Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
В данной работе проанализированы основные моменты и этапы проведения "культурной революции", сделаны основные выводы об общем развитии и состоянии культуры в Китае в 1966-1976 гг.
Введение 3
Глава I. Активная фаза Культурной реводюции.........................................................................5
1. Раскол в КПК. Разворачивание движения Хунвэйбинов 5
2.Борьба противников Культурной революции. «Захват власти» в Шанхае 11
3.Продолжение сопротивления до IX Съезда КПК.. 18
Глава II. Спад активности Культурной революции..................................................................25
1.Экономика Культурной революции 25
2.Ликвидация группы Линь Бяо – Чэнь Бода 30
3.Тупик Культурной революции и ликвидация левых 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы………………………………………………………. 39
Первой такой дацзыбао стала написанная ассистентом философского факультета Не Юаньцзы и шестью студентами и аспирантами (Сун Исю, Ся Цзяньчи, Ян Кэмин, Чжао Чжэньи, Гао Юньпэн, Ли Синчэнь) листовка с критикой руководства Пекинского университета, а также Пекинского горкома партии. Авторы дацзыбао критиковали руководство университета за зажим критики и запрет проведения публичных митингов и открытого обсуждения политической жизни. Тем самым, писали авторы листовки, руководители крупнейшего вуза страны «подрывают великую пролетарскую культурную революцию». Появление этой дацзыбао послужило сигналом к началу массового движения среди студентов университета против первого секретаря парткома и ректора университета Лу Пина.
1
июня Мао Цзэдун лично дал
указание перепечатать
В
июне-июле 1966 года студенты всех столичных
вузов развернули борьбу против партийного
и административного
Активность студентов и их готовность защищать революционную линию натолкнули Мао и других левых лидеров КПК на мысль сделать основную ставку на этом этапе Культурной революции на учащихся.
Движение
учащихся приняло форму массовых
непартийных организаций
Организации
учащейся молодежи получили название
«хунвейбины», что обычно переводится
как «красногвардейцы». Образовавшиеся
в ходе Культурной революции организации
рабочей молодежи стали называться
«цзяофанями», что означает «бунтари».
Слова «хунвейбин» и «цзяофань»
для Великой Китайской
Заручившись поддержкой студентов, сторонники Мао из Группы по делам Культурной революции смогли повести наступление на сторонников правой линии Лю Шаоци и Дэн Сяопина. Одним из главных оплотов правых был центральный орган партии газета «Жэньминь Жибао». 31 мая 1966 года Группа по делам Культурной революции при ЦК КПК направила рабочую группу во главе с Чэнь Бода, чтобы взять власть в редакции газеты. Чэнь Бода провел реорганизацию редакции. Теперь для публикации передовых статей в «Жэньминь Жибао» требовалась санкция Группы по делам Культурной революции, фактический контроль над главной газетой партии перешел в руки Чэнь Бода. 1 июня газета опубликовала передовицу под названием «Сметем всю и всякую нечисть» с призывом к более широкому развертыванию Культурной революции.
Второй целью Мао и его соратников был Пекинский горком, который был главной опорой правых в партии, надежным резервом группы Лю Шаоци. Только в условиях деморализации пекинских партбоссов вызванной «бунтом» студентов, сторонники Мао сумели провести решение о реорганизации горкома. Решение о ней было опубликовано 3 июня. Пэн Чжэнь был смещен со своего поста. Та же участь постигла и секретаря парткома Пекинского университета Лу Пина, а также его заместителя Пэн Пэйюнь.
Лю Шаоци, Дэн Сяопин и другие лидеры правых в КПК, обыгравшие Мао Цзэдуна по всем правилам бюрократического единоборства, на какое-то время были ошеломлены начавшимися в стране процессами. Мао Цзэдун играл не по их правилам. Напрямую обратившись к массам, Председатель вновь вышел на первый план со «второй линии» руководства. Однако, ответный удар ревизионистов из ЦК КПК не заставил себя ждать. Пользуясь тем, что нити оперативного руководства по-прежнему находились в их руках, Лю и Дэн решили ввести массовое движение в бюрократические рамки, и в конечном счете, свернуть его.
В
июне-июле 1966 года Мао Цзэдун отсутствовал
в Пекине и не принимал участия
в оперативном руководстве
Период
господства ревизионистов с их попытками
свернуть Культурную революцию получил
название «пятьдесят с лишним дней».
В начале июня 1966 года по указанию Лю
Шаоци во все партийные инстанции
от имени ЦК был разослан циркуляр
из восьми пунктов, в котором говорилось
как нужно вести Культурную революцию
дальше. Циркуляр запрещал публичное
обсуждение вопросов, возникавших в
процессе движения, запрещал «покидать
рабочие места», предписывал вести
Культурную революцию на каждом предприятии,
учреждении или вузе раздельно. Фактически
такой режим сковывал возможности
масс, и создавал наиболее удобные
условия для партийной
Затем
Лю Шаоци опять от имени ЦК издал
распоряжение о направлении во все
столичные вузы «рабочих групп» из
партийных начальников
«Рабочие
группы», вошедшие в вузы Пекина стали
фактически подавлять движение критики
ревизионизма и бюрократизма в партаппарате.
Тут же начались выступления студентов
против «рабочих групп». С этого
момента разгорелась открытая борьба
различных линий в КПК. То, что
в нее сразу оказались
В июле 1966 года руководитель Группы по делам Культурной революции (ГКР) Чэнь Бода написал письмо Дэн Сяопину, ссылаясь на негативный опыт действия «рабочих групп», он предлагал «отозвать рабочие группы или уменьшить их число». Дэн грубо ответил ему: «А ты пойди, попробуй сам поработай в рабочей группе. Еще совсем не обязательно, что у тебя это получится».
Бюрократический, начальственный метод работы «рабочих групп» все больше убеждал массы в верности курса Мао на Культурную революцию, таким образом, правые компрометировали сами себя.
18
июля 1966 года Мао Цзэдун возвращается
в Пекин, он тут же выступает
с призывом не сдаваться, а
от партийных бюрократов
1
августа 1966 года в Пекине открывается
11-ый пленум ЦК КПК 8-го
Письмо Мао имело и внутрипартийные последствия. Выступив с открытой критикой Лю Шаоци, Председатель поставил участников Пленума перед выбором – либо открыто поддержать его линию, либо линию Лю и Дэна, заставив партийное «болото» определиться. По итогам Пленума Лю Шаоци был спущен в партийной иерархии со второго места на восьмое, утратив право отдавать распоряжения от имени ЦК партии, но остался членом Постоянного комитета Политбюро ЦК (руководящего органа партии из пяти человек). Вторым человеком в партии стал Линь Бяо, он занял пост единственного заместителя Председателя ЦК.
8
августа 1966 года 11 Пленум ЦК КПК
принял «Решение о великой
пролетарской культурной
В общем плане Культурная революция характеризовалась в документе следующим образом:
«Хотя буржуазия уже свергнута,
В
Решении перечислялись
Определялись также и контрреволюционные силы: «Будучи революцией, культурная революция неизбежно встречает сопротивление. Источником этого сопротивления являются главным образом те облеченные властью, которые пролезли в партию и идут по капиталистическому пути». Его источником является также и «старая сила общественной привычки».
Культурная
революция направлялась против высшей
и средней партийной
Решение
говорило о новых центрах власти,
которые начали появляться в ходе
развертывания Культурной революции:
Члены групп и комитетов
В августе 1966 года Лю Шаоци впервые выступил с так называемой самокритикой. «Самокритика» Лю была попыткой замазать противоречия в политической линии между левыми и правыми в партии – любимый прием оппортунистов всех времен и народов. Он писал, что его «ошибки» были вызваны тем, что он просто «не понял» глубины идей Мао Цзэдуна о развертывании массового движения. Таким образом, Лю продолжал сопротивление, перейдя к стратегической обороне. Несмотря на то, что он уже стал объектом критики, значительное число его сторонников остались на своих партийных постах, оказывали ему поддержку, так что он мог рассчитывать на победу.
Борьба
в партии продолжилась на рабочем
совещании ЦК в октябре 1966 года, на
котором левые силы снова развернули
атаку на Лю Шаоци и Дэн Сяопина
и стоявшую за ними партийную бюрократию.
С докладом «Две линии в великой
пролетарской культурной революции» на
совещании выступил Чэнь Бода. Он сказал,
что большинство парткомов по-