Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:11, курсовая работа
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.
Введение………….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…………..…….3
Сущность государственного управления……………………………………….5
Государственное управление в России……………………………………..…11
Местное самоуправление в России……………………………………………….…15
Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления. …….…….…..….22
Заключение …….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….….…30
Список использованной литературы…….…….…….…….……
К полномочиям представительных
органов местного самоуправления необходимо
отнести и сформулированное Л.А.Беликовым
право издания обязательных постановлений.
По его определению, "главное отличие
муниципального закона (обязательного
постановления) от законов государственных
состоит в том, что первый имеет
силу только для территории муниципального
образования и относится только
лишь к вопросам местного значения,
предметам муниципального хозяйства
и благоустройства".
Виды нормативных
актов, которые имеют право принимать
органы местного самоуправления, перечисляются
в уставе муниципального образования
и в законах субъектов
Действующее федеральное
законодательство не обуславливает
обязательное создание в муниципальных
образованиях исполнительных органов
местного самоуправления, предусматривая
возможность избрания главы муниципального
образования и других выборных должностных
лиц, наделяемых при этом собственной
компетенцией по решению вопросов местного
значения в соответствии с уставом
муниципального образования.
Кроме того, в названном
уставе помимо представительных органов
и должностных лиц местного самоуправления
могут быть предусмотрены и иные
органы, должностные лица местного
самоуправления. Под этим, как правило,
и подразумевается создание органов,
наделяемых компетенцией для исполнения
решений, принимаемых населением муниципального
образования или его представительным
органом.
Говоря об общих
принципах организации таких
органов, О.А. Велихов справедливо
отвечал следующее:
"К аппарату
местного самоуправления, отвечающему
своей цели, надлежит применять
следующие требования. Во-первых, он
должен правильно и с достаточной гибкостью
отображать подлинные интересы и нужды
местного сообщества; во-вторых, он должен
соответствовать принципу экономии средств
и сил, то есть при наименьших затратах
на его содержание, работать быстро, гладко
и без лишних формальностей; в-третьих,
он должен выдвигать на исполнительные
должности людей опытных и ответственных,
создавая для них наиболее благоприятную
обстановку работы".
Полномочия представительного
органа, а также компетенция
Виды органов местного
самоуправления:
Представительные: собрание
представителей, Совет депутатов, Дума,
Хурал (Республика Тыва), муниципальный
совет, муниципальное собрание, окружной
сельский комитет (Саратовская область).
Исполнительные: местная
администрация (администрация муниципального
образования), волостная управа, исполком,
мэрия.
Конкретные названия
органов местного самоуправления, а
также глав муниципального образования
(глава администрации, Председатель
Совета, Председатель исполкома, мэр, городской
голова, и т.д.) и иных выборных должностных
лиц и сроки их полномочий определяются,
как правило, соответствующим
Классификация по количеству
делегированных полномочий
Еще одной возможной
классификацией может быть разделение
как выборных, так и создаваемых иным способом
органов по объему, количеству делегируемых
полномочий на общие и специальные (отраслевые)
органы.
И представительные,
и исполнительные органы местного самоуправления
могут создавать постоянные или
временные специальные органы для
реализации отдельных полномочий, как
правило, выделяемых по отраслевому
принципу.
Таким образом, делегирование
полномочий населения
приводит к созданию
в муниципальных образованиях целой
системы взаимосвязанных
Однако, можно выявить
и систематизировать основные, наиболее
распространенные схемы построения таких
структур.
Мировая практика показывает
большое разнообразие в организационно-правовых
формах используемых на местном уровне.
С учетом особенностей
и специфики стран авторы по-разному
подходят к классификации, выделяют
до десятка организационно-
1. Форма "сильный
совет - слабый мэр" характеризуется
ограничением прав мэра по
координации деятельности
2.Форма "сильный
мэр - слабый совет". Для этой
формы характерно избрание
3. Форма "совет
- управляющий" отражает
очищению городской политики" и устранению коррупции,
неэффективного и авторитарного управления. Управляющий
представляет собой политически нейтральную фигуру, профессионала в
сфере общественного управления. Назначается на должность и
увольняется советом, который выбирается населением. Недостатком
этой модели
является невозможность или
политику, проводимую
управляющим.
Основные обязанности
менеджера сводятся к следующему:
- координировать
и контролировать деятельность
всех отделов и управлений, назначать
их руководителей;
- готовить и представлять
на утверждение совета годовой
бюджет муниципалитета;
- контролировать
исполнение решений совета;
- представлять рекомендации
по вопросам, требующим решения
совета.
Форма управления "совет
- управляющий" продемонстрировала
свою жизнеспособность. В настоящее
время многие американские органы муниципального
управления идут по этому пути.
4."Комиссионная
форма". Комиссия образуется из
выбранных лиц - уполномоченных,
каждый из которых управляет
каким-либо отделом городского
Правительства. В этой модели
не предполагается наличие высшего
должностного лица (мэра). С одной стороны,
достоинство этой модели является отсутствие
разделение властей, которое приводит
к замедлению принятия решений. С другой
стороны "комиссионная " форма управления
резко критикуется специалистами, утверждающими,
что поскольку она не позволяет провести
принцип разделения властей, она недемократична.
Считается, что она может развиваться
в самых непредсказуемых направлениях
и принимать уродливые формы, особенно
если члены совета не будут вникать в дела
других отделов и тем самым "развяжут
" друг другу руки.
5. Комбинированная форма. Управляющий или главный
администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста -
управляющего
обеспечивает профессионализм,
возможность прямого влияния на городскую политику, поскольку,
голосуя "за" или "против" мэра, который назначает или снимает
управляющего, они
тем самым голосуют за
администрации
муниципального образования.
Согласно Конституции
РФ местное самоуправление осуществляется
на территории РФ в городских, сельских
поселениях и на других территориях
с учетом исторических и иных местных
традиций.
Федеральный Закон "Об
общих принциах организации месного
самоуправления в РФ " от 1995 года к "другим"
территориям относит районы, сельские
округа и т.п. Причем, районы и сельские
округа в соответствии с законами о местном
самоуправлении субъектов федерации могут
называться по-разному с учетом исторических
и местных традиций. (Район - волость, сельский
округ - сельсовет).
На организацию
местного самоуправления оказывает
влияние ряд особенностей:
- численность жителей
города,
- занимаемая территория,
- наличие, либо
отсутствие районов в городе,
- другие факторы.
В субъектах Федерации
местное самоуправление осуществляется
на территории малых и средних
городов (райцентров), а также крупных
городов - региональных центров с
обязательным делением на внутригородские
районы.
В областных центрах, район в городе не имеет самостоятельности, а является лишь структурным подразделением местной администрации
по территориальному принципу. Администрация района в городе
действует на основании положения о ней разработанного
представительным
органом местного
В городах федерального
значения - Москве и Санкт-Петербурге
существуют особенности местного самоуправления,
которые заключаются в том, что
городские органы власти имеют двойной
статус - органов государственной
власти и городских органов
Правовое положение представительных и исполнительных
органов власти города Москвы устанавливается Уставом города
Москвы. Территориальными
единицами города Москвы
районы, административные округа, и др. части территории города,
имеющие наименование
границы, устанавливаемые в
правовых актах.
Организация местного
самоуправления на территории сельских
подразделений подразумевает
Во-первых, на территории
района возможно образование единого
районного муниципального образования.
Во-вторых, организация
местного самоуправления на территории
района может предполагать несколько
отдельных, независимых друг от друга
муниципальных образований.
Организация местного самоуправления в закрытых
административно-
полномочиям органов государственной власти РФ. В данных
образованиях имеются органы местного самоуправления. Территории
границ закрытого
территориального образования
органом государственной
власти.
Таким образом, в различных субъектах РФ организация
местного самоуправления
складывается исходя из
организационных форм осуществления местного самоуправления, что
обуславливается
рядом причин:
- на организацию
местного самоуправления в РФ
оказывают влияние
- географические
факторы,
- этнические процессы.
Все вышеперечисленные причины не могут не накладывать
отпечаток на формы и способы организации осуществления местного
самоуправления. Многообразие форм организации и осуществление
местного самоуправления
связано с возможностью
населением ту или иную модель организации местного самоуправления