Муниципальное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:13, лекция

Описание

1) ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2) ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
3) ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право от 3-1 ю.docx

— 83.20 Кб (Скачать документ)

     Особенности местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются ФЗ «О гос границе РФ». Эти особенности заключаются:

     1) органы местного самоуправления  должны оказывать пограничным  органам, другим воинским формированиям,  государственным органам, осуществляющим  различные виды контроля на  гос границе помощь по осуществлению возложенных на эти органы и войска полномочий, исполнять их законные требования, а также предоставлять необходимую для них информацию

     2) органы местного самоуправления  создают условия для участия  граждан на добровольных началах  в защите гос границы в пределах приграничных территорий

     3) В муниципальных образованиях  приграничных территорий могут  назначаться должностные лица  по пограничным вопросам

     Особенности местного самоуправления в Москве и  СПБ определяются:

     1) эти города являются одновременно  и субъектами РФ и городскими  поселениями

     2) властные структуры этих городов  являются одновременно и органами  гос власти и органами местного самоуправления.

     Согласно  уставу Москвы местное самоуправление осуществляется на территориях городских  районов, объединенных в административные округа

     Городская Дума и московская городская администрация  являются органами гос власти субъекта федерации и органами местного самоуправления. В каждом районе создается свой исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – районная управа. Районные управы подчиняются правительству города Москвы. Роль представительного органа местного самоуправления в каждом районе осуществляет районное собрание, избираемое населением района в составе советников районного собрания и главы районной управы.

     В СПБ в соответствии с его уставом  внутригородскими муниципальными образованиями  являются не городские районы, а 111 микрорайонов, границы которых совпадают с  территориями, которые обслуживаются  ремонтно-эксплуатационными учреждениями. Органами местного самоуправления, а  также органам гос власти в СПБ является городское собрание и городское правительство. В каждом из 111 микрорайонов учреждаются свои управы, подчиненные городскому правительству.

     Наукограды как муниципальные образования возникли в РФ в 1999году. Статус наукоградов предоставляется городам, которые располагают соответствующими научными учреждениями, вносящими весомый вклад в развитие отечественной науки. Статус наукоградов имеют Зеленогорск, Дубна, Обнинск, Королев и т.п. Статус  наукоградов присваивается указом Президента сроком на 25 лет. При присвоении статуса наукограда Президент РФ утверждает рекомендованное правительством РФ приоритетное для данного муниципального образования направление научной, научно-технической деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и т.п, а также утверждает программу развития наукограда.

     В наукоградах помимо представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления образуются также научно-технические советы муниципальных образований, а в уставах муниц образовании предусматриваются обязанности органов местного самоуправления по поддержке развития научно-производственного комплекса. 
 

     3 НАСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО ГРАЖДАНЕ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДЕПУТАТЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА 

     НАСЕЛЕНИЕ И ГРАЖДАНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КАК СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.

     Под населением понимается вся совокупность граждан РФ постоянно проживающих на территории муниципального образования и пользующихся избирательным правом. Население как субъект муниц права реализует следующие полномочия:

     1) реализует свое право на местное самоуправление путем непосредственного волеизъявления в форме местных референдумов, муниц выборов, сходов и т.п

     2) населением муниц образования избирает представительных органы местного самоуправления в лице депутатов муниц образования, а также выборных должностных лиц муниципального образования

     3) с учетом мнения населения  решаются территориальные вопросы  ( изменения границ, объединения  с другими муниц образованиями, упразднение муниц образования и т.п)

     4) население муниц образования вправе решать самостоятельно наиболее важные вопросы местного значения (принимать устав, отзывать депутатов и других должностных лиц, выражать недоверие выборным органам и должностным лицам, прекращать их полномочия и т.п)

     5) население небольших муниц образований на территории которых проживает не более 100 чел, пользующихся избирательным правом могут осуществлять местное самоуправление без образования органов местного самоуправления.

     Граждане  как субъекты муниц права это отдельные физические лица, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории муниц образования и обладающие  пассивным избирательным правом.

     Граждане  как субъекты муниц права наделены следующими правами:

     1) избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления. В Орловской области пассивным  избирательным правом наделяются граждане от 21 года , а активным от 18 лет

     2) граждане имеют равный доступ  к муниципальной службе, но с  учетом образования, опыта, деловых  качеств

     3) право на обращение в органы местного самоуправления, а также к должностным лицам местного самоуправления

     4) граждане имеют право на получение  полной и достоверной информации  о деятельности органов местного  самоуправления, на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими права и свободы граждан, если иное не предусмотрено ФЗ.

     ОРГАНЫ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДЕПУТАТЫ И  ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

     Органы  местного самоуправления подразделяются на 2 группы:

     1) выборные органы, которые избираются  либо населением, либо представительным  органом.  Включают в себя представительным органы, состоящие из депутатов и именуемые советами, думами, собраниями и т.п, которые разрешают основные вопросы местного значения  и принимают по ним муниципальные правовые акты (решения), исполнительными органами в качестве которых выступают главы муниципальных образований, которые могут избираться либо населением, либо представительным органом и которые исполняют решения представительного органа; контролирующие органы: контрольно-счетая палата и ревизионная комиссия. Они выбираются либо населением непосредственно, либо представительным органом. Они контролируют исполнение местного бюджета, а также осуществление управления  и распоряжения муниципальной собственностью.

     2) назначаемые органы. К ним относятся заместители главы муниц образования, главы муниципальных администраций и руководители структурных подразделений администрации. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» разграничивает 2 понятия: глава муниц образования и глава местной администрации. Глава муниц образования это высшее должностное лицо муниц образования, может избираться либо населением, либо представительным органом. Полномочия главы муниц образования устанавливаются уставом. Глава муниципального образования в соответствии с уставами конкретных муниц образований может быть либо высшим должностным лицом муниципального образования и председательствовать на заседаниях представительного органа, либо председательствовать на заседаниях представительного органа. Если глава муниц образования возглавляет только представительные орган (председательствует), то в таком муниц образовании по контракту назначается глава местной администрации (мэр).

     По  общему правилу в ФЗ «Об общих  принципах местного самоуправления»  наличие представительных органов  в муниц образовании является обязательным. Исключение касается лишь небольших муниц образований, в которых все вопросы местного значения решаются на сходе.

     Представительные  органы местного самоуправления состоят  из депутатов муниципального образования, которые избираются на срок от 2-5 лет, конкретный срок полномочий депутатов устанавливается законодательством субъектов РФ. Количественный состав представительного органа определяется уставом муниц образования, однако в ст 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» содержаться рекомендации в отношении количества депутатов: для муниципальных образований с населением более 500тыс рекомендовано до 39 депутатов, для муниц образований от 100-50 тыс рекомендовано до 25 депутатов, для муниц образований с населением от 25-100тыс чел до 20 депутатов, для муниц образований от 10-20 тыс человек – до 15 депутатов, для мцниц образования от 1000-10000 человек не более 10 депутатов, менее 1000 – не более 7 депутатов.

     Основная  форма работы представительного  органа местного самоуправления -  общее собрание депутатов, именуемое сессией. Общее собрание полномочно при наличии не менее 2\3 от общего количества депутатов. Очередность созыва сессий определяется уставом, внеочередные сессии могут созываться по инициативе председателя представительного органа, главы муниц образования, главы администрации, либо по требованию не менее 1\3 депутатов. Представительный орган вправе разрешать любой из вопросов местного значения, отнесенных к компетенции муниц образования. Наряду с этим ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции представительных органов в тех муниципальных образованиях, где они образуются:

     1) утверждение символики

     2) установление и регулирование тарифов на услуги муниц учреждений, организаций и предприятий

     3) финансирование и материальное обеспечение выборов, референдумов

     4) принятие программ комплексного развития муниц образования

     5) учреждение местных СМИ

     6) осуществление внешне экономического  сотрудничества с другими муниц образованиями

     7) контроль за исполнением органами  и должностными лицами своих  полномочий

     Представительный  орган принимает акты, именуемые  решениями. Решения подлежат официальному опубликованию в местных СМИ и должны быть доведены до сведения всего населения муниц образования.

     ГЛАВА МУНИЦ ОБРАЗОВАНИЯ

     Основные  направления деятельности:

     1) возглавляет на постоянной основе  всю деятельность по осуществлению  местного самоуправления, а также  представляет муниц образования во взаимоотношениях с органами гос власти и общественными объединениями

     2) наделяется компетенцией по разрешению  вопросов местного значения, которые  закрепляются в уставе

     3) назначат своих заместителей, которые  курируют отдельные направления  осуществления местного самоуправления  с последующим утверждением их  на заседании представительного  органа

     Компетенция:

     1) вправе созывать внеочередные  заседания представительного органа

     2) подписывает и обнародует  решение  представительного органа

     3) информирует представительный орган  о социально-экономическом развитии

     4) организует выполнение решений  представительного органа и осуществляет  контроль за их выполнением

     5) представляет представительному  органу ежегодный отчет о своей  работе

     6) оказывает организационную помощь  депутатам муниц образования

     7) применяет поощрения, а также  дисциплинарные взыскания к своим  заместителям и сотрудникам администрации

     8) организует прием населения и  т.п

     9) во исполнение решений представительного  органа издает постановления  и распоряжения. 
 
 

     ДЕПУТАТ МУНИЦИПЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     В соответствии со ст.40 ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления» осуществляет свою деятельность по направлениями:

Информация о работе Муниципальное право РФ