Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:33, реферат

Описание

Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения
конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах
развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено
ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского
народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций
Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-
земледельческого и кочевого миров Евразии.

Содержание

Введение. ………………………………………………………….3
Глава I. Дореволюционная отечественная историография
восточнославянских племен……………………………………………..9
Глава II. Советская историография происхождение славянских
племен……………………………………………………………………..20
Глава III. Зарубежная историография происхождение славян….39
Заключение………………………………………………………….54
Библиография……………………………………………………….56

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 112.16 Кб (Скачать документ)

менялись. Сначала  древние славянские земли были определены исследователем  в

пространстве между  Неманом и Днепром, а  в  последней  работе  от  Вислы  до

Днепра.12

   Для первой  трети XX  в.  наиболее  значительными   в  области  славянского

этногенеза  является  исследования  Л.Нидерле,  в  которых   были   обобщены

достижения различных  наук истории, лингвистики, этнографии,  антропологии  и

археологии.  Согласно  Л.Нидерле   проиндоевропейский   язык   распался   на

отдельные языки  в начале II тыс. до н.э. Народу с  другими  индоевропейскими

языками в течении II тыс.  до  н.э.  существовал  балто-славянский  язык,  в

результате членения которого в I тыс. до н.э. образовался  славянский  язык.

13 Имеющиеся данные  привели Нидерле  к  утверждению,  что  прародина  славян

находилась к  северу от Карпат, была ограничена с  запада Вислой (или  Эльбой,

если будет доказана славянская  принадлежность  полей  погребений  лужитской

культуры), а с  востока – средним Днепром, включая  Березину  и  Десну14  (см.

приложение.  Карта  1).  Судя  по  сообщениям  Геродота  Волынь  и  Подолия,

заселенные скифами-земледельцами, ведущими совершенно иной  образ  жизни  по

сравнению с подлинными скифами-кочевниками,  должны  были  быть,  по  мнению

Л.Нидерле, славянскими  территориями.  В  тоже  время  Нидерле  отмечал,  что

нельзя проследить славянскую культуру от исторической эпохи до  тех  времен,

когда славяне  не формировались, и в представлениях археологов  о  славянских

древностях до V в. н.э. царит полная путаница.15

   В 1908г.  Польский  ботаник  Ю.Ростафинский   предпринял  попытку  выявить

древнюю славянскую территорию на основе  флорентийской  лексики  славянского

языка.16  Исследователь  исходил  из  того,  что  название  дерева  бука  не

является исконно  славянским, название граба,  тиса  и  пмоща  –  славянского

происхождения. Исходя  из  этих  данных,  Ростафинский  определил  прародину

славян. Такой областью было Припятское Полесье и Верхнее  Поднепровье.17

   В  20-е   гг.XX  в.  мысли  о  припятско-среднепровской  прародине  славян

попытался аргументировать  известный славист М. Фасмер.  Помимо  ботанических

доводов  Ю.Росташевского  и  данных  сравнительно-исторического  языкознания

исследователь  широко  использовал  материалы  гидронимики.  Анализ  вводных

названий  Западной  Европы  выявил  древние   ареалы   кельтов,   германцев,

иллирийцев и  фракийцев,  после  чего  славянам  не  осталось  здесь  места.

Поэтому славянскую прародину М. Фасмер  локализовал  в  бассейне  Припяти  и

Среднего  Днепра,  где  имеется  несколько  десятков  рек   со   славянскими

названиями.18 М. Фасмер полагал, что  на  этой  территории  славянский  язык

выделился из балто-славянской общности  и  начал  самостоятельное  развитие.

Общеславянский  период он определял между 400г.  до  н.э.  и  400г.  н.э.,  а

балто-славянскую общность – более ранним временем.19

   20-30-е гг. характеризуются бурным развитием  славистики в  Польше.  Почти

все польские исследователи  этого времени отстаивали  западное  происхождение

славян, полагая, что  их прародина находилась  в  междуречье  Вислы  и  Одера

(Одры). Мысль о  западном происхождении славян  зародилась еще в  конце  XVIII

в. по 20-е гг. XX в. она  оставалась  неаргументированной.  В  период  между

первой мировой  и  второй  мировой  войнами  польские  и  некоторые  чешские

археологи (Козловский  Л.,  Кострзевский  Я.,  Филин  Я.)  настойчиво  стали

связывать с ранними  славянами лужитскую культуру, распространенную в  период

поздней бронзы и  раннего железа в бассейнах Одера  и  Вислы  и  в  верховьях

Эльбы.

   Наибольшую  роль в  развитии  концепции   этногенеза  славян  от  лужитских

племен сыграл польский археолог Ю. Костшевский. По его  мнению,  в  конце  I

тыс.  до  н.э.  в  области  расселения  лужитских  племен   распространяются

носители поморской  культуры, в результате чего в междуречье верхней Вислы  и

Эльбы   формируется   пшеворская   культура,   связанная   с   историческими

венедами.20   Верхней   хронологической   границей    пшеворской    культуры

Ю.Костшевский  считал IV в., когда в результате великого переселения  народов

облик славянской культуры претерпел существенные изменения.21

   Эту позицию  поддерживал и развивал тогдашний  глава польской  антропологии

Я.Чекановский.  К  тому  времени  работы  по  палеоботанике  показали,   что

растения, на основе  названий   которых  строились  гипотезы  о  локализации

ранних славян восточнее линии Калининград - Одессы, в древности  имели  иные

ареалы,  позволяющие  включать  междуречье  Вислы  и  Одера   в   территории

славянской  прародины.22  Придавая  большое  значение   древним   славянско-

германским  языковым  взаимоотношениям  Я.  Чекановский  проводил   западную

границу ранних славян по Одеру.

   В тоже  время польские лингвисты пересмотрели  топонимические  материалы  и

пришли к выводу, что в верховьях Вислы  и  Одера,  т.е.  в  ареале  лужицкой

культуры, многие водные названия имеют славянский характер.

   Наиболее  обстоятельно вопросы  славянского   этногенеза  были  разработаны

крупнейшим   польским   славистом   Т.   Лер-Сплавинским.   В   основе   его

этногенетических  построений лежат материалы различных  наук  –  языкознания,

гидронимики, археологии и антропологии.

   Суть его  теории заключается  в  следующем.  До  2000г.  до  н.э.  Северо-

Восточная Европа (вплоть  до  Силезии  и  Померании)  была  заселена  финно-

угорами, оставившими  культуру гребенчатой керамики, от  2000г.  до  н.э.  из

Центральной Европы в восточном  направлении  происходит  миграция  носителей

культуры шнуровой керамики.23 На востоке  эти  племена  достигают  Северного

Кавказа.  Это  была  одна  из  групп   индоевропейцев.   В   результате   их

взаимодействия  с финно-угорским субстратом  на  территории  между  Одером  и

Окой  формируется  балто-славяне24  (или   прибалты,   включавшие   племена,

диалекты которых  позднее развились в славянский язык). Лужицкую культуру  он

относил к индоевропейцам – венедам.  Расселение  их  в  междуречье  Вислы  и

Одера (1500-1300гг. до н.э.) привело к отделению части  прибалтов,  это  было

первым шагом  к образованию славян.25

   Окончательно  славяне сложились к сер. I тыс.  до  н.э.,  после  расселения

носителей поморской  культуры из  Нижнего  Повисленья  в  южном  направлении.

Следствием этого  было формирование в Висло-Одерском   междуречье  пшеворской

культуры   и  оксывской,  которые  рассматривались  Т.  Лер-Сплавинским  как

раннеславянские.26

   В польской  историографии особняком стоят  гипотеза  историка  и  этнографа

К.Мошинского. Его  построения  покоятся  прежде  всего  на  предположении  о

древнем языковом контакте славян с тюрками. Исследователь  предположил,  что

до VII-VI вв. до н.э. славяне  жили где-то в Азии27, их соседями  на  востоке

были тюрки, на западе –  угры,  на  юге  скифы.  В  последней  своей  работе

К.Мошинский утверждал, что славяне пришли в Поднепровье  за  несколько  веков

до н.э., откуда-то из  пограничья  Европы  и  Азии.  Для  обоснования  этого

тезиса  исследователь  много  внимания  уделил   аргументации   гипотезы   о

заселения славянами  приднепровских территорий раньше, чем  Повисленья.28

   Польский  исследователь  В.Гензель  связывает   кристаллизацию  славян  со

временем  тшинецкой  культуры.  Но,  по  его  мнению,  нельзя  отождествлять

культуру и этнос. Народы развивались не изолированно друг от друга. С  одной

стороны,  культурные  влияния  и  без   непосредственного   участия   чуждых

этнических элементов  могут  создавать  новые  формы  культуры,  а  с  другой

стороны –  одну  и  ту  же  культуру  могут  иметь  разные  народы.  Так  на

территорию  праславянской  лужицкой  культуры  в  разное   время   проникали

иллирийцы, балты, кельты, а начиная с III в. до н.э. германские  племена.  В

связи  с  этим  В.Гензель  не   придает   большое   значение   непрерывности

культурного развития и считает необходимым  привлекать  другие  данные.  Так

как  праславяне  в  древности  соседничали  с  прагерманцами,   пракельтами,

иллирийцами, прафракийцами, прабалтами, угро-финнами, иранцами, то  на  этом

основании можно  определить  территорию  прародины  славян  между  Одером  и

средним Днепром29 (карта 3.). На  рубеже  нашей  эры  славянам  принадлежали

пшеворская, оксывская  и зарубинецкая культуры.30

   По  мнению,  польского  исследователя   К.Годловского,  нет  доказательств

соответствия археологических  культур  этническим  группам,  и  при  поисках

источников славян в первой половине I  тыс.  н.э.  важны  не  типологические

сопоставления археологических  признаков, а общая модель  культур  и  уровень

социально-экономического развития населения. Культуры славян  VI-VII  вв.  –

пражская, пеньковская  – характеризуются  простотой  и  бедностью  инвентаря,

неразвитостью социально-экономической  структуры, и это резко отличает их  от

культур  римского  времени  –  пшеворской,   вельбарской   и   черняховской,

входивших в общую  культурную  среднеевропейскую  провинцию.  Вместе  с  тем

модель  раннесредневековой  славянской  культуры  близка  уровню  социально-

экономического  развития племен лесной зоны Верхнего  Поднепровья,  где  были

распространены  позднезарубинецкая и киевская культуры и где  следует  искать

предков исторических славян.31 Отсюда, по мнению  К.Годловского,  начиналось

расселение  славян,   а   их   культуры   –   пражская   и   пеньковская   –

кристаллизировались не раньше V в. н.э. на новой территории между  Карпатами

и Днепром и  впитали в себя элементы местных  культур римского времени, в  том

числе пшеворской  (тип  сосудов)  и  черняховской  (жилища).  На  территорию

Польши славянская культура  проникает  около  середины  V  в.  н.э.  Большое

единство славянских языков позволяет, по мнению К.Годловского,  предположить

позднее   формирование   славянской   языковой   общности,    приблизительно

одновременно созданию их культур в середине I тыс. н.э.

Информация о работе Происхождение восточных славян в отечественной и зарубежной историографии