Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, курсовая работа
Реформа советской политической системы зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.
На XIX Всесоюзной партийной конференции, проходившей в июне — июле 1988 г., была одобрена инициатива Горбачева о реформе политической системы СССР. Идеологическую основу новой политической системы должны были составлять общечеловеческие принципы, которые в советской идеологии считались атрибутами буржуазного общества. Получили признание такие формы новой политической системы, как парламентаризм, разделение властей, правовое государство.
Конференция одобрила проект нового закона о выборах. Согласно этому закону выборы впервые в истории советского общества становились альтернативными (включающими несколько кандидатур).
Конференция приняла шесть резолюций: «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе».
Конференция стала поворотным пунктом в политическом развитии страны: она подтолкнула политические процессы в сторону формирования институтов парламентской демократии, и эти процессы пошли опережающими темпами по сравнению с экономическими реформами. Разрыв между политикой демократизации и практикой хозяйствования послужил началом будущего крушения социалистической системы и распада СССР.
XIX партийная конференция отразила противоречия перестройки и выявила влияние тормозящих факторов, к числу которых относилось сопротивление номенклатуры. В борьбе с ней М. С. Горбачев и его сторонники провели два крупных кадровых мероприятия. В сентябре 1988 г. был изменен состав Политбюро и началась крупномасштабная реорганизация аппарата ЦК КПСС.
Вместо более чем двадцати отделов были созданы шесть комиссий в соответствии с основными направлениями работы КПСС в новых условиях. Было произведено сокращение сотрудников аппарата ЦК.
Изменения в Конституции СССР. Время после XIX Всесоюзной партийной конференции можно назвать временем головокружительных перемен в советском обществе. Оно связано с проведением альтернативных выборов и введением в советскую политическую систему парламента как самостоятельного элемента. 1 декабря 1988г. был принят Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР», по которому в Конституцию СССР 1977 г. вносились изменения и дополнения. Поправки в Конституцию СССР закрепили новую государственную структуру управления. Во главе государства теперь стоял Председатель Верховного Совета СССР (он же Генеральный секретарь ЦК КПСС), выбираемый высшим органом, объединяющим все ветви власти, правомочным решать любые вопросы. Союзная структура органов власти была перенесена на республиканский уровень. Высшими органами союзных и автономных республик стали соответственно Съезды республик. Выборы Съезда народных депутатов СССР были назначены на весну 1989 г.
Верховный Совет СССР — постоянно действовавший законодательный и распорядительный орган, который избирался тайным голосованием народными депутатами СССР из их числа сроком на пять лет с ежегодным обновлением Vs состава. ВС СССР состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты ВС СССР создавали в качестве постоянных рабочих органов комиссии и комитеты (Уг состава из членов ВС СССР и Уг — из числа народных депутатов, не входящих в его состав).
К концу 1988 г. расстановка политических сил резко изменилась. В руководстве КПСС нарастали противоречия. В Прибалтике, на Украине и в Закавказье проявились антисоюзные настроения. Усилились противоречия на этнической основе. Кризис системы вышел из латентного (от лат. latens — скрытый) состояния.
Радикализация общества. Главная политическая перемена заключалась в том, что раскол лагеря сторонников перестройки теперь охватил широкие слои населения. Несколько факторов определяли перспективы дальнейшего реформирования страны: 1) М. С. Горбачев сохранил лидерство в общественном процессе. При этом он обозначил свою позицию: против левого, радикального уклона, за продолжение реформ; 2) миллионы граждан СССР осознали, что отныне возможно выражать свое несогласие с властью; 3) ЦК КПСС стал стороной обороняющейся; 4) среди сторонников перестройки резко обозначилось радикальное крыло, в котором активизировался национальный радикализм.
Национальный радикализм наиболее ярко проявился в деятельности Народных фронтов, возникших в большинстве союзных республик при поддержке руководства ЦК КПСС и вначале декларировавших цель защиты гласности. В 1987 г. радикалы внутри Народных фронтов перешли к лозунгам экономической (республиканский хозрасчет), а в 1988 г. — политической независимости от союзной власти.
В конце 1988 г. деятельность Народных фронтов обрела характер оппозиции союзному центру по вопросам собственной суверенизации и реформы советской федерации. Среди Народных фронтов самыми инициативными были прибалтийские. Националистический и антирусский характер приобрела деятельность Народных фронтов в республиках Закавказья, Средней Азии.
Другой составляющей радикализма стали различные неформальные объединения типа общественно-политических, дискуссионных клубов и т. д. В течение 1988 г. они совершили переход от поддержки перестройки в ее умеренном, горбачевском варианте к радикальным требованиям углубления реформ и поддержки радикально настроенной интеллигенции и политиков.
Первые Съезды народных депутатов СССР. В начале 1989 г. прошла апробацию предвыборная кампания по формированию нового высшего законодательного органа власти — Съезда народных депутатов СССР на альтернативной основе (выбор из двух или более кандидатов в депутаты). Кампания проходила под лозунгом борьбы с привилегиями партийного аппарата, всевластия номенклатуры. Возглавили эту борьбу радикалы, которые впоследствии стали называться демократами. В условиях ухудшения материального положения население пошло за ними; и, несмотря на то что отбор кандидатов контролировался партийным аппаратом, в ряде крупных городов его представители потерпели серьезное поражение, а представители демократических сил были избраны членами высшего законодательного органа страны.
Среди них депутатом на I Съезд народных депутатов СССР по московскому избирательному округу был избран Б. Н. Ельцин, получивший в свою поддержку почти 90% голосов избирателей. В Ленинграде независимыми депутатами стали А. А. Собчак, Ю. Ю. Болдырев, А. А. Денисов. От общественных организаций мандаты получили А. Д. Сахаров, Р. 3. Сагдеев, Н. П. Шмелев, С. С. Аверинцев, В. В. Иванов, П. Г. Бунич, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Ф. Карякин, В. Л. Гинзбург, Г. X. Попов.
Практически безальтернативными были выборы депутатов от КПСС. Вместе с тем следует отметить, что М. С. Горбачев при выборе депутатов от КПСС смог провести свой список, в котором попытался сбалансировать реформаторов и консерваторов.
Избирательная кампания зимы - весны 1989 г. расширила политическую сферу формирования новой оппозиционной силы и породила новые в советской политической практике формы выражения общественного мнения, недовольства и протеста. Самой распространенной формой протестного поведения стали массовые митинги, которые носили стихийный характер и по мере расширения радикальных политических требований начали представлять опасность для власти.
I Съезд народных депутатов СССР (май — июнь 1989 г.) был реальным практическим результатом реформы политической системы СССР. На съезде были избраны постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР, его председатель — М. С. Горбачев и первый заместитель председателя — А. И. Лукьянов. В центре внимания работы Съезда были острейшие вопросы экономического развития страны, продолжения реформы политической системы, национальные проблемы. В ходе работы Съезда депутаты разделились на два различных в количественном соотношении крыла: умеренное большинство, которое поддерживало М. С. Горбачева, и демократическое меньшинство. Именно между ними и шла полемика по основным вопросам.
Главная критика радикалов в отношении реформаторов состояла в следующем. Экономическое реформирование страны терпит провал. Министерское управление промышленностью и сельским хозяйством является сдерживающим фактором развития. Страна нуждается в продолжении реформы политической системы, в частности необходимо лишить государственной власти КПСС (отменить 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС) и передать ее полностью Советам.
Съезд не консолидировал общество вокруг перестроечного руководства КПСС, на что надеялись сторонники Горбачева. Не были приняты и предложения демократического меньшинства: Закон о власти (отменявший монополию КПСС на управление страной) и Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии — радикальный проект нового договора между республиками Советского Союза, основанного на инициативах не сверху, а снизу, что превращало бы СССР в конфедерацию.
Съезд продемонстрировал раскол между теми, кто продолжал отстаивать ценности советского образа жизни, и теми, кто стремился к радикальному обновлению страны. Политическая позиция демократов была артикулирована перед многомиллионной телеаудиторией, смотревшей заседания съезда как захватывающий сериал.
На съезде еще не было фракций, и группы депутатов складывались в зависимости от отношения к тем или иным вопросам. Важной для дальнейшего развития событий стала поддержка российскими демократами прибалтийских Народных фронтов в их намерении выйти из состава СССР.
В докладе, сделанном Горбачевым на Съезде, констатировалось, что узловыми моментами перестройки являются расширение прав союзных и автономных республик, других национальных образований, передача на места большего количества управленческих функций, усиление самостоятельности и ответственности республиканских и местных органов, разграничение полномочий союза и республик. Признал Горбачев и необходимость разработки и принятия новой Конституции страны, закрепления в ней революционных преобразований, осуществляемых в ходе перестройки, что было отражено в постановлении Съезда. Вопросы о 6-й статье Конституции и суверенитете республик остались открытыми.
Межрегиональная депутатская группа. К лету 1989 г. демократическая оппозиция, проявившая себя на I Съезде народных депутатов СССР, оформилась в Межрегиональную депутатскую группу народных депутатов СССР (МДГ) — первую официальную парламентскую оппозицию курсу реформ. Был создан Координационный совет в количестве двадцати с лишним человек и избрано пять его сопредседателей: Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров и В. А. Пальм.
Свою политическую программу МДГ изложила в Тезисах к платформе МДГ. Ключевым требованием группы была отмена 6-й статьи Конституции СССР. После скоропостижной смерти А. Д. Сахарова 14 декабря 1989 г. лидером МДГ стал Б. Н. Ельцин. С этого времени за левой оппозицией окончательно закрепился термин «демократы» — противники партократов, в рядах которых были и реформаторы во главе с М. С. Горбачевым, и консерваторы. Кроме того, в литературе по отношению к этому движению употребляется термин «радикалы», т. е. сторонники полного изменения общественного строя в СССР.
С осени 1989 г. политический процесс приобрел новое качество: главным стержнем перестройки стала борьба между радикалами и Горбачевым за лидерство. К этому времени политическая активность радикалов проявилась с достаточной очевидностью. Импульсом ей стали «бархатные» революции в странах Восточной Европы. Кроме того, радикальная оппозиция получила нового союзника — стачечное движение шахтеров Донбасса, Воркуты и Караганды. Объективной основой для этого союза была неприязнь к центральным властным структурам. Шахтеры создавали стачечные комитеты, учредили Союз стачечных комитетов Донбасса и требовали от власти решения давно накопившихся проблем. Расстановка сил в политической борьбе была достаточно четко обозначена на II Съезде Народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.). Б. Н. Ельцин выступил с программой, в которой изложил позиции радикалов в отношении Перспектив развития страны. Суть ее можно свести к следующему: реформа и свободный рынок — немедленно; 2) землю — крестьянам; 3) бескомпромиссная борьба с бюрократией; 4) отмена 6-й статьи Конституции; 5) демонтаж унитарного государства СССР.
Съезд отклонил требование об отмене 6-й статьи, но вынужден был пойти на некоторые уступки радикалам, приняв решение об осуждении договора Молотова — Риббентропа (1939 г.) и осудив войну СССР в Афганистане.
Общество было на стороне демократов, о чем свидетельствовали опросы общественного мнения по поводу отмены 6-й статьи Конституции.
В этих условиях Горбачев начал строить свою реформаторскую тактику на идеях западной социал-демократии. В конце 1989 г. он выступил со статьей «Социалистическая идея и революционная перестройка», в которой подверг критике ортодоксальный марксизм: он объявил общечеловеческими либерально-демократические ценности — принципы формального права, права свободы личности, принципы товарного производства, эквивалентного обмена. На практике это означало согласие на отмену 6-й статьи Конституции, признание многопартийности, смешанной экономики.
Информация о работе Реформы федеративного устройства многонациональной России