Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:09, контрольная работа
Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Реализация его идеи предполагали решение двух основных проблем, с одной стороны — развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, а с другой — ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к тотальному огосударствлению общества.
ИСТОРИЯ РОССИИ (часть 2)
4.
Реформы Петра 1 и образование
Российской империи (конец 17-
Сразу же по вступлению на престол
Петр I приступил к реформам, преследуя
единственную цель: создание мощного
обороноспособного государства
с высоким международным
Однако было бы значительным упрощением представлять усилия Петра I по реформированию России как последовательное выполнение какого-то заранее задуманного плана. Чаще всего они носили спорадический характер в виде реакций на те или иные складывающиеся обстоятельства. Важнейшими и непосредственными стимулами реформаторской деятельности Петра I была необходимость победы в Северной войне (1700-1721), и как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т.д.
Военная реформа. Как известно, Северная война началась неудачно для России. В ноябре 1700 г. русская армия потерпела крупное поражение под Нарвой. С этого времени началась бурная деятельность по созданию нового типа армии — регулярной. Армия начала комплектоваться путем рекрутских наборов: с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который обязан был в качестве рядового нести службу, пока позволяло здоровье. Позже срок службы был ограничен 25 годами. Офицерский состав комплектовался из дворян. Все дворяне обязаны были находится на военной или гражданской службе. Содержание солдат и офицеров государство полностью взяло на себя. Таким образом армия стала профессиональной: воинская служба была теперь единственным занятием для солдат и офицеров.
Реформа государственного аппарата. Для победы в войне со Швецией необходимо было реформировать не только армию, но и огромную, неповоротливую государственную машину. Петр мечтал создать такой государственный аппарат, который бы работал четко, «регулярно», как часы, В силу ряда обстоятельств, господствующих в Европейских странах умонастроений, с которыми он познакомился в двух своих зарубежных поездках и тесном общении с иностранцами Кукуевой слободы, авторитарной традиции власти в России, а также рационалистического склада своего ума, Петр I верил в огромные возможности государственного аппарата. Ему казалось, измени он рациональным образом деятельность государственного аппарата, и изменится жизнь всего общества. Тем более в стране, где государственная власть подавляла общество, а воля монарха являлась законом, нетрудно было поверить в силу приказа. Поэтому Петр I, будучи человеком сильной воли, привыкший к всеобщему повиновению, считал, что только он один знает, что необходимо стране. Логическим следствием этого стала реформа государственного аппарата. В 1711 г. был создан высший орган государственной власти — Сенат, заменивший Боярскую думу. Сенаторы назначались царем. Во главе Сената стоял генерал-прокурор. В 1718-1721 годах были ликвидированы приказы, а вместо них учреждены коллегии. Основная особенность системы управления через коллегии состояла в четком разделении между ними функций. Порядок работы коллегий определялся специальными регламентами, а общие принципы работы органов центральной власти излагались в Генеральном регламенте.
В1708-1710 гг. в России создано новое административное деление. Вся страна была поделена на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, обладающие полнотой исполнительной и судебной власти на местах.
Содержание регулярной армии
и разросшегося государственного аппарата
требовало гигантских средств. Одним
из способов получения этих средств
рассматривалась налоговая
В допетровские времена налогами облагался двор, равное количество налога платили и 10 и 20 обитателей двора. Петр ввел подушный налог — теперь налог взимался с одного человека (души) мужского пола. Для учета налогоплательщиков была проведена подушная перепись, а затем ее ревизия. С тех пор периодические переписи (ревизии) стали нормой российской жизни.
Существенное значение для
духовной жизни россиян имела
реформа церковного управления. Эта
реформа затрагивала очень
Создание Святейшего Синода
означало полное подчинение духовной
власти светской, церковь превратилась
в одно из государственных учреждений
и должна была напрямую обслуживать
государственные интересы. Это отрицательно
сказалось на духовной жизни русского
общества. Православная церковь была
административно ограничена и законсервирована
и смирилась со своим положением
служителя режиму. В отличие от
Запада, где католическая церковь
играла самостоятельную политическую
роль, и более того, диктовала
свою волю политическим режимам. Например,
католическая церковь оказывала
решающее влияние на формирование политической
власти. Поэтому русские
Создание новых властных
структур завершается провозглашением
в 1721 г. Петра I императором, т.е. главой
светской и духовной сфер жизни. Никогда
прежде глава российского государства
не обладал такой полнотой власти.
«... его величество само-державный
монарх, который никому на свете
о своих делах ответа дать не должен».
Следует особо отметить, что это
осознанный выбор Петра, так как
он абсолютно не воспринимал европейское
общественное устройство, где была
предусмотрена автономия
Систему власти, созданную
Петром I, принято называть абсолютизмом.
Попытаемся ответить на вопрос, в чем
же состоят особенности
Абсолютизм является формой общеевропейской, но в каждой из стран имел свою специфику. В Европе, например, абсолютные монархи стремились не только укрепить свою личную власть, но и государственность в целом. В России, он обладал рядом отличительных черт:
а) особой расстановкой сил в господствующем классе (боярство-дворянство);
б) сложной внешнеполитической обстановкой;
в) обострившейся социальной рознью (недовольство крестьян крепостничеством, недовольство купцов привилегиями дворян и тд);
г) опытом и примером развития Западной Европы (успехи вна-уке, экономике, военном деле);
д) сложностью управления государством на обширных территориях России.
Созданные Петром I силовые структуры — армия, полиция — повсеместно применялись для достижения государственных целей.
Промышленная реформа
К концу царствования Петра I в России действовало 221 промышленное предприятие, из них 86 металлургических заводов, причем 40 из них были очень крупными. Из этих заводов только 21 было основано до Петра и продолжало действовать при нем. Кроме того, ряд предприятий..возникших в 1726-1730 гг., проектировался еще при нем. На этой основе в России была создана промытзгегл'дгл-з/гна-ва крупнейшей регулярной армии. Современный флот связал Россию с другими странами, обеспечил военно-политический паритет и торговые связи.
5.
Внутр и внеш. Политика России
в 18в. Просвещенный
Просвещенный абсолютизм
— это явление общеевропейское.
В Европе оно представлено такими
яркими личностями, как король прусский
Фридрих II, шведский Густав III, император
Австрии Иосиф II и др. Эта эпоха
была пронизана идеями французских
просветителей и
Идеи Просвещения получили широкое распространение и за пределами своих стран. Екатерина II, будучи человеком европейски образованной, осознавала необходимость предстоящих перемен и со всей серьезностью взялась за тщательное изучение работ Ш.П.Монтескье, Вольтера, Д'Аламбера, Д.Дидро и др. В свое царствование она стремится провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой породы людей», которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, старается внедрить широкое народное образование, пытается искоренить крепостное право.
Политическая нестабильность
при ее предшественниках и серия
дворцовых переворотов
Екатерина II осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране. Она считала, многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т.к. авторы их руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам.
В XVII в. была создана Уложенная
Комиссия, целью которой стало
устранение существующих в законодательстве
недостатков и выявление нужд
и настроений в обществе. С большим
энтузиазмом императрица
В своих рассуждениях императрица исходит из убеждения, что Россия — европейская страна, и что ее размеры обусловили единственно приемлемую для нее форму правления в виде абсолютной монархии. Трудно не согласиться с Семенниковой Л.И., которая утверждает, что в России всегда видели смысл преобразований через государство, в то время, как на Западе наряду с этим ориентация шла в основном на развитие элементов гражданского общества. Екатерина II не допускала мысли об ограничении собственного самовластия.
«Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным миром правит... Всякое другое правление не только было России вредно, но и в конец разорительно. Какой предлог самодержавного правления? Не в том, чтоб у людей отнять их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра». В своем «Наказе» она продвинулась вперед в толковании основ власти монарха, она конкретизирует понятие неограниченной власти и рассматривает царскую особу как источник государственной власти и принадлежащее ей право в издании и толковании законов российской империи.
Составительница «Наказа» считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права, прежде всего~«самому правящему классу». Интересно отметить, что никто, прежде всего в России, их не имел. Даже представители аристократии подвергались телесным наказаниям. Если Петр I сделал первые шаги к правовому государству, регламентируемому законами, то «Наказ» углубляет эту мысль, во многих статьях разъясняя значение закона всех сфер жизни. Слабее всего в «Наказе» разработан крестьянский вопрос. Первое издание «Наказа» вышло в 1767 г. Он издавался 7 раз общим тиражом около 5 тыс. экземпляров и приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами, т.к. был переведен на многие европейские языки.
Работа Уложенной Комиссии
показала, что российское дворянство
является наиболее консервативной частью
общества и твердо стоит на страже
своих интересов. И борьба с ними
может закончиться потерей
Составной частью политики просвещенного абсолютизма является секуляризация церковных владений. Буржуазные революции в XVII-XVIII вв. в Европе нарушили безраздельное господство церковной идеологии, которая отрицала за человеком право на свободу личности, слова, высказываний, действий. Просвещенные монархии приобщались к этому веянию времени. Так Екатерина II завершила начатое еще Петром I подчинение церкви государству. Указом 26 февраля 1764 г. монастырские, церковные вотчины с населявшими их крестьянами передавались коллегии экономики. Наиболее полную оценку этому явлению дал Н.И.Павленко, который считал, что секуляризация церковных вотчин шла по трем основным направлениям. Она лишила духовенство экономической базы. Если при Петре I было упразднено патриаршество и учрежден Синод, полностью зависимый от государства, то при Екатерине II, монастыри, епархии стали полностью зависимыми от государства, которое брало их на свое содержание. Третий результат — облегчение положения крестьян, ранее принадлежавших духовным помещикам. Вывод прост: церковь оказалась интегрированной в государственную структуру, что уменьшило ее влияние на общество.
В 60-70-е гг. по России прокатилась
волна крестьянских выступлений. Наиболее
крупное из них — это восстание
Емельяна Пугачева, выдававшего себя
за убитого императора Петра III. Народное
восстание отрезвляюще
Информация о работе Реформы Петра 1 и образование Российской империи (конец 17-нач. 18 вв.)