Проблемы муниципального управления на примере муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:57, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является выявление проблем муниципального управления и их причин.
Чтобы достичь этой цели, необходимо решить несколько задач:
понять, что же такое муниципальная деятельность, ее принципы и особенности
понять, что такое муниципальное управление, его характерные черты и принципы
выявить и провести анализ основных проблем муниципального управления в различных сферах жизни населения
привести конкретные примеры проблем в муниципальном управлении

Содержание

Введение......................................................................................................3
Теоретическая часть
Глава 1. Общие сведения о муниципальном управлении……...…5
1. Общая характеристика муниципальной деятельности…..……5
2. Особенности управления в муниципальной сфере………..…..7
3. Целеполагание в муниципальной деятельности…………..….10
4. Общая характеристика муниципальных услуг……………..…15
Глава 2. Проблемы муниципального управления
1. Проблема эффективности управления……………………...18
2. Проблемы управления градообслуживающей сферой……....22
2.1 общественной безопасностью………………….…...25
2.2 ЖКК………………………………………………..…27
2.3 общегородским коммунальным хозяйством……....31
2.4. транспортным комплексом…………………….…..34
2.5. потребительским рынком…………………………..36
2.6. состоянием окружающей среды……………….…...41
3. Проблемы муниципального управления социальной сферой..44
4. Проблемы экономического характера……………………….47
5. Проблема взаимодействия с населением…………………….51
Практическая часть……………………………………………………..59
Заключение……………………………………………………………….63
Список литературы…………………………………………………...…65

Работа состоит из  1 файл

Проблемы муниципального управления.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

Основная проблема здесь  заключается в сложности достижения баланса между этими типами работ и их синхронизации. Наиболее характерной ошибкой является разрыв между смыслом и содержанием стратегического управления (блок целеполагания) и организационным проектированием. Структуры управления наиболее консервативны, их восприимчивость к новым целям и типам задач, новым методам работы довольно низка. Каждый раз при возникновении ситуации, требующей инновационных подходов, ее развитие упирается в необходимость производить серьезные изменения в организационных структурах.

Мы иногда становимся свидетелями неэффективных реорганизаций структур управления. Типичная ситуация: новая функция или задача - новое рабочее место или структурное подразделение. Однако зачастую более эффективное решение заключается в изменении приоритетов в работе действующих структур, функциональных связей, организации рабочих мест, повышении квалификации сотрудников, т.е. в создании нового ресурса за счет организационных изменений. Самое простое, на первый взгляд, решение - создать под новую задачу новую организационную структуру без взаимодействия со старой - не дает ожидаемого эффекта. Скорее наоборот: новое структурное подразделение как органически чуждое существующей организационной структуре отторгается ею, а сама новая задача компрометируется неспособностью руководства реализовать ее.

Стратегический подход к муниципальному управлению требует  кардинального пересмотра всей его  идеологии, сложившейся технологии управления, практики принятия решений и распределения ресурсов.

В отдельных сферах управления этот пересмотр означает следующее.

1. В сфере взаимодействия  власти и населения - переход:

- от жесткой административной иерархии к равноправию и сотрудничеству;

- от опоры на административные (принудительные) рычаги власти к опоре на авторитет и влияние власти;

- от подчинения к пониманию;

- от пассивного к активному участию населения в решении местных вопросов;

- от закрытого к открытому характеру деятельности местных органов власти;

- от социально-корпоративного (лидер и его команда на основе собственных представлений и интересов) к нормативно-правовому характеру принятия решений, к четким регламентам и процедурам.

2. В сфере использования  ресурсов - переход:

- от акцента на распределение имеющихся материальных, финансовых и других ресурсов к акценту на приращение этих ресурсов на основе стратегического планирования и управления;

- от мобилизационного использования (на неотложные нужды) к плановому типу приращения и использования ресурсов.

3. В сфере планирования - переход от акцента на принятие  оперативных (ситуативных) решений к перспективному планированию с использованием маркетингового подхода и опорой на поддержку населения.

4. В сфере организации  и структуры управления - переход:

- от раздельного решения вопросов функционирования и развития к совместному, согласованному;

- от ведомственного к программно-функциональному типу структуры управления.

Таким образом, видно, что  для обеспечения эффективного управления муниципальными образованиями необходим  переход к стратегическому подходу  управления. Это связано со многими трудностями. Однако пока этот переход не совершен, мы сталкиваемся с недостаточно эффективным муниципальным управлением.

2. Проблемы управления градообслуживающей сферой

Муниципальное управление градообслуживающей сферой представляет собой деятельность, определяемую согласованной совокупностью ориентиров и целей создания, развития и функционирования системы жизнеобеспечения территории, а также способов и механизмов их достижения.

Цель муниципального управления градообслуживающей сферой заключается в достижении установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: предоставления жилищно-коммунальных услуг, содержания и ремонта жилищного фонда, обеспечения надежности и бесперебойности функционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городского транспорта, общегородских коммунальных объектов, сфер торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, строительства и реконструкции зданий, сооружений и коммуникаций на территории муниципального образования, безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения.

Принципы муниципального управления градообслуживающей сферой представлены на рис 6.

Соблюдение этих принципов  составляет непременное условие  эффективного управления.

┌─────────────────────┐

│      Принципы      │

└┬────────────────────┘

 │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

 ├─┤Комплексность, сбалансированность и взаимоувязка  отдельных подсистем│

 │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

 │ │Согласованность  вопросов  развития  городского  хозяйства  с  общей│

 ├─┤стратегией    социально-экономического    развития    муниципального│

 │ │образования                                                         │

 │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

 ├─┤Обеспечение  бесперебойности, надежности, безопасности  и устойчивости│

 │ │функционирования систем жизнеобеспечения                            │

 │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

 │ │Развитие самоуправления  в многоквартирных  домах  и  обеспечение  их│

 ├─┤эксплуатации                                                        │

 │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

 ├─┤Рациональное разделение функций и ответственности                   │

 │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

 ├─┤Пообъектное  планирование и управление                               │

 │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

 ├─┤Комплексный    учет   социально-экономических   и   градостроительных│

 │ │факторов                                                            │

 │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

 └─┤Муниципально-частное  партнерство, развитие конкуренции              │

   └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

    Рис. 6. Принципы муниципального управления градообслуживающей

                                  Сферой

 

Выработка наиболее эффективной схемы муниципального регулирования деятельности отдельных систем городского хозяйства с учетом перечисленных факторов должна осуществляться в условиях разграничения полномочий и взаимодействия с органами государственной власти, а также с населением и различными местными сообществами. Организация эффективного предоставления услуг городского хозяйства со стороны муниципальных и иных служб должна сочетаться с развитием самоуправления граждан по месту жительства. Различные формы самоорганизации населения призваны стать рычагами влияния на принятие решений муниципальными службами и учреждениями.

Размещение на территории муниципального образования различных  хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, объектов промышленной, общественно-деловой и социальной сфер требует эффективной организации планировки и застройки территории, оснащения ее инженерными сооружениями и коммуникациями, необходимыми для создания условий для жизнедеятельности населения и функционирования экономики муниципального образования, что обеспечивается развитием всех отраслей городского хозяйства, и в первую очередь жилищно-коммунального хозяйства.

Однако то, что должно быть и то, что есть на самом деле, далеко не всегда совпадает. Это и  является проблемой муниципального управления.

Управление градообслуживающей сферой включает в себя:

- управление общественной  безопасностью

- управление ЖКХ

- управление коммунальным  хозяйством

- управление транспортным  комплексом

- регулирование потребительского  рынка

 

Рассмотрим проблемы муниципального управления в данных подгруппах более подробно.

2.1 Проблемы муниципального управления общественной безопасностью

Обеспечение безопасности - одна из глобальных проблем существования  человеческого общества. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность.

За последние годы в России, как и во всем мире, усилилась  угроза терроризма, что потребовало принятия соответствующих дополнительных мер безопасности со стороны государства и общества. В целях противодействия терроризму в России принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом". Согласно данному закону, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам государственной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом. Для координации этой работы создаются межведомственные антитеррористические комиссии на региональном и муниципальном уровнях. Участвующие в них должностные лица органов местного самоуправления разрабатывают меры, направленные на повышение эффективности защиты населения от терроризма, осуществляют контроль выполнения предприятиями, учреждениями и организациями мер противодействия террористическим угрозам.

Наряду с оказанием  содействия органам государственной  власти в решении глобальных проблем безопасности, органы местного самоуправления имеют собственные полномочия в сфере общественной безопасности как составной части общей системы безопасности. Федеральным законом 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения в сфере безопасности отнесены:

- организация охраны общественного порядка силами муниципальной милиции (муниципальные районы и городские округа);

- организация скорой медицинской помощи, за исключением санитарно- авиационной (муниципальные районы и городские округа);

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности (поселения и городские округа);

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на соответствующих территориях (поселения и городские округа);

- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений;

- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

- организация мероприятий по охране окружающей среды, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на соответствующих территориях, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти (муниципальные районы и городские округа).

В процессе координации данной работы и организации вышеперечисленных  мероприятий могут возникнуть некоторые  проблемы. Их можно отнести к проблемам, возникающим в процессе муниципального управления.

2.2 Проблемы муниципального управления жилищно-коммунальным комплексом (ЖКК).

Уровень обеспечения  населения жилищно-коммунальными  услугами (ЖКУ) - один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Управление жилищно-коммунальным комплексом, согласно Федеральному закону 2003 года, относится в основном к компетенции поселений. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, - поставщики ресурсов, управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления - должны согласовывать свои действия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

Важнейшим аспектом является принцип  конкурентоспособности, определяемый наличием конкурентных преимуществ  у предприятий и организаций, предоставляющих услуги, которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКК.

Управление муниципальным жилищно-коммунальным комплексом относится в основном к компетенции поселений. На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг.

Информация о работе Проблемы муниципального управления на примере муниципального образования