Проблемы муниципального управления на примере муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:57, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является выявление проблем муниципального управления и их причин.
Чтобы достичь этой цели, необходимо решить несколько задач:
понять, что же такое муниципальная деятельность, ее принципы и особенности
понять, что такое муниципальное управление, его характерные черты и принципы
выявить и провести анализ основных проблем муниципального управления в различных сферах жизни населения
привести конкретные примеры проблем в муниципальном управлении

Содержание

Введение......................................................................................................3
Теоретическая часть
Глава 1. Общие сведения о муниципальном управлении……...…5
1. Общая характеристика муниципальной деятельности…..……5
2. Особенности управления в муниципальной сфере………..…..7
3. Целеполагание в муниципальной деятельности…………..….10
4. Общая характеристика муниципальных услуг……………..…15
Глава 2. Проблемы муниципального управления
1. Проблема эффективности управления……………………...18
2. Проблемы управления градообслуживающей сферой……....22
2.1 общественной безопасностью………………….…...25
2.2 ЖКК………………………………………………..…27
2.3 общегородским коммунальным хозяйством……....31
2.4. транспортным комплексом…………………….…..34
2.5. потребительским рынком…………………………..36
2.6. состоянием окружающей среды……………….…...41
3. Проблемы муниципального управления социальной сферой..44
4. Проблемы экономического характера……………………….47
5. Проблема взаимодействия с населением…………………….51
Практическая часть……………………………………………………..59
Заключение……………………………………………………………….63
Список литературы…………………………………………………...…65

Работа состоит из  1 файл

Проблемы муниципального управления.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

├─────────────┴───────────────────────┴─────────────────────────────────┤

│                             Вторая группа                            │

├─────────────┬───────────────────────┬─────────────────────────────────┤

│Экономические│Обеспечение            │Землепользование                 │

│ресурсы      │муниципальной          ├─────────────────────────────────┤

│             │деятельности           │Природопользование               │

│             │экономическими         ├─────────────────────────────────┤

│             │ресурсами              │Имущество                        │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Материальные ресурсы             │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Финансы                          │

├─────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Управление   │Организационное        │Вовлечение  населения  в  процесс│

│             │обеспечение            │муниципального управления        │

│             │муниципальной          ├─────────────────────────────────┤

│             │деятельности           │Планирование                     │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Координация                      │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Кадровое обеспечение             │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Информационное обеспечение       │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Контроль                         │

└─────────────┴───────────────────────┴─────────────────────────────────┘

 

В соответствии с приведенной  структуризацией в муниципальном  образовании может быть сформулирована градостроительная, жилищная, экологическая, социальная, образовательная, культурная, молодежная, спортивная, экономическая  и иная политика.

Подсистема "Управление" занимает особое положение, выполняя организующую и координирующую роль, роль управляющего звена в системе муниципальной  деятельности. Ее цель - организационное  обеспечение муниципальной деятельности, превращение экономических и других ресурсов территории в жизненные блага для населения, а также скоординированное функционирование всех остальных подсистем.

Внутри подсистемы "Управление" следует особо выделить подсистему следующего порядка, связанную с  вовлечением населения в процесс муниципального управления. Назовем ее "Местное сообщество". Ее цель - обеспечение возможности и условий для самоорганизации населения на местном уровне и участия его в управлении муниципальным образованием, принятии жизненно важных решений.

Специалист в области государственного и муниципального управления должен знать, какой должна быть политика муниципальной власти в той или иной сфере муниципальной деятельности, какие ресурсы необходимы для этого и откуда их взять, а самое главное - как создать систему эффективного управления всеми социально-экономическими процессами на муниципальном уровне.

4. Общая характеристика муниципальных услуг

Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных  услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.

Муниципальная услуга является базовым элементом, клеткой муниципальной  деятельности, основой экономических  и социальных отношений между  людьми на территории муниципального образования.

Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность.

Понятие "муниципальные" в данном случае подразумевает не форму собственности производителя, а локальный характер, определяемый местом проживания человека. К муниципальным относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К ним следует относить и обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т.д. Даже то, что мы называем "комплексным социально-экономическим развитием" муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания муниципальных услуг населению все остальные функции местного самоуправления производны.

Специфические свойства муниципальных услуг:

  • необходимость бесперебойного (для многих - круглосуточного) оказания услуг;
  • необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);
  • увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не снижает потребности в другой (свойство "отсутствия соперничества");
  • практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;
  • местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т.п.). Такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.

Перечень, объемы и качество муниципальных услуг, предоставляемых  населению на территории конкретного  муниципального образования, могут  изменяться в широких пределах, в  зависимости от природно-климатических условий, социально-демографического состава населения, финансовых возможностей и др. С учетом этих факторов органы местного самоуправления должны самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных муниципальных услуг, а также нормативы расходов местных бюджетов на эти цели.

Глава 2. Проблемы муниципального управления

1. Проблема эффективности управления. Стратегический подход к муниципальному управлению

При характеристике специфики  муниципального управления отмечались сложность обеспечения стратегического  подхода и тенденция использования  всех имеющихся ограниченных ресурсов для решения неотложных текущих  задач. Ошибочность такого подхода  проявляется не сразу, а через некоторое время. Для оценки необходимости и значимости стратегического подхода к муниципальному управлению рассмотрим условия, в которых действует муниципальная власть.

Нынешняя ситуация в  муниципальном управлении характеризуется  хроническим дефицитом финансовых и материальных ресурсов. Поэтому главные усилия муниципальных властей оказываются направленными на ликвидацию постоянно возникающих сигналов о рассогласованиях и разрывах в каждом отдельном процессе, попадающем в зону их внимания. Огромный поток таких сигналов, поступающих на разные уровни муниципального управления, вызывает несогласованность действий по их устранению.

Другой источник кризисных  явлений в муниципальном управлении - деятельность ряда вертикально ориентированных  финансово-промышленных групп на территории муниципального образования, заинтересованных в подчинении местных экономических ресурсов своим корпоративным интересам и безразличных к вопросам развития территории. Следствием этого зачастую является спад производства или даже банкротство градообразующих предприятий со всеми вытекающими отсюда последствиями для муниципального образования.

Еще один источник кризисных  явлений - несовершенство системы взаимоотношений  органов местного самоуправления с  органами государственной власти субъектов РФ, в первую очередь в вопросах разграничения полномочий и в сфере финансов.

Стратегическое управление отвечает на вопросы о том, каким  способом можно строить прогнозы, как соотносить желаемое будущее  состояние с сегодняшней ситуацией, разрабатывать планы и достигать  поставленных целей.

Стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием и изменением (развитием). Это антитеза существующему во многих муниципалитетах приоритету решения текущих, повседневных задач.

Сущность стратегического  подхода к муниципальному управлению составляет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных, от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем.

Целостная система стратегического  управления муниципальной деятельностью  предполагает наличие в муниципальном образовании ее важнейших компонентов, представленных на рис 5.

 

                              ┌────────────┐

                              │ Компоненты │

                              └─────┬──────┘

┌───────────────────────────────┐   │    ┌──────────────────────────────┐

│ Принята идеология (философия) ├───┼────┤Преобразована  организационная

│  стратегического  управления   │   │    │   структура управления       │

└───────────────────────────────┘   │    └──────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────┐   │    ┌──────────────────────────────┐

│      Создана  концепция        ├───┼────┤ Распределены роли и функции  │

│   перспективного развития     │   │    │органами и уровнями управления│

└───────────────────────────────┘   │    └──────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────┐   │    ┌──────────────────────────────┐

│Определены долгосрочные цели и ├───┼────┤  Разработано  методическое и  │

│      ориентиры  развития       │   │    │  информационное обеспечение  │

└───────────────────────────────┘   │    └──────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────┐   │    ┌──────────────────────────────┐

│  Определены этапы  и способы   │   │    │ Созданы специальные органы и │

│достижения стратегических целей├───┼────┤  структуры по координации и │

│                               │   │    │   контролю за реализацией    │

│                               │   │    │      стратегии развития      │

└───────────────────────────────┘   │    └──────────────────────────────┘

                    ┌───────────────┴───────────────┐

                    │ Подобран, обучен и эффективно  │

                    │расставлен персонал управления  │

                    │          развитием            │

                    └───────────────────────────────┘

 

        Рис. 5. Компоненты системы стратегического управления

                       муниципальной деятельностью

 

Схема стратегического  управления муниципальной деятельностью  может быть представлена в виде четырех  блоков.

1. Блок целеобразования и целеполагания.

2. Блок нормативно-правового  проектирования.

3. Блок организационного  проектирования.

4. Блок планирования.

Целеобразование и целеполагание - это выработка общей стратегии  развития муниципального образования  и разработка на ее основе частных муниципальных политик, программ и проектов.

Нормативно-правовое проектирование - формирование системы нормативно-правовых актов (постановлений, распоряжений, регламентов, процедур, инструкций, предписаний  и т.д.), социальных гарантий и норм их реализации. Любые замыслы и программы не будут исполнены, если они не доведены до уровня обязательных для исполнения нормативно-правовых актов.

Организационное проектирование - формирование организационных структур, за которыми закрепляется определенный набор задач и функций. Без их наличия реализация стратегических задач будет невозможной.

Планирование - разработка плана действий по достижению стратегических целей развития муниципального образования, в котором должны быть обеспечены увязка деятельности всех организационных структур во времени и их взаимодействие, направленное на эффективное использование и приращение экономических, пространственных, человеческих и иных ресурсов территории.

Информация о работе Проблемы муниципального управления на примере муниципального образования