Реформы федеративного устройства многонациональной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Реформа советской политической системы зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.

Работа состоит из  1 файл

А.Б.Безбородов - История России 1985-2009гг..doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

   Идеологию русского национализма развивали несколько  радикальных политических организаций: «Национальный фронт», «Народная национальная партия», «Национально-державная партия России» (НДПР), «Партия Свободы», «Русское национальное единство» (РНЕ), «Русский общенациональный союз» (РОС), «Русская гвардия» и др.

   Социологические исследования свидетельствуют о  росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. В самом росте этнического самосознания нет ничего негативного, но, к сожалению, быстрее всего растут наиболее эмоционально выраженные формы этнической саморефлексии типа: «Я готов жизнь отдать за свой народ», и даже еще более радикальные, такие как «Татарстан для татар» или «Россия для русских».

   Основной  причиной роста негативной этнической консолидации

   является  восприятие значительной частью российского  общества своей недавней истории  как национального поражения  или как исторической травмы.

   К травмогенным факторам относятся, во-первых, распад СССР; во-вторых, федерализация, которая чаще всего воспринимается как дезинтеграция государства; в-третьих, обе чеченские кампании; и, наконец, в-четвертых, экономические реформы 1990-х гг., оцениваемые большинством населения как несправедливые.

   Крайний национализм, получивший название «экстремизм», питается интересом к исторической традиции своего народа. Эта тенденция имеет место среди всех этносов. Исследователи отмечают, что в постсоветский период позитивное самоутверждение русских осуществлялось, главным образом, за счет мифологизации и героизации прошлого своего народа. В Татарстане героизируется свой народ: там отмечают день памяти погибших почти 500 лет назад при взятии русскими Казани в XVI в. Экстремизм усиливает стремление людей к культурной изоляции, препятствуя процессам модернизации, и обостряет этническую и религиозную нетерпимость.

   В 2000-е гг. частыми стали пикеты, митинги и другие массовые акции  протеста, проводимые в российских городах активистами националистических движений. Российская власть осознает, что радикализация взглядов лидеров наиболее агрессивных националистических партий и движений делает потенциальный конфликт особенно опасным.

   Правовые механизмы противодействия экстремизму. Разработка правовых механизмов противодействия экстремизму началась с середины 1990-х гг. Первым нормативным актом стал Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». В июле 2002 г. был принят Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Российские законодатели приняли и другие нормативные акты, в той или иной мере связанные с правовым пресечением такой деятельности.

   В ноябре 2006 г. партия «Единая Россия» утвердила Программу политических действий «Многонациональный российский народ: этнокультурное многообразие в гражданском единстве». В ней предусматривается система мер по борьбе с радикальными проявлениями национализма. Инициатива была поддержана на первом Всероссийском совещании о роли органов местного самоуправления в профилактике экстремизма и ксенофобии (Саратов, 14 сентября 2007 г.).

   Идеология толерантности. Однако эффективность государства в борьбе с экстремизмом может быть обеспечена только при условии формирования идеологии толерантности (от лат. tolerantia — терпение, в историческом аспекте — терпимость к чужому образу жизни, поведению), проводником которой может быть интеллектуальная элита. Способов формирования такой идеологии несколько: просветительское влияние на общество со стороны интеллектуалов путем обсуждения в прессе проблем экстремизма, хорошее историческое образование молодежи, способствующее развитию личности и ее ценностных ориентаций независимо от национальной принадлежности.

   Преодоление экстремизма, а значит, и межнациональных  конфликтов в любой сфере, будь то политика, культура, повседневная жизнь, обусловлено состоянием гражданского общества. Главными чертами его выступают социальная активность, человеческая солидарность и демократическое сознание.

Информация о работе Реформы федеративного устройства многонациональной России