Реформы федеративного устройства многонациональной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Реформа советской политической системы зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.

Работа состоит из  1 файл

А.Б.Безбородов - История России 1985-2009гг..doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

   В большинстве национальных образований РСФСР титульная нация также не составляла большинства населения. Так, в Якутии якуты составляли лишь 33,4%. В Башкирии башкиры - 21,9% от всего населения региона, уступая русским (39,3%) и татарам (28.4%). В Татарии численность русских и татар практически равна: 43,3% и 48,5%. В целом, в 1980-е гг. около 60 млн граждан СССР жили за пределами своих национальных образований.

   Перепись населения. Согласно переписи населения 2002 г. в России проживало свыше 160 национальностей. Семь народов — русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне — имели численность, превышающую 1 млн человек. Русские составляли 80% жителей страны. В то же время некоторые народы Севера (орочи, алеуты, негидальцы) и Северного Кавказа (шапсуги) насчитывали по нескольку сот человек. Мозаика российского общества

   была очень богата в национальном, религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных измерениях.

   Национальный состав. На национальный состав населения влияет множество факторов, связанных с демографическими трансформациями, обусловленными войнами, природными катаклизмами, уровнем развития экономики и пр.

   Характерным явлением 1990-х гг. стало изменение национального состава ряда регионов по демографическим причинам, рост доли населения титульных национальностей за счет высокого уровня рождаемости, например, в Северокавказском регионе.

   Однако более серьезным фактором изменений национального состава России стал распад СССР в 1991 г. Крушение огромного многонационального государства, каким был Советский Союз, вызвало массовые миграции населения, экономические и политические трансформации в самой России и в возникших новых государствах. Экономические и политические реформы породили безработицу, потоки беженцев, этнические и культурные противоречия.

   Миграция населения. Миграционные процессы 1990-х гг., охватившие огромные территории бывшего Советского Союза, включали в себя значительную долю инонациональных мигрантов не только из числа бывших республик СССР, но и соседних государств. В восточных районах страны — это вьетнамцы, китайцы. Число последних за период между переписями 1989 и 2002 гг. увеличилось с 5 до 35 тыс. человек.

   Миграционные процессы усиливались и под воздействием социальных процессов, роста городов, куда устремлялась сельская молодежь в надежде лучшей работы, достижения успеха и пр. Но в силу разноуровневого социально-экономического развития регионов результат такой миграции был разным. В Татарстане, Башкортостане, частично в Северной Осетии - Алании, Саха (Якутии) такие миграции объективно содействовали урбанизации, и прием мигрантов там способствовал росту региона. В Туве. Дагестане, ряде других северокавказских республик мигранты пополняли ряды безработных, осложняя межэтническое общение.

   Миграция осложняла национальные отношения и в крупных городах России. Группы этнических меньшинств в Москве, Санкт-Петербурге увеличивались не только за счет легальной, но и нелегальной миграции, создавая напряжение и на рынке труда, где мигранты выступали конкурентами, готовыми удовлетворяться более низкой оплатой. Большую долю мигрантов составляли русские беженцы из соседних государств. В 1996 г., например, их было 300,9 тыс. чел. (67,8% всего миграционного прироста). В таких условиях национальные отношения в России приобретали сложный характер и требовали особенно активной регулятивной политики государства.

   Национальная политика. В советский период межнациональные отношения регулировались исходя из официальной концепции государства о стирании граней между нациями и превращении всего многонационального населения Советского Союза в единый советский народ. При образовании СССР (1922 г.) возобладали теоретические установки, ориентированные на признание территориального самоуправления наций и народностей в рамках единой государственности. Вместе с тем в годы советской власти национальная политика в отношении этносов носила противоречивый характер и включала в себя и поддержку культуры и экономики всех народов, и нивелирование их различий, что в ряде случаев привело к утрате многих национальных ценностей.

   Ареалы расселения российских этносов зачастую не совпадали с административными границами республик. Российские этносы достаточно сильно различались по социально-профессиональной структуре и по типу хозяйственно-культурной деятельности. Например, этнокультурная мозаика Северного Кавказа, складывавшаяся на протяжении столетий, представлена народами трех разных языковых семей. Полиэтничность осложнялась поликонфессио-нальностью — этносы, исповедовавшие христианство и ислам, жили чересполосио. На стыке северокавказских степей и Нижнего Поволжья они граничили с буддистами-калмыками. В этническом отношении сложны и Татарстан, в нем проживают представители свыше 115 этносов, и Тува, и другие субъекты Федерации.

   В первые годы перестройки в национальной политике власти борьба национальных элит за демократические преобразования отожествлялась с их борьбой за власть. В 1990-1991 гг.. стремясь привлечь на свою сторону республиканские национальные элиты в ходе борьбы с союзным Центром, российские лидеры приветствовали возрождение национальных чувств и поддерживали проявления национальной активности как в рамках СССР, так и внутри самой России.

   Этнический  сепаратизм. В апреле 1991 г. Верховный  Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов», направленный на восстановление прав народов, подвергнутых репрессиям в 1940-е гг. При всем позитивном значении этот закон обострил национальные противоречия и способствовал росту национальных претензий к русскому народу, олицетворявшемуся частью представителей нерусских этносов с советской властью. Общая политическая обстановка в стране способствовала росту этнического сепаратизма.

   Особенно  остро этнический сепаратизм проявился  на Северном Кавказе. По данным современных  исследователей, до 20 народов этого  региона имели взаимные территориальные претензии. Новый характер приобрела проблема так называемых разделенных народов — осетин, лезгин, чеченцев. Бурный рост национального самосознания в политической практике был связан с государственно-национальным строительством, в области идеологии — с обращением к своему историческому прошлому, часто мифологизированному.

   В 1990-1991 гг. Северный Кавказ стал рекордсменом по количеству самопровозглашенных государств. В одной только Карачаево-Черкессии были провозглашены Республика Карачай, Черкесская республика, две казачьи республики (Баталпашинская и Урупско- Зеленчукская), Республика Абаза. В Дагестане были заявлены претензии на разделение единой республики по этническому принципу. В Кабардино-Балкарии шла борьба за размежевание между представителями двух титульных этносов. После возвращения из ссылки ингушей возникли территориальные и этнические противоречия между чеченцами, ингушами и осетинами, началась борьба за политические позиции и этническое обособление. В ответ на намерения лидеров ингушей создать Ингушскую Республику чеченские лидеры провозгласили осенью 1991 г. Чеченскую Республику. Между образованной Ингушской Республикой и осетинским населением возник межэтнический конфликт (осень 1992 г.) по поводу территорий, повлекший за собой человеческие жертвы.

   В Чеченской Республике националистически  настроенные лидеры начали проводить активную антирусскую политику, действуя по формуле «Чечня — только для чеченцев». Конфликтно складывались отношения между кабардинцами и балкарцами, карачаевцами и черкесами. В декабре 1994 г. организация, называвшая себя Парламентом Конгресса народов Кавказа, приняла решение «об оказании народами Северного Кавказа коллективной помощи Чечне в случае вторжения российских войск».

   В 1996 г. были предприняты попытки создания самостоятельной Республики Балкария. В середине 1990-х гг. активно дискутировался вопрос создания Черкесской Республики вне состава Карачаево-Черкессии. В декабре 1998 г. так называемый Маджлис «Конгресса народов Ичкерии и Дагестана» призвал к джихаду против неверных и даже учредил «Иностранный легион».

   Осетинские  интеллектуалы распространяли идеи об аланском В результате Республика Северная Осетия стала называться Аланией, лидеры казачьего движения исходили из представлений о казаках как этнической общности и т. д. О росте национального самосознания свидетельствовал и факт появления новых этнических общностей на территории России, отраженный в переписях населения. Если по последней советской переписи населения (1989 г.) в стране было зафиксировано 128 этнических общностей, то по итогам переписи 2002 г. — более 160.

   В условиях свободной этнической самоидентификации оказалось, что многие этнические общности, в советское время считавшиеся ассимилировавшимися с родственными народами, на самом деле сохраняли свою этническую самобытность и особое самосознание. Так, в Мордовии 49% населения, зарегистрированного в переписи 1989 г. как мордва, идентифицировали себя в 2002 г. с субэтнической группой мокша, 48% — с эрзя (обе эти субэтнические группы считались исчезнувшими, растворившимися в мордовском этносе) и только 3% именовали себя мордвой.

   Российская национальная политика. Российская власть уже в начале 1992 г. начала формировать новую национальную политику, ориентированную на сохранение единства Российского государства. Федеративный договор 1992 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г. рассматривали национальную проблему в рамках государственного единства, многонациональный парод России — единственным носителем ее суверенитета, объединяющим фактором - русский язык (по статусу общефедеральный, государственный).

   На протяжении 1990-х гг. в правительстве России прошло много структурных преобразований, и орган исполнительной власти, курировавший вопросы национальной политики, перешел из разряда госкомитета в министерство. Семь раз сменялись руководители ведомства.

   Вопросами межнациональных отношений занимался и профильный Комитет по делам национальностей Государственной Думы. Кроме того, сами лидеры некоторых республик в составе РФ проводили политику консолидации населения на почве общностей национально-культурного прошлого. В 1992 г., через два года после провозглашения суверенитета, принята Конституция, в которой Татарстан назван государством, выражающим «волю и интересы всего многонационального народа республики». Конструкт «многонациональный народ Татарстана» стал одним из сильнейших объединительных символов в риторике руководства республики, а сам Основной закон стал рассматриваться как гарант стабильности и межнационального согласия в регионе.

   Основные этапы суверенизации Якутии проходили при обязательном указании того, что суверенитет не является проявлением сепаратизма. Президент Я. Николаев постоянно подчеркивал в выступлениях, что республика исторически является составной частью России, что судьбы народов Якутии и России исторически соединены воедино.

   В Конституции Башкортостана, принятой в 1993 г., записано, что республика образована «в результате реализации права башкирской нации на самоопределение». При этом подчеркивалось, что «республика Башкортостан обеспечивает... сохранение и развитие культуры башкирского народа, национальных культур других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан». В 1998 г. был принят закон, утвердивший в качестве государственного башкирский и русский языки, что было достаточно негативно встречено второй по численности в регионе этнической группой — татарами. С этого момента лидер Башкортостана постоянно подчеркивал, что «все нации могут изучать свой язык», это снимало остроту языковой проблемы.

   Общероссийские  ценности. В речах лидеров и  Якутии, и Татарстана, и Башкортостана значимое место занимали вопросы экономической самостоятельности. В каждой из республик велась политика единения народов, единства региональной и российской культуры.

   На  протяжении 1990-х гг. эта политика развивалась. В Башкортостане широко отмечались юбилеи и дни рождения писателя С. Аксакова, дом-музей которого находится в республике. Причем на протяжении всех 1990-х гг. эти мероприятия играли не только литературоведческую роль, но и несли в себе сильный политический акцент.

   В Татарстане значимыми событиями  стали Шаляпинские дни и Международный  оперный фестиваль, связанный с  именем всемирно известного певца.

   Другими культурными акциями с политическим подтекстом были Дни культуры республик в российской столице, на которых отмечались единство народов, историческое братство. В 1995 и 1999 гг. прошли Дни культуры Республики Татарстан в Москве, в 1997 гг. — Дни Республики Башкортостан. Последнее событие приурочено к 440-летию добровольного присоединения Башкирии к России,  Большой вклад вносила и политика Русской православной церкви,Во время поездки по Татарстану в августе - сентябре 1997 г. Патриарх Алексий II подчеркивал, что «на протяжении веков люди Разных национальностей и вероисповеданий жили здесь в добрососедстве. Здесь никогда не было межнациональных и межконфессиональных противоречий».

Информация о работе Реформы федеративного устройства многонациональной России