Культурная революция в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание

В данной работе проанализированы основные моменты и этапы проведения "культурной революции", сделаны основные выводы об общем развитии и состоянии культуры в Китае в 1966-1976 гг.

Содержание

Введение 3
Глава I. Активная фаза Культурной реводюции.........................................................................5
1. Раскол в КПК. Разворачивание движения Хунвэйбинов 5
2.Борьба противников Культурной революции. «Захват власти» в Шанхае 11
3.Продолжение сопротивления до IX Съезда КПК.. 18
Глава II. Спад активности Культурной революции..................................................................25
1.Экономика Культурной революции 25
2.Ликвидация группы Линь Бяо – Чэнь Бода 30
3.Тупик Культурной революции и ликвидация левых 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы………………………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 77.15 Кб (Скачать документ)

      В ходе совещания левым силам в  ЦК КПК не удалось достичь своей  цели – отстранить от власти наиболее правых в руководстве партии.  Разъехавшись по местам, партийные  боссы местного масштаба провели  на местах обсуждение его итогов, которое  вылилось в прямую критику Группы по делам Культурной революции (ГКР), лично Линь Бяо и действий хунвэйбинских  организаций.4

      В качестве противодействия движению Культурной революции сторонники правых в партии стали создавать собственные  массовые организации. Особую надежду  правые связывали с образованием крестьянских массовых организаций. Опасность  создания таких массовых организаций  была осознана «штабом Мао Цзэдуна» и 5 декабря 1966 года были опубликованы специальные «Указания ЦК КПК  о великой пролетарской культурной революции в деревне», запрещавшие  создание крестьянских массовых организаций.

      Правые  также рекрутировали в свою поддержку  мелкобуржуазные слои города и отсталые группы рабочих и учащихся.

      Хотя  массовые акции «критики» руководителей, поддерживающих правый уклон разворачивалась  во все больших масштабах, бюрократическая  иерархия держалась. Сопротивление  бюрократии вынудило «штаб Мао Цзэдуна» пойти на организацию так называемого  «захвата власти» на местах. «Захват  власти» представлял собой отстранение  от руководящих должностей партийных  руководителей правого направления  и замену их на сторонников линии  Мао Цзэдуна. «Захват» осуществляли массовые организации рабочих и  учащихся – цзяофани и хунвэйбины.

      Самая крупная битва между левыми и  правыми разыгралась в Шанхае, крупнейшем городе Китая, индустриальном центре Азии, наиболее «рабочем» городе страны. Здесь борьба между сторонниками первого секретаря Шанхайского  горкома Чэнь Писянь (после смерти Мао в результате прихода к  власти правых он станет секретарем ЦК КПК), проводившего правую линию и  сторонниками члена горкома Чжан Чуньцяо, сторонника левой линии, вылились в масштабное противостояние с применением  силы.

      Важную  роль в «захвате власти» в Шанхае сыграл молодой рабочий Ван Хунвэнь. Он одним из первых подверг открытой критике руководство шанхайского  горкома, заявив, что партбоссы пошли  по капиталистическому пути, и создал на текстильной фабрике одну из первых организаций цзяофаней («бунтарей») для свержения ревизионистов. Его  выступление было сигналом для рабочих  заводов и фабрик. Рабочие стали  массово создавать собственные  политические организации и включаться в борьбу с прогнившим руководством горкома.

      6 января 1967 года Чжан Чуньцяо и  Ван Хунвэнь созвали «митинг  за свержение шанхайского горкома», собравший сотни тысяч рабочих.  Бои в городе продолжались  с 9 по 14 января и завершились  взятием здания горкома массовыми  организациями рабочих и учащихся, под руководством Чжан Чуньцяо,  Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня.  Выступление левых, которое было  позже названо «Январской революцией»,  привело к падению шанхайского  горкома и переходом власти  к сторонникам Мао Цзэдуна.  Победа революции в Шанхае  воодушевила председателя, он сказал: «Если поднялись революционные  силы Шанхая, то есть надежда  в масштабах всей страны».

      После шанхайских событий развернулась борьба за «захват власти» по всей стране. Массовые организации  открыто выступали  против правых руководителей партии. Партбоссы называли действия массовых организаций «отказом подчиняться  руководству со стороны партии, нарушением устава партии, нарушением партийной  дисциплины», в ответ члены массовых организаций заявляли: «Мы как  раз и хотим разбить в дребезги и уничтожить устав партии, состряпанный Лю Шаоци и Дэн Сяопином. Наш  устав партии – это непобедимые  идеи Мао Цзэдуна».5

      Революция действительно совершалась не по уставу, и глупо было бы ожидать  обратного. Массовые организации рабочих  и учащихся, напрямую осуществляя  диктатуру пролетариата, утверждали списки наиболее ненавистных бюрократов, которые решением масс исключались  из партии.

      Захватив  власть в Шанхае революционные массы  хотели создать новые органы власти по образцу Парижской Коммуны 1870 года. Принципы Парижской Коммуны  излагаются как образец построения пролетарской власти в работе Ленина «Государство и революция».

      Шанхайская  Коммуна была создана под руководством Чжан Чуньцяо и Яо Вэньюаня при  поддержке Линь Бяо и Чэнь Бода.

      Коммуна является как бы знаком полной победы социалистической революции в плане  соотношения классовых сил. Образование  Коммуны означало закрепление и  юридическое оформление этой победы.6

      Однако  уже в феврале 1967 года было оглашено решение, согласно которому создавать  коммуны на местах (кроме Шанхая) запрещалось. Характерно, что с заявлением об этом выступил Чжоу Эньлай, а не Мао  Цзэдун. Видимо, Мао стремился показать этим, что лично он – сторонник  власти по образцу Парижской Коммуны, но сложившееся соотношение сил  заставляет его пойти на компромисс. Чжоу Эньлай заявил: «на совещании  у Мао Цзэдуна было решено, что  в борьбе за захват власти необходимо осуществлять трехстороннее объединение, а именно объединение, охватывающее на местах представителей революционных  массовых организаций, представителей Народно-освободительной армии Китая  (НОАК) и революционных руководящих  кадровых работников».7

      Таким образом, новые органы власти на местах – революционные комитеты (ревкомы) – включали в себя представителей массовых организаций рабочих и  учащихся, образованных в ходе Культурной революции, представителей армейских  частей, расквартированных на территории подконтрольной ревкому и партийных  руководителей местной организации  КПК. Такая схема власти не была полной победой сил Культурной революции (их идеалом была Коммуна), но она  серьезно изменяла соотношение сил  у власти.

      Определенную  часть власти все-таки удалось сохранить  бюрократическому аппарату, под именем «революционных руководящих кадровых работников». Однако, наиболее правые представители партбюрократии  были уже «свергнуты» и исключены  из партии в ходе «захвата власти».

      Вопреки распространенным мифам о том, что  Культурная революция была многолетним  царством анархии, «захват власти»  продолжался всего три-четыре недели, после чего Мао Цзэдун выступил с  призывом «упорядочить ряды», «закрепить завоеванное». 
 
 

 
Продолжение сопротивления до IX Съезда КПК.

      В период «захвата власти» правые продолжили сопротивление и в центральных  органах партии, где появилось  так называемое «февральское регрессивное течение». В «февральском течении» приняли участие влиятельные  члены Политбюро и Военного совета ЦК КПК Тань Чженьлинь, Чэнь И, Е Цзяньин, Ли Фучунь, Ли Сяньнянь, Сюй Сянцянь, Не Жунчжэнь, выступившие против Культурной революции. Их демарш был  скорее декларацией  своей позиции, чем призывом к  действию. Но за каждым из этих старых руководителей стояли целые группы партийных работников на местах. Сопротивление  было очень сильно,  поэтому, хотя «февральское регрессивное течение» и  было осуждено на партийном уровне, большинство его участников сохранили  свои посты.

      Главной целью левых в этот момент были Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Весной-летом 1967 года атака против них продолжилась. 25 марта 1967 года сторонникам Мао  все-таки удалось исключить Лю и  Дэна из членов Политбюро ЦК КПК, но они остались в партии. В июле 1967 года Лю Шаоци написал письмо студентам и преподавателям строительного  института, в котором опять «признавал свои ошибки». Однако, в форме «самокритики», Лю снова обратился к своим  сторонникам, призвав их к дальнейшей борьбе, советовал опираться на массы. Письмо Лю было растиражировано его  сторонниками и разошлось по всей стране.

      Центром сопротивления контрреволюционных сил летом 1967 года стал город Ухань. Там революционным массовым организациям рабочих и учащихся, , не удавалось  захватить власть в свои руки и  сформировать новые органы управления. В Ухане сформировался мощный блок партийных и военных руководителей, занимавших правые позиции, во главе  с первым секретарем провинциального  комитета Ван Жэньчжуном и командующим  уханьским военным округом Чэнь Цзайдао, принадлежавшим к группировке  Пэн Дэхуая. В Ухане действовали  массовые организации под руководством партийной бюрократии, насчитывавшие  около 460 тысяч человек. Костяк контрреволюционных сил составляла организация «Миллион героев». Ее лидеры тесно смыкались  с командующим военным округом  Чэнь Цзайдао, лидеры «Миллиона героев»  считали, что «в армии нет идущих по капиталистическому пути», то есть прямо поддерживали оппозиционное  левым (и лично Линь Бяо) высшее военное  руководство провинции. За участниками  этой организации сохранялась заработная плата на предприятиях и в учреждениях, где они работали, участие в  ней также дополнительно поощрялось материально – за участие в  столкновениях выплачивалось 80 фэней  ежедневно, выдавались продукты питания, сигареты, водка. Таким образом, партийная  бюрократия Уханя сумела создать  собственную вооруженную гвардию  под видом революционной массовой организации.

      Летом 1967 года массовые организации Уханя  усиленно вооружались и переходили к военным действиям. «Миллион героев», пользуясь поддержкой партруководства  и армии начала одерживать победы, а революционные массовые организации  не имевшие доступа к оружию оказались  близки к разгрому. Ситуация обеспокоила  «штаб Мао Цзэдуна» и Группа по делам Культурной революции направила  в уханьский военный округ  телефонограмму с приказом «прекратить  борьбу силой». Однако, Чэнь Цзайдао  не подчинился приказу.

      Тогда в Ухань были командированы председатель пекинского ревкома Се Фучжи и  исполняющий обязанности зав. Отделом  пропаганды ЦК КПК Ван Ли. В Ухань  также прибыл Чжоу Эньлай, он потребовал от Чэнь Цзайдао признать «ошибку  в курсе» по отношению к массовым организациям, в то же время пообещав ему сохранение руководящего положения. Но Чэнь Цзайдао отказался и от компромисса.

      19 июля 1967 года Се Фучжи и Ван  Ли объявили о своих выводах  по результатам изучения политической  ситуации. Выводы представителей  ГКР не понравились местным  партбоссам и их «Миллиону  героев», и в ночь на 20 июля  Се Фучжи и Ван Ли были  схвачены и избиты, а Ван Ли  даже получил ножевое ранение. 

      Отстранить  от власти Ван Жэньчжуна и Чэнь Цзайдао удалось только на центральном  уровне с участием Мао Цзэдуна.

      «Уханьские  события» показали силу бюрократии. В  то же время они спровоцировали более  активное наступление левых сил. В Шанхае рабочими дружинами под  руководством Ван Хунвэня были разгромлены  массовые организации, поддерживавшие правую линию. В Пекине хунвэйбины ворвались  на территорию Чуннаньхая – резиденции ЦК КПК, где по соседству жили все  члены высшего руководства партии и их семьи – и организовали там митинг «критики и борьбы»  против Лю Шаоци, Дэн Сяопина и  Тао Чжу. Лю Шаоци хунвэйбины били по голове «маленькой красной книжечкой» – сборником высказываний Мао  Цзэдуна, чтобы он «лучше усвоил идеи Председателя», однако, в основном воздействие  на партбоссов, подвергшихся «критике и борьбе» было психологическим.

      Осенью 1967 года оставшимся при власти сторонникам  правой линии, при поддержке Чжоу Эньлая удалось добиться решения  об отстранении ряда крайне левых  руководителей Группы по делам культурной революции – Ван Ли, Гуань Фэна, Му Синя, Линь Цзе и Чжао Ия, а в  январе 1968 года и застрельщика вооруженной  борьбы массовых организаций Ци Бэньюя. Также было издано распоряжение о  том, что массовые организации отныне ведут борьбу только в пределах собственных  производственных единиц, массовым организациям запрещалось захватывать новое  оружие и предписывалось сдать имеющееся. Это решение с одной стороны  диктовалось сложившимся соотношением сил революционных и консервативных сил в стране, с другой стороны  необходимостью направить деятельность масс на формирование новых органов  власти на местах.

      Формирование  ревкомов шло более медленным  темпом, чем на то рассчитывал «штаб  Мао Цзэдуна». К маю 1968 года они  были созданы в 20 провинциях и 3 городах  центрального подчинения. Оставалось создать ревкомы в 6 провинциях составлявших треть территории страны. В некоторых  местах создание новых органов власти наталкивалось на сопротивление. Были районы, где ревкомы создавались  не революционными массами, а «идущими по капиталистическому пути». По мнению лидеров «штаба Мао Цзэдуна» Культурная революция как бы забуксовала  на «буржуазно-демократическом» этапе, поэтому ее надлежало продолжить. Последние ревкомы были сформированы в наиболее отсталых провинциях страны – Синьцзян-Уйгурском и  Тибетском  автономных районах. Состав и политическая линия ревкомов различных районов  сильно отличались – в таких индустриальных центрах, как Шанхай господствовали сторонники левой линии Мао Цзэдуна  и Линь Бяо, в отсталых, крестьянских районах сильные позиции сохранили  сторонники правых. Однако в целом  создание ревкомов на всей территории страны было охарактеризовано как «решающая  победа культурной революции».8

Информация о работе Культурная революция в Китае