. Местное самоуправление  в форме вечевой демократии сохранялось до 15 столетия. При Иване Грозном была осуществлена централизация гос власти, но на местах вместо вечевой демократии было введено губное, земское и посадское управления, которые представляли собой местное самоуправление. Губное управление осуществлялось на территориях, где было помещичье землевладение. Административной единицей для губного управления был уезд, органом местного самоуправления была губная изба, которая избиралась из дворян в составе губного старосты, дьяка, целовальников и выборников из зажиточных крестьян. Губная изба разрешала все вопросы местного значения: хозяйственного, финансового характера, а также осуществляла судебные и полицейский функции.

     Земские управы водились на казенных землях. Земское  управление осуществляла земская изба, состав которой избирался на сельском сходе из числа зажиточных крестьян в составе старосты, дьякона и  целовальникв. Земские избы в отличие от губных изб ведали только хозяйственными вопросами.

     В городах из числа зажиточных горожан  избирались посадские избы, которые  выдали всем хозяйственными вопросами, вершили суд и наделялись  полицейскими функциями.

     В 1702г Петр I упразднил губные избы и вместо них ввел выборные дворянские советы. В сельских населенных пунктах вопросы местного значения разрешали волостные старосты, которые ведали не только хозяйственными делами, но и творили суд и выполняли полицейский функции.

     В 1720г в городах была осуществлена реформа местного самоуправления. В  Петербурге учреждается главный  магистрат, а в  других городах  подчиненные ему магистраты. Магистраты пришли на смену посадским избам. Они представляли собой выборные органы местного самоуправления в составе президента, 2-4 бургомистров, 2-8 ратманов, которые избирались из числа зажиточных горожан. Магистраты ведали всем делами в городе.

     В 1775г были внесены некоторые изменения  в административно-территориальное  деление России. Если ранее территория России делилась на губернии, округа и  уезды, то теперь было введено деление  на губернии и уезды. В этих территориях вводится сословное местное самоуправление  в лице губернских и уездных дворянских собраний. Городовым уложением 1785г для городов органом местного самоуправления стало городское собрание, которое избирало городскую думу и городскую управе в составе городского главы и бургомистров. Эти городские органы местного самоуправления ведали всеми местными делами за исключением судебных и полицейских.

     В 1837г местное самоуправление было распространено на территории, где  жили государственные крестьяне. Основными единицами местного самоуправления на этих территориях были волости и отдельные села. Волость включала несколько сел, а органами местного самоуправления были волостной сход и волостное управление. Волостной сход представлял собой собрание зажиточных крестьян, которые делегировались от сел, входивших в состав волости. Волостное управление избиралось на сходе в составе волостного главы и 2 волостных заседателей. В каждом селе волости проходили сельские сходы, на которых выбирались сельские старшина и его помощники.

     После отмены крепостного права, в 1861, вышеназванные  формы местного самоуправления были распространены и на те земли, где  ранее жили крепостные помещичьи  крестьяне.

     В 1864г в России была проведена очередная  реформа местного самоуправления, выразившаяся в образовании губных и уездных  земств как органов местного самоуправления. Они ведали всеми местными делами, в том числе полицией и судом  и просуществовали вплоть до начала советской власти.

     После октябрьской революции земства  выступили против оппозиции советской  власти и были ликвидированы.

     Реформой 1870г также было несколько реформировано  городское самоуправление. По этой реформе представительным органом  местного самоуправления стало городское  избирательное собрание, избиравшее исполнительные органы городского самоуправления в лице городской думы и городской  управы. Это городское самоуправление сохранилось до революции 1917г. 
 

     2 УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

     После октябрьской революции вся полнота гос власти перешла к Советам. Органы местного самоуправления были ликвидированы. Последняя система Советов просуществовала в России до осени 1993 года и была представлена 5 звеньями Советов:

     1) верховный совет РСФСР. Создавал президиум верховного Совета РСФСР. Остальные Советы образовывали свои исполкомы.

     2) советы народных депутатов областей, краев, автономных республик, национальных округов

     3) советы народных депутатов районов  и городов

     4) поселковые советы

     5) сельские советы народных депутатов

     Депутаты  Советов осуществляли свои полномочия на безвозмездной основе не порывая  с выполнением своих производственных или служебных обязанностей. Избиратели давали наказы своим депутатам, которые  отчитывались о проделанной работе перед избирателями, либо перед трудовыми  коллективами. Советы, как представительные органы, создавали свои исполнительно-распорядительные органы, т.е органы, которые должны были исполнять решения советов и на основании этих решений они могли принимать свои собственные решения.

     Президиум верховного Совета и исполнительные комитеты избирались на заседаниях соответствующих  советов и были постоянно действующими органами гос власти

     9 апреля 1990г  Верховный Совет СССР принял закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР» в соответствии с которым районные, городские, поселковые и сельские советы, а также исполкомы должны были автоматически превратиться в органы местного самоуправления. На основании данного закона Верховный Совет РСФСР 6 июля 1991 года принял закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Однако в декабре 1991г СССР прекратил свое существование и эти законы не были реализованы. 

     3 ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

     31 марта 1992 года был подписан  федеративный договор провозгласивший  Россию федеративным государством. В этом документе также закреплялось  и местное самоуправление в  РФ, согласно чему районные, городские,  сельские и поселковые комиссии  автоматически должны были превратиться  в органы местного самоуправления, однако политическое и экономические  положение в стране не содействовало  превращению Советов и их исполкомов  в органы местного самоуправления. Особо напряженные отношения  между президентом РФ и Советами сложились в сентябре 1993г. 21 сентября 1993 года Ельцин издает указ номер 1400 «Об поэтапной конституционной реформе в РФ», которые прекращал деятельность Советов и их исполкомов. Сопротивление Советов приобрело характер вооруженного противостояния  с президентом и его окружением. 4 октября 1993 года Верховный Совет был расстрелян из танков. Этим прекратилась деятельность всех Советов. Официальное прекращение деятельности Советов было подтверждено 2 указами Ельцина: от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления» и от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в РФ». Этими указами местное самоуправление было декларировано, но не было обеспечено ни в материальном, ни в организационном, ни в правовом отношениях.

Информация о работе Муниципальное право РФ