Культурная революция в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание

В данной работе проанализированы основные моменты и этапы проведения "культурной революции", сделаны основные выводы об общем развитии и состоянии культуры в Китае в 1966-1976 гг.

Содержание

Введение 3
Глава I. Активная фаза Культурной реводюции.........................................................................5
1. Раскол в КПК. Разворачивание движения Хунвэйбинов 5
2.Борьба противников Культурной революции. «Захват власти» в Шанхае 11
3.Продолжение сопротивления до IX Съезда КПК.. 18
Глава II. Спад активности Культурной революции..................................................................25
1.Экономика Культурной революции 25
2.Ликвидация группы Линь Бяо – Чэнь Бода 30
3.Тупик Культурной революции и ликвидация левых 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы………………………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 77.15 Кб (Скачать документ)

      Пока  соответствующий уровень производства не достигнут, возможна реставрация  капитализма, существует «неизбежность  развития капиталистических факторов в городе и деревне и появления  новых буржуазных элементов». Бороться против этого Чжан Чуньцяо предполагает, призывая массы «осуществлять всестороннюю диктатуру над буржуазией»: «Если  не ограничивать этого, то капитализм и буржуазия неизбежно будут  развиваться ещё быстрее. Следовательно, мы ни в коем случае не должны ослаблять  бдительности от того, что мы завоевали  великую победу в преобразовании собственности и провели однажды  Великую пролетарскую культурную революцию. Необходимо иметь в виду, что экономический  базис у нас ещё не прочен, что  буржуазное право в области собственности  ещё не совсем ликвидировано, ещё  крепко держится во взаимоотношениях людей и господствует в области  распределения». Не следует «ни в  коем случае не останавливаться на полпути», подчеркивает он.

      Этот  совершенно верный анализ проведен уже  тогда, когда левые не являются ведущей  группировкой в КПК. Шанхайская группа и Цзян Цин еще держатся у власти, хотя частично уже и оттеснена  правыми. Кан Шэн умер в конце 1975 года. Мао Цзэдун серьезно болен  и не имеет физической возможности  заниматься политикой в прежних  объемах, с ним считаются все  меньше и меньше.

      К тому же анализ Чжан Чуньцяо не дает никакого ответа на вопрос, вставший острейшим  образом еще в 1970-71 году: откуда же взять средства для продолжения  промышленного развития, чтобы смогло возникнуть «изобилие продуктов, достаточное  для распределения по потребностям»? Вероятно, Чжан Чуньцяо, выступивший  в данном случае рупором левой  группировки КПК, рассуждал следующим  образом: развитие контактов с капиталистическими странами и уступки правым в этом вопросе в настоящий момент неизбежны, но чтобы все эти процессы не привели  к реставрации капитализма правых нужно поставить под контроль «всесторонней диктатуры над  буржуазией», которая будет осуществляться массами под руководством левого крыла КПК.

      В реальности эта схема оказалась  не более чем теоретической абстракций не имевшей реальной базы в существующих общественных отношениях Китая и  раскладе классовых сил в стране и мире.

      На  деле оказалось невозможным сохранить  экономические формы, рожденные  Культурной революцией.

      9 сентября 1976 года умирает председатель  ЦК КПК Мао Цзэдун. Его смерть  мало что меняет в соотношении  политических сил – тяжело  больной председатель уже давно  почти ничего не решает –  смерть Мао становиться сигналом  противоборствующим группировкам  в КПК к открытому выступлению. 

      Левые к тому времени, как видно из статьи Чжан Чуньцяо, уже не видят дальнейших перспектив и ничего не предпринимают. Их политика периода 1966-71 годов уже  зашла в тупик – та ее часть, что нужна была для модернизации страны и ликвидации пережитков феодализма была выполнена, а та часть, которая  предполагала переход к коммунизму не могла быть выполнена в силу полного отсутствия материальных условий.

      Левые оказались в ситуации похожей  на ту, в которую попали большевики по окончании гражданской войны  – созданная в тот период экономическая  система «военного коммунизма»  уже перестала работать, революция  в развитых странах Европы потерпела  поражение, и большевики вынуждены  были пойти на отступление в форме  «новой экономической политики». Но устроить «китайский нэп» левые не могли по той причине, что массы, на которые они опирались, были все  еще захвачены уравнительными идеями Культурной революции и не приняли  бы такого поворота.

      В ночь с 6 на 7 октября 1976 года Чжан Чуньцяо, Ван Хунвэня, Яо Вэньюаня и Цзян Цин  просто-напросто арестовывают. Какое-то время их арест держится в тайне, по стране прокатываются волнения, но в целом правым удается удержать ситуацию в своих руках. Некоторое  время пытаются сопротивляться шанхайские левые, делая громкие заявления, что им нужно «как Парижской коммуне» продержаться несколько дней, пока не поднимется вся страна. Однако, страна не поднялась, если не считать отдельных  столкновений, порой даже вооруженных, рабочих организаций с силами правых. В общем-то правым сравнительно легко удалось захватить власть в свои руки потому, что материальные условия для господства левой  линии были исчерпаны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      В результате проведенного исследования представляется возможным придти к  следующим выводам:

      Обычно  Культурную революцию в Китае  рассматривают как чисто политическую кампанию. Это неверно. Культурная революция  была, прежде всего, попыткой социально-экономического переворота гигантского масштаба.

      Также, Культурная революция вовсе не была «экономической катастрофой». Как раз  наоборот. За разрушительными 1967-68 годами, когда процессы «захвата власти»  и борьба между массовыми организациями  хунвэйбинов и цзяофаней действительно  дезорганизовали производство, последовали  годы бурного роста, которые позволяют  назвать период Культурной революции  периодом наиболее динамичного развития китайской экономики за всю историю.

      Важнейшим результатом Культурной революции, далеко выходящим за рамки чисто  политических противоречий, является ломка тысячелетия складывавшихся в Китае на базе специфического «азиатского  способа производства» институтов общественного сознания, закрепленных в морально-идеологических схемах конфуцианства. Для дальнейшего развития необходим  был радикальный разрыв с этой традицией.

      Молодые хунвэйбины, свергающие старых партийных  бюрократов и были радикальным разрывом с конфуцианской традицией, тысячелетия  закреплявшей авторитет власти, семьи  и старшего поколения. Радикальный  разрыв выступал не только как классовый  конфликт пролетариата против национальной и мелкой буржуазии и связанных  с ней представителей партийной  бюрократии, но и как конфликт поколений, «отцов и детей». Так, одним из результатов  Культурной революции стал тот факт, что командные посты заняли представители  нового поколения китайцев.

      Культурная  революция оказала значительное влияние на дальнейшее развитие Китая, прежде всего в экономической  и политической жизни страны. В  сфере науки и образования  культурная революция была направлена против элитных форм специализации  и экспертизы и требовала возврата к опоре на инициативу масс  Ущерб, который культурная революция нанесла  китайской науке, трудно недооценить.

      Китайская наука испытывала подъем вплоть до середины 1960-х гг. и была близка к  тому, чтобы догнать передовые  в научном отношении страны. Однако во время культурной революции были разрушены научные институты, устроены чистки ученых, таланты растрачены впустую. Цель Китая в науке, провозглашенная  в январе 1966 г., - догнать передовые  страны в течение 20-30 лет, вряд ли была осуществима на широком научном  фронте.

      После Культурной революции разрыв между  Китаем и научно развитыми странами в области науки и техники  увеличился. Осуществить рывок стало  сложнее, так как нарушился естественный ход подготовки следующего поколения  ученых, в результате чего появился серьезный дефицит широко образованных и хорошо подготовленных ученых в  возрасте до 50 лет, которые могли  бы стратегически определять развитие китайской науки и были бы признаны мировым научным сообществом

      Пришедший к власти Дэн Сяопин ясно осознал, что только экономические и социальные реформы, уход от плановой социалистической экономики смогут улучшить положение  народа, доведенного до последней  степени отчаяния уравниловкой и  безрассудными битвами Мао с  воробьями. Страх перед возможным  повторением культурной революции  побудили «кадры» поддержать реформы  Дэн Сяопина, хотя немало партийных  функционеров рассматривали его  действия, как отход от социалистических идей.

      Что касается последствий культурной революции  в идеологической и политической области, то партийная элита пришла к твердому выводу - держать под  контролем молодежь и не допускать  её к активному участию в политической жизни страны.

      Стремительный рост китайской экономики и превращения  Китая в одну из крупнейших по своему влиянию мировых держав оказали  особенно значительное влияние на неокрепшее сознание молодого поколения. Немало молодых  людей, проживающих в крупных  городах, обрели значительные выгоды от экономических успехов Китая, и  как показывают опросы общественного  мнения вполне удовлетворены возможностью получить образование и сделать  карьеру. Именно эта часть китайской  молодежи наиболее активно вовлечена  в процесс формирования нового китайского национализма. Успехи Китая в экономическом  развитии привели к освобождению китайцев, особенно молодого поколения, от комплекса неполноценности и  их убеждению, что Китай должен стать  великой державой.

      В то же время, в бедных провинциях Китая  молодежь принимает активное участие  в социальных выступлениях местного населения.

      Вожди Китая сделали выводы из трагедии, развязанной Мао Цзэдуном. Но, как  известно, новые поколения в поисках  новых идей и свершений, нередко  наступают на старые грабли. Китай  заплатил высокую цену за невежественную политику партийного руководства, за его  некомпетентность и недоверие к  ученым.

      Будущее в Китае во многом зависит от того - будет ли активность молодого поколения  использоваться во внутриполитической борьбе или она станет важным фактором дальнейшей модернизации Китая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список использованных источников и литертуры 

    Источники

  1. Беседа с ответственными руководителями конференции хунвэйбинов столицы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.maoism.ru/library/talk-28-07-1968.htm
  2. Довести до конца Великую пролетарскую культурную революцию [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.maoism.ru/library/complete_the_GPCR.htm
  3. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.maoism.ru/library/on_the_correct_handling.htm.
  4. Мао Цзэдун. О Дэн Сяопине [Электрон. ресурс]. Режим доступа:   http://www.maoism.ru/library/remark-15–12–1973.htm.
  5. Никогда не забывать о классовой борьбе [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.maoism.ru/library/never_forget-4-05-1966.htm
  6. Письмо к Цзян Цинн [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.maoism.ru/library/letter_for_Jiang_Qing.htm
  7. Письмо хунвэйбинам средней школы при Университете Цинхуа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.maoism.ru/library/letter_for_Red_Guards.htm
  8. По какому пути идти — по социалистическому или по капиталистическому? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.maoism.ru/library/which_way.htm
  9. Резолюция на письмо Дэн Сяопина [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.maoism.ru/library/resolution-14-08-1972.htm
  10. Сообщение Центрального комитета от 16 мая [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.maoism.ru/library/kpk16may.htm
  11. Четыре решения ЦК КПК [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.maoism.ru/library/four_resolutions-11-09-1966.htm

Литература

  1. Галенович Ю.М. Из истории политической борьбы в КПК (1966-1969 гг.) - М.: Институт Дальнего Востока АН СССР, 1988. -  298 c.
  2. Делен Ж. Экономика Китая. М.: Политиздат, 1972. - 146 с.
  3. Желоховцев А.Н. "Культурная революция" с близкого расстояния: Записки очевидца. - М.: Политиздат, 1973. - 262 с.
  4. Занегин Б.Н. Китайская революция на геополитических весах // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2000. - N 1. - С.54-64.
  5. Зигзаги "культурной революции" // Косюков Ю.Л. Пекинский дневник. - М.: Мол. гвардия, 1968. - С.44-52.
  6. Кравцова М. Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Лань, 1999. - 415 с.
  7. Кулик Б.Т. Советско-китайский раскол: причины и последствия. — М.: Изд-во Ин-та Дал. Востока РАН, 2000. - 639 c.
  8. Культура Китая в период "культурной революции": (1967-1968 гг.): Сб. статей. - М., 1970. - 236 с.
  9. "Культурная революция" и ее влияние на экономику страны (1966-1969) // Социально-экономический строй и экономическая политика КНР 1949-1975 . - М.: Наука, 1978. - С.197-216.
  10. Лазарев В.И. Классовая борьба в КНР / В.И. Лазарев. М.: Политиздат, 1981. - 318с.
  11. Сухарчук Г.Д. "Культурная революция" в Китае в свете социо-естественного подхода // Общество и государство в Китае: ХХIХ науч. конф. - М., 1999. - С.219-222.
  12. Усов В.Н. КНР: От "большого скачка" к "культурной революции": (1960-1966 гг.) // Информ. бюл. / РАН. Ин-т Дал. Востока. - М., 1998. - Ч.1. - N 4. - С.1-221.; Ч.2. - N 5. - С.1-241.
  13. Фицджералд Чарлз Патрик. История Китая / Л.А. Калашникова (пер. с англ.). - М.: Центрполиграф, 2005. - 459с.
  14. Яковлев, М.И.17 лет в Китае - М.: Политиздат, 1981.- 320 с.

Информация о работе Культурная революция в Китае