Действующий порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1. История возникновения и развития НДС в мире и в России
1.2. Понятие и основные законодательные и нормативные документы, регулирующие начисление и уплату НДС в РФ
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Плательщики НДС, объекты обложения, облагаемый и необлагаемый оборот
2.2. Освобождение от уплаты НДС
2.3. Ставки НДС, порядок его исчисления, уплаты и возмещения
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НДС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоговое право.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

    Первоначально  ставка  НДС  была  установлена  на  уровне  28%. Спустя некоторое время  она  была  снижена до  18%,  и   была  введена льготная  ставка  в размере 10%  для продуктов питания и детских товаров по  перечню.

    Можно  отметить,  что  объективная  необходимость  введения  НДС  в  Российской  Федерации  была  обоснована  рядом  факторов:

  пополнение  доходов  бюджета,  испытывающего  острый  финансовый  кризис  и  нуждающегося  в  стабильных  налоговых  поступлениях;

    2.  создание  новой  модели  налоговой   системы  в  соответствии  с  требованиями  рыночной  экономики;

  1. присоединение  к  международному  сообществу,  широко применяющему  данный  налоговый  механизм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Понятие и основные законодательные и нормативные документы, регулирующие начисление и уплату НДС в РФ

    Законодательные основы для расчета и уплаты НДС  устанавливает глава 21 НК РФ.

    НДС – вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства – от сырья до предметов потребления.

    Носителями НДС является конечный потребитель, поэтому, в соответствии с принятыми принципами классификации налогов, НДС обычно относят к категории косвенного налога. Вместе с тем в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога:

  • при реализации товаров, работ, услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления;
  • при налогообложении строительства, выполняемого хозяйственным способом.

    Например, в первом случае – при реализации товаров, работ, услуг внутри предприятия для нужд собственного производства, затраты по которому не относятся на издержки производства, - обороты по реализации являются объектом обложения НДС, поскольку предприятие не продает производственные товары, работы, услуги и не перекладывает суммы налога на покупателя, а уплачивает НДС за счет собственной прибыли. НДС в описанной ситуации приобретает форму прямого налога.

    На  практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимости продукции, работы, услуги, поэтому, для упрощения расчетов, за объект обложения НДС принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС). Выделение НДС и исключение двойного налогообложения достигается тем, что плательщик перечисляет в бюджет разность между суммами налога, полученными от потребителя и уплаченными поставщиками.

    Сумма НДС определяется на всех стадиях  технологической цепочки вплоть до конечного потребителя как  разница между суммой налога, полученного от покупателей за реализованные товары, работы, услуги, и суммой налога, уплаченного поставщиками за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки обращения. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). При исчислении суммы НДС базой является прирост стоимости на данной стадии этого вида налога, фактическими носителями выступают конечные потребители товаров, работ, услуг.

      С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС).1 Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли; суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары. Исчисление налога на добавленную стоимость по данным видам работ производится исходя из сумм, учитываемых по счетам реализации.

      Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитается стоимость  закупок у поставщиков. Сумма  налога определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства. Подобная база обложения достаточно стабильна.

      НДС является косвенным налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

      При оформлении расчетных документов: счетов-фактур, актов выполненных работ, счетов на услуги и пр. сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой. Без этого расчетные документы не должны приниматься банками к исполнению2./12/

     Плательщиками НДС являются  предприятия, организации, имеющие статус юридического лица и индивидуальные предприниматели при наличии объектов налогообложения. Если их выручка от реализации товаров не превышает сумму, установленную НК РФ (2 миллиона рублей выручки без учета НДС за три предшествующих календарных месяца), то в соответствии со ст. 145 НК РФ они имеют право на освобождение от уплаты налога.

     НДС взимается с выручки от реализации  товаров, материальных ценностей, работ и услуг, в налогооблагаемую базу включаются также суммы авансов и предоплаты под поставку товаров, оказания услуг.

     Налоговая база (ст.153) при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

     Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал ст. 163 НК РФ.

     Начисление  налога производится независимо от формы  расчетов и характера осуществления реализации. В частности не имеет значения форма расчетов: производятся ли они посредством денежных средств, путем прямого товарообмена (бартера), с частичной оплатой. В случае передачи имущества безвозмездно уплата налога производится передающей стороной. Если оплата производится за счет государственных средств, то это также не влияет на вопрос включения этой операции в налогооблагаемый оборот.

     В приведенной таблице № 1 наглядно отражены основные налоговые элементы по НДС в соответствии с действующим в 2010 году содержанием главы 21 Налогового кодекса РФ с учетом изменений. 

     Таблица 1 - Налог на добавленную стоимость (в соответствии с главой 21 НК РФ) 
 

Плательщики Объект налогообложения Налоговая база Налого-вый период Ставка Срок

уплаты

1 2 3 4 5 6
1) организации;

2) индивидуаль-

ные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогопла-

тельщиками  в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской

Федерации.

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также имущественных прав;

2) передача  на территории   РФ товаров (выполнение работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение  строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров  на таможенную территорию РФ.

1) при реализации товаров (работ, услуг);

2) при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии);

3) при получении дохода на основе договоров поручения;

4) при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг;

5) при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса;

6) при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд;

7) определение налоговой базы налоговыми агентами;

8) определение налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

9) при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (с 01.01.2008)

квартал

(с 1.01.2008)

0%

10%

18% 

или

расчет-ные  налоговые ставки: 

10/110 

18/118

не позднее  20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

   

 


 

     Нормативная база:

- Налоговый  кодекс РФ (ч.2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000г.) с учетом изменений и дополнений;

- Методические  рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447;

- Постановление  Правительства Российской Федерации  от 02.12.2000 N 914  "Правила ведения  журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

     Источники информации:

- журналы-ордера  № 6,8,11;

- ведомость  № 16;

- счета-фактуры  выставленные (предъявленные), поставщиком  за ТМЦ и услуги;

- первичные документы по движению товарно-материальных ценностей и другого имущества и денежных средств;

- книга  регистрации предъявленных к  оплате счетов-фактур;

- книга  регистрации принятых к оплате  счетов-фактур;

- книга  покупок;

- книга  продаж;

- декларации  по НДС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    2.1. Плательщики НДС, объекты обложения, облагаемый и необлагаемый оборот

    Важнейшим  элементом  любого  налога  является  субъект,  который  определяется  законодательно.  В  соответствии  с гл. 21  НК РФ плательщиками налога  признаются:

    организации;

    индивидуальные  предприниматели;

    лица, признаваемые налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Для  классификации  налогоплательщиков  целесообразно  рассматривать  субъектов  отдельно  по  каждому  виду  объекта  налога. Можно выделить две  самостоятельные  разновидности  объекта  налогообложения: 

    а)  обороты  по  реализации  товаров  (работ,  услуг)  на  территории  РФ;

    б)  товары,  ввозимые  на  территорию  РФ  (подробнее  см.  в  Главе  3).

    Это  приводит  к  необходимости  рассмотреть  среди  плательщиков  НДС  четырех  групп  субъектов. 

  1. К  первой  группе  относятся  любые  организации  независимо  от  форм  собственности  и  ведомственной  принадлежности,  имеющие,  согласно  законодательству  Российской  Федерации  статус  юридических  лиц,  и  осуществляющие  производственную  и  иную  коммерческую  деятельность.

    К  данной  группе  плательщиков  следует  отнести  все  коммерческие  организации  (в  т.ч.  предприятия  с  иностранными  инвестициями):  акционерные  общества,  хозяйственные  товарищества,  производственные  кооперативы,  государственные  и  муниципальные  унитарные  предприятия  и  др.  Согласно  п.1  ст.50  ч.1  ГК  РФ,  данные  организации в качестве  основной  цели  своей деятельности  преследуют  извлечение  прибыли.  При  этом  необходимо  учитывать,   что  плательщиками  НДС  являются  как  промышленные,  так  и  финансовые  организации,  в  т.ч.  страховые  общества,  банки  и  др.

    Некоммерческие  организации  (потребительские  кооперативы,  общественные  и  религиозные  объединения,  благотворительные  и  иные  фонды)  также  являются  плательщиками  НДС  в  случае  осуществления  ими  коммерческой  деятельности, но  лишь  постольку,  поскольку  это  служит  достижению  целей,  ради  которых они созданы.  Под данной  деятельностью,  в  частности,  понимается  реализация  основных  средств  и  иного  имущества,  арендные  и  другие  операции  в  рамках  уставной  деятельности.  Также  налогообложению  подлежат  доходы  от  реализации  основных  средств  бюджетных  учреждений. 

  1. Во  вторую  группу  плательщиков  следует  включить  филиалы,  отделения  и  другие  обособленные  подразделения  организаций  (не  являющиеся  юридическими  лицами),  самостоятельно  реализующие  товары  (работы,  услуги).  Необходимо  отметить,  что  данная  группа  выделяется  в  качестве  самостоятельных  субъектов  исключительно  для  целей  налогообложения  и  никак  не  связана  с  гражданским  законодательством,  так  как,  согласно  ст.55  ГК  РФ,  обособленными  подразделениями  юридического  лица  являются  только  представительства  и  филиалы,  которые  не  выступают  самостоятельными  участниками  гражданского  оборота.

    Однако  если  любое  подразделение  юридического  лица  будет  самостоятельно  реализовывать  товары,  то  в  целях  налогообложения  оно  тоже  будет  выступать  налогоплательщиком  по  НДС  в  этой  части.  Как  правило,  для  того  чтобы  обособленное  подразделение  имело  возможность  самостоятельно  реализовывать  товары  (работы,  услуги),  необходимы  следующие  условия:

Информация о работе Действующий порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации