Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:57, дипломная работа
Актуальность исследования. История развития российской современной политической системы насчитывает не более 20 лет. Политическая культура российского общества еще не сформировалась. Несомненно, принятый Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»1, свидетельствует о демократизации политической системы страны, о дальнейшем приобщении России к мировым либеральным ценностям. Но анализируя современное состояние российской либеральной модели политического и общественного развития, мы приходим к выводу, что необходима настоятельная потребность в изучении истории либеральных партий страны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СИБИРИ К НАЧАЛУ XX ВЕКА……………………………………………………………..………..…..…23
1.1. Развитие либерального движения в Сибири в начале XX века……….....23
1.2. Сибирское областничество к началу XX века…………………...………..27
1.3. Разработка проектов организации местного самоуправления..…..…..….33
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СИБИРСКИХ ЛИБЕРАЛОВ И ОБЛАСТНИКОВ С АПРЕЛЯ 1905 г. ПО МАРТ 1906 г………………………………………......39
2.1. Функционирование Сибирского Областного Союза ………………….....39
2.2. Дискуссия сибирских либералов и областников по основным вопросам общественно – политической жизни региона……………………………...…..48
2.3. Оформление сибирской партии кадетов……………………………..……53
3. УЧАСТИЕ СИБИРСИКИХ ЛИБЕРАЛОВ И ОБЛАСТНИКОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ……………………………………..….60
3.1. Сибирские выборы в I Государственную Думу (январь – июль 1906 г.)…………………………………………………………………………….……60
3.2. Предвыборная компания сибирских либералов и областников во II Государственную Думу (август 1906 г. – май 1907 г.)………………………..65
3.3. Деятельность депутатов сибирской парламентской группы………….….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..……....92
ПРИЛОЖЕНИЕ.2………………………………………………………………..93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………….……….94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………..……95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………
Рескрипт
объединил самые различные
«Проект» состоит из шести разделов, в каждом из которых очерчивается круг полномочий, степень самостоятельности будущего земского самоуправления81.
В «Проекте» реформы самоуправления, отразились интересы практически всех общественно-политических течений региона областников, либералов и неонародников. В обсуждении выявилось два течения, те кто считал, что необходимо заниматься разработкой только своих местных проблем, и те, кто считал необходимым заняться обсуждением общероссийских проблем. Основными вопросами обсуждения стали проблемы: какую форму примет народное представительство и какие функции на него возложить. Было установлено, что народное представительство должен быть постоянным органом, заниматься разработкой законов.
В ходе обсуждения выявились разногласия относительно структуры планируемого самоуправления. Местные либералы выделяли три принципа реформы самоуправления в Сибири: 1. Земство должно быть бессословным; 2. Оно должно быть основано по территориальному принципу; 3. Обосновывалась необходимость создания низшей волостной земской единицы82.
Сибирские либералы и областники обосновывали свою программу тем, что в Сибири практически не было крепостного права и поэтому земства не должны иметь сословную и административную узость. По их мнению, в Сибири отсутствовали потомственные дворяне, то куриальный принцип европейской части России не имел здесь смыла. Сибирские крестьяне были потомственными государственными арендаторами земли, юридически они владели землей на праве пользования, фактически были ее собственниками. Небольшие группы других слое населения – инородцы, казаки и мелкие торговцы так же были не способны создать свою курию. Таким образом, в выборах должно было принимать участие все населении региона83.
Предложенная четырехступенчатая структура – волость, уезд, губерния, область, вызвала споры. Умеренные опасались негативной реакции властей, раннее отвергавших более скромные предложения. Примирителем выступил Г.Н. Потанин, имея большой авторитет в обществе, он склонил всех на сторону создания 4-х ступенчатой системы самоуправления, «Единственное крупное разногласие касается вопроса о сибирском областном земстве. Были защитники областного земства: доктор Крутовской в Красноярске, земская комиссия Восточно - Сибирского Отдела Географического Общества в Иркутске, земская комиссия минусинской городской думы, съезд представителей инородцев Якутской области, Бийское сельскохозяйственное общество, Тюкалинское Сельскохозяйственное Общество…Но были и противники, не сочувствовавшие идеи создания крупной земской единицы в виде сибирского областного земства: автор иркутского проекта г. Попов, составители бурятского проекта, Берское Сельскохозяйственное общество, Ялуторовское Сельскохозяйственное Общество…Нужно заметить, что и в томском сообществе этот вопрос вызвал серьезные возражения и принят был незначительным большинством»84.
«Проект»
отразил интересы сибирских областников,
местных либералов и
Но для них были характерны свои особенности, большое внимание они уделяли прежде всего местным проблемам. Они выступали за первенство решения сибирских вопросов, в чем нашли солидарность с областниками.
Одним из обсуждаемых вопросов был вопрос об Областной думе. Впервые он поднялся при обсуждении проекта местного самоуправление апреле-мае 1905 г. М.Н. Вознесенский и В.М. Крутовской предложили назвать высший орган областного самоуправления Сибири Областной Думой86. Областники выступали за наделение местным органам власти законодательных функций. Они свою позицию обосновывали тем, что Государственная дума просто не в состоянии решать все вопросы и проблемы в стране, с такой большой территорией и разрозненностью в природно-географическом плане, и ее необходимо разгрузить, в частности для Сибири все местные дела Государственная Дума должна передать Сибирской Областной Думе87. Либералы считали, что издавать законы может только Государственная дума.
Редактор «Восточного Обозрения» И.И. Попов, допускал необходимость периодических съездов земств в пределах всей Сибири. Если Томский «Проект» высказывался за образование одной Сибирской Областной Думы на всей территории региона, Иркутская общественность, возглавляемая «Восточным Обозрением», допускала образование на «необъятном пространстве Сибири и Туркестана нескольких десятков автономных областей»88.
Таким образом, местные либералы, неонародники, областники были активно включены в общественную и политическую жизнь Сибири, принимали участие в обсуждении реформирования местного самоуправления. Выступали за то, что бы реформа носила демократический характер.
Начало XX в. принесло качественно новые сдвиги для Сибири, со строительством Транссибирской железной дороги, она все больше вовлекается в общероссийские социально-экономический связи. В регионе начинает оформляться либеральное течение, которое в своих идейно-теоретических воззрениях ориентируется на европейскую часть российского либерального движения, при этом внося свои оригинальные положения. Общественно-политическое движение региона имело слабую дифференциацию, местные либералы не были организационно оформлены.
Развитие сибирского областничества прошло несколько периодов, оно не было застывшей и аморфной доктриной, и проделало сложную, длительную эволюцию. Теоретические истоки сибирского областничества находились в разработках декабристов, А.П. Щапова, П.А. Словцова, Н.И. Костомарова, Н.М. Ядринцева, Г. Н, Потанина. В крупных городах Сибири, Петербурге, Казани с 1850-х г. основываются кружки сибирской интеллигентской молодежи.
В середине 1890-х г., сибирское областничество переживает глубокий кризис. Большинство населения Сибири равнодушно относилось к теоретическим разработкам областников.
Активизация
общественно-политической жизни края
начинается с обнародование 3 апреля
1905 г. рескрипта Николая II об организации
местного самоуправления в Сибири. В Томске
местными областниками, либералами и эсерами
был представлен «Проект основных начал
положения о земских учреждениях в Сибири»,
в Иркутске разработкой реформы занимались
народники, либералы во главе с «Восточным
Обозрением». Соглашаясь, с тем, что реформа
должна носить демократический, бессословный
характер, в местной общественно-политической
среде существовало ряд разногласий, в
основном по поводу структуры планируемого
самоуправления, его компетенции.
2.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СИБИРСКИХ
ЛИБЕРАЛОВ И ОБЛАСТНИКОВ
С АПРЕЛЯ 1905 г. ПО
МАРТ 1906 г.
2.1.
Функционирование Сибирского
Областного Союза
Сибирский областной Союз существовал не долго, но его учреждение было важной вехой эволюции областничества и сибирского либерализма.
Начальным этапом его существования – является время разработки реформы местного самоуправления (от 3 апреля 1905г. до мая 1905 г.). В результате чего, местными общественно-политическими силами был выработан «Проект основных начал положения о земских учреждениях Сибири». Как считает М.В. Шиловский, при составлении «Проекта» в нем отразились интересы областников, во главе в Г.Н. Потаниным, буржуазных либералов, вошедших позднее в кадетские организации, и неонародников во главе с эсерами. В этих условиях областничество начинает претендовать на роль некого надклассового, надпартийного образования89.
Эволюционируя от
Первое заседание и устав Союза, был напечатан в либеральном периодическом издании «Право»91. «Основные положения» содержали два типа законодательных предложений: во-первых, направленных на вывод российского государства из кризиса, во-вторых, специально относящихся к Сибири. В числе необходимых общегосударственных реформ предлагались созыв Учредительного собрания, отмена исключительных законов, гарантии личной свободы, амнистия политических заключенных, а также «признание за каждой областью, губернией, уездом, общиною сельскою и городскою права на широкое самоуправление»92. В программе провозглашалась необходимость замены существующего «самодержавно–бюрократического режима, конституционным, для чего Государственная дума должна превратиться в учредительное собрание». Сибирь провозглашалась единой и неотделимой частью Российской империи.
В разделах программы, посвященных сибирским проблемам, содержались общие положения о Сибири как обособленной области в составе России и необходимости устройства здесь областного самоуправления в лице Областной думы и более мелких территориальных земских единиц. Пределы автономии Сибири определись компетенцией представительного органа, в ведение которого предполагалось передать: «1. Местное бюджетное право; 2. Народное образование; 3 Общественную безопасность; 4.Местные пути сообщения и тариф; 5 Народное здравие; 6. Распоряжение и владение всеми землями области, составляющими часть государственного фонда с лесами, водами, недрами; 7.Определение порядка землепользования в связи с переселенческим вопросом; 8. Инородческий вопрос»93.
Компромисс между эсерами и кадетами по содержанию «Основных положений» заключается в том, что эсеры ограничили свои автономистские требования признанием неразделенного единства Сибири и России и были за создание Областной думы в рамках либерального реформирования региона. Кадеты в свою очередь, выступали за определенную самостоятельность сибирской думы не только в отношении самоуправления, но и законодательной инициативы по ряду вопросов94.
В работе съезда приняли участие представители Красноярска, Томска, Омска, Иркутска, Мариинска. Равное соотношение представительства эсеров и кадетов на съезде отразилось на составе бюро союза, избранного съездом. В него вошли Г.Н. Потанин, эсеры – А.И. Бычков, П.В. Вологодский, М.Н. Вознесенский, В. Горохов, либералы – А.В. Витте, В.А. Караулов, И.Е. Козлов95.
Таким образом, «Основные положения Сибирского областного союза» отражали позицию областников, эсеров, либералов по вопросу о характере земской реформы в Сибири, как утверждает И.В. Шиловский «Фактически делегаты выступали за автономную сибирскую думу. Вместе с тем с правовой точки зрения того времени это не означало предоставления областной автономии, а рассматривалось как элемент местного самоуправления»96.
Как
считает Э.Г. Кудряшев, «Сами областники
констатировали почти полное тождество
программ Сибирского областного союза
и конституционно-
Можно сказать, что основой для Союза явилась областническая направленность, это был первый в Сибири политический Союз, состоящий из различного рода общественно-политических сил – областников, либералов, эсеров. Союзом была выработана своя программа преобразования Сибири и всей страны в целом. Самостоятельного в Союзе какого-то одного течения не было, в силу слабой дифференциации общественно-политических сил. На практике Союз не был реальной политической силой, естественно его целью было участие в выборах в Государственную думу, но деятельность союза сводилась к публикациям своих установок и просветительской работе. Сибирский областной союз оказался «мертворожденной организацией». Попытки объединить эсеров, либералов и областников носила временный характер100.
Негативное отношение к нему выразили социал-демократы, решительно выступавшие против любых заигрываний с властью. Наглядным отражением их отношения к Сибирскому Областному Союзу служит фрагмент из прокламации Томского комитета РСДРП, в котором говорится, что либералы, к которым они относили и областников, выпрашивают частичку свободы, заигрывают с властью, бросая пыль в глаза рабочему классу и крестьянству101.
Против претензии областников на объединение всех политических сил в регионе выступал редактор «Восточного обозрения» И.И. Попов, который считал, что различий между Сибирью и Европейской частью Россией стерлись, поэтому областническое движение исчерпало себя102. Можно сказать, что взаимоотношения в прошлом ссыльного народника И.И. Попова к областникам было противоречивыми. Г.Н. Потанин был недоволен политической ориентацией «Восточного обозрения», ничего общего, по его мнению, с областничеством не имевшей. И.И. Попов строго придерживался того, что в газете должны работать все возможные прогрессивные направления, не делая компромиссов со своими убеждениями103.
Информация о работе История сибирского областничества в 1905-1907 ггю