Муниципальное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:13, лекция

Описание

1) ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2) ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
3) ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право от 3-1 ю.docx

— 83.20 Кб (Скачать документ)

     7) определяют особенности местного  самоуправления в специальных  муниципальных образованиях

     8) регулируют ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц

     9) регулируют вопросы осуществления гос контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления 
 
 

     2 ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

     Под источниками муниципального права  понимается система нормативно-правовых актов, нормы которых регулируют общественные отношения, возникающие  при организации и осуществлении  местного самоуправления. В эту систему  включаются виды нормативно-правовых актов:

     1) международные нормативно-правовые  акты. Подразделяются на 2 подгруппы:

     А) общего характера. Содержат общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также такое право, как право на участие в управлении  делами государства и общества. К таким актам относятся: Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека, Международные пакты о гражданских и политических правах, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.

     Б) специального характера (имеют непосредственное отношение к организации и осуществлению местного самоуправления). Представлена документами: Европейская Хартия о местном самоуправлении, Декларация о принципах местного самоуправления.

     2) федеральные нормативно-правовые акты. Относятся Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «Об основах муниципальной службы  в РФ»

     3) нормативно-правовые акты субъектов  РФ. Относятся Указы Президента РФ, закрепляющие политические, экономические и социальные гарантии осуществления местного самоуправления, а также акты Правительства РФ по вопросам финансовой поддержки местного самоуправления и социальным реформам. ИХ Конституции или уставы, законы субъектов РФ о местном самоуправлении и о муниципальной службе, а также постановления и распоряжения органов исполнительной власти субъектов РФ.

     4) нормативно-правовые акты местного  самоуправления. Относятся Уставы муниципальных образований, а также решения, постановления, распоряжения и положения, принимаемые органами местного самоуправления.

     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.

     1) Европейская хартия о местном  самоуправлении. Состоит из преамбулы  и 3 частей, которые включают 18 статей. В преамбуле отмечается, что местное  самоуправление является основой  любого демократического строя. Часть 1, включающая статьи от 2 по 11, закрепляет положения, большинство из которых являются международными принципами местного самоуправления:

     А) положения о законодательном  закреплении местного самоуправления во внутреннем законодательстве государств и по возможности в конституциях, как основы демократического строя, т.е народовластия

     Б) определяют понятие местного самоуправления, а также формы его осуществления

     В) определяют круг полномочий местного самоуправления, т.е вопросы местного значения, которые должны быть закреплены в конституции

     Г) о допустимости изменения границ муниципального образования только с учетом волеизъявления населения

     Д) закрепляют право органов местного самоуправления самостоятельно определять свою структуру с учетом местных  потребностей и обеспечения эффективности  управления

     Е) закрепляют право местного самоуправления на собственные материально-финансовые ресурсы, т.е на муниц собственность и местные бюджеты

     Ж) предусматривают право муниципальных  образований создавать ассоциации ( союзы муниципальных образований)

     З) закрепляют право муниципальных  образований на судебную защиту для  обеспечения своих полномочий

     Часть 2 включает 3 статьи: 12-14 основным содержанием  которых является обязанность государств соблюдать положения, закрепленные в первой части

     Часть 3 содержит статьи 15-18, которые предусматривают  процедурное правило, относящееся к порядку подписания хартии, ее ратификации и вступления в силу, а также денонсации, т.е отказом от участия в хартии.. Государства, которые ратифицировали хартию должны исполнять содержащиеся  в ней положения не позднее 3 месяцев со дня ратификации. Денонсация допускается не менее чем через 15 лет со дня вступления.

     2) Конституция РФ. Содержит 2 группы полномочий, относящихся к местному самоуправлению. К первой группе относятся положения общего характера:

     А) статья 3  - местное самоуправление это одна из форм народовластия

     Б) статья12 – закрепляется признание  местного самоуправления и его гарантированность  государством, а также обособленность местного самоуправления от органов гос власти

     В) статья 15 – закрепляется обязанность местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ, а также законы РФ , содержаться положения  о том, что международные акты, содержащие общепризнанные нормы и принципы, являются составной частью правовой системы РФ.

     Вторая  группа содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к местному самоуправлению. Эти нормы содержаться в главе 8 Конституции и закрепляют:

     А) предназначение местного самоуправления и основные формы его осуществления (ст 130)

     Б) территории, на которых осуществляется местное самоуправление (ст131)

     В) основные полномочия органов местного самоуправления (ст132)

     Г) государственные гарантии местно самоуправления, в качестве которых выступают  судебная защита местного самоуправления, право муниципальных образований  на компенсацию денежных расходов в  связи с выполнением отдельных  функций государства, а также  недопустимость ограничения прав местного самоуправления (ст133)

     3) ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Состоит из преамбулы, 12 глав  и 86 статей. В преамбуле отмечается, что данный закон устанавливается общие правовые и организационные принципы местного самоуправления в РФ, определяет гос гарантии его осуществления.

     Первая  глава « Общие положения» включает статьи 1-9, вторая глава «принципы  территориальной организации местного самоуправления» включает ст10-13, третья глава « вопросы местного значения»  включает ст14-18 ( в этой главе содержаться  как общие вопросы местного значения, так и вопросы, которые входят в компетенцию отдельных видов  муниципальных образований), четвертая глава « наделение органов отдельными гос полномочиями» содержит ст 19-21, пятая глава «формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» содержит ст 22-33, шестая глава «органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления» содержит ст34-42, седьмая глава «муниципальные правовые акты» содержит ст43-48, восьмая глава «экономическая основа местного самоуправления» (муниципальная собственность и местные финансы) содержит ст49-65, девятая глава «межмуниципальное сотрудничество» содержит ст 66-69, десятая глава «ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц, контроль и надзор за их деятельностью» содержит ст70-78, одиннадцатая глава « особенности организации местного самоуправления ( в наукоградах, приграничной полосе, в ЗАТО, в городах Москве и СПБ)» содержит ст79-82, двенадцатая глава «переходные положения»

     В вышеуказанных источниках содержаться  нормы муниципального права. Под нормой муниципального права понимаются конкретные правовые предписания, регулирующие общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением местно самоуправления. Нормы муниципального права классифицируются на соответствующие виды с учетом следующих критериев:

     1) по предназначению:  материальные  нормы (закрепляют соответствующие права, обязанности, ответственность субъектов) и процессуальные нормы (регулируют соответствующие процедурные вопросы: процедуру образования и деятельности органов местного самоуправления, осуществления местного самоуправления непосредственно населением, принятия решений и т.п)

     2) характер, содержащийся в нормах  материального права предписаний:  уполномочивающие, рекомендательные, обязывающие, запрещающие.

     3) вид источника, в котором содержится  нормы: нормы международного права,  нормы федерального законодательства, нормы законодательства субъектов  федерации и нормы муниципальных  образований.

     4) территория действия: нормы, закрепленные в федеральных источниках, действуют на всей территории РФ, нормы субъекта – на территории субъекта, нормы муниц образования – в пределах муниц образования. 

     3 ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

     Под принципам понимаются основные положения  правового характера, определяющие местное самоуправление как одну из форм осуществления народовластия  в РФ, которая выражается в самостоятельном  и под свою ответственность разрешением  населения всех вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

     Принципы  муниц права истекают из европейской хартии о местном самоуправлении и закреплены в Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Система принципов следующая:

     1) принцип демократизма (ч.2ст.3 Конституции  РФ). Демократизм выражается в том, что народ РФ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и местного самоуправления. Осуществляя свою власть, народ (население муниципальных образований) самостоятельно и под свою ответственность разрешает все вопросы местного значения, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень вопросов местного значения закреплен в ст 14,15,16 ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления»

     2) принцип законности (ч.2.ст.15 Конституции). Согласно данной статьи, органы гос власти, местного самоуправления, их должностные лица, граждане и общественные объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Гарантиями законности  в деятельности населения по осуществлению местного самоуправления являются государственный контроль за осуществлением местного самоуправления, который возложен на органы государственной власти РФ и органы гос власти субъектов РФ, на органы прокуратуры и на суд.

     3) принцип организационной обособленности  местного самоуправления (ст.12 Конституции). Согласно данной статьи местное самоуправление  в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов гос власти. Основными признаками организационной обособленности являются:

     А) органы местного самоуправления не входят в систему органов гос власти

     Б) структура органов местного самоуправления устанавливается населением муниц образования самостоятельно

     В) должностные лица органов местного самоуправления не являются государственными служащими

     Г)осуществление местного самоуправления государственными органами, либо их должностными лицами не допускается

     Д) образование органов местного самоуправления со стороны органов гос власти запрещается

     Е) изменение границ территорий муниц образований может иметь место только с учетом мнения населения этих образований.

     Ж) решение представительных органов  местного самоуправления или решения, принятые на местном референдуме  могут быть признаны несоответствующими законам только судом

     4) принцип самостоятельности в  решении вопросов местного значения (ч.1.ст.130 Конституции). Эти вопросы местного значения касаются владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, формирования местных бюджетов и их использования, обеспечение населения электричеством, водой, газом и т.п, предоставление населению транспортных и других услуг, обеспечение населения медицинскими услугами, образовательными, охраны порядка и т.д.

     5) принцип многообразия форм осуществления  местного самоуправления (ч.2.ст.130 Конституции). Прежде всего местное самоуправление может осуществляться  населением муниципального образования самостоятельно, либо через образуемые им органы местного самоуправления. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает 11 форм непосредственного осуществления населением муниципального образования местного самоуправления: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления, сходы граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания,  собрания от граждан, конференция представителей муниципального образования, опрос граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления.

Информация о работе Муниципальное право РФ