История профсоюзного движения беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:42, реферат

Описание

Профсоюзы в Беларуси возникли позднее, чем в странах Западной Европы и в иной по степени развития капиталистических отношений обстановке. Основная причина появления профессиональных союзов в мире – промышленный переворот: переход к машинному производству, концентрация производства и капитала, рост числа наемных рабочих, высокая степень их эксплуатации.

Работа состоит из  1 файл

История профсоюзного движения беларуси.doc

— 340.00 Кб (Скачать документ)

Председатель  Федерации профсоюзов Беларуси Леонид Петрович Козик  
 

Внеочередной IV съезд ФПБ избрал новый состав всех высших органов ФПБ, положив  начало обновлению и укреплению профсоюзного движения под руководством и вокруг Федерации профсоюзов Беларуси. Председателем  ФПБ (вновь как и на пленуме  Совета ФПБ в июле 2002 г.) был избран Л.П.Козик.  

Главным направлением работы профсоюзных организаций  съезд определил организационное  укрепление профсоюзов, принял курс на консолидацию, укрепление единства и  солидарности профсоюзного движения.  

Новое руководство ФПБ обратилось к Главе государства с просьбой вернуть в названии самой массовой организации слово "Беларуси" и получило положительный ответ. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 584 Федерации профсоюзов Белорусской было предоставлено право использования в своем наименовании официального сокращенного названия Республики Беларусь – Беларусь.  

Был избран новый состав Совета ФПБ, а также  сформирован по новому принципу Президиум  Совета ФПБ, в котором стали работать представители всех структур профсоюзов с регулярной их ротацией.  

Позитивные  перемены, произошедшие в Федерации профсоюзов после внеочередного IV съезда ФПБ, создали предпосылки для повышения эффективности в работе профсоюзных организаций, условия для роста рядов профсоюзов, укрепления их финансового положения.  

Благодаря избранному съездом курсу на социальное партнерство, что является главной задачей профсоюзов любой страны, в короткое время удалось решить целый комплекс вопросов. В частности, повысилась эффективность социального партнерства при решении вопросов защиты социально-экономических интересов трудящихся.  

Федерация профсоюзов работала в эти годы в  непростых условиях. Пришлось не только восстанавливать то, что было разрушено  за предыдущие годы, но и делать это  в достаточно жестких условиях противостояния, противоборства, а также настороженного внимания со стороны ряда зарубежных и международных профсоюзных центров, настраиваемых против ФПБ внутренними оппонентами.  

Тем не менее Федерации профсоюзов удалось  победить внутреннюю оппозицию, тех, кто  использовал профсоюзы – рабочие  места, каналы связи, оргтехнику, финансы – для личных политических целей. 

ФПБ заявила  сразу и твердо: в рядах ФПБ  не будут работать те, кто занимается политикой, кто видит своей целью  борьбу за власть. И ФПБ не позволила  использовать возможности профсоюзных  организаций для нагнетания политического противосостояния.  

Период  после внеочередного IV съезда ФПБ  характеризуется кропотливой и  напряженной работой, направленной на повышение социальной защищенности трудящихся Республики Беларусь, расширение прав профсоюзов, укрепление их влияния в коллективах.  

Одной из важнейших задач, остро стоявших перед профсоюзным движением  Беларуси в 2002 году, была необходимость  его консолидации.  

И эта  задача на протяжении 2002 – 2005 годов  была успешно решена. В ФПБ возвратились все ранее (в 2000 – 2002 годах) вышедшие из нее организации – более десятка региональных профсоюзов, объединявших в своих рядах в общей сложности более 100 тыс. членов.  

Помимо  возврата вышедших профсоюзных организаций  Федерацией профсоюзов Беларуси в течение 2003 – 2004 годов. была проведена большая работа по восстановлению всех ранее действовавших профсоюзных организаций.  

Эти примеры  свидетельствуют о том, что кризис, охвативший профсоюзное движение Беларуси, к 2004 – 2005 годам был полностью  преодолен.  

Таким образом, по состоянию на 1 марта 2007 г. помимо 28 отраслевых профсоюзов, в структуру Федерации профсоюзов Беларуси входят 6 областных и Минское городское объединение профсоюзов, 138 районных и городских объединений профсоюзов, 93 профсоюзных органа областного уровня, 513 районных и городских комитетов (советов) профсоюзов, 128 объединенных организаций, 35 профкомов объединений, а также 23046 первичных профсоюзных организаций.  

В составе  выборных руководящих органов ФПБ  Совет Федерации профсоюзов Беларуси в количестве 235 членов, избранных 19 – 20 сентября 2005 г. на V съезде ФПБ (с учетом последующих изменений на II и III пленумах Совета ФПБ, состоявшихся в июле и ноябре 2006 г.), и президиум Совета ФПБ – 25 членов, избранных на I пленуме Совета ФПБ в сентябре 2005 г., (с учетом произведенной персональной ротации на III пленуме Совета ФПБ в ноябре 2006 г.).  

Период 2002 – 2007 годов характеризуется постоянным ростом численности членов профсоюзов. Так, за это время численность  членов ФПБ увеличилась более чем на 150 тыс. человек и в настоящее время составляет более 4 млн. членов профсоюзов. При этом работники предприятий, учреждений и организаций составляют 85,8% от общего количества членов ФПБ, студенты высших учебных заведений, учащиеся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ – 8,8%, неработающие – 5,4%.  

Также возрос охват профсоюзным членством. В целом по ФПБ данный показатель по работающим увеличился с 89,8% в 2002 году до 94,1% в 2006 году, по студентам высших учебных заведений и учащимся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ с 89,7% в 2002 году до 90,7% в 2006 году.  

Несмотря  на то, что на протяжении 2005 – 2006 годов  был значительно активизирован  процесс создания первичных профсоюзных организаций, в первую очередь в организациях негосударственного сектора экономики (в течение вышеуказанного периода в республике было создано 1260 новых первичных профсоюзных организаций (74591 член профсоюзов), в том числе в организациях негосударственной формы собственности – 614 первичных организаций (30954 члена профсоюзов), в республике по-прежнему имеется значительный резерв для наращивания профсоюзного членства. 

В общей  сложности из числа работающих не охвачено членством в профсоюзах около 850 тыс. человек, причем подавляющее большинство из них – это работники предприятий, организаций и учреждений негосударственной формы собственности, что беспокоит ФПБ. Работа по созданию новых профсоюзных организаций продолжается.  

Вопросы кадровой политики всегда были в центре внимания ФПБ. При этом реализовывался принцип сочетания молодых и опытных кадров, являющийся важным условием для сохранения преемственности в работе и обеспечения жизнестойкости каждого профсоюза.  

В ходе отчетно-выборной кампании 2004 – 2005 годов был значительно обновлен состав руководящих профсоюзных органов, произошла смена руководителей 34% профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, 23,4% руководителей профсоюзных органов районного и городского уровня, 10% председателей областных комитетов (советов) профсоюзов, а также 6 членских организациях ФПБ. Необходимо отметить, что примерно 12% избранных руководителей профсоюзных органов (в основном первичных профсоюзных организаций) составили молодые люди в возрасте до 30 лет.  

Убедительным  подтверждением действенного механизма  активизации профсоюзной работы стали итоги отчетно-выборной кампании 2004 – 2005 годов, когда отчеты и выборы состоялись в 66579 профсоюзных группах, 11701 цеховой, 23036 первичных профсоюзных  организациях, 749 профсоюзных организациях районного и городского уровня, 93 профсоюзных организациях областного (Минского городского) уровня.  

В целом  отчетно-выборная кампания прошла в  профсоюзах организованно. Было обеспечено широкое и, что не менее важно, активное участие членов профсоюзов в отчетно-выборных мероприятиях (в отчетных мероприятиях приняли участие более 2,5 млн. человек, явка членов профсоюза на собраниях в среднем составила 81%, делегатов на конференциях – 93%), разъяснена позиция Федерации профсоюзов Беларуси, принципиально обсуждены имеющиеся проблемы и намечены пути их решения. Поднимавшиеся на конференциях и собраниях вопросы были систематизированы, обобщены и легли в основу программ действий на будущий период как отраслевых профсоюзов, так и ФПБ.

V Съезд  Федерации профсоюзов Беларуси. Минск, сентябрь 2005 г.  
 

Завершил  отчетно-выборную кампанию 2004 – 2005 годов V съезд ФПБ. Съезд Федерации профсоюзов Беларуси подвел итоги трехлетней работы и принял Программу деятельности ФПБ на 2005 – 2010 годы. В работе съезда принял участие Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Основное внимание на съезде было уделено вопросам защиты интересов человека труда, дисциплины на производстве, оздоровления, внутрисоюзной работы, обсуждены изменения в Устав и положение о Ревизионной комиссии ФПБ. Главный вывод съезда — ФПБ нашла свое место в обществе и имеет достаточно высокий авторитет, укрепила влияние профсоюзов, стала реальной силой, способной эффективно отстаивать интересы трудящихся, работает активно и плодотворно на благо человека-труженика, всего белорусского народа и государства. Съезд избрал председателем Федерации профсоюзов Беларуси Л.П.Козика, а также Совет ФПБ (229 человек) и Ревизионную комиссию (17 человек).  

В целях  повышения эффективности работы профсоюзных организаций по защите трудовых и социально-экономических прав и законных интересов граждан, а также обеспечения активного участия профсоюзов в реализации социально-экономической политики государства Федерации профсоюзов Беларуси за последние 4 – 5 лет удалось создать необходимое правовое поле, позволяющее активно участвовать в социально-экономических процессах, происходящих в стране. Налажено эффективное взаимодействие профсоюзов с органами государственного и хозяйственного управления.  

Представители ФПБ повсеместно участвуют в  работе органов государственного управления на всех уровнях при решении вопросов, затрагивающих социально-экономические  интересы работников.  

В целях  расширения взаимодействия социальных партнеров руководители ряда членских организаций ФПБ и иные профсоюзные представители включены в состав коллегий 14 министерств и 3 государственных комитетов, введены в составы областных, районных и городских исполнительных комитетов.  

В республике по требованию Федерации профсоюзов Беларуси были приняты меры, направленные на снижение уровня инфляции, стабилизации цен и тарифов, недопущение опережающего их роста по сравнению с ростом доходов населения.  

Так, в  рамках Национального совета и при  поддержке Главы государства  Федерация профсоюзов Беларуси смогла убедить государственные органы о необходимости приостановить рост цен на жилищно-коммунальные услуги. Как результат, в течение последних трех лет рост цен не превышает 4–5 долларов США в год в расчете на 2-комнатную квартиру. При этом уровень возмещения населением средневзвешенными тарифами затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг составил в среднем 41%. Удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах средней семьи не превышал 11,5%. Темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги не превышают темпов роста инфляции.  

По инициативе ФПБ снижен размер пени с 0,5% до 0,3% за каждый день просрочки оплаты коммунальных услуг. Федерация профсоюзов длительное время настаивала на переносе сроков уплаты коммунальных платежей на 25 число месяца, следующего за отчетным, и добилась своего. Указом Президента Республики Беларусь от 17 марта 2006 г. № 153 срок оплаты коммунальных платежей перенесен на 25 число.  

Федерация профсоюзов настояла на включении в  Генеральное соглашение нормы, согласно которой повышение оплаты за жилье, коммунальные услуги и тарифов на проезд в городском транспорте общего пользования и на перевозки в пригородном транспорте может осуществляться только после опережающего увеличения доходов граждан.  

В сфере  оплаты труда удалось решить одну из самых злободневных проблем –  ликвидировать задолженность по выплате нанимателями заработной платы. На протяжении нескольких лет на многих предприятиях заработная плата работников выплачивалась с задержкой на месяц и более.  

Федерация профсоюзов потребовала от Правительства  принятия конкретных мер по ликвидации задолженности. Было издано постановление  Совета Министров, ужесточившее требования к нанимателям по своевременной  выплате заработной платы, а затем  и Указ Президента Республики Беларусь, поставивший окончательную точку в этом вопросе.  

По предложению  ФПБ в Генеральное соглашение включено положение об обеспечении  государственного и общественного  контроля за своевременной выплатой начисленной заработной платы в организациях всех форм собственности. В настоящее время заработная плата в основном выплачивается своевременно.  

Существенных  подвижек Федерация профсоюзов добилась в части увеличения размера минимальной  заработной платы. При подготовке проекта  бюджета Республики Беларусь на 2005 год Федерация профсоюзов настояла на установлении размера минимальной заработной платы на уровне бюджета прожиточного минимума. Предложение Федерации Правительством было принято. Минимальная заработная плата с ноября 2004 г. установлена в размере бюджета прожиточного минимума, с 1 января 2006 г. минимальная заработная плата установлена в размере 104% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.  

В ходе подготовки предложений в проект бюджета Республики Беларусь на 2007 год Федерация профсоюзов предложила установить размер минимальной заработной платы на уровне 1,2 бюджета прожиточного минимума. За период с 2002 года по 2006 год минимальная заработная плата выросла в долларовом эквиваленте с 11 до 80 долларов США.  

Информация о работе История профсоюзного движения беларуси