Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, курсовая работа
Реформа советской политической системы зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.
Президент СССР. Между тем ситуация в стране продолжала осложняться. В экономике все явственнее обозначался глубокий кризис. В этих условиях в январе — феврале 1990 г. в окружении Горбачева решают дать ход идее о введении в СССР президентской системы. Представление о том, что Горбачеву не хватает власти, было связано с растущей нелегитимностью партии в условиях проведения курса на разделение функций между КПСС и государством, когда вмешательство в конфликтные ситуации по линии партаппарата становилось затруднительным и малоэффективным. Разрастание социальных и межнациональных конфликтов было обстоятельством, ускорившим принятие идеи президентства. Не случайно учреждение этого института сопровождалось обсуждением необходимости введения чрезвычайного положения (или прямого президентского правления) в зонах нестабильности. Подталкивали к решению введения института президентства как правые, так и левые.
Правая оппозиция к лету 1989 г. объявила о создании Объединенного фронта трудящихся (ОФТ). В январе 1990 г. на своем II съезде она заявила о намерении создать Российскую коммунистическую партию (РКП), которая и была создана летом того же года. Девизом российских коммунистов стал лозунг «Остановить перерождение перестройки в антисоциалистическом и антинародном направлении». Главным врагом они объявили радикалов, которые «заняли господствующее положение в средствах массовой информации» и увлекли часть граждански активных людей ложными ориентирами. Расхождения с Горбачевым носили в основном идеологический характер. Так, российские ортодоксальные коммунисты отвергали горбачевскую концепцию общечеловеческих ценностей, доказывали, что пролетарские ценности как раз и есть общечеловеческие. Ведущими идеологами российских коммунистов были профессор политэкономии Высшей профсоюзной школы А. А. Сергеев, избранный первым секретарем РКП, И. К. Полозков, Г. И. Зюганов.
В феврале 1990 г. партийные консерваторы дали Горбачеву самый жесткий бой за весь период его правления. Они обвинили его в том, что он создал режим неограниченной свободы для деятельности антисоциалистических, националистических группировок. М. С. Горбачеву, А. Н. Яковлеву, Э. А. Шеварднадзе было предъявлено обвинение в провале всех экономических реформ, в развале Варшавского договора, в отходе от коммунистической идеологии. Тема предательства реформаторов занимала центральное место и на мартовском (1990 г.) Пленуме ЦК КПСС.
В правом спектре идей выступало и национал-патриотическое направление (его называют еще и державно-патриотическим). Оно складывалось в рамках Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР. Эта оппозиция оформилась в объединение «Союз». Ее лидерами стали В. И. Алкснис, Е. В. Коган, Ю. И. Блохин. В отличие от российских коммунистов «Союз» занимал по отношению к Горбачеву непримиримую, агрессивную позицию, держал его под огнем жесткой критики, призывал отстранить от власти. Кроме «Союза» и КПР в 1990 г. возникло несколько более мелких партий, таких как «Единство — за ленинизм и коммунистические идеалы», «Марксистская рабочая партия — партия диктатуры пролетариата» и др.
На консервативном фланге заметную активность проявляли некоторые представители интеллигенции, и даже целые крупные организации, такие как Союз писателей РСФСР во главе с Ю. Бондаревым, А. Прохановым и др. В их идеологии усиливались монархические настроения, выражавшиеся в интересе к дореволюционной России, идеализации истории культуры того периода.
На левом фланге представители российского демократического движения в январе 1990 г. создали предвыборный блок «Демократическая Россия» с целью обеспечить победу своим кандидатам на предстоящем Съезде народных депутатов, завоевать власть в России, объявить о ее суверенитете и проводить реформы по более радикальной схеме. Мозговой центр Демроссии составляли представители МДГ. Одновременно возникла еще одна радикальная организация — «Демократическая платформа в КПСС», в которой были те же лидеры МДГ. Идеи «Демплатформы» становились популярными среди рядовых коммунистов. Руководство КПСС во главе с М. С. Горбачевым не поддержало эту инициативу и запретило членство в КПСС деятелей «Демплатформы».
12 марта 1990 г. начал свою работу Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР. С докладом о внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента СССР выступил Первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов. Он представил пост Президента СССР как новый рубеж перестройки, как продолжение перераспределения власти государственной и партийной.
Из преамбулы Конституции СССР были исключены слова «Возросла руководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа» и было провозглашено, что граждане СССР имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях. Им гарантировались условия для успешного выполнения своих задач. В новой редакции статьи 6 было указано, что в управлении страной участвуют, помимо КПСС, другие политические партии и общественные объединения. Не допускалось создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение государственного строя и пропагандирующих социальную, национальную и религиозную рознь.
Съезд избрал Президентом СССР М. С. Горбачева. В своей речи по поводу своего избрания Горбачев так определил свои задачи: «быть гарантом необратимости перестройки, твердо и неукоснительно вести дело к формированию правовой государственности, самоуправляющегося социалистического общества».
15 марта 1990 г. Съезд завершил работу. Основным его итогом стало введение в стране многопартийности и поста Президента СССР. Горбачев усилил свои позиции за счет введения поста Президента СССР, против которого сам выступал менее двух лет назад на XIX партконференции. Президентство было проведено на Съезде не легко, в жарких политических дебатах. Принятые поправки в Конституцию вводили новую властную структуру: в модель с таким ведомством, как Съезд народных депутатов, был встроен институт президентства, с помощью которого реформаторы надеялись связать исполнительную и законодательную власть.
Введение многопартийности и избрание М. Горбачева Президентом СССР на Съезде народных депутатов СССР 15 марта 1990 г. изменили систему политической власти. Реформа политической системы была завершена. Правовая основа КПСС в СССР была устранена, что удалило стержень из всей политической системы государства.
Верховная государственная власть законодательно отделялась от партийной и становилась подотчетной всем гражданам, независимо от их политических взглядов. Сама же партия юридически превращалась в одну из общественных организаций, призванных бороться за влияние сугубо политическими методами. Это было главным результатам политической реформы с далеко идущими последствиями. Что касается института советского президентства, то он оказался малоэффективным: не была разработана система управления всем Союзом посредством этого института, и до конца существования СССР он так и остался неустойчивой аппаратной структурой. Союзное президентство просуществовало менее двух лет. Осенью 1991 г. Горбачев признавал, что «президентство у нас не получилось».
Следует отметить, что воплощение идеи союзного президентства сыграло свою роль и в факторе будущего распада СССР. На том же III Съезде народных депутатов СССР первый секретарь Казахстана Н. А. Назарбаев, поддержав учреждение президентского поста, высказался за применение той же модели в республиках, чтобы «снять уже наметившиеся противоречия между идеей президентства и стремлением республик к расширению своей самостоятельности». Это обесценивало все приобретения, связываемые реформаторами с задачами повышения авторитета центральной власти через союзное президентство. Но «процесс пошел» уже своим, незапланированным путем. 30 марта 1990 г. — всего через две недели после избрания Горбачева — на заседании Совета Федерации стало известно, что пост президента введен в Узбекистане. На недоуменные вопросы Горбачева: «Как же это произошло? Без совета, консультаций, явочным порядком избирается президент в Узбекистане», последовал спокойный ответ узбекского лидера И. А. Каримова: «Так захотел народ». Керимова поддержал Н. А. Назарбаев: «Да, и у нас в Казахстане тоже народ спрашивает, а почему бы нам не иметь президента?» В итоге региональные элиты получили дополнительный мощный инструмент в борьбе за свои суверенитеты, что объективно подталкивало центробежные процессы.
Институт президентства, введенный в СССР, не был результатом всенародного выбора. Именно этим обстоятельством объясняется крайняя неэффективность его функционирования. Другие причины неэффективности дальнейших реформ политической системы состояли в том, что вследствие неудач экономического реформирования кредит доверия к М. Горбачеву как носителю идей президента был подорван. Фактическое руководство страной ослабевало в течение всего 1990 г., Горбачев утрачивал контроль над общественно- политической ситуацией. Многочисленные президентские указы, направленные на прекращение национальных конфликтов в разных частях страны, неудачные попытки изменить принципы ценовой политики, отпустив хотя бы частично цены на хлеб, его поражения в борьбе с оппонентами как справа, так и слева — таковы основные результаты реформы политической системы.
§ 4. Демократизация общественной жизни
В годы перестройки началась небывалая в истории советского государства пора демократических свобод, названных М. С. Горбачевым метким словом «гласность».
Развивая идеи гласности на XXVII съезде КПСС, Горбачев подчеркнул, что гласность должна способствовать укреплению социализма. Идеи о гласности и открытости произвели на общественность большое впечатление и нашли широкую поддержку. Впервые в советской практике взаимоотношения власти и общества выстраивались на партнерских отношениях, а победа курса реформ была поставлена в зависимость от общественного мнения.
Новая культурная политика. С первых месяцев перестройки начала меняться атмосфера в гуманитарной сфере общественной жизни. Возрастала информированность общества, наполнялась новым содержанием духовная жизнь советских людей. Именно в обновлении и открытости информации виделась реформаторам главная суть проходивших преобразований. В выступлениях М. С. Горбачева говорилось о коренной перестройке всех сфер жизни. Начинать ее предполагалось перестройкой в мышлении и психологии, духовной и культурной сферах.
Стратегия реформаторов определялась исходя из необходимости обеспечения реформаторского курса кадрами, способными доводить идеи реформ до широкой общественности и всего населения страны. Реализация идей гласности началась с кадрового обновления в сфере культуры, образования и средств массовой информации.
Новым министром культуры был назначен доктор экономических наук В. Захаров — с 1973 г. работник партийного аппарата. Во главе целого ряда массовых изданий были поставлены новые люди. В журналах «Новый мир», «Знамя», которые не были органами государственной или партийной печати, в августе 1986 г. были назначены главными редакторами С. Залыгин (борец против загрязнения окружающей среды и бездумных промышленных проектов) и Г. Бакланов. Смещения номенклатурных руководителей коснулись и массовых советских журналов «Огонек», «Наука и жизнь» и др. В газету «Московские новости» был назначен новым главным редактором Е. Яковлев.
После XXVII съезда КПСС началась череда съездов творческих союзов. Прошел съезд Союза кинематографистов СССР, Учредительный съезд Союза театральных деятелей, Съезды союза писателей СССР и республиканских союзов.
1986 г. стал годом новой культурной политики. На прилавках магазинов появились литературные новинки, издания дореволюционных историков С. М. Соловьева, Н. И. Карамзина. «Литературная газета», «Советская культура» — наиболее читаемые газеты советской интеллигенции — в течение 1986 г. опубликовали целую серию материалов о назначении художественного слова в жизни общества, о свободе творчества, определяемой как истинное достижение социализма, утраченное в силу неясных тогда еще причин. Темы, уже обозначенные в литературе и публицистике, театре и кино еще за два-три года до перестройки, теперь приобрели актуальность в критическом жанре журналистики — в рецензиях, отзывах, отчетах, обзорах. Летом 1985 г. советские читатели познакомились с повестями В. Распутина «Пожар», а в январе 1986 г. — В. Астафьева «Печальный детектив». Распутин писал о деревне, Астафьев — о провинциальном городке. Общая тема — разрушение природы, разложение души человека, распад самой жизни.
В
духовную жизнь страны начали возвращаться
запрещенные ранее произведения художественной
литературы. В авангарде встал журнал
«Москва» (главный редактор М. Алексеев),
опубликовавший «Мастера и Маргариту»
М. Булгакова, цветаевскую прозу, романы
В. Набокова.
Глава 4 Реформы федеративного устройства
многонациональной России
§ 2. Многонациональная Россия в условиях реформ
Многонациональный характер постсоветской России был одним из важнейших факторов общего развития страны в условиях экономических, политических, федеративных реформ и культурных трансформаций общества в 1992-2009 гг.
Межнациональные отношения. Во многом вся история национальных отношений в это время была обусловлена тем наследством, какое получила Россия от Советского Союза. Советский Союз сложился как объединение титульных наций (народов). (Под титульной понимается нация, народ, этническая группа, название которой определяет официальное наименование территории.) Это отражалось в иерархической соподчиненности союзных и автономных республик. Титульные этносы республик далеко не во всех случаях были доминирующими: в 53 республиканских и автономных образованиях бывшего СССР лишь 10 народов насчитывали, по данным переписи 1989 г.. две трети и более от общей численности населения своих образований.
Информация о работе Реформы федеративного устройства многонациональной России