СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВ………………………………………………….4
1.1 Основные
понятия налога………………………………………………………………………………..4
1.2 Значение
налогов в доходах государства……………………………………………………………….6
1.3 Органы
налоговой системы РФ……………………………………………………………………...…..7
1.4 Налоговый
контроль…………………………………………………………………………………….12
1.5 Налоговая
политика……………………………………………………………………………………..19
ГЛАВА
2. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ…………………………………………....21
2.1 Земельный
налог………………………………………………………………………………………...22
2.2 Налог
на имущество физических лиц………………………………………………………………….26
ГЛАВА3.
НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ
ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ…………………………………………………………………………………………………….31
3.1 Организационная
структура налоговой инспекции Ейского
района………………………………..33
3.2 Анализ
деятельности налоговой инспекции…………………………………………………………..35
3.3 Анализ
поступления налоговых платежей…………………………………………………………….37
ГЛАВА
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………………...40
4.1 Основные направления
совершенствования местного налогообложения…………………………..40
4.2 Существующие
проблемы и недостатки в законодательстве
по местному налогообложению……………..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………...45
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...46
ВВЕДЕНИЕ.
В обеспечении единства страны и развития
экономической реформы велика роль местного
самоуправления. Его эффективность во
многом зависит от того, какие бюджетные
ресурсы получают в свое распоряжение
местные власти. В настоящее время большинство
местных органов власти не имеет самостоятельного
с экономической точки зрения бюджета,
а значит, не располагают возможностями
действенно осуществлять свои полномочия.
Важнейшим
источником бюджетных доходов являются
налоги. Нормативная база создавалась
в спешке, под сильным давлением текущих
весьма неблагоприятных обстоятельств.
На сегодняшний день в области планирования
налогообложения должны быть поставлены
следующие цели:
- Ужесточение
налоговой дисциплины,
- Формирование
цивилизованного института налогоплательщиков,
- Упрощение
налоговой системы,
- Налоговое
стимулирование производства,
- Развитие
в стране муниципальных налоговых
систем.
Особое
место в налоговой политике нужно
уделить развитию муниципальной
налоговой системы как основного
финансового источника формирования местного
самоуправления. Важной государственной
задачей является защита местных бюджетов
от регионального налогового давления.
Основная часть финансовых средств, более
50%, сосредотачивается на уровне субъектов
Федерации. При этом более 90% социальных
федеральных программ финансируется из
городских муниципальных и местных бюджетов.
В
таких условиях нельзя мириться с тем,
что муниципальный бюджет, как и прежде,
остается бесправным филиалом бюджета
субъекта Федерации. Как и раньше, спускаются
«сверху» расходные нормативы, в результате
чего по несколько раз в течение года изменяются
нормативы отчислений в местные бюджеты
от федеральных и региональных налогов.
В таких условиях трудно рассчитывать
на стабильность местных бюджетов.
ГЛАВА
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВ.
1.1
Основные понятия налога.
Налоги - один из древнейших финансовых
институтов. Они возникли вместе с товарным
производством, разделением общества
на классы и появлением государства, которому
требовались средства на содержание армии,
судов, чиновников и других нужд. "В
налогах воплощено экономически выраженное
существование государства", - подчеркивал
К. Маркс.
Налог
основывается на принципах:
- Обязательности
уплаты налога всеми лицами, определенными
в качестве субъектов налогообложения.
- Безвозмездности
уплачиваемых сумм, что означает отсутствие
факта непосредственного предоставления
налогоплательщику благ, продукции,
прав, документов взамен уплачиваемой
суммы.
- Отчуждения
доли денежных средств, принадлежащих
организации или физическому лицу.
Современное понимание природы налогов
позволяет выделить ряд характерных черт,
которые отличают налоги от других видов
финансовых платежей. К таким чертам можно
отнести:
- Законодательный
характер,
Налоги-платежи не добровольные, а обязательные.
В обществе с отлаженной налоговой системой
не возникает вопрос платить или не платить
налоги. Только закон определяет, кто обязан
уплачивать налог, по какой ставке и в
какие сроки.
Налоги
по своей сути есть совокупность отношений,
возникающих между государством
и налогоплательщиками в целях
формирования централизованных денежных
фондов государства.
Выделяют три основные функции налогов:
фискальную, экономическую и контрольную.
Рассмотрим каждую из них.
Фискальная
функция является исторически первой
и основной. Она отражает предназначение
налогов, причину их появления. Фискальная
функция заключается в том, что с помощью
налогов формируются финансовые ресурсы
государства и тем самым создается материальная
основа самого существования государства
и его функционирования.
Экономическая
функция включает в себя регулирующую,
распределительную, стимулирующую и социальную
подфункции, влияющие на воспроизводственный
процесс как налоговая волна.
Распределительная
функция налогов выступает в
виде использования налогов в
качестве инструмента при распределении
и перераспределении валового внутреннего
продукта.
Стимулирующая
функция налогов проявляется в дифференциации
налоговых ставок, введении налоговых
льгот, направленных на поддержку малого
предпринимательства, производства продукции
социального, сельскохозяйственного назначения,
капитальных вложений, а также инновационной
и внешнеэкономической деятельности.
Контрольная
функция заключается в том, что налоги
выступают «зеркалом» экономических процессов.
Контрольная функция реализуется органами,
осуществляющими контроль над правильным
исчислением, своевременной уплатой и
правильным зачислением налогов, правильным
заполнением и своевременным предоставлением
налоговой отчетности. К ним относятся
органы Министерства РФ по налогам и сборам,
Государственного таможенного комитета,
Министерства финансов РФ, государственных
внебюджетных фондов.
Налоговым Кодексом РФ определено, что:
Налог
- обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Сбор
- обязательный взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в их интересах
государственными органами , органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий).
Экономическое
содержание налогов выражается
взаимоотношениями хозяйствующих
субъектов и граждан, с одной
стороны, и государства, с другой, по
поводу формирования государственных
финансов.
Каждый
налог включает следующие элементы:
субъект, объект, единицу налогообложения,
налоговую базу, ставку, налоговые
льготы, налоговый оклад, носитель налога
и т. д.
Субъектом
налога выступает лицо, которое по закону
должно уплатить налог.
Носитель
налога - лицо, которое фактически уплачивает
налог.
Объект
налогообложения - имущество, прибыль,
доход, стоимость реализованных
товаров (работ, услуг) либо иное экономическое
основание.
Единица
обложения - это единица измерения объекта,
в зависимости от вида объекта налогообложения
может выступать в денежной или натуральной
форме.
Налоговая
база - стоимостная, физическая или
иная характеристика объекта
налогообложения, исчисляется
налогоплательщиками - организациями
по итогам каждого налогового периода
на основе данных регистров бухгалтерского
учета и (или) на основе иных документально
подтвержденных данных.
Налоговый
период - календарный год или иной
период времени применительно к
отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется
сумма налога.
Налоговая
ставка - величина налоговых начислений
на единицу измерения налоговой
базы. Твердые ставки устанавливаются
в абсолютной сумме на единицу
обложения, пропорциональные - действуют
в одинаковом процентном отношении к объекту
налога без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные
ставки - средняя ставка прогрессивного
налога повышается по мере возрастания
дохода. При данной ставке налогообложения
плательщик выплачивает не только большую
абсолютную сумму дохода, но и большую
его долю.
Регрессивные
ставки - средняя ставка регрессивного
налога понижается по мере роста дохода.
Порядок
и сроки уплаты налога, форма отчетности
- устанавливаются применительно к каждому
налогу и сбору.
Последним
элементом является налоговые
льготы, предоставляемые отдельным
категориям налогоплательщиков преимущества,
включая возможность не уплачивать
налог (в исключительных случаях
могут быть индивидуальными). Налоговые
льготы отражают социальную сущность
налогов, направленность налоговой политики
государства. Льгота на налоги устанавливается,
как и налог, в порядке и на условиях, определяемых
законодательными актами.
Распространены следующие виды налоговых
льгот: необлагаемый минимум объекта налога,
изъятие из обложения определенных элементов
объекта налога, освобождение от уплаты
налогов отдельных лиц или категорий плательщиков,
понижение налоговых ставок, вычет из
налоговой базы, налоговый кредит.
1.2.
Значение налогов в
доходах государства.
Налоговые
поступления – это главный
источник формирования доходов бюджетной
системы государства: их доля составляет
примерно 90% доходов консолидированного
бюджета. Значительная часть платежей
по косвенным налогам поступает в федеральный
бюджет, а по прямым налогам – в бюджеты
субъектов РФ.
В
свою очередь при принятии регионального
бюджета регулирующие налоги также
подвергаются расщеплению в пользу
республиканского, краевого, областного
и окружного бюджета и в
пользу местного муниципального образования.
Платежи по этим налогам обеспечивают
значительные поступления в доходах местных
бюджетов.
Табл.
1.1 Структура налоговых
доходов бюджета
РФ в 2007 г.
Налоговые
доходы |
В %
к итогу |
Налог
на добавленную стоимость |
19,7 |
Акцизы |
3,1 |
Налог
на прибыль организации |
8,3 |
Налог
за пользование природными ресурсами |
15,3 |