Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:11, курсовая работа
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.
Введение………….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…………..…….3
Сущность государственного управления……………………………………….5
Государственное управление в России……………………………………..…11
Местное самоуправление в России……………………………………………….…15
Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления. …….…….…..….22
Заключение …….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….….…30
Список использованной литературы…….…….…….…….……
государственное управление
- исполнительная деятельность, осуществляемая
в процессе повседневного и
государственное управление
– подзаконная деятельность, осуществляемая
«на основе и во исполнение закона»;
она вторична по отношению к законодательной
деятельности.
Такова обобщенная
характеристика государственного управления,
к которой можно добавить и
некоторые иные специфические его
признаки, в числе которых:
вертикальность (субординарность,
иерархичность) системы исполнительно-распорядительных
органов;
реализация принадлежащих
этим субъектам юридически-властных
полномочий в административном, то
есть во внесудебном порядке;
предусмотренная действующим
законодательством возможность
административного
включение в механизм
(систему) государственного управления
не только исполнительно-распорядительных
органов, но и всех иных звеньев управленческого
аппарата (например, администрации
государственных предприятий).
В таком понимании
органы государственного управления рассматривались
в качестве исполнительного аппарата
государственной власти или государственной
администрации, являющейся основным звеном
практической реализации законодательства,
а также иных правовых актов органов
государственной власти, то есть Советов
различных уровней. В своих основных
организационных проявлениях эти органы
были «привязаны» прямо или опосредствованно
к системе Советов народных депутатов.
Исполнительно-распорядительную
деятельность практически осуществляли
не все государственные органы, а
лишь те, которые конституционно обозначались
как органы государственного управления
(специальный субъект). В общегосударственном
масштабе эти органы осуществляли государственную
власть (государственно-властные полномочия)
в форме исполнительной и правоприменительной
функций. Здесь виден специфический
вариант проявления государственной
власти, которому отводилось особое (самостоятельное)
место в механизме «разделения
труда» (функций). Приоритетность сохранялась
при этом за законодательной (правотворческой)
деятельностью.
Изложенное позволяет
обратить внимание еще на два принципиальных
обстоятельства.
Первое - государственное
управление и осуществляющие его
функции государственные органы есть
составная часть единого механизма государственной
власти. Данное положение необходимо особо
подчеркнуть в связи с тем, что до 80-х годов
соответствующие Конституции и действующее
законодательство только Советы всех
уровней относили к числу органов государственной
власти. И лишь в отношении Правительств
было сделано исключение: они характеризовались
в качестве «исполнительных и распорядительных
органов государственной власти». Все
иные органы государственного управления
(как, впрочем и судебные органы) вроде
бы не имели никакого отношения к механизму
государственной власти, что, конечно,
не соответствовало действительности.
Наблюдалась, тем самым, явная переоценка
роли Советов. Фактически же речь должна
была идти, и для этого имелись все необходимые
основания, о функционировании в системе
«разделения труда» представительных,
исполнительных и судебных органов государственной
власти, поскольку именно они реализовали
в различных правовых и организационных
формах полномочия государственно-властного
характера.
Второе обстоятельство
связано с тем, что, как это
уже отмечалось при общей характеристике
социального управления, последнее
во всех своих проявлениях органически
связано с упорядочивающим
Суть данной проблемы
заключена в следующем. Управление
различными сторонами государственной
и общественной жизни не является
исключительной функцией исполнительного
аппарата государства. В этом процессе
активно участвуют и другие субъекты
единой государственной власти. При
этом главное в содержании управляющего
воздействия состоит не столько
в принятии соответствующих решений
(например, законов), а в их реализации,
т.е. в строгом проведении в жизнь
содержащихся в них юридически-властных
требований. А это и есть процесс
исполнения. Конечно, и сам законодатель
осуществляет те или иные действия, обеспечивающие
исполнение принятых им законов. Но он
не в состоянии взять на себя данную функцию
в полном объеме, учитывая многообразие
общественных отношений, нуждающихся
в упорядочивающем, т.е. постоянном управляющим
воздействием. Вообще недопустимо законодателю
самому исполнять законы. Поэтому и возникает
необходимость в специализированном управленческом
звене государственного аппарата, осуществляющем
такое воздействие в исполнительно-распорядительном
варианте. Значит, исполнение – это, в
рассмотренном аспекте, и есть по существу
непосредственная государственно-управленческая
деятельность, то есть управляющее воздействие
и исполнительство полностью совместимы.
При этом не имеет принципиального значения,
кто является субъектом принятия соответствующего
решения – законодательный либо исполнительно-распорядительный
орган (исполнение закона либо подзаконного
нормативного акта).
Таковы наиболее
емкие черты, свойственные государственному
управлению, как разновидности социального
управления. Оно характерно по своему
функциональному назначению не только
для Российской Федерации в ее
современном виде и, конечно, не только
для периода развития нашего государства
вплоть до распада Советского Союза.
В своих основных проявлениях
государственное управление непременно
присутствует в механизме воздействия
на общественную жизнь западных государств,
где государственная власть базируется
на иных социально-политических и экономических
основах. Имеется в виду прежде всего
господство рыночных отношений. Так, по
признанию видного теоретика французского
административного права Г. Брэбана, и
в подобных условиях вся управленческая
сфера имеет ярко выраженный публично-правовой
характер, то есть государственное содержание,
государственное управление осуществляет
функции текущего управления, представляя
собой государственную деятельность по
управлению.
2. Государственное
управление в России
Определяющим фактором
обеспечения рациональности, т.е. целесообразности,
обоснованности, результативности и
эффективности государственного управления
выступает социальность – насыщенность,
«наполненность» государственного управления
общественными запросами и ожиданиями,
реальным бытием людей.
Если нет соответствия
государственного управления и его
основного проявления – управляющих
воздействий – потребностям жизни,
а наоборот, оно оторвано от нее,
замкнулось в своих искусственных
конструкциях, более того, противостоит
естественности общественных процессов,
то трудно да и напрасно надеяться на то,
что государственное управление, несмотря
на всю силу государственного механизма,
способно придать общественному развитию
демократизм и гуманизм, гармоничность
и динамику, справедливость и бескризисность.
Долгое время у
нас в политике и науке под
влиянием ряда причин считалось, признавалось
и утверждалось, что при социализме
соответствие между государственным управление
и закономерностями и формами общественной
жизнедеятельности достигается и поддерживается
как бы автоматически, уже хотя бы потому,
что власть и собственность после революции
переходят в руки трудящихся. Между тем
история социализма показала, что не все
так просто и ничто не приходит само собой.
И в нашем обществе сохраняется и рождается
множество противоречий, существуют и
воспроизводятся сложнейшие проблемы,
имеют место явления отчуждения, возникают
общественные напряжения, а государственное
управление может терять необходимые
взаимосвязи с обществом, превращаться
в разрушительную и консервативную силу.
Государственное управление,
которое мы получили в наследство
от предыдущих этапов социалистического
строительства, не удовлетворяет общественным
запросам и ожиданиям, во многом оторвано
в собственно социальном отношении
от трудящихся масс, глубоко поражено
вирусом бюрократизма, корпоративно
замкнуто и не оказывает должного
влияния на общественную жизнедеятельность.
Более того, оно нередко противостоит
естественно-историческому движению,
пытается его тормозить, а если это не
удается, придает ему извращенный, неполноценный
вид. Под воздействием подобных негативных
моментов, длившихся десятилетиями, родилось
настороженное, в известной мере отчужденное
отношение к аппарату государственного
управления, его решениям и действиям.
Поэтому перестройка
государственного управления требует,
прежде всего, восстановления отношений
доверия, взаимопонимания, искренности
и честности между государством
и гражданами, между государственными
органами и всеми общественными
структурами. Необходимо достигнуть разумного
соответствия между государственно-правовым
регулированием и естественностью
жизни , ее опытом и традициями, устойчивостью
и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью.
Короче говоря, речь идет о широкой социализации
государственного управления, в процессе
и результате которой оно сблизится, сольется
с обществом, станет общественно актуальным
компонентом его свободной, демократической
и эффективной организации и функционирования.
Представляется, что государственное
управление не может быть просто изжито,
отброшено в условиях углубления социалистического
самоуправления народа, а должно быть
трансформировано в него, стать его составной
частью и занять то место, которое объективно
обусловлено современным уровнем общественного
развития и его собственными организующе-регулирующими
возможностями.
Исходя из анализа
научной литературы, исторической практики
и тенденций социального
Особая роль принадлежит,
разумеется, широким, открытым, полнокровным
и активным прямым и обратным связям
между всеми компонентами субъекта
государственного управления, их решениями
и действиями, с одной стороны, и различными
единичными и массовыми проявлениями
жизни людей – с другой.
Государство только
в том случае может считаться
адекватной формой выражения интересов
гражданского общества, если оно посредством
системы своих органов, служащих
аппарата и участников управленческих
процессов, во-первых, воспринимает всю
совокупность всенародных, коллективных
и личных, общих и специфических,
долгосрочных и кратковременных, исторических
и конкретных интересов населения
страны; во-вторых, объективно, справедливо
и оперативно оценивает актуальность
и приоритетность интересов и
представляет их в своих правовых
велениях и организационных действиях,
равнозначно относится ко всем субъектам
интересов; в-третьих, способствует своими
ресурсами, возможностями, силой практической
реализации интересов, реально обеспечивает
удовлетворение запросов людей.
При анализе взаимосвязей
государства и общества следует
также учитывать, что социально-классовая
и национальная структура общества
находится в динамике, в стране
идут активные миграционные процессы,
меняются половозрастной состав населения
и демографическая ситуация, а
значит все время преобразовываются потребности
и интересы людей, установки и мотивы их
поступков и действий. Тем самым, равновесие
отношений между государством и обществом
не может быть устойчивым, раз заданным:
оно будет постоянно нарушаться и должно
столь же постоянно восстанавливаться.
Должный уровень социальности государственного
управления немыслим без сильно развитых
в его системе механизмов познания общественной
среды, адаптации и самосовершенствования.
Высокие требования
выдвигает общество перед государственным
управлением с точки зрения уровня
его демократичности. Причем, в самом
понимании демократичности
Конец XX столетия актуализирует
научную обоснованность государственного
управления. Ведь сегодня при всей
значимости накопленного опыта, животворящего
искусства, только наука обладает способностью
и необходимыми данными объективного
определения тенденций