История сибирского областничества в 1905-1907 ггю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:57, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. История развития российской современной политической системы насчитывает не более 20 лет. Политическая культура российского общества еще не сформировалась. Несомненно, принятый Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»1, свидетельствует о демократизации политической системы страны, о дальнейшем приобщении России к мировым либеральным ценностям. Но анализируя современное состояние российской либеральной модели политического и общественного развития, мы приходим к выводу, что необходима настоятельная потребность в изучении истории либеральных партий страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СИБИРИ К НАЧАЛУ XX ВЕКА……………………………………………………………..………..…..…23
1.1. Развитие либерального движения в Сибири в начале XX века……….....23
1.2. Сибирское областничество к началу XX века…………………...………..27
1.3. Разработка проектов организации местного самоуправления..…..…..….33
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СИБИРСКИХ ЛИБЕРАЛОВ И ОБЛАСТНИКОВ С АПРЕЛЯ 1905 г. ПО МАРТ 1906 г………………………………………......39
2.1. Функционирование Сибирского Областного Союза ………………….....39
2.2. Дискуссия сибирских либералов и областников по основным вопросам общественно – политической жизни региона……………………………...…..48
2.3. Оформление сибирской партии кадетов……………………………..……53
3. УЧАСТИЕ СИБИРСИКИХ ЛИБЕРАЛОВ И ОБЛАСТНИКОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ……………………………………..….60
3.1. Сибирские выборы в I Государственную Думу (январь – июль 1906 г.)…………………………………………………………………………….……60
3.2. Предвыборная компания сибирских либералов и областников во II Государственную Думу (август 1906 г. – май 1907 г.)………………………..65
3.3. Деятельность депутатов сибирской парламентской группы………….….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..……....92
ПРИЛОЖЕНИЕ.2………………………………………………………………..93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………….……….94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………..……95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

основная часть.docx

— 230.13 Кб (Скачать документ)

     Избирательные кампании стали важным фактором формирования политической культуры местного общества. От выборов к выборам усиливалось  представительство от горожан-интеллигентов. Так, по Томской губернии в I Думу избирается пять крестьян и томский врач А.И. Макушин; во II – четыре крестьянина, профессор Н.Н. Розин и юрист П.В. Вологодский175.

     3.3. Деятельность депутатов сибирской парламентской группы 

     В исследовательской литературе до сих  пор нет точного мнения, какие  интересы преследовали сибирские депутаты, создавая свою группу, в чем заключалась  основная задача сибирской группы депутатов  и какие силы входили  в ее состав. В советской историографии указывалось, что основная задача, которую ставила перед собой сибирская группа, по ее мнению, переключить внимание демократических слоев на местные  интересы, отвлечь их от классовой борьбы176. И.Г Мосина,  утверждает, что «пытаясь нейтрализовать результаты выборов, сибирская буржуазия выступила с предложением образовать единую, сибирскую парламентскую группу. Ее руководители пытались использовать ее для влияния на общественность Сибири. Для этого сибирская группа решила создать постоянный секретариат, во главе с известным областником  Г.Н. Потаниным177.

     В современной историографии, деятельность сибирской группы рассматривается  с позиции накопления и применения опыта ведения и организации депутатов в Государственной Думе на региональном уровне, для отстаивания и решения местных нужд. Деятельность сибирских депутатов рассматривается как пример для современных депутатов на региональном уровне178.Можно сказать, что в период между революциями Парламентская группа была  принципиально новым направлением в защите региональных интересов.

     Уже в I Государственной думе кадет А.И. Макушин предложил создать на внепартийной основе сибирскую парламентскую  группу. Как отмечал редактор «Сибирских вопросов»: «Элементарная логика требует, чтобы все сибирские депутаты вошли в группу, так как она ставит на первый план вопросы и интересы Сибири…вопросы практические, вопросы местной жизни и реальной политики»179.

     Идея  реанимируется во II Думе. 24 марта 1907 г. утверждается ее устав, 11 апреля состоялось первое организационное собрании: «Группа образуется с целью объединения депутатов Сибири  и Степных областей для разработки сибирских вопросов, подготовки и рассмотрения законопроектов, касающихся Сибири и Степных областей и для установления связи с населением (издание книг, газет)180.

     Группа  объединила 23 депутата, т. е. практически  всех сибиряков и дальневосточников  разной партийной принадлежности (кадетов, эсеров, народных социалистов, социал-демократов, трудовиков и беспартийных). Председателем  сибирской парламентской группировки избрали кадета И.П. Лаптев (Акмолинская область), секретарем и казначеем В.В. Колокольников (Тобольская губерния). Согласно уставу все вопросы решались простым большинством голосов, но постановления не были обязательным для меньшинства. Членами группы могли быть не только депутаты, но и «сведующие люди»181.

     В «Сибирских вопросах»182 был опубликован отчет о деятельности сибирских депутатов второго созыва Государственной думы: «Как только нам пришлось прикоснуться к работе, мы убедились, что требования обширной Сибири и ее ближайшие нужды далеко не одинаковы с ближайшими требованиями и нуждами остальной России. Много, что для нас сибиряков представлялось важным и неотложным, представителям Европейской России казалось второстепенным и неважным: например вопрос о водворении в Сибирь переселенцев, вопрос о введении в ней земского самоуправления, суда присяжных и прочее», насколько известно, центральным вопросом в Государственной думе был аграрный и обсуждение   проблем отдельных регионов считалось пустой тратой времени. Но, тем не менее создав свою группу, сибирские депутаты привлекли внимание  всей общественности в делам и проблемам Сибири. «На первую очередь был поставлен вопрос о введении в Сибирь земского самоуправления, что облегчало и проведение в жизнь других необходимых реформ, каковы землеустройство,  колонизация, судебная реформа, народное образование и прочее. Сибирской группой была организованно Особая комиссия, в которой были приглашены знатоки сибирской жизни». При обсуждении вопроса о местном самоуправлении, сибирская группа разделилась не несколько направлений: одна часть, выражала стремления, что необходимо внести такой законопроект, который был разработан на различных совещаниях в Сибири; вторая группа депутатов, считала, что «по условиям Думкой работы и политического момента, на полное проведение реформы надежды нет, надо  распространить на  Сибирь положение о земских учреждениях в европейской России»; третья группа  вообще отказывалась вносить законопроект, так как заявляла, что «население Сибири полномочий им на это не давало и выработка проекта в Петербурге, вне соглашения с населением, считает неудобной». Большое внимание сибирской  группой уделено было вопросу о реформе суда, для этого тоже был образован специальный комитет. «Далее текущая жизнь, вывела  вопрос о переселении. Сибирской группой 17 апреля был сделан запрос главноуправляющему землеустройством и земледелием о незакономерном распоряжении его сократить землеустроительные работы в Сибири в пользу землеотводных, по поводу этого запроса в Государственной думе возникли прения. Государственная дума приняла предложение сибирской группы депутатов о том, что переселенческая политика несовершенна и нарушает интересы коренного сибирского населения. Был поставлен вопрос о сформировании Особой думкой переселенческой комиссии».

     Главным на повестке всех заседаний сибирской  группы был вопрос о земстве. На заседании 2 мая 1907 года,   сибирскими депутатами обсуждалась возможность объединения  сибирской группы с партией кадетов, так как «в настоящий момент из существующих в думе фракций заняты разработкой законопроекта о  самоуправлении только партия народной свободы и трудовая партия, при  чем последняя, считает законопроект о выборах партии народной свободы  приемлемым за небольшими изменениями»183.

     Как отмечается в отчете: «Работа обещала  дать положительные результаты. Указ 3 июня прервал эту работу. С отступлением от основных законов – 3 июня был  издан новый избирательный закон, особенно сузивший права представительства  окраин и в том числе Сибири. По этому закону лишены представительства  весь Степной край, Сибирское казачье  войско и Якутская область, а общее  число представителей от Сибири сокращено  более чем в двое»184.

     В печати говорилось, что «для Сибири  новый избирательный закон является гораздо более стеснительным  и неудовлетворенным, чем действовавший ранее, и что поэтому интересы Сибири в третьей Думе будет, по всей вероятности, представлены гораздо хуже, чем во второй185.

     Главная мысль, которую сформулировали сибирские  депутаты II Государственной думы, заключалась в том, что «только широко поставленное демократическое местное самоуправление может провести в жизнь нужные стране законы: мы вынесли убеждение, что только там, в Сибири, а не в Петербурге может быть решена та масса больших и малых вопросов, которые давно выдвинуты жизнью»186.

     Таким образом, наиболее важные вопросы, которым  сибирская группа уделяла внимание, были местные региональные вопросы. Заботой о местных интересах было проникнуто каждое их собрание и отчеты.

     Областники, которые возлагали надежду на решения вопроса местного самоуправления в Государственной Думе, так же были разочарованы. Встала необходимость  проанализировать причины неудач и  выработать новую тактику. Этим занялся  Г.Н. Потанин. В ряде публикаций он объяснял поражения на выборах разобщенностью местной интеллигенции и народа.

     В период выборов и функционирования I Государственной думы, Г.Н Потанин не считал состав сибирских депутатов «настоящими выразителями нужд Сибири», проведя разбор политической принадлежности каждого депутата от Сибири, он сделал вывод, что «они не будут отвечать интересам Сибири»187. В период выборов во II Государственную думу Г.Н. Потанин предлагает созвать в Сибири съезд или совещание из выбранных в Сибири депутатов Государственной думы, разработать форму самоуправления и ограничить депутатов от Сибири правом защиты в Государственной думе решений, принятых этим совещанием. Оно будет и предшественников Сибирской областной думы188.

     Таким образом, единственным выходом из сложившегося положения, Г.Н. Потанин находил в реанимации идеи Областной Думы189. Практически через месяц после третьеиюньского переворота, была опубликована его статья «Будущее сибирской областной тенденции», где он опять обосновывает идею создания Областной думы: «Обширная империя не может не расчлениться на отдельные области, хотя бы связь между ними продолжала оставаться, это расчленение должно осуществляться не на этнографических особенностях… Для контроля расходования местных финансов должен быть создан местный  законодательный корпус, областная дума. Тогда предприниматели не будут уезжать за тысячу верст от своих областей, и жить вдали от них для проведения в центральных канцеляриях своих хозяйственных проектов, держатели денежных фордов будут оставаться в областях, вблизи от учреждений, заведующих областным хозяйством, собираемой с областной территории богатство будет скапливаться в области».

     Как считают И.М. Разгон и И.Г. Мосина, «эта внешняя непримиримость Потанина к позиции кадетов-депутатов Государственной  думы от Сибири, как и отношение  их самих к вопросу о Сибирской  областной думе, менялось с изменением политической обстановки 1906-1907 гг. 190

     Хотя  не все областники высказывались  так категорично, как Г.Н. Потанин. В журнале «Сибирские вопросы» сразу  после третьеиюньского переворота вышла статья областников, в которой  говорилось, что  «в момент выборов  в III Государственную думу мы ставим общеполитические вопросы, от которых зависит правильное течение русской жизни, вообще, и – во вторую очередь сибирские вопросы, от которых зависит правильное развитие Сибири в истории…- это земская реформа, реформа суда присяжных, колонизация и землеустройство. Все эти вопросы занимают и кадетов и по сути – никаких расхождений у областников с кадетами в ходе избирательной компании не наблюдается»191.

     Можно сказать, что в период выборных компаний в I и II Государственные думы, взаимоотношения кадетов и областников были противоречивыми. Г.Н. Потанин в своих публикациях, на первых порах поддерживал деятельность кадетов, но все таки не отказывался от мысли по созданию Сибирской областной думы, в то время как кадеты решения всех насущных проблем возложили на Государственную думу и конкретно на сибирскую группу депутатов. В одной из статей Томской газеты «Сибирская жизнь» кадет П.И. Макушкин писал, что «поддерживая введение в Сибири земских учреждений, мы совершенно отказываемся присоединиться к пожеланию возникновения еще и Сибирской Думы»192

     Положение изменилось после 3 июня, в рубрике  «Последние протоколы собрания сибирской  группы» было отмечено, что «необходимо  выставить платформу требований и предложений, вокруг которой могло  бы объединиться население. В такую  платформу надлежало бы включить: 1) Установление демократического представительства  Сибири по четырехчленной формуле в  центральной Российской думе; 2) Установление областной или областных сибирских  дум, с законодательными функциями, ибо центральная Дума, как показал  опыт, не имеет ни времени, ни возможности  заняться сибирскими нуждами, для этой окраины неотложными, в виду множества  своих собственных российских назревших  вопросов»193.

     К мнению Г.Н. Потанина, о создании Сибирской  областной думы, прислушивается П. Головачев, который в статье «Сибирская областная  дума», доказывает необходимость внедрение  такого органа на территории региона  и не только в Сибири, но и в  других частях Российской империи. При  этом обосновывается, что «Сибирь  потенциально не может оказаться  окраиной, способной преследовать какие либо центробежные замыслы, потому что представляет  собой не что иное, как лишь зеркало России. 80% ее население – коренные русские, среди которых большинство великороссы; господствующая в ней религия – православная. По этим соображениям, существование сибирской областной думы, как учреждение, увенчивающего ее местное самоуправление, логически завершавшего его, не может представлять ни какой опасности в политическом смысле. Местное самоуправление с областной думой, его увенчивающей, не только не представляет опасности развития сепаратизма, но, наоборот, - именно гарантирует то, что Сибирь сама будет живо чувствовать свою связь с центром, как опорой своего благополучия»194.

     Как считает М.Б. Шейнфельд, «Отказ областников  от программы самостоятельного экономического и политического существования  в годы первой революции 1905-1907гг, в  последующем существенно видоизменился. В «Воспоминаниях» Г.Н. Потанина, проводится мысль об полном экономическом  и политическом отделении области  от России»195

     Таким образом, в результате выборов в  I Государственную думу, в Сибири победила партия кадетов. Сама выборная компания января – мая 1906 гг., проходила в обстановке военного положения и притеснения местной администрации. В выборной компании принимали участия областники, кадеты, октябристы, эсеры, социал-демократы. Использовалась тактика блокирования. К сожалению, Государственная дума просуществовала недолго и многим сибирским депутатам не удалось даже добраться и начать свою деятельность в ней. 

Информация о работе История сибирского областничества в 1905-1907 ггю