Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:33, реферат
Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения
конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах
развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено
ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского
народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций
Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-
земледельческого и кочевого миров Евразии.
Введение. ………………………………………………………….3
Глава I. Дореволюционная отечественная историография
восточнославянских племен……………………………………………..9
Глава II. Советская историография происхождение славянских
племен……………………………………………………………………..20
Глава III. Зарубежная историография происхождение славян….39
Заключение………………………………………………………….54
Библиография……………………………………………………….56
пространство между средним Днепром и Верхнем Днестром, охватывающее
северное Прикарпатье бассейн Вислы и, возможно доходящее до верхнего
течения Одера и Эльбы. Основную роль в истории славянских племен на
территории Восточной Европы. П.Н. Третьяков отводил зарубинецкой культуре,
которая сложилась, вероятно, на основе чернолесских и белогрудовских
памятников, впитала в себя элементы лужицко-поморские, отчасти милоградские
и скифские.19 Дальнейшая история зарубинецких племен выглядит, по мнению
П.Н. Третьякову следующим образом. На рубеже нашей эры началось их
продвижение к северу и северо-востоку по Днепру и в поречье Десны и Сомы,
чему способствовало давление скифо-сарматских племен и затем готов. На
Десне складывается позднезарубинецкая культура, в которой лишь минимально
отразились местные юхновские черты, тогда как зарубинецкое влияние
распространилось в балтийской среде на широких пространствах лесной полосы
Восточной Европы, вплоть до Верховьев Днепра и Оки.20 По основным признакам
к зарубинецким примыкают, по П.Н. Третьякову, памятники киевского типа
открытые в окрестностях Киева по Днепру и его притокам и относящиеся ко II-
IV вв. При дальнейшем развитии на основе позднезарубинецких памятников
образовалась колочинская культура, принадлежавшая, по мысли автора, к одной
из группировок восточных славян, а при расселении позднезарубинецких племен
к югу на бывшую черняховскую территорию сложились раннесредневековые
славянские памятники типа Пеньковки. Не верхнеднепровское, а более западное
происхождение имели только славянские памятники типа Корчак. Черняховская
культура распространилась в разноплеменной среде и не имела прямого
отношения к восточнославянскому этногенезу, лишь южная часть зарубинецкого
населения могла
оказаться отчасти под
Зарубинецкая линия развития славян, намеченная П.Н. Третьяковым,
находит сейчас широкую поддержку среди археологов, занимающихся культурами
рубежа и первой половины I тыс. н.э. Работу в этом направлении продолжил
Е.А.Горюнов, но на новом материале его выводы оказались более осторожными,
чем у П.Н. Третьякова. Е.А. Горюнов считал, что памятники киевского типа
имели особый характер, и в них есть лишь отдельные элементы, близкие к
зарубинецким, поэтому их нельзя назвать позднезарубинецкими.22 В дальнейшем
на основе киевской складываются колочинская культура, но последнюю сменяют
славянские памятники VII – VIII вв., не связанные эволюционным развитием с
колочинской культурой,
как предполагал П.Н.Третьяков.
Поднепровье славянских памятников (VII-VIII вв.), по мнению Е.А. Горюнова,
вероятно, было вызвано отходом на север под нажимом хазар части
пеньковского населения. В связи с этим этническое лицо колочинской и
киевской культур не поддается четкому определении., но “некоторые данные
позволяют считать, что обе культуры в своей основе являлись славянскими”.23
Р.В. Терпиловский, непосредственно занимающийся киевской культурой,
подчеркивает ее перерастание в колочинскую, и при этом отмечает
значительную роль киевской культуры в сложении банцеровских и тушемлинских
древностей Верхнего Поднепровья и Подвинья, родственных колочинским. Он
считает возможным и существование определенных генетических связей киевских
памятников Среднего Поднепровья с пражской культурой. Киевская культура
послужила основой возникновения и пеньковских памятников в Днепровском
лесостепном побережье, что было связано, по мнению Р.В. Терпиловского, с
продвижением на юг в середине I тыс.н.э. скорее всего около V в., части
деснинских племен. Этнос носителей пеньковской культуры идентифицируется со
славянами-антами,
наблюдается
колочинской культур образующих широкую смешанную зону в левобережной
лесостепи и Подесенья, поэтому колочинские памятники, как и пеньковские, и
общую для этих культур подоснову-киевскую культуру – автор расценивает как
славянские. Таким образом, киевская культура оказывается исходным пунктом
возникновения всех раннесредневековых славянских группировок.
Концепцию западной прародины славян, охватывающей бассейн средней и
отчасти верхней Вислы, достигавшей на западе среднего течения Одера и на
Востоке – Припятского Полесья и Волыни, отстаивает В.В. Седов. В работе,
посвященной происхождению и ранней истории славян, он излагает историю
изучения проблемы происхождения славян и дает обзор современных
лингвистических,
антропологических и
В.В.Седов строит свою концепцию на археологических материалах,
придерживаясь ретроспективного метода25 исследования, который он считает
единственно удовлетворительным путем для археологического изучения
этногенеза, и лишь затем пытается сопоставить свои выводы с данными других
наук. Он исходит из того, что археологические культуры соответствуют
этническим общностям, хотя при некоторых условиях, миграциях и
взаимопроникновениях могут складываться и полиэтнические культуры. В
отличие от польских автохтонистов, связывавших лужицкую культуру (конец II
середина I тыс. до н.э.) с праславянами, В.В.Седов относит эту культуру к
одной из диалектных группировок древне европейского населения (предков
кельтов, италиков, германцев, славян и, возможно, некоторых других
европейских этносов).26 При ретроспективном подходе к археологическим
материалам самой ранней славянской культурой, по его мнению, следует
считать подклешевую V-II до н.э. (часто объединяемую с поморской, но
имевшую специфические черты и занимавшую особую территорию). По времени
культура подклешевых погребений соответствует первому этапу развития
праславянского языка и ее славянская принадлежность подкрепляется или, во
всяком случае, не противоречит другим приведенным в работе лингвистическим
данным.
На основе подклешевой культуры с конца II в.до н.э. складывается
пшеворская, на развитие которой оказала влияние кельтских и германских
племен, что привело к неоднородности культуры и населения. По мнению
исследователя, в ареале пшеворской культуры выделяются два региона,
отличающихся друг от друга деталями погребального обряда, набором инвентаря
и типами керамики. Восточный, Висленский, регион сформировался
непосредственно на основе подклешевой культуры и эволюционно связывается со
славянской раннесредневековой культурой пражского типа, тогда как западный,
Одерский регион, был заселен в значительной степени восточными
германцами.27 На востоке славянская территория на рубеже нашей эры,
возможно, достигла Среднего Поднепровья, куда доходила зарубинецкая
культура, население которой родственно пшеворскому, но в тоже время в ней
были сильны местные балтийские элементы. Южная часть населения
зарубинецкого ареала приняла в дальнейшем участие в генезисе славянского
ядра черняховской культуры. В сложении черняховской культуры определенный
вклад внесло местное скифо-сарматское население, а в западных областях –
карпатские и дакийские племена. Существенную роль в сложении черняховской
культуры сыграло также пришлое пшеворское население.28 Все это привело к
этнической пестроте Черняховского населения, но разноэтничные элементы
концентрируются на территории неровномерно. На этом основании В.В.Седов
выделяет Подольско-
верхнее и средние течение Южного Буга и область Верхнего Поднестровья (см.
карта 4.). Для этого региона, по мнению автора, характерна концентрация
зарубинецких и пшеворских особенностей, привнесенных славянами, постепенно
ассимилировавшими местное скифо0сарматское население. Благодаря процессу
ассимиляции в культуре, языке и верованиях юго-восточной части славян
явственно прослеживается иранское воздействие.29 О славянской
принадлежности
населения Подольско-
В.В.Седову, генетические связи его культуры со славянскими древностями V-
VII вв. типа Праги-Пеньковки.
Линия развития славянской культуры от подкиешевых памятников к
пшеворским, а затем к раннесредневековым пражским поддержана
И.П.Русановой.30 Она попыталась выделить из разнородного материала
пшеворской культуры отдельные компоненты, каждый из которых имеет свои
особенности в погребальном обряде, характере домостроительства, в наборе
инвентаря и типах посуды. Путем корреляции материалов поселений и
могильников ей удалось обособить комплексы, относящиеся к трем группам
пшеворской культуры: первая из них характеризуется чертами, близкими
подклешевой и раннесредневековой пражской культурам, и принадлежала
славянскому населению; вторая, имеет соответствие в кельтских памятниках и,
вероятно, связана с проникновением в Висло-Одерской междуречье кельтского
населения; третья, оставлена германскими племенами, распространившимися с
севера и северо-запада и принесшими свои культурные особенности.
Разноэтничное население жило, по наблюдениям автора, чресполосно на
пшеворской территории и оставило смешанные памятники.31
В последние годы распространилась точка зрения, возрождающая
представление о сложении славян на востоке, в Поднепровье. Д.А.Мачинский,
рассматривая письменные источники о венетах, пришел к убеждению, что со II
в.до н.э. до середины IV в.н.э. они обитали на территории охватывающей
Информация о работе Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии