Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
В данной работе проанализированы основные моменты и этапы проведения "культурной революции", сделаны основные выводы об общем развитии и состоянии культуры в Китае в 1966-1976 гг.
Введение 3
Глава I. Активная фаза Культурной реводюции.........................................................................5
1. Раскол в КПК. Разворачивание движения Хунвэйбинов 5
2.Борьба противников Культурной революции. «Захват власти» в Шанхае 11
3.Продолжение сопротивления до IX Съезда КПК.. 18
Глава II. Спад активности Культурной революции..................................................................25
1.Экономика Культурной революции 25
2.Ликвидация группы Линь Бяо – Чэнь Бода 30
3.Тупик Культурной революции и ликвидация левых 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы………………………………………………………. 39
Оглавление
Введение 3
Глава
I. Активная фаза Культурной реводюции.....................
1. Раскол в КПК. Разворачивание движения Хунвэйбинов 5
2.Борьба
противников Культурной
3.Продолжение сопротивления до IX Съезда КПК.. 18
Глава
II. Спад активности Культурной революции.....................
1.Экономика Культурной революции 25
2.Ликвидация группы Линь Бяо – Чэнь Бода 30
3.Тупик Культурной революции и ликвидация левых 32
Заключение 36
Список
использованных источников и литературы………………………………………………
Китай - культурная держава с давними культурными традициями. 56 национальностей, проживающих в Китае, создали многообразную и светлую народную культуру.
Корни зарождения великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы.
Великая пролетарская культурная революция в 1966-1976 гг. была одним из наиболее драматичных периодов в истории современного Китая.
Нам
хорошо известны деятели Великой
французской революции, которая
произошла два столетия назад. Из
учебников истории средней
Так
на тему китайской революции в 1990-е
- 2000-е годы кроме западных книжек
для обывателя, были изданы в основном
"труды" бывших работников пропагандистского
аппарата КПСС. От этого, конечно, ценнее
в научном плане или
Вопреки
своему названию, культурная революция
представляла собой политическую кампанию,
которую развязал Мао Цзэдун, возглавлявший
тогда коммунистическую партию Китая
(далее КПК), с целью вернуть
власть. Он уступил ее соперникам, так
называемым "людям во власти, идущим
по капиталистическому пути", которых
обвиняли в том, что они хотели
ввести капитализм. Ставилась также
задача сокрушить "реакционное" академическое
руководство, якобы зараженное капиталистическими
идеями. Культурная революция, травмировавшая
и озлобившая всех китайцев, стала
подлинной катастрофой для
Развязывая
"культурную революцию", Мао преследовал
цель устранить из руководящих органов
партии всех несогласных с его
политикой формирования в Китае
казарменного коммунизма. Для расправы
со своими потенциальными противниками
он использовал политически
"Культурная
революция" не была и не
могла быть революцией или
социальным прогрессом в каком
бы то ни было смысле, она
была смутой, вызванной сверху
по вине руководителя и
Интерес к китайской революции, Мао Цзэдуну и его идеям в нашей стране повышается не только как к историческому событию. К маоистскому периоду Китая, и особенно к Культурной революции, вообще сложно относится отвлеченно, как к "истории", настолько ее политические идеи затрагивают интересы ныне здравствующих партий и социальных групп. Если к Французской революции за два века научились относиться более-менее беспристрастно, то к маоистскому Китаю - ни в коем случае. Маоистский Китай - это арена политической борьбы, в которой каждый вынужден выбрать сторону.
Актуальность темы исследования в данной работе "культурной революции" Китая заключается в том, что большой скачок бурного развития Китая, который в начале ХХ века называли "восточным больным", требует объяснений. Современное состояние Китая - это результат великой революции, которая по значению является второй после революции в октябре 1917 года, и которая сломала все общественные отношения старого Китая, как бы расчистив место для современного развития.
Цель курсовой работы: изучение культурного развития Китая в 1966 - 1976 гг.
Задачами для достижения поставленной цели является следующее:
1.
Изучить и проанализировать
2. Сделать основные выводы об общем развитии и состоянии культуры в Китае в 1966 - 1976 гг.
Великая пролетарская
Яо
Вэньюань занимал сравнительно невысокий
пост в партии, он возглавлял отдел
пропаганды шанхайского горкома. Тем
не менее, именно ему было поручено
написание статьи, ставшей сигналом
к Культурной революции. Статья с
критикой пьесы У Ханя готовилась
при участии секретаря
Мао не просто так выбрал Шанхай в качестве плацдарма для наступления на правых в партии, а молодых шанхайских руководителей в качестве основной ударной силы. Шанхай был и остается крупнейшим индустриальным городом Азии, где сконцентрировано большое количество пролетариата, занятого в крупной промышленности. Шанхай – рабочая столица Китая, поэтому неудивительно, что он оказался и наиболее левым городом, а тамошние руководители наиболее стойкими сторонниками линии Мао Цзэдуна.
После опубликования статьи с критикой У Ханя в Шанхае она была перепечатана в большинстве городов страны, но не в Пекине. Член Политбюро ЦК КПК и секретарь Пекинского горкома Пэн Чжэнь лично предупредил издательства, что перепечатка статьи запрещается. Лю Шаоци и Дэн Сяопин также выступили против критики пьесы У Ханя.
В феврале 1966 года, возглавляемая Пэн Чжэнем группа по делам культурной революции подготовила «Тезисы к докладу о текущей научной дискуссии». Появление этих тезисов было хитрым ходом, направленным на то, чтобы свести дискуссию вокруг пьесы «Разжалование Хай Жуя» к чисто академическим спорам и воздержаться от политических оценок. В «Тезисах» открыто осуждались «левые», то есть сторонники Мао Цзэдуна. 12 февраля 1966 года этот документ был разослан Лю Шаоци от имени ЦК КПК всем партийным комитетам. Указывалось, что ЦК согласен с тезисами.
В марте 1966 года состоялось расширенное заседание Политбюро ЦК КПК на котором Мао Цзэдун выступил с осуждением тезисов Пэн Чжэня. Председатель так оценил «Тезисы»: «Зажимают материалы написанные «левыми», выгораживают реакционных интеллигентов, именуя их «большими интеллектуалами»», «Я давно уже выдвигаю такую точку зрения: если в центральных учреждениях, в органах ЦК КПК будут твориться дурные вещи, то я призову периферию подняться на бунт, пойти в наступление против ЦК», «Отдел пропаганды ЦК нужно распустить. Пекинский горком КПК нужно распустить».2
Борьба
обострилась к маю 1966 года. Почти
весь месяц - с 4 по 26 – в Пекине проходило
расширенное заседание
Политбюро
ЦК приняло также важный документ:
«Сообщение Центрального комитета от
16 мая». В сообщении говорилось: «В
нашей стране нарастает волна
великой пролетарской культурной революции.
Она наносит сокрушительный удар
по всем насквозь прогнившим идеологическим
и культурным позициям, всё ещё
находящимся во власти буржуазии
и недобитых феодальных сил». «Борьба
с этой ревизионистской линией —
не пустяк, а дело первостепенной важности,
от которого зависят не только судьбы,
перспективы и будущий облик
нашей партии и нашего государства,
но и судьбы мировой революции».
«Вся партия должна, руководствуясь указаниями
товарища Мао Цээдуна, высоко держать
великое знамя пролетарской культурной
революции, окончательно разоблачить
реакционную буржуазную позицию
группы антипартийных и
С этого момента и до 11-го Пленума ЦК КПК 8-го созыва, который прошел в августе 1966 года в стране сложилась ситуация своеобразного двоевластия. Распоряжения и указания теперь могли отдавать сразу два центра – Лю Шаоци и Дэн Сяопин, действовавшие от имени ЦК и Чэнь Бода, Цзян Цин и другие от имени Мао Цзэдуна и группы по делам культурной революции при ЦК КПК. Борьба двух линий в руководстве вылилась в организационный раскол руководства на два «штаба».
В
мае 1966 года произошла консолидация
левых руководителей КПК, которые
составили так называемый «штаб
Мао Цзэдуна». Главными фигурами штаба
стали, кроме самого Мао, главнокомандующий
Линь Бяо, руководитель ГКР при ЦК
КПК и редактор журнала «Хунци»
Чэнь Бода, Цзян Цин и шеф спецслужб
Китая и давний соратник Мао Кан
Шэн. Через некоторое время в
число руководителей «штаба Мао
Цзэдуна» войдут также шанхайские радикалы
– Чжан Чуньцяо и Яо Вэньюань.
Особое положение занимал Чжоу Эньлай.
Этот старый партийный руководитель
пользовался большим
Признанным руководителем левого наступления стал Линь Бяо. На майском совещании он выступил с программной речью, в которой заявил, что в ЦК партии есть люди, желающие повернуть развитие страны назад к капитализму.
Сила
левых заключалась в том, что
они апеллировали к массам, вели
прямую критику ревизионизма и оппортунизма
в партии, называя вещи своими именами.
Левые призывали массы рабочих,
крестьян и молодежи не бояться высокопоставленных
руководителей и открыто
Дацзыбао означает «газета, написанная от руки большими иероглифами», она вывешивалась в специально отведенных для этого местах, или просто в местах скопления людей. Такая форма выражения своего мнения простыми людьми была новой для социализма.
Найденная
китайскими коммунистами форма дацзыбао
стала мощным средством прямой демократии,
защиты пролетариата от его собственных
чиновников, а также подлинной
свободы слова, не для узкого круга
журналистов, писателей, философов, критиков,
а для широких масс. Содержание
дацзыбао никто не цензурировал и
они стали значительнейшим