Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
В данной работе проанализированы основные моменты и этапы проведения "культурной революции", сделаны основные выводы об общем развитии и состоянии культуры в Китае в 1966-1976 гг.
Введение 3
Глава I. Активная фаза Культурной реводюции.........................................................................5
1. Раскол в КПК. Разворачивание движения Хунвэйбинов 5
2.Борьба противников Культурной революции. «Захват власти» в Шанхае 11
3.Продолжение сопротивления до IX Съезда КПК.. 18
Глава II. Спад активности Культурной революции..................................................................25
1.Экономика Культурной революции 25
2.Ликвидация группы Линь Бяо – Чэнь Бода 30
3.Тупик Культурной революции и ликвидация левых 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы………………………………………………………. 39
Важнейшим
результатом Культурной революции,
далеко выходящим за рамки чисто
политических противоречий, является
ломка тысячелетия
Действительную роль процессов Культурной революции, которые кажутся нелогичным отступлением от «нормального» развития, являлись на самом деле единственным и самым важным условием дальнейшего развития страны. 14
Молодые хунвэйбины, свергающие старых партийных бюрократов и были радикальным разрывом с конфуцианской традицией, тысячелетия закреплявшей авторитет власти, семьи и старшего поколения. Радикальный разрыв выступал не только как классовый конфликт пролетариата против национальной и мелкой буржуазии и связанных с ней представителей партийной бюрократии, но и как конфликт поколений, «отцов и детей». Так, одним из результатов Культурной революции стал тот факт, что командные посты заняли представители нового поколения китайцев. 15
Конфуцианская традиция оказалась несовместима с дальнейшей модернизацией страны. Культурная революция столкнулась на определенном этапе с чисто экономической проблемой, которую уже нельзя было решить просто еще большим напряжением сил народных масс, как это делалось раньше.
Проблема
индустриализации, частично решенная
в годы Большого скачка, все еще
очень остро стояла в 60-70-е годы.
Но если в период Большого скачка индустриализация
осуществлялась за счет поставок оборудования
и кредитов из Советского Союза и
других социалистических стран, то после
охлаждения отношений этот путь индустриализации
был закрыт. Не мог Китай осуществлять
индустриализацию и за счет экспорта
продуктов сельского хозяйства,
как в начале 30-х делал СССР.
Продукция сельского хозяйства
едва покрывала потребности быстро
растущего населения, и увеличение
экспорта сельхозпродукции неминуемо
привело бы к голоду. Экспорт сырья
также не мог покрыть потребности
китайской экономики в
С начала 60-х до примерно начала 70-х эта проблема могла решаться и довольно успешно решалась путем напряжения внутренних резервов страны. Но к концу 60-х – началу 70-х внутренние резервы были исчерпаны.
В
этой ситуации левые и правые силы
в КПК предлагали различные пути
дальнейшего развития. Правые предлагали
пойти на уступки развитым капиталистическим
странам и в обмен на изменение
внешнеполитических ориентиров получить
кредиты и инвестиции. После смерти
Мао этот курс полностью восторжествовал
в форме продажи партийной
бюрократией дешевой рабочей
силы международным
Левые в КПК не дали удовлетворительного ответа на вставший очень остро в тот период вопрос. Наиболее реалистичное решение было выдвинуто группой Линь Бяо – Чэнь Бода. Фактически, они могли предложить лишь пойти на улучшение отношений с СССР и включиться в международное разделение труда в рамках социалистического содружества. Однако, это означало бы отказ по крайней мере от части левых политических установок. Таким образом, левые оказались в этот период в ловушке, что отразилось в решениях IX съезда КПК, отвергшего курс правых на сотрудничество с капиталистическими странами, но и не открывшего дороги для улучшения отношений с СССР. На деле был закреплен курс на внешнеполитическую изоляцию.
В тот период левые в КПК попали в ситуацию, которую лучше всего описывают слова Энгельса: «Таким образом, он (вождь крайней партии) неизбежно оказывается перед неразрешимой дилеммой: то, что он может сделать, противоречит всем его прежним выступлениям, его принципам и непосредственным интересам его партии; а то, что он должен сделать, невыполнимо». Перед такой дилеммой встали и левые лидеры КПК, близкие к Мао Цзэдуну. Причем, пути решения дилеммы ими были предложены различные, что и привело к расколу в «штабе Мао Цзэдуна». Группа Линь Бяо – Чэнь Бода предлагала делать, то что «должно» делать, члены будущей «банды четырех» – найти определенный компромисс между тем, что «должно» и тем, что «можно».
С
ликвидацией группы Линь Бяо –
Чэнь Бода восторжествовал компромиссный
курс: оставшиеся левые (Мао Цзэдун,
Кан Шэн и «четверка» – Цзян
Цин, Яо Вэньюань, Чжан Чуньцяо, Ван
Хунвэнь) принимали внешнеполитический
курс правых на обострение отношений
с СССР и восстановление связей с
капиталистическими странами, а правые
принимали левый внутриполитиче
Раскол
в руководящей группе левого крыла
Компартии Китая произошедший в
1970-71 годах и приведший к ликвидации
группы Линь Бяо – Чэнь Бода стал
результатом кризиса политики Культурной
революции, выразившегося в противоречии
между конечными
Линь Бяо (настоящее имя – Юй Жун) родился в 1906 году в деревне Хуйлуншань уезда Хуанган провинции Хубэй в семье мелкого фабриканта. Его отец разорился после Первой мировой войны и в возрасте десяти лет Юй Жун покинул семью. В семнадцать он вступил в Социалистический союз молодежи Китая, а в девятнадцать (1925 год) в Компартию Китая. В то же время он поступает в военную школу Вампу, а в 1927 году становится командиром взвода гоминдансовской армии, а затем полка. Когда правые лидеры Гоминдана во главе с генералом Чан Кайши разрывают блок с КПК и начинают репрессии против коммунистов, Линь Бяо принимает участие в организованном коммунистами Наньчанском восстании, которое терпит поражение. Затем, вместе с Чжу Дэ участвует в создании первых частей Красной Армии. 1-я армейская группа под командованием Линь Бяо в октябре 1934 года шла в авангарде Великого похода – крупнейшей операции революционной войны в Китае по переброске частей Красной Армии из Юго-Восточного Китая, где им грозил разгром на северо-запад страны. В период антияпонской войны (1937-1945 годы) Линь Бяо командует дивизией. В 1939 году он уезжает в СССР, где представляет Компартию Китая в Коминтерне. Возвращается в 1942 году, и его избирают секретарем Северо-Восточного бюро ЦК КПК. В 1945 году Линь Бяо становится командиром маньчжурской Объединенной демократической армией численностью до 300 тысяч человек. В 1945-1949 он проводит ряд успешных операций, которые внесли решающий вклад в разгром Гоминдана и победы Компартии в гражданской войне.
После победы коммунистов он работает на различных военных и партийных постах. С 1954 года Линь Бяо – заместитель председателя Государственного комитета обороны. С сентября 1956 года – член Политбюро ЦК КПК, с мая 1958 года – член Постоянного комитета Политбюро ЦК и один из заместителей председателя ЦК КПК. С сентября 1959 года, после Лушаньского совещания и снятия Пэн Дэхуая, Линь Бяо становится министром обороны КНР.
Линь Бяо стал знаковой фигурой левого поворота в Компартии – именно он заменил на их постах лидеров правых – сначала Пэн Дэхуая, а затем Лю Шаоци.
Чэнь Бода (родился в 1904 году) – менее известная, чем Линь Бяо фигура, однако, в истории Культурной революции он также занимает значительное место. Чэнь был выдающимся теоретиком и образованным марксистом. Именно его назначают руководить Группой по делам Культурной революции, он же возглавляет редакцию теоретического журнала партии «Хунци». Чэнь Бода наиболее активно выступает против курса на сближение с капиталистическими государствами. С его ликвидации и начинается поворот вправо. В сентябре 1970 года Чэнь Бода убирают со всех руководящих постов и репрессируют.
Через год – в сентябре 1971 года – при загадочных обстоятельствах гибнет Линь Бяо. Самолет с ним и его семьей разбивается на территории Монголии. Линь Бяо поставили в вину заговор против Центрального Комитета и Мао Цзэдуна. Однако, эта версия уже тогда не выдерживала никакой критики – Линь Бяо занимал второй пост в ЦК, а сам комитет состоял из его близких сторонников чуть ли не на треть. До этого никаких противоречий между Линь Бяо и Мао не было замечено, председатель сам выдвинул его в качестве своего преемника.
Однако, действительная причина состояла в том, что Линь Бяо не был готов принять компромисс с правыми, который предлагал заключить Мао. В обмен на сохранение внутренних результатов Культурной революции Мао был готов пойти на одобрение правого внешнеполитического курса. Учитывая позицию Линь Бяо и Чэнь Бода, такой компромисс не мог быть реализован кроме как через устранение их группировки.
Показательно, что сам Мао долгое время после гибели Линь Бяо и официального осуждения маршала вообще не высказывался на этот счет. Даже на Х съезде КПК доклад о «деле Линь Бяо» читал Чжоу Эньлай. Таким образом, Мао подчеркнуто дистанцировался от всей истории с главнокомандующим.
Именно
в этот период начинается улучшение
американо-китайских отношений
В
период 1970-73 годов в руководстве
партии произошел сильный правый
поворот. Х съезд КПК, отчасти
закрепивший его результаты, состоялся
в августе 1973 года, то есть через
два года после устранения Линь Бяо
и его группировки с
Мао Цзэдун вообще не выступал на этом съезде. Или если выступал, то его речь не была опубликована. Сам Председатель, как-то сказал, что на Х съезде он стал «идолом в храме королевских предков с трижды зашитым ртом». Компромисс «штаба Мао Цзэдуна» и правых в партии привел к значительному поправению курса.
На Х съезде в число членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК не были включены левые лидеры Цзян Цин и Яо Вэньюань, из левых туда прошли только Чжан Чуньцяо и Ван Хунвэнь. В тот же период произошла реабилитация около двух десятков старых членов ЦК, подвергнутых критике в ходе Культурной революции. Важным симптомом было и возвращение к власти Дэн Сяопина.
Правда, экономические результаты Культурной революции оставшимся в руководстве партии левым удавалось сохранить вплоть до 1978 года. Тем не менее, сами эти результаты были противоречивыми. Это понимали и левые. Вот, что писал по вопросу дальнейшего экономического и политического развития страны ведущий теоретик левых Чжан Чуньцяо в 1975 году в статье «О всесторонней диктатуре над буржуазией»:
Он
отмечает, что «в промышленности, сельском
хозяйстве и торговле ещё существует
доля частной собственности; социалистическая
общественная собственность ещё
не является полностью общенародной,
а представляет собой две формы
собственности; общенародная же собственность
в сельском хозяйстве как основе
народного хозяйства ещё очень
слаба. Маркс и Ленин, предполагая,
что в социалистическом обществе
уже не существует буржуазного права
в сфере собственности, имели
в виду, что все средства производства
уже принадлежат всему
Тем
не менее, «в вопросе собственности,
как и в других вопросах, нельзя
смотреть только на форму, надо ещё
смотреть и на действительное содержание».
Здесь, очевидно, есть намек на разделение
между формальным и действительным
обобществлением. При формальном обобществлении
собственность капиталистов переходит
к пролетарскому государству. Однако,
связь между отдельными предприятиями
осуществляется еще в значительной
мере через рынок. О действительном
же обобществлении можно говорить,
только когда вся система
Поэтому, Чжан Чуньцяо продолжает: «Необходимо также иметь в виду, что теперь у нас осуществляется товарная система… Это положение… за короткий срок не изменишь». Китайский марксист понимает, что переход к бестоварной коммунистической экономике невозможен без развития производства: «пока общенародная собственность тоже не может обеспечить изобилие продуктов, достаточное для распределения по потребностям среди 800-миллионного населения, можно только продолжать товарное производство, обмен через посредство денег и распределение по труду».