Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:13, лекция
1) ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2) ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
3) ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Первые выборы в новые органы местного самоуправления состоялись в начале 1994 года на основании законов, которые принимались в каждом субъекте РФ. Разнобой в законах повлек и разнобой наименований органов местного самоуправления, например, их называли Думами, Советами, Казачьими кругами и т.п. Были различия и в компетенции. Вплоть до августа 1995 года в РФ не было единого, т.е федерального закона о местном самоуправлении и только 28 августа 1995 года был принят первый ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» Однако и этот документ не исправил положение, в силу недостаточного финансирования муниципалитетов. В последующие годы в этом направлении были осуществлены мероприятия по укреплению финансовой базы местного самоуправления.
Произошедшие изменения в
СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
1)
ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ
2)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК
СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА
СПЕЦИАЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
3)
НАСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Нормы муниципального права регулируют осуществление местного самоуправления в ходе которого возникает особый вид правоотношений, именуемых муниципальными правоотношениями. Для данных правоотношений характерно наличие своих соответствующих субъектов, наделенных определенными правами и несущих соответствующие обязанности, а также для которых предусмотрены определенные меры ответственности. С учетом роли соответствующих субъектов в организации и осуществлении местного самоуправления их можно классифицировать на 3 группы:
1)
субъекты, которым принадлежит
2)
субъекты, которые непосредственно
участвуют в осуществлении
А) муниципальное образование
Б) население муниципального образования как собирательное понятие
В) граждане РФ постоянно проживающие на территории муниципального образования
Г) органы местного самоуправления
Д) депутаты муниципального образования, иные должностные выборные лица муниципального образования, а также лица, исполняющие исполнительно-распорядительные функции.
Е)
иные субъекты непосредственно принимающие
участие в осуществлении
3)
другие субъекты, участвующие в
муниципальных правоотношениях,
2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В
соответствии с ч.1 ст.131 Конституции
местное самоуправление осуществляется
в городах, сельских поселениях и
других территориях, которые именуются
муниципальными образованиями. Конкретизация
отдельных видов муниципальных
образований осуществлена в ст.10
ФЗ «об общих принципах
1)
городские и сельские
2)
муниципальный район –
3)
городской округ –
4)
внутригородские территории
Муниципальное образование как субъект муниципального права характеризуется признаками:
1)
наличие муниципальной
2) наличие устава муниципального образования
3)
самостоятельность в решении
всех вопросов местного
Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления и включает:
1) муниципальное имущество
2) местные бюджеты
3)
имущественные права
В состав имущества входят следующие виды имущества:
1) имущество, которое необходимо для решения вопросов местного значения
2)
имущество, которое необходимо
для осуществления
3) имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также работников муниципальных учреждений и предприятий
Местные бюджеты являются финансовыми средствами муниципальных образований, они включают в себя собственные доходы, субвенции и дотации, а также заимствованные средства. Любой местный бюджет состоит из двух частей:
1) доходы
2) расходы
Под имущественными правами муниципальных образований понимаются предоставленные им полномочия по владению, распоряжению и использованию муниципальной собственности.
Устав
муниципального образования является
основным муниципальным нормативно-
1)
наименование муниципального
2)
перечень вопросов местного
3)
формы, порядок и гарантии
4) структура органов и порядок их формирования
5)
наименование и полномочия
6) виды, порядок принятия официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов
7)
срок полномочий
8)
ответственность органов и
9)
порядок формирования, утверждения
и исполнения местного бюджета
и контроль за его
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав
Устав принимается представителем органа местного самоуправления, но в муниципальных образованиях, в которых проживает менее 100 граждан, пользующихся избирательным правом, устав принимается на сходе граждан. Принятый устав подлежит регистрации в органах юстиции.
В
ст.14 ФЗ «Об общих принципах..»
содержится общий перечень вопросов
местного значения. В ст.15 – перечень
вопросов, относящихся к главе
муниципального района, а в ст.16 –
относящиеся к компетенции
К муниципальным образованиям относятся городские и сельские поселения. Перечень вопросов местного значения. Которые разрешают эти муниц образования определяется законодательством субъектов РФ с учетом положений ст.14 ФЗ.
Муниципальное образование вправе иметь свою символику – герб, флаг, гимн, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
К
ним относятся закрытое административно-
Закрытым
административно-
Сегодня статус ЗАТО на территории РФ имеют приблизительно около 40 населенных пунктов. ЗАТО имеют свой особый правовой статус:
1)
решение о создании или
2)
особенностью осуществления