История профсоюзного движения беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:42, реферат

Описание

Профсоюзы в Беларуси возникли позднее, чем в странах Западной Европы и в иной по степени развития капиталистических отношений обстановке. Основная причина появления профессиональных союзов в мире – промышленный переворот: переход к машинному производству, концентрация производства и капитала, рост числа наемных рабочих, высокая степень их эксплуатации.

Работа состоит из  1 файл

История профсоюзного движения беларуси.doc

— 340.00 Кб (Скачать документ)

По предложению  Федерации профсоюзов в Генеральное  соглашение включены и выполняются  обязательства по поддержке учащейся молодежи:

заселение иногородних студентов и учащихся на свободные места в общежитиях других учебных заведений независимо от их подчиненности;

обеспечение поэтапного повышения размера всех видов учебных стипендий учащейся молодежи.  

В 2002 – 2003 годах Федерацией профсоюзов Беларуси был предпринят ряд мер, направленных на полное решение вопросов, связанных  с безналичным порядком удержания членских профсоюзных взносов. Были приняты соответствующие нормативные документы, подготовлены методические указания по данному вопросу. Установлен жесткий контроль за выполнением нанимателями требований законодательства в данной сфере. Так, если на 1 октября 2004 г. общий размер задолженности нанимателей по взносам составлял 2 млрд. 57 млн. рублей, то по состоянию на 1 декабря 2005 г. общий размер задолженности составил уже 747,83 млн. рублей, а на 1 июля 2006 г. размер задолженности нанимателей вошел в обычные рамки текущих платежей.  

Учитывая  важность вопроса обеспечения занятости  населения, Федерация профсоюзов отстояла в Генеральном соглашении на 2004 – 2005 годы критический уровень безработицы  в размере 3 процентов от численности  экономически активного населения. Требования Федерации профсоюзов повысить этот уровень поддержал Президент Республики Беларусь и обязал Правительство, нанимателей довести к концу 2004 года уровень безработицы до 2%. Фактически был достигнут показатель 1,9%. Работа по обеспечению занятости населения продолжалась и в последующие годы. В результате реализации Государственной программы занятости населения уровень безработицы снизился с 3% в 2002 году до 1,2% в 2006 году.  

Федерация профсоюзов смогла вернуть ранее  действовавшую норму, разрешающую профсоюзным организациям не представлять в налоговые органы сведения по доходам членов профсоюзов от оказанной профсоюзными организациями и их организационными структурами материальной помощи, выданных подарков, средств на цели социальной защиты, если такие суммы в течение календарного года не превышают 30 базовых величин.  

Период  времени, прошедший после внеочередного IV съезда ФПБ, характеризуется также  активизацией и совершенствованием работы в сфере общественного  контроля за соблюдением законодательства о труде. Утверждены новые положения о правовой и технической инспекциях труда Федерации профсоюзов Беларуси, организована работа по восстановлению их позиций и методическому руководству их деятельностью. В настоящее время выполнение возложенных на эти инспекции задач происходит на качественно новом уровне.  

Установленные Федерацией профсоюзов квалификационные требования для правовых (главных  правовых) инспекторов труда, в частности, обязательное наличие высшего юридического образования, стимулировали профсоюзные организации к укомплектованию своих штатов юристами. На начало 2007 года численность правовых и главных правовых инспекторов труда правовой инспекции труда ФПБ составила 111 человек при общей штатной численности профсоюзных юристов 106 человек (в 2004 – 94, в 2003 – 86, в 2002 – 87).  

Рост  числа профсоюзных юристов и  проводимая ФПБ работа по совершенствованию  их деятельности положительно сказались  на показателях, отражающих эффективность  общественного контроля профсоюзов за соблюдением законодательства о труде. 

В целом  за период между внеочередным IV съездом  ФПБ и началом 2007 года:

проверено более 37 тыс. организаций;

выдано  нанимателям 13 тыс. 250 представлений  об устранении 59000 нарушений законодательства о труде;

привлечено к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения законодательства о труде 1 709 должностных лиц нанимателей;

подготовлено  почти 4 тыс. исковых заявлений и  иных документов процессуального характера;

восстановлено на работе 822 незаконно уволенных работника;

рассмотрено почти 60 тыс. письменных обращений граждан, дано более 583 тыс. устных консультаций по правовым вопросам.  

Кроме этого, за 2003 – 2006 годы при помощи профсоюзов работникам было выплачено незаконно  удержанных или невыплаченных нанимателями денежных средств на сумму, составляющую 1 млн. 923 тыс. в долларовом эквиваленте.  

ФПБ добилась реального участия профсоюзов в  подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические  интересы трудящихся.  

Благодаря внесенным по инициативе ФПБ в законодательные акты изменениям Правительство при подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые и связанные с ними экономические интересы работников, направляет соответствующие проекты для рассмотрения и внесения замечаний и предложений ФПБ, а также рассматривает ее позицию до принятия решения.  

Так, если в 2002 году в ФПБ направлялось на согласование всего 9 нормативных правовых актов, то в 2006 – более 90.  

С участием ФПБ проводится работа по совершенствованию системы страхования. Так, после анализа поднятых Федерацией профсоюзов проблемных вопросов в данной сфере, Главой государства издан Декрет "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому наниматель обязан осуществлять страхование работников на случай производственного травматизма и профессиональных заболеваний.  

В связи  с многочисленными обращениями  в ФПБ работников организаций, в  которых отсутствовали профсоюзные  структуры, Федерация профсоюзов ходатайствовала перед Главой государства о предоставлении профсоюзам права осуществлять общественный контроль в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от профсоюзного членства работников. Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 "О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников" наделил представителей Федерации профсоюзов, ее организационных структур, членских организаций ФПБ и их организационных структур таким правом. Кроме того, данный Указ уполномочил на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде наряду с правовыми и техническими инспекциями труда руководителей и уполномоченных в установленном порядке представителей ФПБ, ее организационных структур, членских организаций ФПБ и их организационных структур.  

Участие в нормотворческой деятельности позволило разрешить и ряд  иных вопросов, актуальных для профсоюзной  деятельности и работы созданных  ФПБ хозяйствующих субъектов. Так, изданные при непосредственном участии ФПБ указы Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 266 и от 26 октября 2005 г. № 503, внесшие изменения в Положение об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности, и условиях освобождения от арендной платы и предоставления их в безвозмездное пользование, позволили снять с повестки дня такой актуальный для профсоюзных детско-юношеских спортивных школ вопрос, как арендная плата за занимаемые помещения, находящиеся в собственности государства.  

Предложение ФПБ о необходимости нормативного решения вопроса о государственной  поддержке спортивных объектов профсоюзов было поддержано Главой государства в ходе V съезда ФПБ. В Указе Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. № 107 "Об источниках и порядке финансирования специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси" установлено, что источниками финансирования спортивных школ ФПБ наряду со средствами профсоюзных бюджетов являются средства государственного социального страхования Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, финансовые отчисления организаций, профсоюзные организации которых являются учредителями спортивных школ, и иные источники, не запрещенные законодательством.  

В числе  инициированных ФПБ норм следует  упомянуть норму Указа Президента Республики Беларусь от 19 марта 2006 г. № 154 "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения", согласно которой профсоюзные здравницы освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость соответствующих оборотов.  

Значительные  проблемы в вопросах финансирования профсоюзной деятельности возникли после того, как разработчиками проекта  нормативного правового акта, регламентирующего  предоставление и использование  безвозмездной (спонсорской) помощи, по формальному признаку к такой помощи были отнесены как средства, перечисляемые профсоюзным структурам в соответствии с коллективными договорами (соглашениями), так и материальная помощь, оказываемая профсоюзами своим членам.  

Федерация профсоюзов инициировала внесение соответствующих  изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 "О предоставлении и  использовании безвозмездной (спонсорской) помощи", которые определили, что  к безвозмездной (спонсорской) помощи не относятся: 

предоставление  организациями и индивидуальными  предпринимателями денежных средств, иного имущества, имущественных  прав в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) профессиональным союзам, их организационным  структурам, объединениям таких союзов и их организационным структурам;  

предоставление  профессиональными союзами, объединениями  таких союзов и их организационными структурами в соответствии с  учредительными документами, заключенными коллективными договорами (соглашениями) денежных средств, иного имущества, имущественных прав своим членам, а также социальной помощи в виде денежных средств, другого имущества иным физическим лицам на сумму, не превышающую 10 базовых величин в год на одного человека.  

Удалось решить и вопрос, касающийся профсоюзных объектов культуры. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 1342 "О внесении дополнений в Положение о порядке организации гастрольно-концертной деятельности на территории Республики Беларусь" театрально-зрелищные организации ФПБ, осуществляющие гастрольно-концертную деятельность силами собственных творческих коллективов и исполнителей, с 1 января 2006 г. освобождены от получения удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия, а также освобождены от платы за выдачу таких удостоверений при организации гастролей белорусских профессиональных и любительских творческих коллективов и исполнителей. Кроме того, ряд услуг, оказываемых организациями культуры ФПБ, освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость.  

Защита  трудовых прав работников при применении контрактной формы найма, к проблемам  которой неоднократно обращались участники V съезда ФПБ, остается одной из главных  задач Федерации профсоюзов. Профсоюзы добиваются решения вопросов, связанных с заключением работниками контрактов, различными путями: участием в работе по совершенствованию соответствующих нормативных правовых актов, включением улучшающих правовое положение работников норм в коллективные договоры и соглашения, а также через защиту интересов каждого члена профсоюза в ходе проверок соблюдения законодательства о труде и в процессе обсуждения с работниками проектов контрактов. 

С начала 2004 года, когда в республике развернулась кампания по массовому переводу работников на контрактную форму найма, сопровождавшаяся беспрецедентным количеством нарушений трудового законодательства со стороны нанимателей, Федерацией профсоюзов была организована деятельность по пресечению нарушений прав работников. Наряду с проверками соблюдения законодательства о труде, проводимыми правовой инспекцией труда ФПБ, широкой информационной кампанией в прессе, шла работа по сбору документов, иллюстрирующих наличие и масштаб проблемы. Эти документы были направлены Главе государства, Администрации Президента Республики Беларусь, Правительству, Министерству труда и социальной защиты, Министерству юстиции.  

Федерация профсоюзов потребовала проанализировать с участием сторон социального партнерства  вопрос о целесообразности сохранения в существующем виде контрактной формы найма и возможность внесения в законодательство, ее регулирующее, необходимых изменений и дополнений, направленных на устранение имевших место негативных социальных последствий.  

Эта работа принесла свои результаты. После того, как Глава государства поручил Совету Министров принять меры по разрешению сложившейся ситуации, поручением Правительства от 9 апреля 2004 г. № 30/223-98 создана рабочая группа по оценке существующей практики перевода работников на контрактную систему найма, а также вопросам ограничения прав трудящихся, устранению отдельных недостатков и злоупотреблений при переводе работников на контракт. Затем Министерство юстиции дало негативную правовую оценку сложившейся в данной сфере ситуации, а Министерство труда и социальной защиты разработало и довело до сведения нанимателей Рекомендации о порядке и условиях заключения контрактов с работниками.  

В дальнейшем по инициативе ФПБ законодательство о контрактах дополнено нормами, закрепляющими дополнительные гарантии для ряда категорий работников, таких как, беременные женщины, женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, работниками предпенсионного возраста, добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины. Закреплено обязательство сторон контракта о взаимном уведомлении друг друга не позднее чем за две недели до истечения его срока о намерении продолжить или прекратить трудовые отношения. Определен минимальный срок продления контракта – один год. Федерация профсоюзов добилась закрепления нормы об обязательном участии представителей соответствующих профсоюзов в обсуждении условий контракта нанимателя с работником.  

Информация о работе История профсоюзного движения беларуси