Лекции по "История исторической науки. Историография всеобщей истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:47, курс лекций

Описание

Лекция 1
Историческая мысль на пороге Нового времени. Гуманистическая историография
Лекция 2
Общественно-политическая и историческая мысль XVII в.
Лекции 3–4
Исторические воззрения просветителей (XVIII в.)
Лекции 4–7
Историческая наука Запада в первой половине XIX в.
Лекции 7–8
Историческая наука Запада во второй половине XIX в.
Лекция 9
Изучение Новой истории Запада в России (вторая половина XIX – начало XX в.)
Лекции 10–12
Историческая наука Запада на рубеже XIX – XX вв.
Лекции 13–14
Советская историография Новой истории стран Европы и Америки в 1917–1945 гг.
Лекции 15–17
Западная историография Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки (1918–1945 гг.)
Лекции 18–20
Историография Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки (1945 –2000-е гг.)

Работа состоит из  1 файл

истфияЛ.doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)

        Вождь революционного течения левеллеров Джон Лильберн  в памфлете «Разоблачение новых цепей Англии» доказывал, что революция не закончилась, демократические реформы  должны быть продолжены. Он отвергал все привилегии и титулы  и прокламировал  всеобщее равенство граждан перед законом. По существу, он требовал введения всеобщего избирательного права. Начало угнетения английского народа, потерю им свободы и прав Лильберн связывал с нормандским завоеванием. Сторонник частной собственности, он считал, что это институт существовал изначально, а не возник в результате завоевания, как полагал Уинстэнли.  

        Идейный защитник диггеров («истинных  левеллеров») Джерард Уинстэнли  («Закон свободы») констатировал,  что  казнь короля Карла  I и установление республики не привели к освобождению крестьян от феодальных повинностей и административного произвола. Выступление диггеров (занятие общинных земель) рассматривалось как естественное продолжение революционных преобразований Он приходил к мысли, что частная собственность противоречит разумной, естественной природе человека. «В начале времени,  – писал он, – великий творец – разум создал землю, чтобы она была общей сокровищницей, лишь постепенно эгоизм людей привел к тому, что они поделили землю и обнесли ее изгородью».  К числу этих людей он относил наследников нормандских завоевателей: королей, старых и новых джентри.  Революция, по мысли Уинстэнли, должна устранить частную собственность и осуществить переход к коллективному владению землей.  

       Английская революция сообщила  заметный импульс развитию общественной мысли. В изучении конкретной истории было сделано немного, но теории естественного права, общественного договора, происхождения собственности способствовали более глубокому пониманию исторического процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекции 3–4

Исторические  воззрения просветителей (XVIII в.)

План

  1. Общие черты просветительской историографии.
  2. Исторические взгляды английских, французских, немецких просветителей.
 
  1. Общие черты  просветительской историографии.

В XVIII в. происходили перемены в социально-экономической и политической жизни. Буржуазные революции в Северной Америке и Франции. Начало промышленного переворота в Англии. Потребности капитализма обусловили открытия в естественных науках  – механике, химии, биологии. В науках об обществе – классическая политэкономия (А. Смит). XVIII век – век философии.

       Идеи, свободы, равенства, общественного  прогресса становятся ведущими  в системе ценностей. Двигателем  прогресса признаются просвещенный  разум и здравый смысл, противостоящие  слепой вере и предрассудкам. Острая критика сословного неравенства, абсолютистского произвола, католической церкви. Так  сложилось широкое идейно-интеллектуальное и культурное движение – Просвещение.

      Теории просветителей опирались  на концепцию естественного права  и общественного договора. Общество они уподобляли организму, а человеческий организм – механической конструкции. Отсюда представление о возможности вывести вечные законы общественного развития.  Общество следовало преобразовать по законам разума, в соответствии с естественными правами человека. Многие мыслители возлагали надежды на просвещенных монархов, которые были бы в состоянии реализовать их идеи на практике  – концепция просвещенного абсолютизма (переписка Вольтера и Дидро с Екатериной II, дружба Вольтера с прусским королем Фридрихом II). Родина Просвещения – Англия, но ее духовный центр Франция. Издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».

      Для просветителей характерен  живой интерес к истории, в  которой они видели школу политического опыта и морали. Стремление показать единство человеческого разума объясняет попытки просветителей написать историю человечества (труды по  всемирной истории Вольтера, И. Г. Гердера). Такой подход сосуществовал с интересом К истории отдельных стран и народов. Большинству просветителей был свойствен исторический оптимизм. Теория прогресса в истории (Вольтер, Гердер, Ж. Тюрго, Ж. Кондорсе). Широкое распространение понятий «культура» и «цивилизация», под которыми понимались улучшение условий жизни, выработка справедливых законов, смягчение некогда грубых нравов, усовершенствование вкусов и манер.. Преобладание европоцентристского подхода.

       2. Исторические взгляды английских, французских, немецких просветителей.

      Г. Болингброк и его «Письма об изучении и пользе истории» (1735).

Отстаивал идею истории как науки в противоположность  развлекательной истории.

– Интерес  к истории – одно из проявлений человеческой природы – диктуется  жизненными потребностями и интересами человека;

– История  должна решать не частные профессионально ограниченные задачи, а философские проблемы, затрагивающие животрепещущие проблемы человечества;

– История  как бы расчленена на ряд периодов-циклов. Начало каждого из них обусловлено  фундаментальными причинами.

         Английский философ Д. Юм – автор восьмитомного труда «История  Англии от вторжения Ю Цезаря до революции 1688 г.» (1752–1762). В центре внимания политическая история, но – в духе Просвещения – уделяет внимание религии, нравам, культуре, общественной мысли. В основу периодизации положены правления династий и монархов. Яркий язык, аргументированное изложение.  Более столетия оставался для англичан главным источником знаний по национальной истории.  

        Не меньшее влияние на общество  оказали труды Э Гиббона и в особенности «История упадка и гибели Римской империи» (!776–1788). Движим размышлениями о судьбе Британской империи (отпадение североамериканских колоний).

       Задачу историка Гиббон видел  в том, чтобы раскрыть значение  конкретных исторических фактов. Он излагает исторический материал в проблемно-исторической последовательности, но блестящим литературным языком. Причины распада Западной и Восточной Римской империй:

– расширявшийся  объем завоеваний;

– нарушение  равновесия между тремя ветвями  власти, сложившегося в эпоху Республики. Оно привело к установлению «дикой демократии», цезаристской диктатуры, а затем к деспотизму восточного образца.

       Христианство как фактор, ускоривший  гибель Римской империи: исчезновение  воинского духа, возобладание духа пассивности, смирения, непротивления, одновременно рост нетерпимости, фанатичное преследование «еретиков». Средние века – «кровавое и преступное безумие», насаждаемое церковью и монастырскими орденами.     

        Французские историки-просветители. Интерес к истории средних веков, в частности, к вопросу о происхождении социально-политических учреждений Франции и французской нации. Полемика между графом А. де Буленвилье и аббатом Ж.Б. Дюбо (первая треть XVIII в.). Булевилье, выразитель настроений и интересов аристократии, отстаивал тезис о том, что происхождение французского общества и государства есть результат германского (франкского) завоевания Галлии. Завоеватели составили основу дворянского сословия, а покоренные гало-римляне – подданными, простонародьем (впоследствии – третьим сословием). «Право победителя», воплощенное в крови дворянской «расы», передавалось последующим поколениям. Короли изначально избирались аристократами, были лишь первыми среди равных.

         Ж.Б. Дюбо противопоставил германистской версии романистскую теорию. Произошло не завоевание Галлии, а постепенное органическое слияние исконного населения Галлии и пришельцев-франков. На этой основе происходило формирование французской нации. Дворянские привилегии – выдумка, результат узурпации прав народа. Эти теории отражали столкновение дворянства и третьего сословия в экономической сфере и общественно-политической жизни. Просветители признавали факт франкского завоевания, но отвергали сословно-тенденциозные выводы Буленвилье.    

        Ш. Монтескье из знатной семьи  провинциального дворянства мантии. Сторонник конституционной монархии  на основе разделения и равновесия  ветвей власти в качестве гарантии  индивидуальных свобод. При объяснении  различий исторических судеб  народов и стран обращался к конкретной истории человеческих обществ, применяя сравнительный метод. В сочинении «О духе законов» (1748) он трактовал исторические законы как «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Историческое развитие в конечном итоге детерминировано природно-географическим фактором: «От различия в потребностях, порождаемых различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни – различие законов».

       Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) из  семьи казначея счетной палаты. Сторонник конституционной монархии. Автор концепции просвещенного абсолютизма. Ввел в науку понятие «философия истории»: задача историка не только собирать и описывать, но и объяснять, как каждое событие в настоящем рождается из прошлого и является отцом будущего. Автор большого числа исторических трудов: «Век Людовика XIV», «История Карла XII», «История России в царствование Петра Великого», «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях» (1756), статьи «История» в «Энциклопедии». Призывал писать историю не королей, а людей, изучая дух, нравы, обычаи народов. «Три вещи непрестанно влияют на склад и характер людей – климат, государственное управление и религия».    Расширил предмет истории: не только политическая история, но и история ремесла, торговли, мореплавания, народонаселения, социальных групп. Раздвинул географические рамки исторической науки, преодолев европоцентризм и обратившись к истории азиатских народов(халдеев, индусов, китайцев и др.), культурными достижениями которых пользуются европейцы.  Сторонник теории прогресса в истории: «Нетрудно заметить, как сильно изменились почти на всей земле нравы со времени нашествия варваров до наших дней». Носитель прогресса – образованная часть общества. Народные низы (чернь) «не должны рассуждать, не должны идти самостоятельным путем». Критерий отбора источников: достойны доверия те «памятники», которые вышли из-под пера просвещенных современников. Отношение к Средневековью в целом негативное: это время «нелепейших, грубейших суеверий».

        Ж.Ж. Руссо – сын швейцарского  часовщика, идеолог эгалитаризма. Философско-исторические взгляды  изложены в сочинениях «Рассуждение  о происхождении и основаниях  неравенства между людьми», «Об  общественном договоре, или Принципы  политического права» и др.

        Отталкиваясь от концепции естественного  права и общественного договора, считал, что в первобытную эпоху  царили равенство, свобода. Люди, занимаясь охотой и собирательством,  «жили свободными, здоровыми, добрыми  и счастливыми. В дальнейшем  рост населения делал все более трудным  удовлетворение насущных потребностей и стимулировал  развитие способностей. Люди научились изготавливать железные орудия труда и обрабатывать землю «Железо и хлеб… цивилизовали людей и погубили человеческий род». Возникла частная собственность, и исчезло первобытное равенство. Богатые члены общества хитростью навязали всем другим соглашение и создали государство. С того времени история человечества – это процесс упадка.  Временный прогресс возможен при условии перераспределения собственности и установления республиканских порядков. В этой связи обосновал закономерность восстания против деспотического правления. Итак, Руссо раскрыл материальную основу  цивилизационного прогресса, но одновременно указал на его противоречивость.

        Ж. Тюрго, экономист-физиократ,  государственный деятель, изложил  свою концепцию прогресса в  истории в сочинении «Рассуждения  о всемирной истории» (1750). Человечество  медленными шагами движется ко  все большему совершенству, «переживая  попеременно спокойствие и волнения…» Считая средневековье периодом глубокого упадка, он тем не менее выделял и в истории средних веков тенденцию прогрессивного развития, которая просматривается в технических изобретениях. Рост городов и укрепление королевской власти подготавливали успехи человеческого духа, которыми отмечено Новое время.

        Идеи Тюрго оказали влияние  на историческую концепцию Ж.  Кондорсе.

Известный математик, философ, энциклопедист, участник Французской революции, Кондорсе в 1793–1794 гг. написал труд «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Определяющими критериями прогресса в истории выступают развитие разума, научных знаний и успехи в достижении свободы. Эти критерии положены в основу периодизации всемирной истории, в которой Кондорсе выделил 9 эпох.

Информация о работе Лекции по "История исторической науки. Историография всеобщей истории"