Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:33, реферат
Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения
конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах
развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено
ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского
народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций
Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-
земледельческого и кочевого миров Евразии.
Введение. ………………………………………………………….3
Глава I. Дореволюционная отечественная историография
восточнославянских племен……………………………………………..9
Глава II. Советская историография происхождение славянских
племен……………………………………………………………………..20
Глава III. Зарубежная историография происхождение славян….39
Заключение………………………………………………………….54
Библиография……………………………………………………….56
конца 30-х гг. она стала одной из ведущих тем советской археологии. Бурное
развитие археологических изысканий, особенно в послевоенные годы, привело
впервые к созданию прочной источниковедческой базы. Безусловно, тормозящую
роль в развитии представлений о ранних этапах восточнославянской этнической
истории сыграла яфетическая теория Н.Я.Марра. Продолжение марристского
схематизма в начале 50-х гг. интенсифицировало разработку проблем
восточнославянского этногенеза, повлекло за собой расширение
археологических работ и завершилось открытием подлинно славянских
памятников. Они досконально изучались, и на основе этих исследований
выдвигалась новые теории для построения единой этногенетической системы
славян.
К главе II.
1. Марр Н.Я.
Яфетические зори на
5. – М-Л., 1935.- с.47.
2. Там же, с.333.
3. Советская историография Киевской Руси. – Л.,1978.-с.16.
4. Там же.
5. Готье Ю.В. Железный век в Восточной Европе. – Л.,1930.-с.16.
6. Там же.
7. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.,1953.
8. Там же, с.35.
9. Там же, с.35-37, 376-383.
10. Там же, с.429.
11. Рыбаков
Б.А. Первые века русской
12. Там же, с.87.
13. Там же.
14. Там же, с.91.
15. Там же, с.98.
16. Там же, с.114.
17. Там же, с.171.
18. Третьяков
П.Н. Северовосточные
с.21-22.
19. Третьяков П.Н. У истоков Древнерусской народности. - М., 1970.-с.20.
20. Там же, с.28.
21. Там же, с.33.
22. Горюнов
Е.А. Ранние этапы истории
Л.,1981. –с.48.
23. Там же, с.75.
24. Седов В.В.
Происхождение и ранняя
25. Ретроспективный метод – исследование связей этнически известных
культур с более ранними,
этнической принадлежности
26. Седов В.В.
Происхождение и ранняя
27. Седов В.В. Истоки славян.// Родина. №1,2., 2001.
28. Там же.
29. Седов В.В.
Происхождение и ранняя
30. Русанова
И.П. Славянские древности VI-
– М., 1976.-с.98.
31. Там же,(т.ж. смотрите примечание, карты составленные РусановойИ.П.)
с.115.
32. Мочинский
Д.А. Территория славянской
географического и историко-
IX в. н.э./ Славяне. Этногенез и
этническая история.
сборник. – Л.,1989.-с.154.
33. Там же, с.158.
34. Щукин М.Б. Семь миров древней Европы и проблема этногенеза славян./
Славяне. Этногенез и
Л.,1989.-с.112.
35. Там же, с.115.
36. Там же, с.116.
37. Петров В.П. Этногенез славян. – Киев, 1972.-с.148.
38. Там же, с.151.
39. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. – М.-Л.,1962.-с.69.
40. Там же.
41. Там же, с.70.
42. Артамонов
М.И. Вопросы расселения
археология. – В кн.: Проблемы
всеобщей истории. – Л.,1967.-
43. Там же.
44. Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования
Древнерусского государства:
45. Там же, с.175.
46. Там же.
Глава III. Зарубежная историография происхождение славян.
Изучение
тысячелетней предыстории и
времени зиждется на двух основных видах источников: древнерусских
письменных памятниках и археологического материалах. Однако археологические
материалы в силу своей специфики могут рассказать нам о хозяйственном
укладе общества, так же и культурных традициях, времени происхождении и
характере поселения и т.д. Историческая интерпретация памятников
материальной культуры позволяет делать некоторые выводы о социальной
структуре общества, наконец, восстановить его международные связи (в
основном правовые), но ни политическая, ни социальная история общества в
полном объеме не могут быть воссозданы с помощью только археологии.
Письменная же культура пришла на Русь довольно поздно – лишь в конце X
в., и литературное творчество на Руси, насколько мы можем судить по
сохранившимся памятникам, началось не ранее середины XI в. Первые опыты
летописания (время создания, характер и содержание древнейших памятников
остаются предметом дискуссии), дошли до нас в редакциях начала XII в., но в
рукописях конца XII-начало XV вв. Богатые сведения о событиях начиная со
второй половины XI в., летописи все более скупо и фрагментарно освещают
события по мере удаления в глубь веков. Более того, рассказывая об истории
Руси X в. и предшествующих столетий, летописец не имел других источников
кроме византийских хроник и местных преданий, дошедших до него в устной
форме. Поэтому реконструкция политической истории восточного славянства,
поскольку именно в эти века зарождается и формируется Древнерусское
государство – ненадежна и спорна: ведь таковы сами источники, на которых
она строится. Совершенно очевидно, что в этих условиях любая дополнительная
информация о народах Восточной Европы, о восточных славянах, о Руси,
бесценна для историка. И крупицы, а не редко и целые пласты такой
информации находили мы в сочинениях, созданных в странах соседствовавших с
восточноевропейским регионом и издавна обладавшим письменностью и
литературой.1
По мере
укрепления Древнерусского
вступает с ним в разнообразные контакты, торговые, военные, политические,
конфессиональные. И чем интенсивнее становились такие контакты, тем больше
сведений о Руси проникало на страницы хроник и аналов, писем и документов,
географических сочинений и литературных произведений, тем шире был круг
стран и народов, а соответственно и письменных традиций, в которых отражены
сведения о Руси. В IX в. к античным и византийским источникам
присоединяется арабская историко-географическая литература, а так же ранние
латиноязычные памятники Восточно-Франкского королевства (позднее Германия).
С самого начала распространение письменности в Скандинавии с XI в.,
восточноевропейские сюжеты и темы насыщают памятники древнескандинавской
литературы. Наконец с этого же времени сведения о древней Руси и связях с
ней распространяются по всей Европе и Ближнему Востоку и обнаруживаются в
итальянских, английских, французских, армянских, грузинских и многих других
источниках. Разнообразие, подчас уникальность и огромный объем информации о
Восточной Европе и Руси в зарубежных памятниках письменности, делает их
ценнейшим источником по древнейшей истории нашей страны, многие страницы
которой остались бы просто неизвестны, не прояви к ним интереса
византийский монах или арабский путешественник. Так в “Бершинских аналах“,
написанных в IX в. на территории современной Германии, под 839 г. впервые
упоминается этноним рос и т.д. Древнерусский летописец часто знал больше,
чем считал нужным или возможным сообщить, и нередко зарубежные источники
раскрывают то, о чем он умалчивал.2
Именно
поэтому важность собирания,
истории Восточной Европы того времени, когда на ее просторах складывались
основные этносы, когда возникали первые государства, когда возникло и
распространилось христианство, была осознана историками еще на зоре
исторической науки в России, в XVII в.
Особое
значение византийских
настоящему оценено, а начале XVIII в. С 1726 г. Академией наук был немецкий
филолог и историк Г.З.Байер (1694-1738гг.) со специальной целью собрать и
исследовать античные и средневековые источники по русской истории. Хотя его
занятия завершились публикацией только ряда статей, они заложили основу
критического использования зарубежных источников в исторических целях. В
1764г. А.Л.Шлёцер (1735-1809гг.), представил в Академию наук записку “Обзор
русских древностей в свете греческих материалов”, в которой обосновал
необходимость создания свода древнейших иностранных свидетельств по истории
Руси для сравнения и проверки летописных данных. Результатом предложения
Шлёцера была публикация выдержек из византийских источников, подготовленная
И.Штриттером (пять томов, вышедших в 1771-1779гг., на латинском языке и
практически сразу же переведенные на русский язык). Вместе с переводами на
русский язык большого числа произведений античной литературы (Овдия,
Юстина, Тацита, Сенеки, Боэция и др.) своды Штриттера и И.Потского создали
базу зарубежных источников по ранней истории Восточной Европы и Древней
Руси.3 Использование зарубежных источников представляет большую сложность –
и далеко не только из-за языка. Дело прежде всего в специфике отражения
событий, происходивших в чужом, подчас чуждом для их авторов мире. Интерес
к народам Восточной Европы, бесспорно, существовал в окружающих ее странах,
но далеко не всегда он носил целенаправленный и систематический характер. И
Информация о работе Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии