Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:33, реферат

Описание

Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения
конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах
развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено
ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского
народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций
Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-
земледельческого и кочевого миров Евразии.

Содержание

Введение. ………………………………………………………….3
Глава I. Дореволюционная отечественная историография
восточнославянских племен……………………………………………..9
Глава II. Советская историография происхождение славянских
племен……………………………………………………………………..20
Глава III. Зарубежная историография происхождение славян….39
Заключение………………………………………………………….54
Библиография……………………………………………………….56

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 112.16 Кб (Скачать документ)

великое множество  слов татарских”.4 Этот аргумент сохраняет  свое значение  и

сегодня в научных  кругах.  Вместе  со  сравнительно  небольшим  количеством

скандинавских археологических  памятников на территории Руси  он  опровергает

мнение о сильном  норманнском влиянии.

    Около  1751г.  Ломоносов  начал  подготовительную  работу  над  “Древней

Российской  историей  от  начала  российского  народа  до  кончины  Великого

русского князя  Ярослава Первого”. До 1754г. он собирал  и  выписывал  данные

русских, античных и западных средневековых источников,  а  затем  в  течение

нескольких лет  писал  свой  труд.  Подобно  Татищеву,  Ломоносов  посвящает

первую часть  своего произведения “ веку древнему до Рюрика” и высказывает  в

ней ряд оригинальных и ценных мыслей.  К  ним  относятся  тезис  об  участии

славян в походах  германцев на Рим.  Предположение  Ломоносова  о  славянском

происхождении завоевателя  Рима Алариха нельзя признать обоснованным, но  его

утверждение, что  “между  готами  множество  славян  кучно  воевали”,  вполне

справедливо.5

    К   числу   замечательных   историографических   мыслей   М.В.Ломоносова

относится и  его  тезис  об  отсутствии  “чистых”  в  расовом  и  этническом

отношении народов (“ни о едином  языке  утвердить  невозможно,  чтобы  он  с

начала стоял  сам собою  без  всякого  примешения”),  и  слова  о  роли,  как

славян, так и  финнов (чуди) в деле освоения обширного  пространства  русских

земель, и утверждение, что в состав варяжских дружин в Древней Руси  входили

не одни шведы, а и представители других северных народов.6

    Таким  образом, я  изложила  начало  и  сущность  норманнской   теории  и

полемику  Ломоносова   -  истинного  патриота,  с  Миллером  –   откровенным

норманистом, которые  положили начало дискуссии, которая  не  прекращается,  и

по сей день.

    Следует  отметить, что в XIX веке, который  ниже я рассмотрю, норманнская

теория  рассматривалась  во  всех   трудах,   касающихся   древней   истории

Российского  государства,   всех   дореволюционных   российских   ученых   –

историков.

    Русский  историк Устрялов Н. выдвинул  свою  этногенетическую  схему.  По

его  мнению,  племя  известное  ныне  под  именем  славянского,  при  первом

появлении в истории, в конце  V  века  и  в  начале  VI  века  по  Рождеству

Христову, занимало многочисленными поколениями пространство  от  Балтийского

до Черного моря и Дуная, от Тисы до Одера и берегов  Днепровских.7

    Современники  именовали  его  Венедским,  разделяя   на   три   главные

поколения: на  венедов,  обитавших  между  Балтийским  морем  и  Карпатскими

горами; на славян, живших между от Тисы до берегов  Днестра  и  от  Дуная  до

истоков Вислы; на антов, живших на берегах Черного  моря между устьями  Дуная

и Днепра.

    Судьба  славянского имени, от первого   появления  его  в  истории   и  до

образовании в  нем в IX – X веке государств Русского, Польского,  Богемского,

Моравского, Сербского  и другие мало  известно.  Восточные  славяне  образуют

самостоятельную державу Русь.

    Поколение  славян, вытесненные аварами с  берегов Дуная и Черного моря, и

удалившиеся к  северо-востоку, вероятно в VIII веке заняли  все  пространство

от Вислы до Оки, от Ладожского озера до порогов  Днепровских.  Какие  народы

обитали в этом пространстве  до  прихода  новых  поселенцев  и  как  славяне

утвердились  там,  силою  орудия  или  другими  средствами,  достоверно   не

установлено.8 Известно, что при Геродоте жили  здесь  какие-то  Андрофаги  и

Миланолены. Что III столетия  в  продолжение  400  лет,  приходили  в  южную

нынешнюю Россию разные народы: с севера готофы, основавшие там,  в  IV  веке

могущественное  государство, с востока несметные  орды гуннов,  алан,  балгар,

аваров; но в VII  столетии, как  можно  догадываться,  только  малочисленные

остатки этих народов, могли  удерживаться  в  западной  России,  и  славяне,

вероятно,  нашли  там  одни  пустыни,  где  скитались  слабые  толпы  частью

единоплеменников  их, частью чуждых народов скоро  слившихся с ними.  В  своей

работе  “Русская  история”  Н.  Устрялов  так  же   обращает   внимание   на

норманнскую проблему.  И  отстаивает  свою  точку  зрения  норманиста  таким

образом: Предпринимая отдельные походы в моря Атлантическое  и  Средиземное,

норманны  естественно  не  могли  оставить  без  внимания  ближайших   стран

Прибалтийских, в  особенности славянских, где находили, кроме хлеба и  другой

рухляди, другую для  себя выгоду: через землю восточных  славян пролегал  путь

в богатую Грецию, которую они считали  самою  обильною  страной  в  мире  со

всеми благами  природы. Они отправлялись туда отчасти  для  грабежа,  отчасти

для получения  платы за службу  императорам:  достоверно,  что  за  долго  до

поселения в земли  славянской, в императорской гвардии  было много  норманнов.

До половины IX столетия, норманны приходили в землю славянскую на  время,  и

кажется не имели  прочных поселений: когда же в  Скандинавии, по смерти  Карла

Великого,  произошло  всеобщее  волнение  и  недостаток   в   продовольствии

заставил обитателей ее искать нового  отечества,  одни  толпы  бросались  на

запад, другие на восток. В  Англии,  Франции,  Италии  норманны  утвердились

после долговременной войны: в земле славянской не встречали  такого отпора  и

овладели его  без труда.

    От пришествия  Рюрика на  берега  Ильменя,  или  от  первого  соединения

славян с норманнами, до принятия  правнуком  его,  Владимиром,  Христианской

веры,  утвердившую  Русскую  Державу,  главным   явлением   истории   нашего

отечества было быстрое  расширение пределов  Руси,  сперва  на  юго-восток  к

берегам Оки, потом  на юг по Днепру,  далее  на  запад  до  истоков  Вислы  и

Нарева.9 Это расширение  было  следствием  норманнского  характера.  Славяне

могли  жертвовать  своею  волею  и  признавать  господство   норманнов,   но

национальность  их  оставалась  неприкосновенной;   ибо   везде,   куда   ни

приходили,  во  Франции,  Англии,  в  Италии  норманны  быстро  сливались  с

туземцами, тем  неизбежнее было это слияние в  земле славянской, что  там  они

должны были расселиться  в стране обширной и  при  своей  малочисленности,  в

сравнении с массой покоренного  народа,  утратить  национальную  физиологию.

Они  были  для  славян  поколением  благородным,   господствующим,   но   не

враждебным и  служили только звеном соединения.

    Так  же интересна и генетическая  схема С.Ф.Платонова.

    Восточная  ветвь славян пришла на Днепр   вероятно  еще  в  VII  веке,  и

постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и Верхней  Оки.10  Из  русских

славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы и дужане).  Поляне,

древляне и дреговичи  основались на правом берегу  Днепра  и  на  его  правых

притоках.11

    Северяне, радимичи  и вятичи перевалили  за Днепр и сели  на  его   левых

притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже  вышли

из системы Днепра на север,  на  верховье  Волги  и  Западной  Двины,  а  их

отрасль словене  заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении  вверх

по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах  своих  новых  поселений,

славяне  приходили  в  непосредственную  близость  с  финскими  племенами  и

постепенно оттесняли  их все далее на север и северо-восток. В тоже время  на

западе соседями славян оказались литовские племена, понемногу отступавшие  к

Балтийскому морю перед  напором  славянской  колонизации.  На  восточных  же

окраинах, со стороны  степей,  славяне  в  свою  очередь,  много  терпели  от

кочевых азиатских  пришельцев.  Позднее  же  поляне,  северяне,  радимичи  и

вятичи, жившие восточнее  прочих родичей, в большой близости к  степям,  были

покорены хазарами, можно сказать, вошли в состав Хазарской державы.

    Так  определялось  первоначальное  соседство   русских  славян.  Перечень

соседей русских  славян необходимо дополнить финские  и литовские  племена,  к

ним славяне чувствовали  свое  превосходство и держались  наступательно.

    Так  же варяги являлись соседями, можно сказать, прямыми,  но  жили  “за

морем” и приходили  к славянам “из-за моря”.  При  тесном  общении  славян  с

варягами можно  было бы ожидать большого влияния  варяг на славянский быт.  Но

такого влияния  вообще не заметно – знак, что  в культурном  отношении  варяги

были не выше славянского  населения той эпохи.

    Древние  писатели византийские (Прокопий  и  Маврикий)  раскрывают  черты

первоначального быта славян,  с  некоторыми  интересно  познакомится,  чтобы

уяснить себе, в  каком положении, на какой ступени  развития  застает  славян

история.

    Первые  семена гражданственности и культуры, по его мнению, были брошены

варягами, которые  вызвали славян за собой на историческую арену. В  “Истории

России с  древнейших  времен  “  С.М.Соловьев  поднимает  целый  ряд  важных

проблем русского исторического процесса.  Мало  касаясь  вопроса  о  древнем

населении  Восточной  Европы,  Соловьев  не  останавливается   подробно   на

проблеме  происхождении  славян.  В  соответствии  с  историографией  своего

времени (восходящей к летописной традиции) он считал славян  пришельцами  из

Азии на берега  Дуная,  где  они  прибывали  длительное  время,  после  чего

расселились по  местам  их  позднейшего  жительства.12  Эта  неверная  точка

зрения была пересмотрена в трудах последующих ученных.

    Начальным   событием  политической  истории   восточных  славян  Соловьев

считал утверждение  у  них  власти  пришлых  варяжских  конунгов.  “Призвание

первых князей, - пишет Соловьев, - имеет великое  значение в  нашей  истории,

есть  события  всероссийского,  и  с  него  справедливо   начинают   русскую

историю”.  Таким  образом,  он  принимал  положения   “норманнской   теории”

возникновения Русского государства. Это была ошибочная  позиция, так  же  как

ошибочным надо признать мнение Соловьева  о  сравнительно  позднем  развитии

Информация о работе Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии