История профсоюзного движения беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:42, реферат

Описание

Профсоюзы в Беларуси возникли позднее, чем в странах Западной Европы и в иной по степени развития капиталистических отношений обстановке. Основная причина появления профессиональных союзов в мире – промышленный переворот: переход к машинному производству, концентрация производства и капитала, рост числа наемных рабочих, высокая степень их эксплуатации.

Работа состоит из  1 файл

История профсоюзного движения беларуси.doc

— 340.00 Кб (Скачать документ)

Вручение  переходящего Красного знамени ЦК Коммунистической партии Белоруссии, Совета Министров  БССР, Белсовпрофа и ЦК ЛКСМБ, присуждаемого  предприятиям, обеспечившим наибольший удельный вес выпуска продукции со Знаком качества. 1976 год  
 

Начавшаяся  во второй половине 80-х годов экономическая  реформа предусматривала не только перестройку управления экономикой, перевод предприятий на условия  полного хозрасчета и самофинансирования, новые методы централизованного руководства, но и активизацию человеческого фактора, т.е. реальное вовлечение трудящихся в управление предприятием. Объективно происходило изменение роли и места профсоюзов в обществе. С началом перестройки у профсоюзов появилась реальная возможность проведения внутренних глубоких реформ. Прежде всего они требовали решительного обновления форм и методов работы профсоюзов, их активного участия в проводимых преобразованиях. Перед профсоюзами на первый план выдвигалась проблема необходимости преодоления бюрократизма и отрыва от масс, четкого определения их роли в обществе, повышения самостоятельности и независимости.  

В 1988 году решением Белсовпрофа были упразднены 4 республиканских отраслевых комитета: автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения и приборостроения, тяжелого машиностроения и работников рыбного хозяйства. В отраслевых профсоюзах текстильной и легкой промышленности, химической и нефтехимической, электронной и электротехнической промышленности, связи были ликвидированы 23 областных комитета; в профсоюзах работников торговли и потребкооперации, культуры, медицины, работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий – 425 районных и городских комитетов. Вместо них сформированы профкомы производственных объединений, а в ряде мест ввели ответственных организаторов союзных центральных комитетов отраслевых комитетов. Численность освобожденных работников во всех звеньях республиканской профсоюзной организации в 1988 году сократилась на 25%. Это дало ощутимую экономию денежных средств, позволило направить их на укрепление материальной базы профсоюзных культпросветучреждений и других подразделений, но по существу не повлияло на развитие инициативы в деятельности профсоюзных организаций. Более того, с работы ушло много опытных, грамотных, инициативных людей.  

В этот период в структуре Белсовпрофа  функционировало 6 областных советов  профсоюзов, 23 республиканских, 79 областных, 796 городских и районных комитетов, 22146 профкомов и 20658 цехкомов, около 168 тыс. профгрупп. В них состояло 5,4 млн. членов профсоюзов.  

Наиболее  многочисленными были республиканские  организации профсоюзов: работников сельского хозяйства – 1490081 член профсоюза, местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий – 349423, государственной торговли и потребкооперации – 338202, автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения – 210424, строительства и промышленности строительных материалов – 286242 члена профсоюза. Из 23 республиканских профсоюзных организаций 17 имели численность свыше 100 тыс. членов профсоюзов, 7 – свыше 200 тыс. членов.  

Свою  защитную функцию по отношению к  трудящимся профсоюзы осуществляли особенно в первичном звене, через  коллективный договор (колдоговор). В 1985 – 1990 годах его значение все более возрастало. Трудовой коллектив имел право оценивать работу администрации и профсоюзного комитета по реализации включенных в договор двусторонних обязательств, добиваясь привлечения к ответственности лиц, нарушающих эти обязательства. Практически все комитеты и советы профсоюзов республики постоянно контролировали и ежегодно подводили итоги выполнения коллективно-договорных обязательств.

В августе  – сентябре 1990 г. во всех областях состоялись межсоюзные конференции, а в Минске прошли съезды отраслевых профсоюзов. На базе облсовпрофов были созданы областные объединения профсоюзов, утверждены положения о них. Съезды отраслевых профсоюзов приняли уставы своих профсоюзов, поддержали идею образования Федерации профсоюзов Беларуси.  

В течение 1990 года Белсовпрофом, республиканскими комитетами профсоюзов проводилась  организационная работа по созданию республиканских отраслевых профессиональных союзов. К октябрю 1990 г. в республике прошли съезды, учредительные конференции, на которых было создано 24 отраслевых профессиональных союза Беларуси.  

На уровне областей отраслевые профсоюзы подтвердили  свое вхождение в областные советы профсоюзов. Отраслевые республиканские  профсоюзы приняли решение создать  координирующий республиканский профсоюзный орган, который бы объединял и представлял профсоюзы при решении их общереспубликанских проблем.  

С этой целью 4 – 6 октября 1990 г. состоялся XVII съезд профсоюзов Белоруссии. Выражая волю и стремление профессиональных союзов республики к независимости, консолидации и единству действий, обновлению профсоюзного движения, XVII съезд профсоюзов республики образовал Федерацию профессиональных союзов Белоруссии (ФПБ). 

5 –  6 октября 1990 г. профсоюзный форум  работал как I съезд Федерации профсоюзов Белоруссии. Съезд принял Устав ФПБ, Программу действий профсоюзов. Основной задачей для себя Федерация профсоюзов определила консолидацию сил и координацию действий профсоюзов республики, объединение их в целях реализации задач, общих для профсоюзов республики или выходящих за пределы возможностей отдельных членских организаций.  

ФПБ как "школа солидарности, школа защиты социально-экономических прав и  интересов каждого отдельно взятого  рабочего, колхозника, служащего" предполагала принять активное участие в законотворческой деятельности на уровне Верховного Совета и Правительства республики, в крупных общенациональных и республиканских социальных программах, в проблеме ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вопросах экологии, продовольствия, жилья, занятости, социальной защищенности работающих и других социальных групп в условиях рыночных отношений.  

На I съезде ФПБ была провозглашена политика равноправного партнерства и при необходимости конструктивной оппозиции Правительству республики, исполнительным и хозяйственным органам на местах. ФПБ провозгласила готовность к проведению независимой экономической экспертизы правительственных и хозяйственных проектов, внесению альтернативных программ по социально-экономическим и правовым вопросам.  

Декларацию  об образовании Федерации профсоюзов Белоруссии подписали 24 вновь созданных  самостоятельных профсоюза, 1 республиканский  комитет профсоюза (союзного), 6 областных  объединений профсоюзов. На 1 ноября 1990 г. ФПБ объединяла 5080762 члена профсоюзов. В течение 1991 – 1995 годов были образованы еще 7 отраслевых профсоюзов. К концу 1995 года в структуру Федерации профсоюзов входили: 32 отраслевых профсоюза, 6 областных объединений, 2 первичные профсоюзные организации со статусом республиканского профсоюза (ОАО "Атлант", Новополоцкий завод "Измеритель"). В структуру отраслевых профсоюзов входили 31378 первичных профсоюзных организаций, 454 городских, районных комитетов профсоюзов, 108 областных комитетов профсоюзов и аналогичных им структур.  

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О  названии Белорусской Советской  Социалистической Республики и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию Белорусской  ССР" Президиум Совета ФПБ 30 сентября 1991 г. постановил в названиях Федерации профсоюзов, ее членских и ассоциированных организаций и объединений, их органов, а также подведомственных им предприятий и организаций заменить в текстах на русском языке слово "Белоруссии" на "Беларуси".  

Самостоятельные республиканские отраслевые профсоюзы, Федерация профсоюзов Беларуси активно  занимались проблемами своего организационно-финансового  укрепления. Произошло формирование каждого профсоюза как единого  целостного организма: все его органы и структуры стали действовать в соответствии с новым Уставом профсоюза.  

Создавалась и профсоюзная печать: стала выходить республиканская газета "Беларускі  Час", отдельные профсоюзы и  профобъединения стали выпускать  свои многотиражные газеты и бюллетени.  

В первичных  организациях в начале 90-х годов  были созданы и сформировались условия  для достаточно свободных выборов  профсоюзных комитетов, их председателей  и соответственно действий по реальной, а не декларируемой защите интересов  работающих. В ходе отчетов и выборов на протяжении 90-х годов подавляющее число выборов председателей профкомов первичных организаций происходило на альтернативной основе. К сожалению, этот процесс практически не затронул городские, районные, областные и республиканские органы профсоюзов.

Гончарик  Владимир Иванович, 1986 – 1990 гг. – Председатель Белорусского республиканского совета профсоюзов, 1990 – 2001 гг. – Председатель Федерации профсоюзов Белорусской  

Витко Франц Петрович, 2001 – 2002 – Председатель Федерации профсоюзов Белорусской 
 

С 1990 по 2000 годы прошло три съезда Федерации  профсоюзов. Председателями ФПБ в  этот период были: Владимир Иванович Гончарик (1990 – декабрь 2001 г.), Франц Петрович Витко (декабрь 2001 г. – июль 2002 г.).  

Стремясь  расширить свое влияние в низовых структурах, на важность работы профсоюзов в первичном звене, координации и взаимодействии членских организаций особо указал II съезд ФПБ, состоявшийся 12 октября 1995 г. Съезд обратил внимание членских организаций на проблему подбора, расстановки профсоюзного актива, его сменяемость.  

В 1992 – 2000 годах состав профсоюзного актива в первичном звене практически  полностью обновлялся один раз в  два года. Однозначно утверждать, что  это свидетельствовало о том, что члены профсоюзов стали принципиальнее относиться к избранию своих лидеров и формированию профсоюзных органов, нельзя. Общее падение роли профсоюзов обусловило и ослабление интереса к профсоюзной работе.  

На II своем съезде Федерация профсоюзов Беларуси стала называться Федерацией профсоюзов Белорусской. Руководство ФПБ в тот период не смогло отстоять в названии самой массовой организации слово "Беларуси", а применило производное – "Белорусская".  

Вопросам  дальнейшего организационного укрепления ФПБ, ее членских организаций, взаимодействия с органами государственного управления, объединениями нанимателей был посвящен очередной III съезд ФПБ, состоявшийся 10 – 11 октября 2000 г. Съезд обязал Совет Федерации профсоюзов продолжить активное взаимодействие с органами государственного управления, нанимателями на принципах равноправия сторон и соблюдения законодательства.  

Съезд поручил Совету ФПБ принять необходимые  меры по организационному и финансовому  укреплению профсоюзов, оптимизации  профсоюзной структуры, в том  числе обоснованному укрупнению профсоюзов. Съездом также была принята программа деятельности Федерации профсоюзов на 2000 – 2005 годы.  

Между тем профсоюзы все меньше и  меньше влияли на хозяйственную деятельность предприятий, но по-прежнему отдельные  профсоюзные лидеры претендовали на важнейшую роль в общественно-политической жизни республики. Они пытались принимать участие в выработке и принятии законов и решений, затрагивающих социально-трудовые вопросы, но не могли организовать это участие на нужном уровне, и эти попытки были все слабее и слабее. Начиналась эпоха существенных потерь тех завоеваний, которых трудящиеся Беларуси добивались десятилетиями.  

В это  период белорусские профсоюзы потеряли все: право законодательной инициативы, правовую инспекцию, управление системой охраны труда, оздоровление, фонд социального страхования, а также право участвовать в распределении доходов предприятия. Ведь раньше было установлено, что без подписи председателя профкома или согласования с профкомом никто из руководителей не имел права выплачивать денежную помощь, распределять премии, жилой фонд, в том числе в общежитиях, места в детских оздоровительных заведениях, дошкольных учреждениях. Профсоюзам были поручены производственная работа, соревнование, новые методы организации труда, вопросы труда, заработной платы, нормирование, общественный контроль за здравоохранением, работа библиотек, клубов и дворцов, развитие массового спортивного движения. Государство помогало решать эти задачи, обеспечивая большую часть финансирования соответствующих расходов.  

В 1994 году в связи с принятием Конституции  Республики Беларусь профсоюзы без  особого сопротивления были лишены права законодательной инициативы, и это была первая огромная потеря профсоюзов.  

В Конституции  Республики Беларусь 1994 года закреплено право на труд, защиту экономических и социальных интересов через объединение в профессиональные союзы, на заключение коллективных договоров и соглашений, забастовку, но профсоюзы потеряли сильнейший рычаг влиять на решение этих вопросов через право законодательной инициативы.  

Были  приняты и действовали Законы Республики Беларусь "О профессиональных союзах" (22 апреля 1992 г.), "О коллективных договорах и соглашениях" (24 ноября 1992 г.), "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" (18 января 1994 г.), впоследствии вошедшие в новый Трудовой кодекс Республики Беларусь.  

Информация о работе История профсоюзного движения беларуси