Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
В данной работе проанализированы основные моменты и этапы проведения "культурной революции", сделаны основные выводы об общем развитии и состоянии культуры в Китае в 1966-1976 гг.
Введение 3
Глава I. Активная фаза Культурной реводюции.........................................................................5
1. Раскол в КПК. Разворачивание движения Хунвэйбинов 5
2.Борьба противников Культурной революции. «Захват власти» в Шанхае 11
3.Продолжение сопротивления до IX Съезда КПК.. 18
Глава II. Спад активности Культурной революции..................................................................25
1.Экономика Культурной революции 25
2.Ликвидация группы Линь Бяо – Чэнь Бода 30
3.Тупик Культурной революции и ликвидация левых 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы………………………………………………………. 39
В ходе совещания левым силам в ЦК КПК не удалось достичь своей цели – отстранить от власти наиболее правых в руководстве партии. Разъехавшись по местам, партийные боссы местного масштаба провели на местах обсуждение его итогов, которое вылилось в прямую критику Группы по делам Культурной революции (ГКР), лично Линь Бяо и действий хунвэйбинских организаций.4
В качестве противодействия движению Культурной революции сторонники правых в партии стали создавать собственные массовые организации. Особую надежду правые связывали с образованием крестьянских массовых организаций. Опасность создания таких массовых организаций была осознана «штабом Мао Цзэдуна» и 5 декабря 1966 года были опубликованы специальные «Указания ЦК КПК о великой пролетарской культурной революции в деревне», запрещавшие создание крестьянских массовых организаций.
Правые также рекрутировали в свою поддержку мелкобуржуазные слои города и отсталые группы рабочих и учащихся.
Хотя
массовые акции «критики» руководителей,
поддерживающих правый уклон разворачивалась
во все больших масштабах, бюрократическая
иерархия держалась. Сопротивление
бюрократии вынудило «штаб Мао Цзэдуна»
пойти на организацию так называемого
«захвата власти» на местах. «Захват
власти» представлял собой
Самая крупная битва между левыми и правыми разыгралась в Шанхае, крупнейшем городе Китая, индустриальном центре Азии, наиболее «рабочем» городе страны. Здесь борьба между сторонниками первого секретаря Шанхайского горкома Чэнь Писянь (после смерти Мао в результате прихода к власти правых он станет секретарем ЦК КПК), проводившего правую линию и сторонниками члена горкома Чжан Чуньцяо, сторонника левой линии, вылились в масштабное противостояние с применением силы.
Важную
роль в «захвате власти» в Шанхае
сыграл молодой рабочий Ван Хунвэнь.
Он одним из первых подверг открытой
критике руководство
6
января 1967 года Чжан Чуньцяо и
Ван Хунвэнь созвали «митинг
за свержение шанхайского
После шанхайских событий развернулась борьба за «захват власти» по всей стране. Массовые организации открыто выступали против правых руководителей партии. Партбоссы называли действия массовых организаций «отказом подчиняться руководству со стороны партии, нарушением устава партии, нарушением партийной дисциплины», в ответ члены массовых организаций заявляли: «Мы как раз и хотим разбить в дребезги и уничтожить устав партии, состряпанный Лю Шаоци и Дэн Сяопином. Наш устав партии – это непобедимые идеи Мао Цзэдуна».5
Революция действительно совершалась не по уставу, и глупо было бы ожидать обратного. Массовые организации рабочих и учащихся, напрямую осуществляя диктатуру пролетариата, утверждали списки наиболее ненавистных бюрократов, которые решением масс исключались из партии.
Захватив власть в Шанхае революционные массы хотели создать новые органы власти по образцу Парижской Коммуны 1870 года. Принципы Парижской Коммуны излагаются как образец построения пролетарской власти в работе Ленина «Государство и революция».
Шанхайская Коммуна была создана под руководством Чжан Чуньцяо и Яо Вэньюаня при поддержке Линь Бяо и Чэнь Бода.
Коммуна является как бы знаком полной победы социалистической революции в плане соотношения классовых сил. Образование Коммуны означало закрепление и юридическое оформление этой победы.6
Однако
уже в феврале 1967 года было оглашено
решение, согласно которому создавать
коммуны на местах (кроме Шанхая)
запрещалось. Характерно, что с заявлением
об этом выступил Чжоу Эньлай, а не Мао
Цзэдун. Видимо, Мао стремился показать
этим, что лично он – сторонник
власти по образцу Парижской Коммуны,
но сложившееся соотношение сил
заставляет его пойти на компромисс.
Чжоу Эньлай заявил: «на совещании
у Мао Цзэдуна было решено, что
в борьбе за захват власти необходимо
осуществлять трехстороннее объединение,
а именно объединение, охватывающее
на местах представителей революционных
массовых организаций, представителей
Народно-освободительной армии
Таким
образом, новые органы власти на местах
– революционные комитеты (ревкомы)
– включали в себя представителей
массовых организаций рабочих и
учащихся, образованных в ходе Культурной
революции, представителей армейских
частей, расквартированных на территории
подконтрольной ревкому и партийных
руководителей местной
Определенную часть власти все-таки удалось сохранить бюрократическому аппарату, под именем «революционных руководящих кадровых работников». Однако, наиболее правые представители партбюрократии были уже «свергнуты» и исключены из партии в ходе «захвата власти».
Вопреки
распространенным мифам о том, что
Культурная революция была многолетним
царством анархии, «захват власти»
продолжался всего три-четыре недели,
после чего Мао Цзэдун выступил с
призывом «упорядочить ряды», «закрепить
завоеванное».
В период «захвата власти» правые продолжили сопротивление и в центральных органах партии, где появилось так называемое «февральское регрессивное течение». В «февральском течении» приняли участие влиятельные члены Политбюро и Военного совета ЦК КПК Тань Чженьлинь, Чэнь И, Е Цзяньин, Ли Фучунь, Ли Сяньнянь, Сюй Сянцянь, Не Жунчжэнь, выступившие против Культурной революции. Их демарш был скорее декларацией своей позиции, чем призывом к действию. Но за каждым из этих старых руководителей стояли целые группы партийных работников на местах. Сопротивление было очень сильно, поэтому, хотя «февральское регрессивное течение» и было осуждено на партийном уровне, большинство его участников сохранили свои посты.
Главной целью левых в этот момент были Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Весной-летом 1967 года атака против них продолжилась. 25 марта 1967 года сторонникам Мао все-таки удалось исключить Лю и Дэна из членов Политбюро ЦК КПК, но они остались в партии. В июле 1967 года Лю Шаоци написал письмо студентам и преподавателям строительного института, в котором опять «признавал свои ошибки». Однако, в форме «самокритики», Лю снова обратился к своим сторонникам, призвав их к дальнейшей борьбе, советовал опираться на массы. Письмо Лю было растиражировано его сторонниками и разошлось по всей стране.
Центром
сопротивления
Летом 1967 года массовые организации Уханя усиленно вооружались и переходили к военным действиям. «Миллион героев», пользуясь поддержкой партруководства и армии начала одерживать победы, а революционные массовые организации не имевшие доступа к оружию оказались близки к разгрому. Ситуация обеспокоила «штаб Мао Цзэдуна» и Группа по делам Культурной революции направила в уханьский военный округ телефонограмму с приказом «прекратить борьбу силой». Однако, Чэнь Цзайдао не подчинился приказу.
Тогда в Ухань были командированы председатель пекинского ревкома Се Фучжи и исполняющий обязанности зав. Отделом пропаганды ЦК КПК Ван Ли. В Ухань также прибыл Чжоу Эньлай, он потребовал от Чэнь Цзайдао признать «ошибку в курсе» по отношению к массовым организациям, в то же время пообещав ему сохранение руководящего положения. Но Чэнь Цзайдао отказался и от компромисса.
19
июля 1967 года Се Фучжи и Ван
Ли объявили о своих выводах
по результатам изучения
Отстранить от власти Ван Жэньчжуна и Чэнь Цзайдао удалось только на центральном уровне с участием Мао Цзэдуна.
«Уханьские
события» показали силу бюрократии. В
то же время они спровоцировали более
активное наступление левых сил.
В Шанхае рабочими дружинами под
руководством Ван Хунвэня были разгромлены
массовые организации, поддерживавшие
правую линию. В Пекине хунвэйбины ворвались
на территорию Чуннаньхая – резиденции
ЦК КПК, где по соседству жили все
члены высшего руководства
Осенью
1967 года оставшимся при власти сторонникам
правой линии, при поддержке Чжоу
Эньлая удалось добиться решения
об отстранении ряда крайне левых
руководителей Группы по делам культурной
революции – Ван Ли, Гуань Фэна,
Му Синя, Линь Цзе и Чжао Ия, а в
январе 1968 года и застрельщика вооруженной
борьбы массовых организаций Ци Бэньюя.
Также было издано распоряжение о
том, что массовые организации отныне
ведут борьбу только в пределах собственных
производственных единиц, массовым организациям
запрещалось захватывать новое
оружие и предписывалось сдать имеющееся.
Это решение с одной стороны
диктовалось сложившимся
Формирование
ревкомов шло более медленным
темпом, чем на то рассчитывал «штаб
Мао Цзэдуна». К маю 1968 года они
были созданы в 20 провинциях и 3 городах
центрального подчинения. Оставалось
создать ревкомы в 6 провинциях составлявших
треть территории страны. В некоторых
местах создание новых органов власти
наталкивалось на сопротивление. Были
районы, где ревкомы создавались
не революционными массами, а «идущими
по капиталистическому пути». По мнению
лидеров «штаба Мао Цзэдуна» Культурная
революция как бы забуксовала
на «буржуазно-демократическом» этапе,
поэтому ее надлежало продолжить.
Последние ревкомы были сформированы
в наиболее отсталых провинциях страны
– Синьцзян-Уйгурском и Тибетском
автономных районах. Состав и политическая
линия ревкомов различных районов
сильно отличались – в таких индустриальных
центрах, как Шанхай господствовали
сторонники левой линии Мао Цзэдуна
и Линь Бяо, в отсталых, крестьянских
районах сильные позиции