История сибирского областничества в 1905-1907 ггю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:57, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. История развития российской современной политической системы насчитывает не более 20 лет. Политическая культура российского общества еще не сформировалась. Несомненно, принятый Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»1, свидетельствует о демократизации политической системы страны, о дальнейшем приобщении России к мировым либеральным ценностям. Но анализируя современное состояние российской либеральной модели политического и общественного развития, мы приходим к выводу, что необходима настоятельная потребность в изучении истории либеральных партий страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СИБИРИ К НАЧАЛУ XX ВЕКА……………………………………………………………..………..…..…23
1.1. Развитие либерального движения в Сибири в начале XX века……….....23
1.2. Сибирское областничество к началу XX века…………………...………..27
1.3. Разработка проектов организации местного самоуправления..…..…..….33
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СИБИРСКИХ ЛИБЕРАЛОВ И ОБЛАСТНИКОВ С АПРЕЛЯ 1905 г. ПО МАРТ 1906 г………………………………………......39
2.1. Функционирование Сибирского Областного Союза ………………….....39
2.2. Дискуссия сибирских либералов и областников по основным вопросам общественно – политической жизни региона……………………………...…..48
2.3. Оформление сибирской партии кадетов……………………………..……53
3. УЧАСТИЕ СИБИРСИКИХ ЛИБЕРАЛОВ И ОБЛАСТНИКОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ……………………………………..….60
3.1. Сибирские выборы в I Государственную Думу (январь – июль 1906 г.)…………………………………………………………………………….……60
3.2. Предвыборная компания сибирских либералов и областников во II Государственную Думу (август 1906 г. – май 1907 г.)………………………..65
3.3. Деятельность депутатов сибирской парламентской группы………….….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..……....92
ПРИЛОЖЕНИЕ.2………………………………………………………………..93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………….……….94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………..……95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

основная часть.docx

— 230.13 Кб (Скачать документ)

     Центральным вопросом был вопрос о государственном  устройстве страны. Здесь историки отмечают присутствие у областников  федералистских взглядов. Но  необходимо понимать, что данный термин в начале XX в.  трактовался иначе, нежели сейчас. Для областников сущность федерализма   заключалась в «автономии мелких общественных единиц, не объединенных между собой одной центральной союзной властью»129.  Областники выражали идеи федерализма путем предоставление региону широкого самоуправления в них областных представительных органов.

     Федерализм  областников либералы не разделяли.  «Восточное обозрение» высказывается, что федерализм областников был  «исключительно порожден бюрократическим  аппаратом, который создал для Сибири совершенно особый порядок, который  ни мало не соответствовал совершившимся  в России переменам»130.

     Сибирские либералы и областники  отчасти  идеализировали сибирское общество, считая его относительно однородной массой, крестьянской по своему происхождению  и не разделенной принципиально  социальными перегородками из-за отсутствия здесь традиций и пережитков крепостного права. Основу такой сплоченности они  видели в крестьянской поземельной общине. Не отрицая необходимости развития в Сибири крупной промышленности, областники свою экономическую программы строили все таки в либерально-народническом духе, делая упор на развитие крестьянской кооперации и прочеркивая положительное значение мирных законодательных средств, культурно-экономических проектов и просвещение в оздоровлении и будущем прогрессе общества131.

     Рассматривая  историю Сибири в тесной связи  с национальным вопросом, областники отставали идею просвещения народностей  Сибири на их родных языках. Н.М. Ядринцевым, Г.Н. Потаниным написаны прекрасные этнографические работы132.  Черты просветительства проявились в выступлениях в защиту коренных народов Сибири: «сибирской жизни нужно придать такой строй, - писал Г.Н. Потанин, - чтобы всякое племя, как бы мало оно ни было, имело бы шансы на общественное и культурное возрождение и самоопределение»133

     Таким образом, по многим вопросам социально-экономической  и политической жизни либералы и  областники были солидарны. Это касается вопросов местного самоуправления, признание  того, что Сибирь является экономической  колонией. Разногласия выявились  во взглядах  на форму государственного устройства, областники выступали за федерализм, либералы были против этого, либералы не считали, что Сибирь в  этнографическом плане чем - то отличается от остальной части России, не считая серьезным обоснования Г.Н. Потаниным  особого этнографического типа сибиряка. 

    1. Оформление  сибирской партии кадетов
 

     Отметим, что к началу XX века до сентября 1905 г. в русском либерализме сосуществовали и взаимодействовали различные направления и течения, продолжавшие искать свою нишу. Среди либерализма не было единства взглядов по программным, тактическим и организационным вопросам, что, несомненно, замедляло процесс выработки определенной идейно-политической платформы, необходимой для объединения столь разнородных элементов либерального движения в единую политическую партию.

     Сибирская общественность либерального направления  пристально наблюдала и поддерживала связи со своими политическими соратниками  в европейской части страны. Когда  была принята программа главной  либеральной конституционно-демократической  партии, претендовавшей на общенациональное руководство, которая оформилась на I Учредительном съезде в Москве 12-18 октября 1905г., по всей стране стали создаваться ее отделы. Наиболее быстрыми темпами создания кадетских организаций шло на территории европейской части России. Здесь губернские и областные комитеты возникли в 38 из 50 губерний и областей; городские – в 37 крупных городах; уездные – в 160 из 504 уездов. Подавляющее большинство кадетских организаций возникало в земских губерниях. Это закономерно, так как именно земства изначально были центрами сосредоточения русского либерализма134.

     В неземских и особенно национальных районах страны процесс создания кадетских организаций был медленным  и затяжным.

     Первая  кадетская организация в Сибири была создана в октябре 1905 г. в  Красноярске под названием «Свободная народная партия». Инициатором ее создания выступило общество врачей во главе  с В.М. Крутовским.

     В Томске отдел кадетской партии был  создан несколько позже. 16 ноября 1905 г. группа либерально настроенной профессуры устроила частное совещание, на котором приняла программу конституционно-демократической партии и 25 ноября 1905 г. состоялось учредительное собрание томского отдела, на котором присутствовало около 70 человек. На собрании была принята программа и выбрано бюро из 10 человек, во главе которого стоял профессор Томского университета В.А. Обручев135.

     Данные  по численности партии кадетов  в  различных исследованиях разнятся. Сами кадеты определили ее в 70-100 тыс. человек. В исследовательской литературе одним из первых попытку установить общую численность кадетской  партии в 1905-1907 гг. предпринял Е.Д. Черменский. Он пришел к выводу, что численность  партии в годы первой русской революции  не превышала 25347 человек136.

     В.В. Шелохаев приводит свои: «данные о  численности 189 наиболее крупных кадетских  организаций, что составляет 62 % их общего числа. В этих организациях насчитывалось  более 45 тыс. человек. Общая же численность  кадетской партии в период ее кульминационного развития весной-летом 1906 г. составляла примерно чуть более 50 тыс. человек137. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

     Фактически  ЦК кадетов не удалось наладить прочных  и регулярных связей с местными организациями.

     Данные  о численности сибирских организации кадетов представляют исследования О.А. Харусь. По ее данным общая численность членов кадетских организаций в Сибири в период 1905-1907 гг., составляет -примерно 1318 человек138.

     О.И. Харусь  исследовала социальную принадлежность кадетских организаций  в Сибири в 1905-1907 гг. и пришла к  выводу, что большая часть кадетов  Сибири были выходцами из буржуазной интеллигенции (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

     Проведенный О.И. Харусь подсчет не противоречит данным о численности партии кадетов в общероссийском масштабе. Можно сделать вывод, что в 1905-1907 гг. ряды местных организаций пополнялись из средних и низших слоев городского населения, увидевших в кадетах выразителей широко понятых общенациональных интересов, тот стабилизирующий фактор, который позволил бы избежать повторения событий 1905 г.

     Четкой  ясности в политической ориентации кадетских организаций в Сибири нет. Одна группа исследователей во главе  с И.Г. Мосиной, выделяют среди местных  кадетов два течения: левое и  правое, главной причиной разделения кадетов было по ее мнение их политические взгляды на государственное устройство. Левые выступали за республику, правые за монархию139.

     О.И. Харусь выступает против этой теории, так как считает, что монархизм  все же являлся основой политической организации, как левых, так и  правых кадетов Сибири – «Различия  в программах европейских и сибирских  кадетов не столь важны140.

     Э.Г. Кудряшев считает, что первая кадетская  организация Красноярска «Партия  народной свободы» не была едина изначально, В правой части партии крепла решимость  резко отмежеваться от революционных  сил в период октябрьской всеобщей стачки. Был избран комитет, в который  вошли: П.И.  Кусков, В.М. Крутовской, Д.К. Нюберг, И.Е. Козлов, Д.Е. Лаппо, Г.А. Савицкий, П.Ф. Иорданский, «в этот период времени у части  партии наблюдались  определенные демократические настроения, но конечно они не помышляли о  революционной борьбе и дальше разговоров о блоке с крайними партиями дело не шло»141 Такими образом, он утверждает, что в Сибири программа принималась после Манифеста 17 октября,  а не в разгар Октябрьской стачки. Отказ кадетов центра на учредительном съезде 12-18 октября 1905 г. от однозначного решения о политическом устройстве нельзя как колебания в выборе политического устройства станы. В этом проявился своеобразный маневр основной организации партии. Кадеты просто не стали афишировать свои монархические взгляды в период наивысшего подъема революции.

     Как отмечает И.Г. Мосина, «Узость либерального движения заставила их искать опору  в демократических кругах. На необходимость  союза с демократическим лагерем  указывали лидеры левого крыла либералов  – В. Крутовской, Р. Коншин, Л. Вейсман. Именно поэтому либералы стремились войти во вновь организуемые демократическими кругами комитеты митингов, стачечные  комитеты и тому подобные организации. В период активизации революционного движения (осень-зима 1905 г.) либералы закрепили  свое главенство в объединенном стачечном  комитете в Иркутске, в Красноярске  входили в объединенный совет  по подготовке выборов в городской  думы. Осенью 1905 г. установились контакты между организациями либералов  и отдельными эсеровскими партиями в большинстве городов Сибири»142. Один из лидеров томской организации кадетов профессор М.Н. Соболев откровенного говорил, что «чем шире группы населения, объединяющие партию, чем больше влияния и значения она может приобрести в политической жизни государства»143.

     В пределах Енисейской губернии со временем возникло несколько кадетских групп. В апреле 1906 г. в Ачинске (гл. А.М. Тресков), в мае в Минусинске, в марте  в Канске.  Томской отдел организовал  подотделы в Мариинске и Каинске.  В конце 1905 г. образовался отдел  в Иркутске и к нему присоединился  «торгово-промышленный союз»144.

     В целом, разграничение в политических пристрастиях  сибирских кадетов  не играли большой роли, так как  по основным вопросам социально-политических преобразований страны, они были солидарны  с остальной частью конституционно-демократической партии России. Но в своих программных установках как отмечает О.И. Харусь, местных кадетов отличала тяга к самостоятельности, некоторые положения они трактовали по своему усмотрению. Основными спорными вопросами для кадетов были следующие:

     - О выборах в народное представительства.  Кадеты Сибири провозглашали  требования принципы всеобщего,  прямого, тайного голосования  на выборы в Государственную  думу. Другая группа, О.И. Харусь  их называет правыми (не указывая  конкретно организацию) полагали, что возможна деятельность Государственной  думы, где выборы были многоступенчатыми,  то есть признавали принципы  компромисса с властью; 

     - Вопрос об организации народного представительства.  Большинство кадетов смерилось с созданием Государственного совета, который по существу ограничивал права думы. Некоторые кадеты в Сибири, например И.А. Малиновский, отстаивали попытку обоснования преимуществ однопалатного народного представительства;

     - Сибирские кадеты выступали с требованием ответственности министров, тем самым рассматривали этот вопрос более шире, чем европейская партия. Томский отдел кадетов, настаивал на принципе внепартийности правительства145. Принцип ответственности министерств и министров перед Государственной думой было очень актуальным для Сибири, так как регион сильно зависел от произвола администрации.

     В целом, делает вывод О.И. Харусь, программные  установки сибирских кадетов  не расходились с общепартийной  программой. Общими требованиями были: проведения судебной реформы, реорганизовать органы местного самоуправления, решить крестьянский  и рабочий вопрос.

     «Восточное  Обозрение» в одном из своих номеров  предоставило широкому кругу сибирской  общественности свои основные программные  положения по вопросам: аграрному  и переселенческому. «Окончательной целью аграрной политики в России должна иметь в виду национализацию земли, это необходимо для того, чтобы предотвратить земельную спекуляцию…государство должно организовать широкое содействие для улучшения сельскохозяйственной промышленности, открыть специальные школы, опытные поля. К решению переселенческого вопроса должны быть привлечены народные и общественные силы. Крестьянский банк – должен изменить свои функции и целью своею поставить помощь и содействие переселению. В современном сельском хозяйстве арендные отношения имеют видное место  и игнорировать их нельзя». Основываясь на общепартийной формуле «свободного культурного самоопределения народностей России», сибирские кадеты считали, что необходимо обеспечить инородцам право  на самостоятельное устройство своей жизни, сохранения самобытности языка, верований146.

     Важной  составляющей требований кадетов была идея областной автономии.  В историографии  М.Б. Шейнфельдом была разработана  теория о неприятии сибирскими кадетами идеи автономии региона, он утверждал, что существовало разделение в теории и программах областников и кадетов. О.И. Харусь  считает эту точку  зрения  необоснованной, считая, что  кадеты были близки с областниками, которые к началу XX в. пережили идейно-теоретическую эволюцию в сторону отказа от сепаратистских идей, признавая расширяющиеся экономические, культурные  связи с европейской частью России. Так же у областников, появилась надежда, что вопросы, связанные с региональной спецификой Сибири будут решаться в Государственной думе147

     Таким образом, организационное оформление сибирских кадетов  шло в русле  общероссийского. Социальной базой  для отделов партии народной свободы  послужила местная интеллигенция  и буржуазные городские слои. Программные  установки сибирских кадетов  разрабатывались в русле с  главной  программной партии, большое  внимание кадеты  уделяли   местным  проблемам – переселенческому вопросу  и национальному самоопределению. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История сибирского областничества в 1905-1907 ггю