Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, курсовая работа
Реформа советской политической системы зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.
Глава
1 Советский Союз. Последние годы существования
(1985 – 1991гг.)
§ 3. Реформа советской политической системы
Реформа советской политической системы зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.
Демократизация общественной жизни. Исходя из представлений о недемократическом характере существующей в СССР избирательной системы, реформаторы во главе с М. С. Горбачевым с конца 1986 г. начали разрабатывать идеи о прямых и альтернативных выборах коммунистами своих лидеров — от секретаря первичной партийной организации до первого секретаря обкома и республики.
Процесс демократизации начался в сфере прав человека. М. С. Горбачев значительно облегчил возможности выезда из СССР лицам еврейской национальности, разрешил политическую эмиграцию правозащитнику Ю. Орлову, вернул из ссылки и фактически реабилитировал духовного лидера советского диссидентства западнической ориентации академика-физика А. Д. Сахарова. Подобная политика в отношении к диссидентам, недавно квалифицировавшимся властью как государственные преступники, означала поворот в сторону правового государства. В начале 1987 г. было официально объявлено об освобождении из заключения около 100 диссидентов.
Развернутая программа политических преобразований прозвучала на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Предполагалось реформировать КПСС, с тем чтобы снять с нее функции хозяйственного управления путем организации полноценных выборов в Советы, утвердить гласность, обеспечить независимость судебной власти, реализовать основные принципы демократии — свободу слова, совести, собраний и т. д. Ключевой в этом ряду была идея об альтернативных выборах.
Общие идеи реформы политической системы, зафиксированные в партийных документах и выступлениях М. Горбачева периода 1987 г., позволяют сконструировать некую модель новой политической системы государства, которую предполагалось создать путем реформ:
Справедливо предполагая, что определенные слои общества станут сопротивляться осуществлению задуманных реформ, М. С. Горбачев сделал ставку на ту часть советской интеллигенции, которая демонстрировала приверженность западным ценностям, и те широкие слои общества, которым импонировала критика бюрократии, коррупции, взяточничества в Советском государстве.
Средства массовой информации стали проводниками курса по реформированию политической системы. На страницах печати, на телевидении и радио началось раскрытие «белых пятен» истории, прежде всего произвола сталинского времени. Это позволяло дискредитировать консервативную часть партийной номенклатуры брежневско-сталинского времени, а также критиковать экономическую и социальную жизнь 1970-х — начала 1980-х гг., получившую в публицистике название застоя. Другим направлением деятельности СМИ стало расширение по диапазону доступной информации о текущих событиях, что обеспечивало Горбачеву поддержку населения и исключало кулуарный тихий переворот, на который могли решиться противники реформ.
Десталинизация и рождение оппозиции. В сентябре 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Деятельность комиссии имела политическое значение, так как публичное признание незаконности сталинских репрессий, десталинизация, ставили под сомнение и саму идею социализма. Вопрос об отношении к сталинизму оказался тесно связанным с восприятием каждым советским человеком социализма как политической системы. Осуждение сталинизма означало курс на глубокие системные преобразования. Тогда и начала складываться политическая оппозиция к курсу М. С. Горбачева.
Правая оппозиция осознавала, что критика Сталина вплетается в текущий политический процесс и становится опасной для режима. Левая оппозиция стремилась довести эту критику до полного низвержения Сталина, обеспечить необратимость процесса либерализации, начатого перестройкой.
В правую оппозицию входил слой партийных и государственных функционеров, критиковавших М. Горбачева за отход от основ марксизма-ленинизма, классовых ценностей. В левую оппозицию входили те слои партийных и государственных функционеров, которые критиковали Горбачева за нерешительность, нехватку реформаторской энергии власти.
В Политбюро борьба вылилась в идейный спор между Е. К. Лигачевым и А. Н. Яковлевым. Первый опирался в своей борьбе на газету «Советская Россия», второй — на «Московские новости».
В
правой оппозиции, которую принято считать
консервативной, обозначились два течения:
ортодоксально-
Ортодоксально-
Лигачев был достаточно последовательным приверженцем советской идеологии и активно выступал против очернительства советской истории, которым называл процесс переоценки исторического прошлого. Эта переоценка, начатая публицистами, литераторами, деятелями культуры и искусства, вдохновленными свободой, разрешенной властью в рамках демократизации общества и гласности, быстро перерастала в критику всего исторического опыта советского периода и служила для обоснования радикализма в процессе дальнейшего реформирования страны.
28 января 1988 г. в «Советской России», одной из самых читаемых газет, была опубликована статья профессиональных историков В. В. Горбунова и В. В. Журавлева «Что мы хотим увидеть в зеркале революции? Размышления о пьесе М. Шатрова "Дальше... дальше... дальше"». Из статьи следовало, что ускоренные темпы строительства социализма в СССР в 1930-е гг. были вызваны исторической необходимостью и у партии не было альтернативы. Из этого утверждения следовал вывод, что можно понять и оправдать издержки такой политики.
13
марта 1988 г. в той же «Советской
России» была опубликована
Н. Андреева, в частности, писала: «Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной трудовой, политической и общественной деятельности. ...Все это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что от "сталинистов" (а в их число можно при желании зачислить кого угодно) стали настойчиво требовать "покаяния"».
Статья была перепечатана некоторыми газетами в провинции. В обществе возникло ощущение, что перестройка завершилась победой консервативно настроенного партийно-государственного аппарата. Фактически реформаторам был брошен вызов, который можно сформулировать так: «Мы — за социализм, значит, Сталин с нами».
5 апреля 1988 г. в «Правде» появилась редакционная статья «Принципы перестройки: революционность мышления и действий» (автор А. Н. Яковлев) с резкой критикой основных идей Н. Андреевой и практики сталинизма. С этого момента каждый, кто каким-либо образом оправдывал сталинский период истории, автоматически превращался в противника перестройки. Раскол партии КПСС на реформаторское и ортодоксальное крыло стал свершившимся фактом.
Национально-патриотическое течение. С тех же консервативных позиций реформаторов критиковали представители национально-патриотического направления. Подчеркивая внеклассовый характер своей критики, они отстаивали идею русской исключительности, а реформы объявили вестернизацией (от англ. western — западный), т. е. механическим подражанием западным, североамериканским образцам. Среди лидеров этого движения было много представителей творческой интеллигенции. Наиболее выразительным актом их отношения к реформам было коллективное письмо Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Белова в газете «Правда» от 9 ноября 1987 г., в котором они протестовали против проникновения западной культуры в советское общество. Центрами этой оппозиции выступили журнал «Наш современник» и издательство «Молодая гвардия». Тема патриотизма, русской самобытности проводилась в одном из самых массовых патриотических изданий — «Роман-га- зете». Писатели патриотического направления выступали против перестроечных журналов («Новый мир», «Дружба народов» и др.).
Крайним выражением национал-патриотизма стала деятельность общества «Память». Оно возникло как просветительское, но в 1987 -1988 гг. превратилось в ярко выраженное идейно-по- литическое движение. В его состав входили люди, разделявшие и монархические, и авторитарно-сталинские воззрения. Общим для них было понимание происходивших событий как угрозы «жидомасонского заговора», нависшей над Россией со стороны мирового империализма.
В левой оппозиции сконцентрировались сторонники более радикальных мер по реформированию страны, более решительной критики недостатков социализма, более активного осуждения прошлого, в частности сталинских репрессий, ГУЛАГа, вседозволенности бюрократии. Идейным вдохновителем ее был А. Н. Яковлев — представитель той части советской элиты, которая стояла на социал-демократических позициях и выступала за политические и экономические реформы. Сторонники такой позиции намеревались очистить марксизм от агрессивной догматики, избавить его от статуса окончательной истины, а также от постулатов вроде классовой борьбы, насильственных революций, диктатуры пролетариата и некоторых других. В сферу деятельности Яковлева как члена Политбюро входили вопросы, связанные с работой средств массовой информации, культуры и образования.
Практическим лидером левой оппозиции с конца 1987 г. стал партийный номенклатурный работник высшего звена Первый секретарь Московского городского комитета партии Б. Н. Ельцин, реформаторское кредо которого в начале перестройки выражалось в стремлении восстановить ленинские нормы и ленинский стиль работы.
Неудовлетворенность масштабами и глубиной реформ постепенно превращала его в критика реформаторского курса Горбачева. Об этом он попытался сказать на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Его выступление, опубликованное лишь в 1989 г. в журнале «Известия ЦК КПСС», содержало обвинения партийных комитетов, партии в целом, Секретариата ЦК и Лигачева в нежелании реформировать страну. За этот бунт Ельцин был снят с поста первого секретаря Московского горкома и отлучен от большой политики. С этого момента политический статус Б. Ельцина изменился: он стал открытым противником номенклатуры и альтернативным М. Горбачеву лидером, имеющим широкую поддержку в среде многочисленных групп населения и неформальных общественных организаций, порожденных перестройкой.
Летом 1987 г. неформалы приняли декларацию, в которой провозглашались требования свободных выборов, отмены цензуры, развития рыночных отношений. В конце 1987 — начале 1988 г. формировалась широкая социальная база для левых, идеалами которых стала идея радикальных преобразований.
Отношение М. С. Горбачева к обеим оппозициям в течение 1987 г. было примиренческим. Он не видел в обществе и среди партийной элиты серьезных противников переменам. С его точки зрения были только «непонимающие», но их можно было переубедить с помощью товарищеской критики.
XIX Всесоюзная партийная конференция. Весна - лето 1988 г. были временем подготовки и проведения XIX Всесоюзной партийной конференции, на которой и предстояло легитимизировать идеи реформы политической системы.
Конференцию ждали и в обществе и в партии с большими надеждами. Общественная жизнь бурлила всевозможными инициативами. Создавались дискуссионные клубы, ширились неформальные объединения, народные фронты, комитеты содействия перестройке. В прессе открыто заговорили о многопартийности, рынке, радикальной переделке экономических отношений.
Накануне конференции в газете «Правда» были опубликованы 10 тезисов ЦК КПСС. Ключевым в реформе политической системы в Тезисах стал вопрос о разграничении функций партийных и государственных органов. Обсуждение тезисов в печати вылилось в острейшие дискуссии. Одновременно в печати появилось множество публикаций, разоблачающих сталинизм, активизировала свою деятельность Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, было создано историко-просветительское общество «Мемориал», организаторами которого выступили журналы «Огонек», «Литературная газета», Союз писателей. Под лозунгами возрождения ленинского облика социализма в СМИ развернулась кампания по демифологизации прошлого, в ходе которой начала формироваться антикоммунистическая идеология.
Информация о работе Реформы федеративного устройства многонациональной России