Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:33, реферат

Описание

Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения
конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах
развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено
ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского
народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций
Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-
земледельческого и кочевого миров Евразии.

Содержание

Введение. ………………………………………………………….3
Глава I. Дореволюционная отечественная историография
восточнославянских племен……………………………………………..9
Глава II. Советская историография происхождение славянских
племен……………………………………………………………………..20
Глава III. Зарубежная историография происхождение славян….39
Заключение………………………………………………………….54
Библиография……………………………………………………….56

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 112.16 Кб (Скачать документ)

до Верхнего Вислы  и к востоку до Днепра.

      Но  следует  отметить,  что   письменные  источники,  по  отношению   к

археологическим источникам, могут быть неправдоподобными, так как они  могли

строиться, не только по непосредственно увиденному, но и понаслышке.

      Теперь перейдем к определению  предмета и объекта данной  работы.  Таким

образом, предметом  работы является  происхождение  и  расселение  славянских

племен. Объектом же, мы  вправе  считать  –  дореволюционную  отечественную,

советскую, и зарубежную историографию по данной теме.

      Целью  дипломной  работы  является  –  попытаться  проанализировать  и

изложить  точки   зрения,   теорий   ученых-историков   изучавших   проблему

происхождения славян.

      В задачи входит:

             .   Осветить   теории   этногенеза   славян    дореволюционных

               отечественных историков.

             .  Изложение  и  сравнение   этногенетических  схем  славянских

               племен, историков советского периода.

             . Краткое  рассмотрение  теорий  этногенеза  восточных  славян

               зарубежных ученых-историков, в  основном чешских и польских.

      Перед  тем  как   перейти   к   рассмотрению   методов   исторического

исследования,  которыми  использовались  в  написании  работы,  хотелось  бы

отметить, что на основе форма цельного  подхода  в  истории,  была  написана

данная работа.

      Переходя к характеристике методов   исторического  исследования,  будет

немаловажно раскрыть  саму  сущность  методов.  Под  методами  исторического

исследования понимаются все общие методы изучения  исторической  реальности,

т.е. методы, относящиеся  к исторической науке в целом, применяемые  во  всех

областях исторических исследований.

      К  числу  основных  общеисторических  методов  научного   исследования

относятся:    историко-генетический,    историко-сравнительный,    историко-

типологический,  историко-системный.  При  использовании  того   или   иного

общеисторического метода применяются и другие общенаучные  методы  (анализ  и

синтез, индукция и дедукция,  описание  и  измерение,  объяснение  и  т.д.),

которые   выступают   в   качестве   конкретных   познавательных    средств,

необходимых для  реализации подходов и принципов, лежащих  в  основе  ведущего

метода.

      В работе основным методом  использовался  - историко-сравнительный.  Он

предполагает вскрытие  сущности  изучаемых  явлений  и  по  сходству,  и  по

различию присущих им свойств, а так же проводить  сравнение в пространстве  и

во времени.

      В целом этот метод обладает  широкими познавательными возможностями.  Во-

первых, он позволяет  раскрыть сущность исследуемых явлений  в  тех  случаях,

когда  она  неочевидна,  на  основе  имеющихся  фактов:  выявлять  общее   и

повторяющееся, необходимое  и закономерное, с одной  стороны,  и  качественно

отличное с другой.

      Во-вторых, дает возможность выходить  за пределы изучаемых явлений  и на

основе аналогий приходит к широким историческим обобщениям и параллелям.

      В-третьих,  он  допускает  применение  всех  других   общеисторических

методов и менее  описательной, чем историко-генетический.

           Подтверждением выше указанного, можно привести пример  из  данной

работы.   Сравнивая,   анализируя   и   синтезируя   точки   зрения   ученых

отечественных и  зарубежных разных эпох на  заданную  тему.  Т.е.  проводится

сравнение этногенетических схем славян.

      Так же используя историко-генетический  метод , который, как мы  знаем,

тяготеет к  описательности,  фактографизму  и  эмпиризму.  Помимо  этого  он

позволяет   показать   причинно-следственные    связи    в    закономерности

исторического развития  в  их  непосредственности,  а  исторические  события

охарактеризовать  в  их  индивидуальности  и  образности.   Таким   образом,

описывая,  рассматривая  этногенетические  схемы   историков,   занимающихся

данной проблемой, выявляем причинно-следственные связи  и факты.

      Практическая значимость работы,  представляет  собой,  тот  факт,  что

работа может  послужить и помочь при подготовке  к  семинарским  занятиям  по

исследуемой тематике, как по истории России, так и  по историографии.

      И в  заключении  хотелось  бы  выразить  благодарность   преподавателям

Исторического факультета,  за  помощь  в  написании  дипломной  работы,    в

особенности своему научному руководителю Ткаченко Сергею Дмитриевичу. 

   Глава I. Дореволюционная отечественная  историография восточнославянских

                                   племен.

    Одной  из важнейших проблем истории  Древнерусского государства   является

проблема формирования  того  этнического  массива,  из  которого  выросла  и

развилась  древнерусская  народность  создатель  экономических,   социально-

политических институтов и культуры Киевской  Руси.  Важность  этой  проблемы

стихийно осознавалась уже  первыми  русскими  историками-летописцами  XI-XII

вв. Именно ими  была разработана первая  этническая  концепция  возникновение

древнерусской народности, содержавшая два  коренных  положения,  которые  не

утратили своего значения до наших дней. Первое –  о родстве и единстве  всего

славянского мира, второе – об исходной миграции с  запада  славянских  племен

составивших активное ядро Древнерусского государства.

    В этой  главе я коснусь рассмотрения  точек зрения теорий дореволюционных

российских ученых историков о расселение восточных  славян.

    Но сначала  окунемся в далекий XVIII век,  так как в это время происходит

полемика  Ломоносова  и  Миллера  о  призвании  варягов  и  привнесения  ими

государственности на русскую землю.

    Эта  полемика имеет большое историографическое  значение, потому что  она

начинает борьбу антинорманистов с норманистами, которая не  прекращается  ни

в  XIX,  ни  в  XX  веке.  В  течение  этого  длительного  периода  делались

неоднократные попытки  использовать летописную легенду о  призвании варягов  и

другие показания  источников о варягах в Восточной  Европе для  утверждения  о

неспособности славян самостоятельно создать государство  и  о  решающей  роли

пришлых германцев  в  деле  создания  русской  культуры.  Однако  мы  жестоко

ошибаемся,  если  станем  думать,  что  все  норманисты   отстаивают   такие

оскорбительные  для русского народа и далекие  от науки утверждения.  В  числе

норманистов кроме  прямых фальсификаторов  было  много  выдающихся  ученых  и

бесспорных патриотов (например, А.А.Шахматов и А.Е.Пресняков).

    В современной  историографии спор антинорманистов  и норманистов включает

несколько сложных  и важных проблем: 1)  о  роли  внутренних  причин  и  роли

иноземцев  (варягов)  в  процессе  формирования  и  развития  древнерусского

государства; 2)  о  степени  норманнского  влияния  на  развитие  социальных

отношений и культуры, причем для ответа на этот вопрос  привлекаются  данные

археологии, языкознания, памятники  культуры  (советские  историки  отмечали

сравнительную слабость норманнского влияния, по сравнению  с  византийским  и

татарским); 3) о  происхождении имени  Русь,  русского  народа,  причем  этот

терминологический  вопрос  представляющий  широкий  интерес,  все  же  имеет

меньше научное  значение, чем первые два.

    В середине XVIII  века,  вопрос  о  происхождении   государства  еще  не

связывался   с   возникновением   общественных   классов   и    непримиримых

противоречий  между  классами.  Он  сводился  к  этническому   происхождению

правящей династии. Ни  Ломоносов,  ни  Миллер  не  сомневались  в  призвании

Рюрика с  братьями;  спорен  только  вопрос,  был  ли  Рюрик  норманном  или

славянином, и откуда он пришел. Если Байер и Миллер полагали, что  варяги  с

Рюриком во главе  пришли в Новгород из  Скандинавии  и  были  норманнами,  то

Ломоносов  считал,  что  они  пришли  с  юго-восточных  берегов   Варяжского

(Балтийского) моря. Здесь между Вислой и Двиной  жило славянское племя  Русь,

призванное в 862 г. в Новгород.1

    Происхождение  имени Русь Миллер выводил  из термина россалайна,  которым

финны именовали  шведов. Ломоносов считал невероятным,  чтобы  Новгород  стал

именовать пришлых  варягов, а потом и самих себя финским словом.  Он  обращал

внимание на сходство имени россияне и роксаланы –  древнего  народа,  жившего

между Доном и  Днепром, откуда часть этого народа распространилась к  северу,

дойдя до Балтийского  моря и Ильмень  озера.  Название  старинного  города  –

Старая Русса  свидетельствует о том, “что прежде Рюрика жил тут  народ  руссы

или Россы, или  по-гречески роксаланы называемый”.2

    Из  аргументов  приведенных  Ломоносовым   в  пользу  мнения   о   южном

происхождении Руси, до сих пор используется его указание на наличие  на  юге

топонимов с корнем  -рос-  (например, приток Днепра –  Рось-река).

    Мнение  М.В.Ломоносова о происхождении  россиян от россалан не удержалось

в науке. Миллер писал, что в древности  фигурировало  слово  Русь.  А  слово

россияне возникло  и  вошло  в  употребление  недавно  и  не  может  служить

доказательством этого мнения.3 Не удержался в  науке  и  тезис  Ломоносова  о

приходе Рюрика в  Новгородскую землю с юго-восточного  славянского  побережья

Балтики.

    Иначе  дело обстоит с вопросом о  масштабах культурного влияния  норманнов

на восточных  славян. Вызвавшие решительные возражения со стороны  Ломоносова

мнение Миллера  и Шлецера о совершенной дикости  восточных славян  до  прихода

варягов, отвергнута современными историками, как и  утверждение  о  решающем

влиянии норманнов.  Поддержана  и  подкреплена  специальным  анализом  мысль

М.В.Ломоносова о  том, что в славянском языке не заметно  “знатной  перемены”

в сторону языка  скандинавов, между тем “и по ныне имеем  мы  в  своем  языке

Информация о работе Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии