История профсоюзного движения беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:42, реферат

Описание

Профсоюзы в Беларуси возникли позднее, чем в странах Западной Европы и в иной по степени развития капиталистических отношений обстановке. Основная причина появления профессиональных союзов в мире – промышленный переворот: переход к машинному производству, концентрация производства и капитала, рост числа наемных рабочих, высокая степень их эксплуатации.

Работа состоит из  1 файл

История профсоюзного движения беларуси.doc

— 340.00 Кб (Скачать документ)

После избрания первого Президента страны А.Г.Лукашенко в июле 1994 г. начало создаваться новое законодательство в области трудовых прав. Это Указы  Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь", № 639 от 16 декабря 1997 г. "О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов", постановление Совета Министров от 23 октября 2000 г. № 1630, утвердившее Положение о порядке осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, постановление Кабинета Министров от 23 января 1995 г. № 41 "Об утверждении Положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы".  

С принятием  Советом Министров Республики Беларусь постановлений от 21 мая 1993 г. № 335 "О  создании Государственной инспекции  труда Республики Беларусь" и от 22 августа 1993 г. № 577 "О продлении полномочий инспекций труда профсоюзов" профсоюзы Беларуси утратили право надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и получили право только общественного контроля, осуществляемого в порядке, определенном Правительством республики. Это была вторая крупная потеря профсоюзов республики. В результате значительно снизились возможности профсоюзов по защите трудовых прав граждан, но это не остановило соответствующую работу. Вместо предписания правовые инспекторы труда профсоюзов стали выписывать представления, которые также были обязательны к исполнению.  

Создание  Государственной инспекции труда  вызвало отток квалифицированных  профсоюзных кадров, что не могло  не сказаться на количественных показателях работы правовых инспекций труда профсоюзов. Если в 1991 году силами правовых инспекторов труда профсоюзов было выдано нанимателям 983 предписания об устранении нарушений трудового законодательства, то в 1993 году – всего 373 предписания и представления. В 1995 году выдано только 215 представлений.  

С сентября 1997 г. оздоровлением и санаторно-курортным  лечением трудящихся Беларуси стало  заниматься государство, а не профсоюзы. Это была третья значительная потеря ФПБ.  

После упразднения в январе 1991 г. Республиканского Совета по управлению санаториями-профилакториями профсоюзов его функции были переданы Фонду социального страхования Белорусской ССР, который находился в ведении ФПБ. В октябре 1993 г. был образован Фонд оздоровления трудящихся и детей – Фонд Совета Федерации профсоюзов Беларуси вместо Фонда социального страхования. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 1997 г. № 288 "Об организации оздоровления и санаторно-курортного лечения населения Республики Беларусь" Фонд Совета ФПБ "Здоровье" и его областные отделения были ликвидированы с 1 сентября 1997 г.  

В результате миллионы членов профсоюзов остались один на один с государством, лишившись  завоеванного десятилетиями права  организации оздоровления и отдыха трудящихся, использования санаторно-курортных, оздоровительных и туристских объектов профсоюзов, их бюджетного финансирования, осуществления общественного контроля профсоюзов за оздоровлением и санаторно-курортным лечением населения, экспертизы готовящихся законопроектов и решений государственных органов по этим вопросам.  

Мощную  материальную базу санаторно-курортных  учреждений, домов отдыха и туристских баз профсоюзов стал использовать Республиканский  центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения при Совете Министров Республики Беларусь и соответствующие государственные структуры на местах.  

К 2000 году санаторно-курортное унитарное предприятие "Белпрофсоюзкурорт" располагало 13 санаториями (из них 2 детских, один санаторий  матери и ребенка), 2 пансионатами с лечением и 2 домами отдыха. Коечная сеть профсоюзных здравниц насчитывала 6100 мест, из них 4800 мест в санаториях и 1300 мест в пансионатах и домах отдыха. За 1995 – 2000 годы в этих здравницах прошло санаторно-курортное лечение и оздоровление значительное количество трудящихся – 473231 человек.  

Работа  через Республиканский центр  по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения существенно  ухудшила жизнедеятельность профсоюзных  здравниц, снизила управляемость  ими по вопросам финансирования и поддержания в надлежащих условиях санаториев, домов и баз отдыха. Республиканский центр не всегда разрешал применять профсоюзным здравницам прогнозные индексы роста цен на путевки, что препятствовало накоплению оборотных средств для дальнейшего укрепления и развития материально-технической базы санаторно-курортных предприятий "Белпрофсоюзкурорта".  

В 2001 году туристско-экскурсионное унитарное  предприятие "Беларустурист" ФПБ  отметило свой полувековой юбилей. ТЭУП "Беларустурист" располагало уникальной материальной базой. Гостиницы в Минске, Могилеве, Гомеле, Гродно, Барановичах, Витебске, на озере Нарочь имели общий номерной фонд 3060 мест. Девять современных туристско-оздоровительных комплексов находились в живописнейших местах республики. В активный сезон, когда разворачивалась летняя сеть, туристско-оздоровительные комплексы "Нарочанка" (Мядельский район, к.п.Нарочь), "Высокий берег" (Столбцовский район, д.Николаевщина), "Браславские озера" (г.Браслав), "Лесное озеро" (Барановичский район, д.Подгорное), "Белое озеро" (Брестский район), "Лосвидо" (Городокский район, д.Бровые), "Орша" (г.Орша), "Сож" (г.Гомель), "Неман" (Гродненский район, д.Пышки) могли принять одновременно около 7 тыс. человек. ТЭУП "Беларустурист" одной из первых туристских организаций в республике наладило отправку жителей республики за границу. 30 бюро путешествий и экскурсий, входящих в систему профсоюзного туризма, организовывали путешествия во многие страны мира.  

Вместе  с тем за эти годы пришли в негодность и были доведены до нищеты многие объекты туристско-экскурсионного унитарного предприятия "Беларустурист", санаторно-курортного унитарного предприятия "Белпрофсоюзкурорт" и другие объекты ФПБ. Не только не обновлялись, но даже не поддерживались в нормальном состоянии основные фонды. Только редкие руководители отдельных объектов сохранили в более или менее приличном виде здания, сооружения, коммуникации. Они сумели противостоять этому всеобщему хаосу и разбазариванию.  

Рубеж ХХ – ХХІ веков оказался для  профсоюзов республики сложным. Это был фактически рубеж самоопределения: что есть профсоюзы, востребованы ли они людьми, воспринимаются ли они новым государством. В плане общественно-политическом для Федерации профсоюзов Беларуси наиболее значительной по своим последствиям была конституционная реформа. В результате республиканского референдума, проведенного в ноябре 1996 г., в Конституцию Республики Беларусь были внесены изменения, направленные на укрепление единства власти и повышение качества управленческих процессов в стране.  

ФПБ изначально поддерживала эти изменения и  дополнения, поскольку они усиливали  социально-экономические права граждан. В частности, дополнения к статье 14 Конституции Республики Беларусь устанавливали, что отношения в  социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.  

Перемены  в конституционно-правовом устройстве и социально-экономическом развитии Республики Беларусь в конце 1990-х годов обусловили изменение правового положения профсоюзов и соответствующую корректировку их деятельности. В соответствии с изменением экономического строя, новым правовым статусом общественных организаций и уставными положениями профсоюзов на первый план закономерно выдвигалась главная задача профсоюзов – последовательная защита трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов. В этих условиях политизация части профсоюзов, оказавшихся в сфере влияния оппозиции, лишь усиливала раскол и создавала дополнительные трудности для успешной профсоюзной деятельности.  

Уже в 2000 – 2001 годах отдельные профсоюзы  пытались определиться в приоритетах  своей работы. В тарифных соглашениях  этого периода ряд отраслевых профсоюзов ставили своей целью только узкий участок работы по защите отдельных интересов своих членов, в первую очередь заработной платы, рабочих мест. Такая позиция профсоюзов без активного участия в системе управления отрицательно сказывалась на общих перспективах профсоюзного движения страны. Профсоюзы Беларуси могли оказаться в стороне от процессов, которые происходили в республике и мировом профсоюзном движении.  

В этот период получили развитие общественные тенденции в управлении профсоюзами, их структурами. Были созданы координационные советы председателей профкомов первичных организаций в городских и районных центрах (в 1996 г. их было 86), городские и районные отраслевые советы профсоюзов (в 1996 г. – 124), действовавшие в основном на общественных началах. В 1996 году членские организации ФПБ объединяли 3958866 человек (97,4% всех работающих на предприятиях, где были созданы профсоюзные организации), в 2002 году – 3006117 членов профсоюзов, или 89,8%. Объективными причинами уменьшения в 1990 – 2002 годах профсоюзного членства стали реструктуризация экономики республики, сокращение производства и, соответственно, численности работающих на предприятиях и в организациях, а также развитие негосударственного сектора экономики, перелив в него рабочей силы и отсутствие в новых рыночных структурах активной работы профсоюзов по созданию профсоюзных организаций.  

Была  и субъективная причина снижения профсоюзного членства – выход из профсоюзов по собственному желанию. Так, в 1995 г. из профсоюзов вышло более 22 тыс. человек, в 1998 г. – 16,2 тыс., в 2000 г. – 16,1 тыс., а в 2002 г. – 132,3 тыс. человек. Преимущественно это было связано с разочарованием в возможностях профсоюзов защитить работника, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, а также непонятного людям отделения руководителей профсоюзов от трудящихся масс, перевода профсоюзной работы на политическую стезю.  

Именно  по причине того, что лидеры ФПБ  тяготели к активному участию  в политических процессах, начался  массовый выход из профсоюзов отдельных работников и целых организаций. Прекратили существование многие первичные профсоюзные организации. За период с 1990 по 2002 год профсоюзы потеряли около 1,8 млн. своих членов. Профсоюзы Беларуси охватил кризис, рушилось единство профсоюзного движения, прекратился процесс создания первичных организаций. Нависла угроза распада профсоюзного движения Беларуси. Президиум Совета ФПБ, состоящий только из руководителей отраслевых профсоюзов, оказался оторванным от реальной жизни трудящихся и не был способен управлять ситуацией.  

Не найдя  сил для проведения твердого курса, в обстановке личной растерянности, считая более выгодным для себя переход  к политической борьбе отдельные  профсоюзные лидеры свернули с пути конкретной профсоюзной работы и  защиты интересов трудящихся. Вместо налаживания диалога с социальными партнерами, поисков компромиссных решений, анализирования и снятия спорных вопросов руководители трех отраслевых профсоюзов (автосельхозмашиностроения, радиоэлектронной промышленности, АПК), входящих в ФПБ, и Конгресс демократических профсоюзов обратились с жалобой в Международную организацию труда о якобы имеющихся нарушениях в Республике Беларусь Конвенций МОТ. Президиум Совета ФПБ 28 июня 2000 г. поддержал это обращение, еще раз подчеркнув свою беспомощность и неспособность управлять ситуацией.

На демонстрации 1 Мая 2002 г. Минск  
 

Работа  руководства ФПБ и отдельных  отраслевых профсоюзов фактически свелась  к вызывающему противостоянию с  властью. Главные цели профсоюзного движения в процессе этого противостояния были забыты. Интересы трудящихся и рядовых членов профсоюзов были оттеснены на второй план. Первичные профсоюзные организации были брошены на произвол судьбы, и они, как могли, своими силами удерживали позиции на предприятиях и в организациях. 

Не чувствуя поддержки от прежнего руководства Федерации многие профсоюзные организации и целые структуры выходили из ее состава. Сложилась опасная ситуация, которая вела к развалу профсоюзного движения. Во многом благодаря первичным профсоюзным организациям движение со столетней историей сохранилось в тот тяжелый период и продолжает ныне развиваться, доказывая объективную необходимость своего существования.  

Пленум  Совета ФПБ, состоявшийся 16 июля 2002 г., принял решение обновить руководство  Федерации профсоюзов и принял меры по укреплению единства профсоюзов Беларуси, а также подтвердил решение о проведении внеочередного IV съезда Федерации профсоюзов Белорусской в сентябре 2002 г.  

В сложных  условиях началась подготовка к съезду. Большинство руководителей отраслевых профсоюзов, все члены профсоюзов страны, первичные профсоюзные организации ждали, что съезд примет важные решения, прекратит ненужное противоборство с властью и обеспечит возможность профсоюзному активу выполнить свои основные профсоюзные задачи. И эти желания профсоюзного актива съездом были выполнены.  

Профсоюзное движение Беларуси выстояло. И это  один из важнейших факторов исторического  развития суверенной страны.

Внеочередной IV съезд ФПБ, который состоялся 18 – 19 сентября 2002 года и в котором принял участие Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, снял напряжение в трудовых коллективах Беларуси, положил конец кризисным явлениям в профсоюзном движении республики.  

Съезд принял все необходимые решения  по важнейшим для профсоюзов вопросам. В соответствии с решениями внеочередного IV съезда ФПБ удалось обеспечить эффективную работу Национального совета по трудовым и социальным вопросам, а также соответствующих советов на отраслевом и местном уровнях; осуществлять подготовку проектов актов законодательства, затрагивающих трудовые и социально-экономические интересы граждан, с обязательным участием Федерации профсоюзов; расширить права профсоюзов при осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде; разработать предложения по совершенствованию законодательства, затрагивающего права и гарантии деятельности профсоюзов, с учетом рекомендаций Международной организации труда; внести предложения по повышению роли профсоюзов в развитии спорта и туризма; привлекать ФПБ к разработке и осуществлению республиканских и местных программ по развитию культуры, охране здоровья населения, реализации мер по распространению массовой физической культуры.

Информация о работе История профсоюзного движения беларуси