Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:47, курс лекций
Лекция 1
Историческая мысль на пороге Нового времени. Гуманистическая историография
Лекция 2
Общественно-политическая и историческая мысль XVII в.
Лекции 3–4
Исторические воззрения просветителей (XVIII в.)
Лекции 4–7
Историческая наука Запада в первой половине XIX в.
Лекции 7–8
Историческая наука Запада во второй половине XIX в.
Лекция 9
Изучение Новой истории Запада в России (вторая половина XIX – начало XX в.)
Лекции 10–12
Историческая наука Запада на рубеже XIX – XX вв.
Лекции 13–14
Советская историография Новой истории стран Европы и Америки в 1917–1945 гг.
Лекции 15–17
Западная историография Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки (1918–1945 гг.)
Лекции 18–20
Историография Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки (1945 –2000-е гг.)
Вождь революционного течения левеллеров Джон Лильберн в памфлете «Разоблачение новых цепей Англии» доказывал, что революция не закончилась, демократические реформы должны быть продолжены. Он отвергал все привилегии и титулы и прокламировал всеобщее равенство граждан перед законом. По существу, он требовал введения всеобщего избирательного права. Начало угнетения английского народа, потерю им свободы и прав Лильберн связывал с нормандским завоеванием. Сторонник частной собственности, он считал, что это институт существовал изначально, а не возник в результате завоевания, как полагал Уинстэнли.
Идейный защитник диггеров («истинных
левеллеров») Джерард
Английская революция сообщила
заметный импульс развитию общественной
мысли. В изучении конкретной истории
было сделано немного, но теории естественного
права, общественного договора, происхождения
собственности способствовали более глубокому
пониманию исторического процесса.
Лекции 3–4
Исторические воззрения просветителей (XVIII в.)
План
В XVIII в. происходили перемены в социально-экономической и политической жизни. Буржуазные революции в Северной Америке и Франции. Начало промышленного переворота в Англии. Потребности капитализма обусловили открытия в естественных науках – механике, химии, биологии. В науках об обществе – классическая политэкономия (А. Смит). XVIII век – век философии.
Идеи, свободы, равенства,
Теории просветителей
Для просветителей характерен
живой интерес к истории, в
которой они видели школу
2. Исторические взгляды
Г. Болингброк и его «Письма об изучении и пользе истории» (1735).
Отстаивал
идею истории как науки в
– Интерес к истории – одно из проявлений человеческой природы – диктуется жизненными потребностями и интересами человека;
– История должна решать не частные профессионально ограниченные задачи, а философские проблемы, затрагивающие животрепещущие проблемы человечества;
– История как бы расчленена на ряд периодов-циклов. Начало каждого из них обусловлено фундаментальными причинами.
Английский философ Д. Юм – автор восьмитомного труда «История Англии от вторжения Ю Цезаря до революции 1688 г.» (1752–1762). В центре внимания политическая история, но – в духе Просвещения – уделяет внимание религии, нравам, культуре, общественной мысли. В основу периодизации положены правления династий и монархов. Яркий язык, аргументированное изложение. Более столетия оставался для англичан главным источником знаний по национальной истории.
Не меньшее влияние на
Задачу историка Гиббон видел
в том, чтобы раскрыть
– расширявшийся объем завоеваний;
– нарушение равновесия между тремя ветвями власти, сложившегося в эпоху Республики. Оно привело к установлению «дикой демократии», цезаристской диктатуры, а затем к деспотизму восточного образца.
Христианство как фактор, ускоривший
гибель Римской империи:
Французские историки-
Ж.Б. Дюбо противопоставил
Ш. Монтескье из знатной семьи
провинциального дворянства
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) из семьи казначея счетной палаты. Сторонник конституционной монархии. Автор концепции просвещенного абсолютизма. Ввел в науку понятие «философия истории»: задача историка не только собирать и описывать, но и объяснять, как каждое событие в настоящем рождается из прошлого и является отцом будущего. Автор большого числа исторических трудов: «Век Людовика XIV», «История Карла XII», «История России в царствование Петра Великого», «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях» (1756), статьи «История» в «Энциклопедии». Призывал писать историю не королей, а людей, изучая дух, нравы, обычаи народов. «Три вещи непрестанно влияют на склад и характер людей – климат, государственное управление и религия». Расширил предмет истории: не только политическая история, но и история ремесла, торговли, мореплавания, народонаселения, социальных групп. Раздвинул географические рамки исторической науки, преодолев европоцентризм и обратившись к истории азиатских народов(халдеев, индусов, китайцев и др.), культурными достижениями которых пользуются европейцы. Сторонник теории прогресса в истории: «Нетрудно заметить, как сильно изменились почти на всей земле нравы со времени нашествия варваров до наших дней». Носитель прогресса – образованная часть общества. Народные низы (чернь) «не должны рассуждать, не должны идти самостоятельным путем». Критерий отбора источников: достойны доверия те «памятники», которые вышли из-под пера просвещенных современников. Отношение к Средневековью в целом негативное: это время «нелепейших, грубейших суеверий».
Ж.Ж. Руссо – сын швейцарского
часовщика, идеолог
Отталкиваясь от концепции
Ж. Тюрго, экономист-физиократ,
Идеи Тюрго оказали влияние на историческую концепцию Ж. Кондорсе.
Известный математик, философ, энциклопедист, участник Французской революции, Кондорсе в 1793–1794 гг. написал труд «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Определяющими критериями прогресса в истории выступают развитие разума, научных знаний и успехи в достижении свободы. Эти критерии положены в основу периодизации всемирной истории, в которой Кондорсе выделил 9 эпох.
Информация о работе Лекции по "История исторической науки. Историография всеобщей истории"