Проблемы муниципального управления на примере муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:57, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является выявление проблем муниципального управления и их причин.
Чтобы достичь этой цели, необходимо решить несколько задач:
понять, что же такое муниципальная деятельность, ее принципы и особенности
понять, что такое муниципальное управление, его характерные черты и принципы
выявить и провести анализ основных проблем муниципального управления в различных сферах жизни населения
привести конкретные примеры проблем в муниципальном управлении

Содержание

Введение......................................................................................................3
Теоретическая часть
Глава 1. Общие сведения о муниципальном управлении……...…5
1. Общая характеристика муниципальной деятельности…..……5
2. Особенности управления в муниципальной сфере………..…..7
3. Целеполагание в муниципальной деятельности…………..….10
4. Общая характеристика муниципальных услуг……………..…15
Глава 2. Проблемы муниципального управления
1. Проблема эффективности управления……………………...18
2. Проблемы управления градообслуживающей сферой……....22
2.1 общественной безопасностью………………….…...25
2.2 ЖКК………………………………………………..…27
2.3 общегородским коммунальным хозяйством……....31
2.4. транспортным комплексом…………………….…..34
2.5. потребительским рынком…………………………..36
2.6. состоянием окружающей среды……………….…...41
3. Проблемы муниципального управления социальной сферой..44
4. Проблемы экономического характера……………………….47
5. Проблема взаимодействия с населением…………………….51
Практическая часть……………………………………………………..59
Заключение……………………………………………………………….63
Список литературы…………………………………………………...…65

Работа состоит из  1 файл

Проблемы муниципального управления.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

Другая проблема - чрезмерный износ подвижного состава. В большинстве  городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически  наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных  пассажирских предприятий не хватает для должного ремонта. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает "вхолостую".

Серьезной проблемой  многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных случаях нужно расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. Состояние дорожной сети часто не согласуется с имеющимся типом подвижного состава.

Массовая автомобилизация  вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, выделение площадок для строительства коллективных гаражей, в том числе многоэтажных в центре города. В новых жилых домах целесообразно проектировать подвалы как гаражи, что удобно для жильцов. Другая проблема - создание сети автозаправочных станций, пунктов мойки, мастерских срочного ремонта автомобилей и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.

Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты  и т.п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или  крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить "стыковку" этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами.

Следует заметить, что  транспортный комплекс муниципального образования имеет множество недостатков и нерешенных проблем. Муниципальное управление обязано их разрешить, однако для этого необходим определенный объем материальных и финансовых ресурсов, который отсутствует во многих муниципальных образованиях. Это является главной проблемой муниципального управления и помехой для развития и совершенствования транспортного комплекса.

2.5. Проблемы муниципального регулирования потребительского рынка.

 

Важная составляющая муниципального управления - регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит жизнедеятельность населения.

Структуры потребительского рынка как составная часть  городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимая предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения.

Потребительский рынок  составляет сферу непосредственного  экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в  обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и  качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения.

Государственное и муниципальное  регулирование потребительского рынка  представляет собой систему скоординированных  действий по организации управления и регулирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования являются торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет свою специфику.

Общественное питание  в 90-е годы прошлого века утратило свою популярность. Основная задача общественного  питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы - восстановление его места в организации питания  населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т.п.). Для того чтобы это сделать необходимо значительное количество материальных, финансовых, технологических ресурсов. Однако муниципальная власть не может обеспечить их наличие в нужном количестве. Это является проблемой муниципального управления.

Бытовое обслуживание населения  включает различные предприятия, способные  предоставлять около 700 различных  видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит  от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70-80%. Такое распределение обусловлено тем, что более 1/3 населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ.

Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:

- обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;

- защита интересов низкодоходных групп населения;

- обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;

- защита прав потребителей.

Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер  регулирующего воздействия на субъекты рынка.

Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Это создает некоторые трудности для муниципального управления. Но муниципальная власть может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.

Возможные механизмы  муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рис. 8.

 

┌────────────────────────────┐       ┌──────────────────────────────────┐

│Установление налоговых  льгот│       │ Выделение земельных участков для │

│     и льготные кредиты     ├───┐   │   размещения объектов, сдача     │

└────────────────────────────┘   │   │        помещений  в аренду        │

┌────────────────────────┐       │   └──┬───────────────────────────────┘

│    Выдача гарантий     ├─────┐ │      │    ┌──────────────────────────┐

│       по займам        │     │ │      │    │    Снижение для жизненно │

└────────────────────────┘     │ │      │    │      важных предприятий  │

┌────────────────────────┐     │ │      │    │ тарифов на коммунальные │

│ Выдача муниципального  ├──┐  │ │      │┌───┤           услуги         │

│       заказа           │  │  │ │      ││   └──────────────────────────┘

└────────────────────────┘  ┌┴──┴─┴──────┴┴┐  ┌──────────────────────────┐

┌────────────────────────┐  │  Механизмы  ├──┤      Изменение ставок    │

│      Установление      │ └┬───┬─────┬───┘  │      арендной платы      │

│     обязательного      ├──┘   │     │      └──────────────────────────┘

│     (минимального)     │      │     │      ┌──────────────────────────┐

│ ассортимента социально  │      │     │      │Административный контроль │

│    значимых товаров    │      │     └──────┤   за соблюдением прав    │

└────────────────────────┘      │            │  потребителей, правил    │

┌──────────────────────────┐    │            │  торговли, санитарии,    │

│ Страхование коммерческих │    │            │охраны окружающей среды   │

│          рисков          ├────┘            └──────────────────────────┘

└──────────────────────────┘

 

Рис. 8. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка

 

Наряду с этим муниципальные  органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия  путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых  данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.

Важным и эффективным  рычагом муниципального воздействия  на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования  процессов, связанных со сменой форм собственности.

Важную роль в контроле над муниципальным потребительским  рынком должны играть объединения граждан - союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:

- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав;

- обращаться в суды в защиту прав потребителей;

- при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг).

Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, получают определенные рычаги влияния  на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах  населения. Кроме того, муниципальные  предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т.п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т.п.

Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок  и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке являются налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения.

Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также  с помощью административных и  контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: установление правил торговли на территории муниципального образования, предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции, взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекций, создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.

Однако при реализации данных мер воздействия на потребительский рынок может возникать множество проблем.

2.6. Муниципальное управление состоянием окружающей среды

 

Состояние окружающей среды  служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения  на территории муниципального образования. Экологическая безопасность территории - существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная власть, особенно в городах с неблагополучной экологической ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать местную экологическую политику, увязанную с экологической политикой государства и направленную на охрану окружающей среды от неблагоприятных техногенных воздействий. Проведение эффективной муниципальной экологической политики позитивно влияет на экологическую ситуацию не только в конкретном муниципальном образовании, но и в регионе, и в государстве в целом. И наоборот, муниципальное образование с неблагоприятной экологической ситуацией, как подсистема государства и региона, вправе рассчитывать на участие государства и на привлечение его ресурсных возможностей для исправления той или иной ситуации.

Основные загрязнители окружающей среды на муниципальных  территориях:

1) Предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые, разрушают почвенный слой, загрязняют его отходами, нарушают режим подземных вод, иногда полностью уничтожают малые реки.

2) Предприятия энергетической отрасли, использующие различные виды топлива, являются крупнейшими источниками загрязнения воздушного бассейна.

Информация о работе Проблемы муниципального управления на примере муниципального образования