Реформы федеративного устройства многонациональной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Реформа советской политической системы зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.

Работа состоит из  1 файл

А.Б.Безбородов - История России 1985-2009гг..doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

   Глава 1 Советский Союз. Последние годы существования (1985 – 1991гг.) 

   § 3. Реформа советской политической системы

   Реформа советской политической системы  зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.

   Демократизация общественной жизни. Исходя из представлений о недемократическом характере существующей в СССР избирательной системы, реформаторы во главе с М. С. Горбачевым с конца 1986 г. начали разрабатывать идеи о прямых и альтернативных выборах коммунистами своих лидеров — от секретаря первичной партийной организации до первого секретаря обкома и республики.

   Процесс демократизации начался в сфере прав человека. М. С. Горбачев значительно облегчил возможности выезда из СССР лицам еврейской национальности, разрешил политическую эмиграцию правозащитнику Ю. Орлову, вернул из ссылки и фактически реабилитировал духовного лидера советского диссидентства западнической ориентации академика-физика А. Д. Сахарова. Подобная политика в отношении к диссидентам, недавно квалифицировавшимся властью как государственные преступники, означала поворот в сторону правового государства. В начале 1987 г. было официально объявлено об освобождении из заключения около 100 диссидентов.

   Развернутая программа политических преобразований прозвучала на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Предполагалось реформировать КПСС, с тем чтобы снять с нее функции хозяйственного управления путем организации полноценных выборов в Советы, утвердить гласность, обеспечить независимость судебной власти, реализовать основные принципы демократии — свободу слова, совести, собраний и т. д. Ключевой в этом ряду была идея об альтернативных выборах.

   Общие идеи реформы политической системы, зафиксированные в партийных  документах и выступлениях М. Горбачева  периода 1987 г., позволяют сконструировать некую модель новой политической системы государства, которую предполагалось создать путем реформ:

  • в производстве ведущей силой выступает трудовой коллектив; он — хозяин общественной собственности; он — распорядитель прибыли. По замыслам реформаторов, производственная демократия обеспечит создание социалистического рынка, на котором будут конкурировать коллективные товаропроизводители;
  • в политике главным инструментом демократизации становятся альтернативные выборы на всех уровнях управления и власти: на одно место претендуют два и более человек. Всеобщая избираемость во всех сферах управления обществом обеспечит динамичное развитие самого этого общества.

   Справедливо предполагая, что определенные слои общества станут сопротивляться осуществлению задуманных реформ, М. С. Горбачев сделал ставку на ту часть советской интеллигенции, которая демонстрировала приверженность западным ценностям, и те широкие слои общества, которым импонировала критика бюрократии, коррупции, взяточничества в Советском государстве.

   Средства  массовой информации стали проводниками курса по реформированию политической системы. На страницах печати, на телевидении  и радио началось раскрытие «белых пятен» истории, прежде всего произвола  сталинского времени. Это позволяло дискредитировать консервативную часть партийной номенклатуры брежневско-сталинского времени, а также критиковать экономическую и социальную жизнь 1970-х — начала 1980-х гг., получившую в публицистике название застоя. Другим направлением деятельности СМИ стало расширение по диапазону доступной информации о текущих событиях, что обеспечивало Горбачеву поддержку населения и исключало кулуарный тихий переворот, на который могли решиться противники реформ.

   Десталинизация и рождение оппозиции. В сентябре 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Деятельность комиссии имела политическое значение, так как публичное признание незаконности сталинских репрессий, десталинизация, ставили под сомнение и саму идею социализма. Вопрос об отношении к сталинизму оказался тесно связанным с восприятием каждым советским человеком социализма как политической системы. Осуждение сталинизма означало курс на глубокие системные преобразования. Тогда и начала складываться политическая оппозиция к курсу М. С. Горбачева.

   Правая оппозиция осознавала, что критика Сталина вплетается в текущий политический процесс и становится опасной для режима. Левая оппозиция стремилась довести эту критику до полного низвержения Сталина, обеспечить необратимость процесса либерализации, начатого перестройкой.

   В правую оппозицию входил слой партийных и государственных функционеров, критиковавших М. Горбачева за отход от основ марксизма-ленинизма, классовых ценностей. В левую оппозицию входили те слои партийных и государственных функционеров, которые критиковали Горбачева за нерешительность, нехватку реформаторской энергии власти.

   В Политбюро борьба вылилась в идейный  спор между Е. К. Лигачевым и А. Н. Яковлевым. Первый опирался в своей борьбе на газету «Советская Россия», второй — на «Московские новости».

   В правой оппозиции, которую принято считать консервативной, обозначились два течения: ортодоксально-коммунистическое; национально-патриотическое.

   Ортодоксально-коммунистическое течение. Е. К. Лигачев, будучи секретарем ЦК КПСС, отстаивал социалистические ценности с позиции ортодоксального коммунизма. Себя он признавал консерватором, исходя из тезиса, что консерватизм — это постепенное и осторожное применение нововведений. У Лигачева было много сторонников во всех структурах власти.

   Лигачев был достаточно последовательным приверженцем советской идеологии и активно выступал против очернительства советской истории, которым называл процесс переоценки исторического прошлого. Эта переоценка, начатая публицистами, литераторами, деятелями культуры и искусства, вдохновленными свободой, разрешенной властью в рамках демократизации общества и гласности, быстро перерастала в критику всего исторического опыта советского периода и служила для обоснования радикализма в процессе дальнейшего реформирования страны.

   28 января 1988 г. в «Советской России»,  одной из самых читаемых газет, была опубликована статья профессиональных историков В. В. Горбунова и В. В. Журавлева «Что мы хотим увидеть в зеркале революции? Размышления о пьесе М. Шатрова "Дальше... дальше... дальше"». Из статьи следовало, что ускоренные темпы строительства социализма в СССР в 1930-е гг. были вызваны исторической необходимостью и у партии не было альтернативы. Из этого утверждения следовал вывод, что можно понять и оправдать издержки такой политики.

   13 марта 1988 г. в той же «Советской  России» была опубликована статья  преподавателя химии одного из  ленинградских вузов Н. Андреевой, которая имела характерное название «Не могу поступаться принципами».

   Н. Андреева, в частности, писала: «Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной трудовой, политической и общественной деятельности. ...Все это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что от "сталинистов" (а в их число можно при желании зачислить кого угодно) стали настойчиво требовать "покаяния"».

   Статья  была перепечатана некоторыми газетами в провинции. В обществе возникло ощущение, что перестройка завершилась  победой консервативно настроенного партийно-государственного аппарата. Фактически реформаторам был брошен вызов, который можно сформулировать так: «Мы — за социализм, значит, Сталин с нами».

   5 апреля 1988 г. в «Правде» появилась  редакционная статья «Принципы  перестройки: революционность мышления и действий» (автор А. Н. Яковлев) с резкой критикой основных идей Н. Андреевой и практики сталинизма. С этого момента каждый, кто каким-либо образом оправдывал сталинский период истории, автоматически превращался в противника перестройки. Раскол партии КПСС на реформаторское и ортодоксальное крыло стал свершившимся фактом.

   Национально-патриотическое течение. С тех же консервативных позиций реформаторов критиковали представители национально-патриотического направления. Подчеркивая внеклассовый характер своей критики, они отстаивали идею русской исключительности, а реформы объявили вестернизацией (от англ. western — западный), т. е. механическим подражанием западным, североамериканским образцам. Среди лидеров этого движения было много представителей творческой интеллигенции. Наиболее выразительным актом их отношения к реформам было коллективное письмо Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Белова в газете «Правда» от 9 ноября 1987 г., в котором они протестовали против проникновения западной культуры в советское общество. Центрами этой оппозиции выступили журнал «Наш современник» и издательство «Молодая гвардия». Тема патриотизма, русской самобытности проводилась в одном из самых массовых патриотических изданий — «Роман-га- зете». Писатели патриотического направления выступали против перестроечных журналов («Новый мир», «Дружба народов» и др.).

   Крайним выражением национал-патриотизма стала  деятельность общества «Память». Оно возникло как просветительское, но в 1987 -1988 гг. превратилось в ярко выраженное идейно-по- литическое движение. В его состав входили люди, разделявшие и монархические, и авторитарно-сталинские воззрения. Общим для них было понимание происходивших событий как угрозы «жидомасонского заговора», нависшей над Россией со стороны мирового империализма.

   В левой оппозиции сконцентрировались сторонники более радикальных мер по реформированию страны, более решительной критики недостатков социализма, более активного осуждения прошлого, в частности сталинских репрессий, ГУЛАГа, вседозволенности бюрократии. Идейным вдохновителем ее был А. Н. Яковлев — представитель той части советской элиты, которая стояла на социал-демократических позициях и выступала за политические и экономические реформы. Сторонники такой позиции намеревались очистить марксизм от агрессивной догматики, избавить его от статуса окончательной истины, а также от постулатов вроде классовой борьбы, насильственных революций, диктатуры пролетариата и некоторых других. В сферу деятельности Яковлева как члена Политбюро входили вопросы, связанные с работой средств массовой информации, культуры и образования.

   Практическим  лидером левой оппозиции с  конца 1987 г. стал партийный номенклатурный работник высшего звена Первый секретарь Московского городского комитета партии Б. Н. Ельцин, реформаторское кредо которого в начале перестройки выражалось в стремлении восстановить ленинские нормы и ленинский стиль работы.

   Неудовлетворенность масштабами и глубиной реформ постепенно превращала его в критика реформаторского курса Горбачева. Об этом он попытался сказать на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Его выступление, опубликованное лишь в 1989 г. в журнале «Известия ЦК КПСС», содержало обвинения партийных комитетов, партии в целом, Секретариата ЦК и Лигачева в нежелании реформировать страну. За этот бунт Ельцин был снят с поста первого секретаря Московского горкома и отлучен от большой политики. С этого момента политический статус Б. Ельцина изменился: он стал открытым противником номенклатуры и альтернативным М. Горбачеву лидером, имеющим широкую поддержку в среде многочисленных групп населения и неформальных общественных организаций, порожденных перестройкой.

   Летом 1987 г. неформалы приняли декларацию, в которой провозглашались требования свободных выборов, отмены цензуры, развития рыночных отношений. В конце 1987 — начале 1988 г. формировалась широкая социальная база для левых, идеалами которых стала идея радикальных преобразований.

   Отношение М. С. Горбачева к обеим оппозициям в течение 1987 г. было примиренческим. Он не видел в обществе и среди партийной элиты серьезных противников переменам. С его точки зрения были только «непонимающие», но их можно было переубедить с помощью товарищеской критики.

   XIX Всесоюзная партийная конференция. Весна - лето 1988 г. были временем подготовки и проведения XIX Всесоюзной партийной конференции, на которой и предстояло легитимизировать идеи реформы политической системы.

   Конференцию ждали и в обществе и в партии с большими надеждами. Общественная жизнь бурлила всевозможными инициативами. Создавались дискуссионные клубы, ширились неформальные объединения, народные фронты, комитеты содействия перестройке. В прессе открыто заговорили о многопартийности, рынке, радикальной переделке экономических отношений.

   Накануне  конференции в газете «Правда» были опубликованы 10 тезисов ЦК КПСС. Ключевым в реформе политической системы в Тезисах стал вопрос о разграничении функций партийных и государственных органов. Обсуждение тезисов в печати вылилось в острейшие дискуссии. Одновременно в печати появилось множество публикаций, разоблачающих сталинизм, активизировала свою деятельность Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, было создано историко-просветительское общество «Мемориал», организаторами которого выступили журналы «Огонек», «Литературная газета», Союз писателей. Под лозунгами возрождения ленинского облика социализма в СМИ развернулась кампания по демифологизации прошлого, в ходе которой начала формироваться антикоммунистическая идеология.

Информация о работе Реформы федеративного устройства многонациональной России