Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:33, реферат
Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения
конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах
развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено
ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского
народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций
Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-
земледельческого и кочевого миров Евразии.
Введение. ………………………………………………………….3
Глава I. Дореволюционная отечественная историография
восточнославянских племен……………………………………………..9
Глава II. Советская историография происхождение славянских
племен……………………………………………………………………..20
Глава III. Зарубежная историография происхождение славян….39
Заключение………………………………………………………….54
Библиография……………………………………………………….56
до Верхнего Вислы и к востоку до Днепра.
Но следует отметить, что письменные источники, по отношению к
археологическим источникам, могут быть неправдоподобными, так как они могли
строиться, не только по непосредственно увиденному, но и понаслышке.
Теперь перейдем к определению предмета и объекта данной работы. Таким
образом, предметом работы является происхождение и расселение славянских
племен. Объектом же, мы вправе считать – дореволюционную отечественную,
советскую, и зарубежную историографию по данной теме.
Целью дипломной работы является – попытаться проанализировать и
изложить точки зрения, теорий ученых-историков изучавших проблему
происхождения славян.
В задачи входит:
. Осветить теории этногенеза славян дореволюционных
отечественных историков.
. Изложение и сравнение этногенетических схем славянских
племен, историков советского периода.
. Краткое рассмотрение теорий этногенеза восточных славян
зарубежных ученых-историков,
Перед тем как перейти к рассмотрению методов исторического
исследования, которыми использовались в написании работы, хотелось бы
отметить, что на основе форма цельного подхода в истории, была написана
данная работа.
Переходя к характеристике
немаловажно раскрыть саму сущность методов. Под методами исторического
исследования понимаются все общие методы изучения исторической реальности,
т.е. методы, относящиеся к исторической науке в целом, применяемые во всех
областях исторических исследований.
К числу основных общеисторических методов научного исследования
относятся: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-
типологический, историко-системный. При использовании того или иного
общеисторического метода применяются и другие общенаучные методы (анализ и
синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, объяснение и т.д.),
которые выступают в качестве конкретных познавательных средств,
необходимых для реализации подходов и принципов, лежащих в основе ведущего
метода.
В работе основным методом использовался - историко-сравнительный. Он
предполагает вскрытие сущности изучаемых явлений и по сходству, и по
различию присущих им свойств, а так же проводить сравнение в пространстве и
во времени.
В целом этот метод обладает
широкими познавательными
первых, он позволяет раскрыть сущность исследуемых явлений в тех случаях,
когда она неочевидна, на основе имеющихся фактов: выявлять общее и
повторяющееся, необходимое и закономерное, с одной стороны, и качественно
отличное с другой.
Во-вторых, дает возможность выходить за пределы изучаемых явлений и на
основе аналогий приходит к широким историческим обобщениям и параллелям.
В-третьих, он допускает применение всех других общеисторических
методов и менее описательной, чем историко-генетический.
Подтверждением выше
работы. Сравнивая, анализируя и синтезируя точки зрения ученых
отечественных и зарубежных разных эпох на заданную тему. Т.е. проводится
сравнение этногенетических схем славян.
Так же используя историко-
тяготеет к описательности, фактографизму и эмпиризму. Помимо этого он
позволяет показать причинно-следственные связи в закономерности
исторического развития в их непосредственности, а исторические события
охарактеризовать в их индивидуальности и образности. Таким образом,
описывая, рассматривая этногенетические схемы историков, занимающихся
данной проблемой, выявляем причинно-следственные связи и факты.
Практическая значимость
работа может послужить и помочь при подготовке к семинарским занятиям по
исследуемой тематике, как по истории России, так и по историографии.
И в заключении хотелось бы выразить благодарность преподавателям
Исторического факультета, за помощь в написании дипломной работы, в
особенности своему
научному руководителю Ткаченко Сергею
Дмитриевичу.
Глава I.
Дореволюционная отечественная
историография
Одной из важнейших проблем истории Древнерусского государства является
проблема формирования того этнического массива, из которого выросла и
развилась древнерусская народность создатель экономических, социально-
политических институтов и культуры Киевской Руси. Важность этой проблемы
стихийно осознавалась уже первыми русскими историками-летописцами XI-XII
вв. Именно ими была разработана первая этническая концепция возникновение
древнерусской народности, содержавшая два коренных положения, которые не
утратили своего значения до наших дней. Первое – о родстве и единстве всего
славянского мира, второе – об исходной миграции с запада славянских племен
составивших активное ядро Древнерусского государства.
В этой
главе я коснусь рассмотрения
точек зрения теорий
российских ученых историков о расселение восточных славян.
Но сначала окунемся в далекий XVIII век, так как в это время происходит
полемика Ломоносова и Миллера о призвании варягов и привнесения ими
государственности на русскую землю.
Эта
полемика имеет большое
начинает борьбу
антинорманистов с
в XIX, ни в XX веке. В течение этого длительного периода делались
неоднократные попытки использовать летописную легенду о призвании варягов и
другие показания источников о варягах в Восточной Европе для утверждения о
неспособности славян самостоятельно создать государство и о решающей роли
пришлых германцев в деле создания русской культуры. Однако мы жестоко
ошибаемся, если станем думать, что все норманисты отстаивают такие
оскорбительные для русского народа и далекие от науки утверждения. В числе
норманистов кроме прямых фальсификаторов было много выдающихся ученых и
бесспорных патриотов (например, А.А.Шахматов и А.Е.Пресняков).
В современной
историографии спор
несколько сложных и важных проблем: 1) о роли внутренних причин и роли
иноземцев (варягов) в процессе формирования и развития древнерусского
государства; 2) о степени норманнского влияния на развитие социальных
отношений и культуры, причем для ответа на этот вопрос привлекаются данные
археологии, языкознания, памятники культуры (советские историки отмечали
сравнительную слабость норманнского влияния, по сравнению с византийским и
татарским); 3) о происхождении имени Русь, русского народа, причем этот
терминологический вопрос представляющий широкий интерес, все же имеет
меньше научное значение, чем первые два.
В середине XVIII века, вопрос о происхождении государства еще не
связывался с возникновением общественных классов и непримиримых
противоречий между классами. Он сводился к этническому происхождению
правящей династии. Ни Ломоносов, ни Миллер не сомневались в призвании
Рюрика с братьями; спорен только вопрос, был ли Рюрик норманном или
славянином, и откуда он пришел. Если Байер и Миллер полагали, что варяги с
Рюриком во главе пришли в Новгород из Скандинавии и были норманнами, то
Ломоносов считал, что они пришли с юго-восточных берегов Варяжского
(Балтийского) моря. Здесь между Вислой и Двиной жило славянское племя Русь,
призванное в 862 г. в Новгород.1
Происхождение имени Русь Миллер выводил из термина россалайна, которым
финны именовали шведов. Ломоносов считал невероятным, чтобы Новгород стал
именовать пришлых варягов, а потом и самих себя финским словом. Он обращал
внимание на сходство имени россияне и роксаланы – древнего народа, жившего
между Доном и Днепром, откуда часть этого народа распространилась к северу,
дойдя до Балтийского моря и Ильмень озера. Название старинного города –
Старая Русса свидетельствует о том, “что прежде Рюрика жил тут народ руссы
или Россы, или по-гречески роксаланы называемый”.2
Из аргументов приведенных Ломоносовым в пользу мнения о южном
происхождении Руси, до сих пор используется его указание на наличие на юге
топонимов с корнем -рос- (например, приток Днепра – Рось-река).
Мнение
М.В.Ломоносова о
в науке. Миллер писал, что в древности фигурировало слово Русь. А слово
россияне возникло и вошло в употребление недавно и не может служить
доказательством этого мнения.3 Не удержался в науке и тезис Ломоносова о
приходе Рюрика в Новгородскую землю с юго-восточного славянского побережья
Балтики.
Иначе дело обстоит с вопросом о масштабах культурного влияния норманнов
на восточных
славян. Вызвавшие решительные
мнение Миллера
и Шлецера о совершенной
варягов, отвергнута современными историками, как и утверждение о решающем
влиянии норманнов. Поддержана и подкреплена специальным анализом мысль
М.В.Ломоносова о том, что в славянском языке не заметно “знатной перемены”
в сторону языка скандинавов, между тем “и по ныне имеем мы в своем языке
Информация о работе Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии