Культурная революция в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание

В данной работе проанализированы основные моменты и этапы проведения "культурной революции", сделаны основные выводы об общем развитии и состоянии культуры в Китае в 1966-1976 гг.

Содержание

Введение 3
Глава I. Активная фаза Культурной реводюции.........................................................................5
1. Раскол в КПК. Разворачивание движения Хунвэйбинов 5
2.Борьба противников Культурной революции. «Захват власти» в Шанхае 11
3.Продолжение сопротивления до IX Съезда КПК.. 18
Глава II. Спад активности Культурной революции..................................................................25
1.Экономика Культурной революции 25
2.Ликвидация группы Линь Бяо – Чэнь Бода 30
3.Тупик Культурной революции и ликвидация левых 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы………………………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 77.15 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Оглавление

Введение  3

Глава I. Активная фаза Культурной реводюции.........................................................................5

1. Раскол в КПК. Разворачивание движения Хунвэйбинов 5

2.Борьба  противников Культурной революции.  «Захват власти» в Шанхае 11

3.Продолжение сопротивления до IX Съезда КПК.. 18

Глава II. Спад активности Культурной революции..................................................................25

1.Экономика Культурной революции 25

2.Ликвидация группы Линь Бяо – Чэнь Бода 30

3.Тупик Культурной революции и ликвидация левых 32

Заключение 36

Список  использованных источников и литературы………………………………………………………. 39  
 
 
 
 
 
 

 
Введение

      Китай - культурная держава с давними культурными традициями. 56 национальностей, проживающих в Китае, создали многообразную и светлую народную культуру.

      Корни зарождения великой культуры Китая  относят к древним временам. Показателем  общего подъема культуры Древнего Китая  являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы.

      Великая пролетарская культурная революция  в 1966-1976 гг. была одним из наиболее драматичных  периодов в истории современного Китая.

      Нам хорошо известны деятели Великой  французской революции, которая  произошла два столетия назад. Из учебников истории средней школы  мы знаем, в чем состояли противоречия между якобинцами и жирондистами, кто и в какой последовательности был гильотинирован, и чем все  закончилось. В подробностях, в десятках книг описана борьба внутри партии большевиков, как до, так и после  взятия ими власти. Но о событиях, имевших место 30-40 лет назад, о  революции, участником которой стал каждый четвертый житель планеты  Земля, мы не знаем почти ничего. Конечно, этот пробел необходимо ликвидировать.

      Так на тему китайской революции в 1990-е - 2000-е годы кроме западных книжек для обывателя, были изданы в основном "труды" бывших работников пропагандистского  аппарата КПСС. От этого, конечно, ценнее в научном плане или познавательнее они не стали.

      Вопреки своему названию, культурная революция  представляла собой политическую кампанию, которую развязал Мао Цзэдун, возглавлявший  тогда коммунистическую партию Китая (далее КПК), с целью вернуть  власть. Он уступил ее соперникам, так  называемым "людям во власти, идущим по капиталистическому пути", которых  обвиняли в том, что они хотели ввести капитализм. Ставилась также  задача сокрушить "реакционное" академическое  руководство, якобы зараженное капиталистическими идеями. Культурная революция, травмировавшая и озлобившая всех китайцев, стала  подлинной катастрофой для китайской  интеллигенции и оказала разрушительное влияние на китайскую науку.

      Развязывая "культурную революцию", Мао преследовал  цель устранить из руководящих органов  партии всех несогласных с его  политикой формирования в Китае  казарменного коммунизма. Для расправы со своими потенциальными противниками он использовал политически незрелую молодежь, из которой формировались  штурмовые отряды хунвейбинов - "красных  охранников".

      "Культурная  революция" не была и не  могла быть революцией или  социальным прогрессом в каком  бы то ни было смысле, она  была смутой, вызванной сверху  по вине руководителя и использованной  контрреволюционными группировками.  Смутой, которая принесла серьезные  бедствия партии, государству и  всему многонациональному народу. Сама по себе "культурная революция"  неповторима, но такой путь  мобилизации народа на борьбу  против правящей элиты может  воспроизвестись в будущем. 

      Интерес к китайской революции, Мао Цзэдуну  и его идеям в нашей стране повышается не только как к историческому  событию. К маоистскому периоду  Китая, и особенно к Культурной революции, вообще сложно относится отвлеченно, как к "истории", настолько ее политические идеи затрагивают интересы ныне здравствующих партий и социальных групп. Если к Французской революции  за два века научились относиться более-менее беспристрастно, то к  маоистскому Китаю - ни в коем случае. Маоистский Китай - это арена политической борьбы, в которой каждый вынужден выбрать сторону.

      Актуальность  темы исследования в данной работе "культурной революции" Китая  заключается в том, что большой  скачок бурного развития Китая, который  в начале ХХ века называли "восточным  больным", требует объяснений. Современное  состояние Китая - это результат  великой революции, которая по значению является второй после революции  в октябре 1917 года, и которая сломала  все общественные отношения старого  Китая, как бы расчистив место  для современного развития.

      Цель  курсовой работы: изучение культурного  развития Китая в 1966 - 1976 гг.

      Задачами  для достижения поставленной цели является следующее:

      1. Изучить и проанализировать основные  моменты и этапы проведения "культурной  революции";

      2. Сделать основные выводы об  общем развитии и состоянии  культуры в Китае в 1966 - 1976 гг.

 
Раскол в КПК. Разворачивание движения Хунвэйбинов.

        Великая пролетарская культурная  революция началась с опубликования  критической статьи Яо Вэньюаня  о пьесе «Разжалование Хай  Жуя» зимой 1965 года.

      Яо  Вэньюань занимал сравнительно невысокий  пост в партии, он возглавлял отдел  пропаганды шанхайского горкома. Тем  не менее, именно ему было поручено написание статьи, ставшей сигналом к Культурной революции. Статья с  критикой пьесы У Ханя готовилась при участии секретаря Шанхайского  горкома Чжан Чуньцяо и жены Мао  Цзэдуна Цзян Цин.1

      Мао не просто так выбрал Шанхай в качестве плацдарма для наступления на правых в партии, а молодых шанхайских руководителей в качестве основной ударной силы. Шанхай был и остается крупнейшим индустриальным городом  Азии, где сконцентрировано большое  количество пролетариата, занятого в  крупной промышленности. Шанхай –  рабочая столица Китая, поэтому  неудивительно, что он оказался и  наиболее левым городом, а тамошние руководители наиболее стойкими сторонниками линии Мао Цзэдуна.

      После опубликования статьи с критикой У Ханя в Шанхае она была перепечатана в большинстве городов страны, но не в Пекине. Член Политбюро ЦК КПК и секретарь Пекинского горкома  Пэн Чжэнь лично предупредил  издательства, что перепечатка статьи запрещается. Лю Шаоци и Дэн Сяопин также выступили против критики  пьесы У Ханя.

      В феврале 1966 года, возглавляемая Пэн  Чжэнем группа по делам культурной революции подготовила «Тезисы  к докладу о текущей научной  дискуссии». Появление этих тезисов  было хитрым ходом, направленным на то, чтобы свести дискуссию вокруг пьесы  «Разжалование Хай Жуя» к чисто  академическим спорам и воздержаться от политических оценок. В «Тезисах»  открыто осуждались «левые», то есть сторонники Мао Цзэдуна. 12 февраля 1966 года этот документ был разослан Лю Шаоци от имени ЦК КПК всем партийным  комитетам. Указывалось, что ЦК согласен с тезисами.

      В марте 1966 года состоялось расширенное  заседание Политбюро ЦК КПК на котором Мао Цзэдун выступил с  осуждением тезисов Пэн Чжэня. Председатель так оценил «Тезисы»: «Зажимают материалы  написанные «левыми», выгораживают реакционных  интеллигентов, именуя их «большими  интеллектуалами»», «Я давно уже  выдвигаю такую точку зрения: если в центральных учреждениях, в  органах ЦК КПК будут твориться  дурные вещи, то я призову периферию  подняться на бунт, пойти в наступление  против ЦК», «Отдел пропаганды ЦК нужно  распустить. Пекинский горком КПК  нужно распустить».2

      Борьба  обострилась к маю 1966 года. Почти  весь месяц - с 4 по 26 – в Пекине проходило  расширенное заседание Политбюро  ЦК КПК. В ходе заседания Мао Цзэдуну  удалось преломить ситуацию. Из высшего  руководства партии были устранены  Пэн Чжэнь и его сторонники: Лу Динъи, Ло Жуйцин, Ян Шанкунь, что  фактически означало разгром прежнего Секретариата ЦК, находившегося под  контролем Лю Шаоци. Также была ликвидирована  группа по делам культурной революции (ГКР), вместо которой была создана  новая ГКР во главе с Чэнь Бода. Первым заместителем руководителя группы стала Цзян Цин, заместителем – Чжан Чуньцяо, членами группы – Яо Вэньюань, Ци Бэньюй, Ван Ли, Гуань Фэн и  другие. Таким образом, ГКР полностью  перешла под контроль сторонников  Мао Цзэдуна. Важным решением было  также переподчинение ГКР непосредственно  Постоянному комитету Политбюро  ЦК КПК, что фактически ставило ее над Политбюро и Секретариатом  ЦК.

      Политбюро ЦК приняло также важный документ: «Сообщение Центрального комитета от 16 мая». В сообщении говорилось: «В нашей стране нарастает волна  великой пролетарской культурной революции. Она наносит сокрушительный удар по всем насквозь прогнившим идеологическим и культурным позициям, всё ещё  находящимся во власти буржуазии  и недобитых феодальных сил». «Борьба  с этой ревизионистской линией —  не пустяк, а дело первостепенной важности, от которого зависят не только судьбы, перспективы и будущий облик  нашей партии и нашего государства, но и судьбы мировой революции». «Вся партия должна, руководствуясь указаниями товарища Мао Цээдуна, высоко держать  великое знамя пролетарской культурной революции, окончательно разоблачить  реакционную буржуазную позицию  группы антипартийных и антисоциалистических так называемых «авторитетов в науке», окончательно раскритиковать реакционную  буржуазную идеологию в области  науки, просвещения, печати, литературы, искусства и издательского дела, взять в свои руки руководство  в этих областях культуры. Чтобы  достичь этого, необходимо в то же время критиковать представителей буржуазии, пролезших в партию, правительство, армию и различные сферы культуры, очиститься от них, а некоторых перевести  на другую работу».

      С этого момента и до 11-го Пленума  ЦК КПК 8-го созыва, который прошел в  августе 1966 года в стране сложилась  ситуация своеобразного двоевластия. Распоряжения и указания теперь могли  отдавать сразу два центра – Лю Шаоци и Дэн Сяопин, действовавшие  от имени ЦК и Чэнь Бода, Цзян Цин  и другие от имени Мао Цзэдуна  и группы по делам культурной революции  при ЦК КПК. Борьба двух линий в  руководстве вылилась в организационный  раскол руководства на два «штаба».

      В мае 1966 года произошла консолидация левых руководителей КПК, которые  составили так называемый «штаб  Мао Цзэдуна». Главными фигурами штаба  стали, кроме самого Мао, главнокомандующий  Линь Бяо, руководитель ГКР при ЦК КПК и редактор журнала «Хунци»  Чэнь Бода, Цзян Цин и шеф спецслужб  Китая и давний соратник Мао Кан  Шэн. Через некоторое время в  число руководителей «штаба Мао  Цзэдуна» войдут также шанхайские радикалы – Чжан Чуньцяо и Яо Вэньюань. Особое положение занимал Чжоу Эньлай. Этот старый партийный руководитель пользовался большим авторитетом  и официальной пропагандой причислялся  к «штабу Мао Цзэдуна». Однако, на деле он всегда занимал промежуточную  позицию между левыми и правыми, балансируя на противоречиях.

      Признанным  руководителем левого наступления  стал Линь Бяо. На майском совещании  он выступил с программной речью, в которой заявил, что в ЦК партии есть люди, желающие повернуть развитие страны назад к капитализму.

      Сила  левых заключалась в том, что  они апеллировали к массам, вели прямую критику ревизионизма и оппортунизма в партии, называя вещи своими именами. Левые призывали массы рабочих, крестьян и молодежи не бояться высокопоставленных руководителей и открыто критиковать  их, что было особенно важно в  такой стране как Китай, с его  тысячелетней традицией конфуцианского чинопочитания.

      Дацзыбао  означает «газета, написанная от руки большими иероглифами», она вывешивалась в специально отведенных для этого  местах, или просто в местах скопления  людей. Такая форма выражения  своего мнения простыми людьми была новой  для социализма.

      Найденная китайскими коммунистами форма дацзыбао стала мощным средством прямой демократии, защиты пролетариата от его собственных  чиновников, а также подлинной  свободы слова, не для узкого круга  журналистов, писателей, философов, критиков, а для широких масс. Содержание дацзыбао никто не цензурировал и  они стали значительнейшим фактором общественной жизни Китая в эпоху  Мао. Наиболее значимые дацзыбао перепечатывали в газетах и передавали по радио.

Информация о работе Культурная революция в Китае