Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:45, курсовая работа
Реформа советской политической системы зародилась на представлениях реформаторов о необеспеченности экономических преобразований кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены основополагающие либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.
Ярким событием, свидетельствующим о единении якутской и российской культур, русского и якутского народов стал 200-летний юбилей святителя Иннокентия. Он широко отмечался в республике в 1997 г.: прошли первые Вениаминовские чтения, организованы книжные издания о жизни архиепископа.
В целом мобилизация культурных событий, внимание к ним, внедрение их в повседневную реальность оказались успешными. Культурно-политические акции поддерживали не только представители титульных национальностей, но и русское население республик.
Политика согласования интересов, проводимая российской властью в 1990-х — начале 2000-х гг., позволяла избегать серьезных конфликтов. В Дагестане система этнического квотирования сбила накал конфликтов. В Адыгее система паритета (этническому меньшинству — адыгейцам гарантировано 50% мест в региональном парламенте) сдержала противоборство между русскими и адыгейцами.
Деятельность федеральной власти в вопросах национального урегулирования шла параллельно с законотворческим процессом в самих субъектах России. Но под предлогом национального суверенитета национальные республики постепенно расширяли свои неконституционные полномочия. Так, Дагестан, Татарстан, Тува, а также Краснодарский край подписывали международные договоры и создавали собственные силы безопасности. Башкирия признала суверенитет не признанной тогда Республики Абхазия (Грузия). Якутия ввела у себя английский язык в качестве официального. Бурятия, Карелия. Северная Осетия и некоторые другие республики приняли законы, позволявшие им объявлять на своей территории чрезвычайное положение. В Ингушетии легализовали многоженство.
Национальную окраску носили некоторые споры по поводу перераспределения национального дохода в пользу отстающих национальных регионов, составлявших свыше 50% всей территории Российской Федерации. Местные элиты принимали законы, позволявшие им самим решать, на каком языке вести образование. Сеть школ с образованием на национальных языках была сравнительно широко развита в Татарстане и Якутии. Реализация этих законов на практике создавала возможности для дискриминации граждан по языковому принципу. В Республике Тува при зачислении на работу предпочтение отдавалось людям, знающим оба государственных языка, — тувинский и русский. Республики Марий Эл, Адыгея, Башкортостан в 1998 г. отказались регистрировать кандидатами в президенты республик граждан, не знавших соответственно марийский, адыгейский и башкирский язык.
Закон о русском языке (был принят в 2005г). Скрытые и явные языковые конфликты свидетельствовали о необходимости укрепить юридическую базу функционирования русского языка, определить его статус в сферах организованного общения на всем языковом пространстве Российской Федерации. В связи с этим в 1993 г. была начата работа над Законом о русском языке, принятым в 2005 г.
Определенной вехой в национальной политике российской власти стал Закон РФ «О национально-культурной автономии», принятый в 1996 г. Он обобщал существующую практику. Этническим обществам предоставлялось право сохранения, развития и использования национального (родного) языка; получения основного общего образования на родном языке и выбора языка воспитания и обучения; сохранения и развития национальной культуры. Закон предоставлял также право на получение бюджетного финансирования общественно значимых программ национально-культурного развития.
Таким образом, методом договоров волну межэтнической конфликтности (за исключением Чечни) удавалось существенно снизить.
Укрепление Федерации на почве единых ценностей составило одну из вех в национальной политике российской власти, наряду с созданием более эффективного механизма ее взаимодействия с национальными республиками со второй половины 1990-х гг.
В российском обществе был поднят вопрос о национальной идее многонациональной России. Несмотря на непродуктивный характер ее обсуждения, сам факт постановки вопроса свидетельствовал о новых чертах российской национальной политики, стремлении власти консолидировать общественные силы всех этнических сообществ.
Концепция государственной национальной политики. В 1996 г. принята Концепция государственной национальной политики, в рамках которой продолжился процесс формирования обновленных национальных отношений. В концепции были детализированы функции исполнительной федеральной власти в реализации национальной политики. Принято решение о создании в Москве Всероссийского дома народов России; об образовании Ассамблеи народов России; о том, какие законы, касающиеся национальных отношений, должна принять Государственная Дума, и др.
По поручению Президента с 2000 г. началось обновление Концепции государственной национальной политики. Ратифицирована Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств, началась разработка Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России, рассчитанной на 2008-2012 гг.
Судьба и перспективы развития коренных малочисленных народов Севера,Сибири и Дальнего Востока — один из основных индикаторов состояния государственной национальной политики. На фоне общего падения жизненного уровня населения России в 1990-е it. положение коренных малочисленных народов находилось в критическом состоянии. В 1999 г. Президент подписал Федеральный закон «О признании прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Но работа по его реализации шла крайне медленно, а программа социально-экономического развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока ежегодно выполнялась лишь на 10-15%. Не найдены пока механизмы комплексного решения проблем коренных малочисленных народов во многих регионах страны.
В 2004 г. создано Министерство регионального развития (с 1992 г. делами национальных отношений и регионов занималось министерство, многократно переименованное и структурно преобразованное). Новое кадровое обновление содействовало активизации национальной политики. Приняты четыре федеральных закона, 12 распоряжений Правительства РФ. Была создана система мониторинга состояния межнациональных отношений для предоставления данных в органы высшей власти.
С начала 2006 г. Концепция государственной национальной политики продолжала разрабатываться. Работа затянулась по причине трудности определения объекта такой политики: на территории России представлены российский этнос и другие этносы. Они находятся на разных ступенях модернизации, с различным уровнем развития институтов гражданского общества, степенью сохранности традиционных институтов. К 2007 г. в печати и в парламенте речь уже шла о новой Концепции государственной национальной политики, более соответствующей реалиям начала нового тысячелетия.
Региональные инициативы. Тем временем многие регионы страны приступили к обновлению правовых оснований в межнациональных отношениях. В 2007-2008 гг. в 43 субъектах Российской Федерации были приняты региональные концепции государственной национальной политики, учитывающие как основные положения федеральной Концепции, так и региональные особенности этнокультурной ситуации.
В начале 2000-х гг. в результатеэкономической и социальной стабилизации шел процесс дальнейшей урбанизации регионов страны, а также возвращения русских, ранее уехавших из ряда республик.
С 2008 г. начал работать механизм финансирования государственной национальной политики с ежегодным объемом 240 млн руб.
В последние годы в национальной политике власти усилен акцент на обеспечение единства и целостности Российской Федерации, укрепление единой российской государственности с установкой на межэтническую толерантность, патриотизм, в отличие от 1990-х гг., когда на первое место ставился принцип федерализма и возрастающей самостоятельности субъектов Российской Федерации.
Новыми по сравнению с 1990-ми годами стали идеи признания необходимости знания всеми гражданами России русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Неравномерность социально-экономического развития. Неравномерный характер развития субъектов России осложнял национальные отношения между народами. Так. в Республике Ингушетия существенным фактором развития в 2000-х гг. выступал фактор безработицы. По статистике 2008 г.,больше половины взрослого населения республики являлись безработными, уровень промышленного производства в регионе в 10 раз ниже, чем в среднем по России. Все эти проблемы тянули за собой проблемы преступности, коррупции. Одновременно определены новые вызовы и угрозы, встающие перед Россией в сфере межнациональных отношений, — проявления национализма, экстремизма и ксенофобии, отмечена роль незаконной миграции в формировании негативных процессов.
Национализм. Крайностями национального самовыражения выступает национализм, который имеет сложную и неоднозначную интерпретацию как в научных кругах, так и среди политиков. В годы революционного слома системы советских отношений, в постсоветской России национализм развивался волнами. Он был обусловлен несколькими факторами: низким уровнем условий жизни вследствие падения темпов экономического развития, ущемленным национальным достоинством в прошлом, неудовлетворенностью социальным положением, недовольством властью. До середины 1980-х гг. националистические и сепаратистские тенденции сдерживались как пропагандой интернационализма и репрессиями против открытого национализма, так и действием интеграционных сил в экономике, основанной на принципе единого хозяйственного организма.
В период перестройки (1985-1991 гг.) пропаганда интернационализма резко сократилась, репрессии на фоне демократизации общества ослабли, а единый хозяйственный механизм был разрушен внедрением принципов регионального хозрасчета. Экономические неудачи перестройки, снижение жизненного уровня граждан, в чем националисты стали обвинять инонациональные группы, имели деструктивное значение. В общественное сознание внедрялись идеи о бесправности народов, о неправомерности эксплуатации природных ресурсов тех или иных регионов в пользу других, об ущемлении национальных традиций и т. п.
В 1990-е гг. наблюдались волны национализма, сменявшиеся относительной стабилизацией. Так, всплеск национализма имел место в 1992-1993 гг. и 1994-1996 гг., после экономического кризиса 1998 г., после серии террористических актов в городах России и начала второй чеченской войны. Националистические тенденции проявлялись в деятельности отдельных групп людей, в сознании которых преобладают националистические предрассудки, иногда в комплексе с религиозными взглядами. Они выражались во враждебности к людям других национальностей, в стремлении подчеркнуть превосходство своей нации, ее исключительность.
В начале 1990-х гг. возникло множество общественных организаций национального толка в ряде регионов России. Как правило, они складывались преимущественно на базе национальных Движений титульных народов республик Российской Федерации. Одним из первых появился «Объединенный конгресс чеченского народа» (ОКЧН), созданный еще в 1990 г. в Чечено-Ингушской АССР. Бурно развивались национальные движения и партии в Татарстане. Среди них — «Всетатарский общественный центр» (ВТОЦ), комитет «Суверенитет», партия «Иттифак», объединение «Азатлык». «Исламская демократическая партия». В 1992-1993 гг. оформилось несколько национальных движений в Дагестане — кумыкское «Тенглик», аварское «Фронт им. имама Шамиля», лакское «Казикумух» и др. В Саха (Якутии) были две наиболее оформленные организа- ции — «Саха-Кескеле» и «Саха-Окум». Первая — больше политической направленности, отстаивающая идеи суверенитета республики внутри РФ, вторая — больше этнокультурной направленности, растующая за сохранение и возрождение культуры саха (самоназвание якутов). В Туве более известным было объединение «Хостуг Тыва», выступавшее за суверенитет и поддержку культуры тувинцев.
Все эти организации в начале 1990-х гг. были влиятельными и вполне могли оспаривать власть официальных администраций в своих автономиях. В 1995 г. был принят Закон «Об общественных объединениях», позволявший легитимизировать их деятельность и организовать диалог с властью.
К
середине 1990-х гг. влияние большинства
из них стало быстро ослабевать в
подавляющем большинстве
В 1990-х гг. появились русские националистические организации. Численность их на протяжении 2000-х гг. по наблюдениям специалистов возрастала. Под лозунгом «Россия для русских» в 1991 г. выступали несколько десятков человек, а в 2004 г. — 33 тыс., чаще всего обозначаемых аналитиками общим названием «скинхеды». Если в 1990-х гг. скинхеды были представлены мелкими группировками (от 3 до 10 человек), то после 2000 г. стали складываться крупные организации (до 500 человек). При этом отмечено, что общее число людей, солидарных с тезисом «Россия для русских», намного больше.
Информация о работе Реформы федеративного устройства многонациональной России